Главная | Источники | 

HSU

Афанасьев Владимир Ильич

В.И.Афанасьев

Владимир Афанасьев родился 24 Апреля 1921 года в деревне Никандровка ( ныне не существует ), территория Борисоглебского района Воронежской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии. Год спустя, окончив Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, был оставлен в ней лётчиком - инструктором.

С Января 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Был младшим лётчиком 630-го истребительного авиационного полка  ( Северо - Западный фронт ), в Феврале 1942 года - Мае 1945 года - командиром звена, заместителем командира и командир авиаэскадрильи 253-го  ( с Октября 1943 года - 145-го Гвардейского ) истребительного авиационного полка  ( Калининский фронт, Западный фронт ПВО и 2-й Прибалтийский фронт ).

К 28 Октября 1943 года заместитель командира эскадрильи 145-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 106-я истребительная авиационная дивизия, Западный фронт ПВО ) Гвардии старший лейтенант В. И. Афанасьев совершил 260 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил лично 14 и в составе группы 3 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 Марта 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"   ( № 3330 ).

К концу войны Владимир Афанасьев совершил более 300 успешных боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3 и Ла-5. Согласно данным М. Ю. Быкова, опубликованным в книге "Асы Великой Отечественной", в воздушных боях сбил 16 самолётов  ( 11 лично и 5 в группе ). Однако они не стыкуются с информацией из наградного листа, согласно которому уже к 28.10.1943 года он имел на своём счету 17 побед  ( 14 лично и 3 в группе ). Ещё 2 победы, согласно данным М. Ю. Быкова, были одержаны весной - летом 1944 года...

После окончания войны Владимир Ильич продолжал службу в строевых частях ВВС. С 1946 года Подполковник В. И. Афанасьев - в запасе. В 1947 - 1950 годах был лётчиком транспортного отряда Министерства авиационной промышленности СССР.

В 1950 - 1953 годах был лётчиком - испытателем авиационного завода № 1  ( город Куйбышев, ныне Самара ); испытывал серийные реактивные истребители МиГ-15бис, МиГ-15УТИ, МиГ-17 и их модификации. В 1953 - 1955 годах работал лётчиком - испытателем авиазавода № 126  ( город Комсомольск - на - Амуре); испытывал серийные реактивные истребители МиГ-17, МиГ-17Ф и их модификации. В 1955 - 1965 годах был лётчиком - испытателем НИИ-17  ( город Москва ); участвовал в испытаниях различного самолётного оборудования и систем на самолётах. Лётчик - испытатель 2-го класса ( 1956 год ). Награждён орденами Ленина   ( 1944 г. ), Красного Знамени  ( дважды: Октябрь и Ноябрь 1942 г. ), медалями.

Скончался 20 Мая 1979 года. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

*     *     *

В.И.Афанасьев

В 2006 году вышла в свет книга воспоминаний известного лётчика - истребителя, Героя Советского Союза, Яхнова Геннадия Михайловича - "Когда небо в огне"  ( Издательство "Образование Рязани" ). Есть в ней любопытные строки, касающиеся В. И. Афанасьева:

"Летом 1942 года у наших соседей, в 630-м полку, на аэродроме Андреаполь служил лётчик Афанасьев, который частенько допускал поломки самолёта при посадке. За это он отстранялся от полётов на 10 - 15 суток и дежурил на старте, выкладывая на лётном поле посадочные знаки навстречу ветру при подходе наших самолётов. Но были у Афанасьева и свои преимущества. Он обладал феноменальным зрением и слухом. Это помогало ему безошибочно распознавать летящие самолёты противника с очень большого расстояния и всегда успевать в укрытие на окраине аэродрома. Он бежал по взлётной полосе с возгласом "Летять !", и лётчики тут же садились в кабины, запускали моторы и успевали выйти навстречу немецким бомбардировщикам. Впоследствии Владимир Ильич Афанасьев хорошо летал, мужественно сражался, был отмечен правительственными наградами, а в 1944 году удостоен звания Героя Советского Союза".

*     *     *

Список всех известных побед Капитана В. И. Афанасьева:
( Из книги М. Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной".  Изд. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 г. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
118.07.1942 г.1  Ju-88сев. - зап. ОсташковЛаГГ-3, Ла-5.
201.09.1942 г.1  Ju-88юго - зап. Торопец
305.09.1942 г.1  Ju-88юго - зап. Усвяты
406.10.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / гр. )Пено
512.10.1942 г.1  Ju-88сев. - вост. Пено
604.12.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )сев. - вост. Оленино
726.12.1942 г.1  Ju-88вост. ст. Мостовая
818.01.1943 г.1  Ju-88сев. - зап. Осташков
906.02.1943 г.1  Ju-88юж. Холм
1016.04.1943 г.1  Ju-88вост. Холм
1122.04.1943 г.1  Ju-88юго - вост. Сычёвка
1222.08.1943 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )вост. оз. Ильмень
1315.09.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Лычково
1407.10.1943 г.1  Ju-88юго - зап. Белый
1526.03.1944 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Городок
1628.05.1944 г.1  Ju-88юго - вост. Дудовичи

       Всего сбитых самолётов - 11 + 5;  боевых вылетов - более 300.


Возврат

Н а з а д