Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Адонкин Василий Семёнович

В.С.Адонкин

Родился 7 апреля 1913 года в селе Хохлово, ныне Белгородского района Белгородской области, в семье служащего. Окончил 7 классов неполной средней школы. С 1937 года в Военно - Морском Флоте. В 1941 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков. Служил на Северном флоте.

С июня 1941 года лейтенант В. С. Адонкин на фронтах Великой Отечественной войны. По октябрь 1941 года служил в 72-и САП СФ; по июнь 1942 года - 78-й ИАП СФ; затем - в 27-м ИАП и 255-м ИАП СФ.

К июлю 1943 года командир эскадрильи 78-го истребительного авиационного полка  ( 6-я истребительная авиационная дивизия, ВВС Северного флота )  капитан В. С. Адонкин совершил 365 боевых вылетов  ( из них 31 на штурмовку войск, военных объектов и судов противника ), провёл 42 воздушных боя, сбил 13 вражеских самолётов.

22 января 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

17 марта 1944 года погиб при выполнении боевого задания.

Всего выполнил более 500 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 18 самолётов лично и 4 в группе.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ); медалями. В 1950 году навечно зачислен в списки воинской части. Его бюст установлен в посёлке Сафоново Мурманской области, мемориальная доска - в селе Хохлово. Имя Героя носит судно Морского Речного Хозяйства России и средняя школа села Хохлово.

*     *     *

В одной из воинских частей, в списки которой навечно зачислен майор В. С. Адонкин, над аккуратно заправленной койкой висит портрет лётчика и обращение к молодым: "Учись у храбреца". Слова эти подкреплены немалым количеством боевых эпизодов, участником которых был Василий Семёнович Адонкин.

В 1937 году по комсомольской путёвке поступил он в Ейское военно - морское училище лётчиков, окончил его с отличием и после выпуска служил на Северном флоте в 72-м смешанном авиационном полку, в составе которого и встретил войну.

Адонкин Василий Семёнович

Уже в первые месяцы войны он показал себя умелым и мужественным воздушным бойцом. Первую победу одержал 29 июня 1941 года.

В тот день, с 16 до 17 часов немецкие бомбардировщики группами до 10 машин в сопровождении истребителей произвели ряд налётов на наши аэродромы. Шестёрка истребителей И-153 взлетела уже под свист вражеских бомб. Первым атаковал и сбил неприятеля лейтенант Ф. С. Платко. Вслед за ним продолжили счёт сбитых стервятников капитан И. К. Туманов, старшие лейтенанты В. Н. Алагуров и В. П. Юдин и младший лейтенант В. С. Адонкин. Они в группе сбили 4 бомбардировщика Ju-88. Всего за день только в воздушных боях враг потерял 13 самолётов. Однако и ему удалось уничтожить 6 и повредить 18 наших самолётов.

13 июля 1941 года при отражении очередного налёта на свой аэродром лётчик 72-го смешанного авиационного полка  ( 6-я истребительная авиационная дивизия, ВВС Северного флота )  младший лейтенант В. С. Адонкин на истребителе И-153 таранным ударом уничтожил вражеский бомбардировщик. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1941 года награждён орденом Красного Знамени.

Вскоре Василий Адонкин стал заместителем командира эскадрильи 78-го истребительного авиаполка. Весной 1942 года немецкие войска упорно рвались к Мурманску. Над городом часто завязывались ожесточённые воздушные бои. Только в течение мая, Василий Семенович совершил более 30 боевых вылетов, провёл 9 воздушных боёв и лично сбил 3 вражеских самолёта. 2 июня он трижды водил лётчиков эскадрильи на прикрытие города и увеличил свой счёт, уничтожив ещё 2 самолёта.

22 июня 1942 года авиаторы - североморцы подвели итоги своей боевой деятельности за 12 месяцев. По далеко не полным данным, с начала войны в воздушных боях ими было сбито около 300 немецких самолётов, потоплено 8 транспортов и военных кораблей, в том числе 2 подводные лодки, повреждено 7 боевых кораблей, уничтожено около 200 автомашин, свыше 60 различных складов и более 4000 солдат и офицеров противника.

И-16 капитана В.Адонкина

За этот год несколько североморских лётчиков зарекомендовали себя опытными воздушными бойцами, настоящими асами. У них учились, на них равнялись: 12 вражеских машин сбил П. Г. Сгибнев, 9 - В. П. Покровский, 8 - С. Г. Курзенков, по 7 - В. С. Адонкин и П. И. Орлов, по 6 - Д. Ф. Амосов и В. С. Дорошин. В групповых боях с участием этих лётчиков уничтожено ещё 28 самолётов противника.

Адонкин постоянно стремился совершенствовать тактические приёмы, повышать как своё лётное мастерство, так и мастерство других лётчиков эскадрильи. Его действия в воздушных схватках всегда служили для подчинённых примером храбрости, бесстрашия, тонкого понимания сложившейся ситуации.

Не раз ему довелось участвовать в боях с превосходящими силами противника.

13 августа 1942 года крупному налёту подвергся основной аэродром североморцев. В нём участвовало 16 Ju-88 и 5 Mе-110 в качестве бомбардировщиков. Их прикрывало 20 Mе-109. В воздушном бою над аэродромом группа советских истребителей под руководством заместителя командира 27-го истребительного полка капитана В. С. Адонкина сбила 2 "Мессершмитта".

Харрикейн В. Адонкина

На самолёте установлен противопылевой фильтр, изготовленный в мастерских ВВС СФ,
а также новое вооружение, состоящее из двух пушек ШВАК и двух пулемётов УБК.

19 июня 1943 года при сопровождении штурмовиков, наносивших удар по транспортам противника в районе Варангер - Фьорда, 8 истребителей под командованием Василия Адонкина вступили в бой с 27 немецкими Ме-109 и FW-190. В этой схватке наши лётчики  ( без потерь со своей стороны )  сбили 4 вражеских самолёта и обеспечили возможность штурмовикам потопить 2 крупных транспорта и миноносец врага.

В.Адонкин у своего 'Харрикейна'

В 1943 году Василий Адонкин уже слыл признанным мастером сопровождения штурмовой и бомбардировочной авиации. Ветеран североморской авиации, за 2 года войны совершил более 250 боевых вылетов, одержал более 10 побед, освоил 5 типов истребителей.

В.С.Адонкин В.С.Адонкин

Был он и опытным воздушным бойцом. Истребители под его командованием небольшими группами вылетали на рейдовые операции в тыл противника и наносили врагу значительные потери в живой силе и технике.

В июле 1943 года капитан В. С. Адонкин - уже командир эскадрильи 78-го истребительного авиационного полка ВВС Северного флота - был представлен к высшей степени отличия в стране - званию Героя Советского Союза. К тому времени он выполнил 365 успешных боевых вылетов. Проведя 42 воздушных боя, сбил 13 самолётов противника.

Звание Героя Советского Союза, с вручением медали "Золотая Звезда" и ордена Ленина, было присвоено ему 22 января 1944 года. После этого отважный воздушный боец продолжал громить врага, одерживать победы в ожесточённых воздушных схватках. Но до светлого дня Победы дожить ему было не суждено...

17 марта 1944 года наша авиаразведка обнаружила крупный немецкий конвой № 110, состоявших из 4 транспортов и 20 кораблей эскорта. С воздуха его прикрывали истребители Ме-109. Командование решило нанести комбинированный удар по транспортам группами низких и высотных торпедоносцев. Ведущим восьмёрки истребителей прикрытия был назначен командир 255-го ИАП майор Н. Г. Чертов.

Р-39 255-го ИАП

Истребитель Airacobra P-39Q-25 из состава 255-го авиационного полка ВВС СФ.  Осень 1944 года.

Отыскав конвой, торпедоносцы ринулись в атаку. Около 10 "Мессеров" бросились на них, стреляя с короткой дистанции. Четвёрка истребителей во главе с Чертовым отбивала атака Ме-109, увязавшихся за торпедоносцами. Вторая четвёрка истребителей вела воздушный бой ещё с 10 Ме-109.

В.С.Адонкин

Противнику удалось зажечь сначала один, затем другой торпедоносец. Вспыхнул и упал в море истребитель майора Н. Г. Чертова. Пострадал и самолёт младшего лейтенанта Н. Цибезова.

Два торпедоносца прорвались сквозь плотный зенитный огонь и прицельно сбросили торпеды. Одна из них повредила эсминец, вторая уничтожила сторожевик. Однако при выходе из атаки один из торпедоносцев был сбит и упал в море. Не повезло и второму - сильно повреждённый, он совершил посадку на воду.

Тем временем наши истребители продолжали сражаться с Ме-109, связывая их боем. Капитан Рассадкин и лейтенант Власов сбили по одному "Мессеру".

Отважно сражался в том бою и заместитель командира 255-го истребительного авиационного полка  ( 5-я Гвардейская минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Северного флота )  Герой Советского Союза майор В. С. Адонкин. Но когда он уже выходил из боя, его машину настиг зенитный снаряд... Это случилось в районе озера Эккере  ( Финляндия ). К моменту гибели он имел на счету 18 личных и 4 групповые победы.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 4 групповые победы лётчика. ]

*     *     *

Список всех известных побед капитана В. С. Адонкина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
129.06.1941 г.1  Ju-88аэродром ВаенгаИ-15бис, И-153,

МиГ-3, И-16,

"Харрикейн",

"Аэрокобра".
221.07.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )р-н Мурманска
325.07.1941 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Цып - Наволок
413.08.1941 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )Роста
515.08.1941 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 5 )Мурманск
626.08.1941 г.1  Ju-88Ваенга - Луостари
709.09.1941 г.1  Hs-126Большая Западная Лица
809.05.1942 г.1  Ju-87оз. Большое Ура-Губское
912.05.1942 г.1  Ме-110Титовка
1014.05.1942 г.1  Ме-109сев - зап. г. Мишукова
1101.06.1942 г.1  Ме-109зап. Кола
1202.06.1942 г.1  Ме-109м. Пикшуев
1303.07.1942 г.1  Ju-87зап. Мурманск
1413.08.1942 г.1  Ме-109Челнопушки
1502.06.1943 г.1  Ме-109порт Кибергнес  ( предположительно )
1612.06.1943 г.1  Ме-110Кибергнес
171  Ме-109Эккере
1819.06.1943 г.1  Ме-109о. Хейне - Саари
1904.07.1943 г.1  Ме-110сев - вост. Вайтолахти
2022.08.1943 г.1  Ме-109юж. Вардэ
2120.01.1944 г.1  Ме-109юго - зап. оз. Чапр
2205.03.1944 г.1  Ме-109Эккере

     Всего сбитых самолётов - 17 + 4  ( и 1 + 0 сбито предположительно );  боевых вылетов - более 500;  воздушных боёв - около 50.

Приказом Министра обороны Союза СССР майор Василий Семёнович Адонкин занесён навечно в списки воинской части. Бюст Героя установлен в посёлке городского типа Сафоново Мурманской области, а в селе Хохлово - мемориальная доска.

МиГ-31 'Василий Адонкин'

Его имя присвоено тяжёлому перехватчику МиГ-31 из состава 174-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного Печенгского полка имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова.

*     *     *

Мой боевой товарищ Василий Адонкин.

Небо на редкость чистое, без единого пятнышка. Спокойная гладь моря отражает голубизну, слегка позолоченную неярким, но ласковым солнцем. В такую,погоду хорошо мчаться на быстроходной моторке, мчаться до тех пор, пока далеко позади не останется берег, потом заглушить мотор и слушать затухающий плеск воды за бортом да мирную перекличку чаек...

Мирную... Чего только не придёт в голову !   И получаса не прошло с тех пор, как я носился над пылающим транспортом противника, охраняя свои торпедоносцы от натиска "Мессеров". И вот, возвращаясь домой, размечтался под мерное гудение мотора...

Мой "МиГ" садится рядом с машиной капитана Адонкина. Ещё в воздухе я узнал об очередной победе славного североморского аса: за время боя над морем он сбил 2 "Мессершмитта" !

Спешу поздравить товарища, но Адонкин отвечает нехотя.

- Что хмуришься, Василий ?

Он молча кивает на свою машину: три свежих, словно нарисованных, пробоины. И я вспоминаю: недавно на этом же месте Василий беседовал с молодым лётчиком. Тот только что получил "боевое крещение" и с гордостью показывал пробоины на фюзеляже своей машины.

- Нашёл, чем хвастаться, - без стеснения прервал его Адонкин. - Ты же истребитель, а не мишень для врага. Конечно, в бою без потерь обойтись не всегда удаётся. Но тогда огорчаться надо, а то и стыдиться...

Должно быть, теперь вспоминает тот разговор. Чудак !   За три пробоины гитлеровцы заплатили ему двумя самолётами. Но себе он и их не прощает. Таков уж Адонкин. Таким его знают и любят.

- Море - не суша, оно не прощает ошибок, - часто напоминает он молодым. - Здесь не спасёт ни парашют, ни удачная вынужденная посадка. Только боевое мастерство !   Только победа !

В сущности всем известные истины. Но в устах прославленного североморского аса они звучат каждый раз заново, поскольку Адонкин каждый день подтверждает их в бою. При этом ему приходится следить не только за маневрами "личного" своего врага, с которым он в данный момент дерётся, но и за машинами подчинённых, руководя всем боем. Линии, которые он прочерчивал во фронтовом небе над Баренцевым морем, не были ни элементарно прямыми, ни беспорядочно путаными. Это были следы хладнокровных, мгновенно принимаемых и, однако, безошибочно рассчитанных решений.

В.Адонкин.

Спокойно и уверенно сражался он однажды против трёх "Мессершмиттов". И для всех, кто видел этот бой, он послужил образцовым уроком тактики.

...Вражеские истребители бросились в разные стороны. Казалось, в этот момент каждый из них является лёгкой добычей для советского аса. Но Адонкин не поддался на удочку. Понял: два "Мессершмитта" стараются отвлечь его внимание, чтобы дать третьему возможность внезапно напасть на него с задней полусферы. Адонкин первым открыл по нему пулемётный огонь. "Мессеры" моментально поменялись ролями: один отвлекал, два заходили сзади. Адонкин на это и рассчитывал. Основательно отпугнув одного, круто развернулся и устремился навстречу остальным. Те снизились, разошлись в разные стороны. И хотя у советского лётчика оказался запас высоты, он и тут удержался от решительной атаки. Лишь когда третий "Мессер", совершая маневр, потерял высоту и скорость, Адонкин молнией устремился на него. Спикировав почти отвесно, с короткой дистанции поразил растерявшегося противника. Затем умело вышел из боя: горючее и боеприпасы были на исходе.

На другой день получил новое боевое задание: сопровождать на бомбежку вражеского аэродрома наши пикирующие бомбардировщики. Ещё на подходе к цели обнаружил два "Мессера", они летели, мимо, не замечая наших самолётов. Такая беспечность противника заставила Адонкина насторожиться. И вскоре он обнаружил группу вражеских истребителей, заходящих бомбардировщикам в хвост. Расчёт гитлеровцев был прост: советские истребители, заметив в стороне два "Мессершмитта", погонятся за ними, оставив тяжёлые машины неприкрытыми.

Вдвоём со своим ведомым Адонкин отогнал эту новую группу, но увлекаться преследованием и тут не стал: ясно, что в небе есть ещё "Мессеры". Поспешил запастись высотой. Предосторожность оказалась нелишней: над вражеским аэродромом барражировали ещё четыре пары истребителей.

Адонкин предупредил своих ведомых: ни одного не выпускать из поля зрения !   Преимущество было, налицо: и высота и то, что они обнаружили врага раньше, чем он их заметил. Внезапность и определила исход боя.

Обычно группе Адонкина поручалось прикрытие транспортов, наземных войск и аэродромов базирования, сопровождение бомбардировщиков. Не позволить врагу причинить нашим войскам урон, отогнать его от цели, при случае - уничтожить. И почти каждый из боевых вылетов был образцом творческого решения задачи. Адонкин никогда не удовлетворялся накопленным опытом, никогда не решал задач стандартно. Каждый новый бой для него был по-своему первым, требовал своих тактических приёмов.

Однажды он с несколькими парами истребителей сопровождал группу бомбардировщиков, совершавших налёт на аэродром противника. Удар был нанесён неожиданно, зенитки не успели открыть огонь. Истребители возвращались с неизрасходованным боезапасом. Это было непривычно и даже немного досадно, хоть боевая задача и была выполнена безукоризненно.

В порту Петсамо у причала стоял неприятельский торпедный катер. Адонкин со своим ведомым спикировал и несколькими длинными пулемётными очередями поджёг на нём горючее и боеприпасы.

В тот же день он слетал ещё и в разведку. Небо было ясное, золотой солнечный диск висел над чуть затуманенным горизонтом. В районе Варде Адонкин сделал разворот и пошёл курсом на северо - запад. В открытом море обнаружил гитлеровский конвой, направлявшийся в сторону Киркенеса. Сумев остаться незамеченным, он вернулся на аэродром и немедленно сообщил командованию результат разведки. Группа торпедоносцев вылетела в указанный квадрат и успешно атаковала противника...

За годы войны Герой Советского Союза капитан Адонкин произвёл сотни успешных боевых вылетов. Под его командованием истребители выполнили множество операций по уничтожению вражеских транспортов, аэродромов, по обеспечению прохода морским путем наших караванов с военным снаряжением. Василий Адонкин лично уничтожил в воздушных боях более 15 самолётов противника.

( Из книги З. А. Сорокина - "Звёзды на фюзеляже".  Москва, издательство ДОСААФ СССР, 1977 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

         © AirFighters.RU