Главная | Источники | 

HRF

Афонин Василий Максимович

Афонин В.М.

Родился 10 Февраля 1919 года в деревне Мостовая, ныне Киреевского района Тульской области. В 1935 году окончил 7 классов школы № 8 в Москве, в 1936 году - школу ФЗУ. Работал токарем на авиамоторном заводе № 24 в Москве. С Декабря 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС Ленинградского военного округа.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов в должности младшего лётчика 38-го истребительного авиационного полка. Совершил несколько боевых вылетов на истребителе И-15бис.

В 1940 - 1941 годах был лётчиком - инструктором 161-го резервного авиационного полка  ( сначала в городе Армавир, затем - в городе Лепель Витебской области ); в Июле - Декабре 1941 - командир звена 4-го запасного истребительного авиационного полка  ( в районе Курска ). Занимался переучиванием лётчиков на истребители МиГ-3.

С Декабря 1941 года Младший лейтенант В. М. Афонин в действующей армии. По Июль 1942 служил в составе 510-го истребительного авиационного полка, был командиром звена, заместителем командира эскадрильи; с Июля 1942 года по Февраль 1943 года - в 880-м смешанном авиационном полку, заместителем командира эскадрильи; с Февраля 1943 года по Декабрь 1944 года - в 162-м истребительном авиационном полку, командиром эскадрильи, штурманом полка; с Декабря 1944 года по Май 1945 года - в Управлении 309-й истребительной авиационной дивизии 4-й Воздушной армии, лётчиком - инспектором по технике пилотирования. Воевал на Западном и 2-м Белорусском фронтах. Участвовал в оборонительных боях на Центральном направлении, в Курской битве, освобождении Смоленска, Белоруссии и Польши, в Восточно - Прусской операции и битве за Берлин.

31 Августа 1943 года был сбит в воздушном бою, покинул самолёт с парашютом. Приземлился на территории, занятой врагом, был обстрелян немцами и ранен в левую ногу. Несколько дней пробирался к линии фронта, пока не наткнулся на партизан. До 18 Сентября 1943 года находился в расположении партизанского отряда  ( до момента соединения отряда с частями регулярной армии ).

К концу войны Майор В. М. Афонин совершил 487 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3, в воздушных боях сбил лично 14 и в составе группы 3 самолёта противника.  [ По другим источникам имел 16 личных побед. ]

В Мае 1945 года был понижен в должности и продолжал службу лётчиком в 172-м истребительном авиационном полку  ( Северная группа войск, Польша ). Затем был командиром авиаэскадрильи истребительного авиационного полка в Туркестанском военном округе. В 1955 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно - тактические курсы. С Ноября 1955 года Подполковник В. М. Афонин - в запасе. Жил в Москве. Умер 4 Января 1996 года. Похоронен на Головинском кладбище.

За мужество и героизм, проявленные во время Великой Отечественной войны, Указом Президента Российской Федерации от 2 Мая 1996 года Подполковнику в отставке Афонину Василию Максимовичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Его родным была передана медаль "Золотая Звезда" № 267.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Майора В. М. Афонина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
108.07.1943 г.1  Ju-87зап. МедведкиЛаГГ-3, Як-1,

Як-7, Як-9, Як-3.

218.07.1943 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )вост. Медведки
31  FW-190юго - зап. окр. Сызенка
412.08.1943 г.1  FW-190зап. Верхняя Песочня
51  FW-190аэр. Лубенка
613.08.1943 г.1  Ju-87Верхняя Песочня
714.08.1943 г.1  Ju-87Верхняя Песочня
81  FW-190Натарово
916.08.1943 г.1  Ju-87Лубенка
1019.08.1943 г.1  FW-190Воронцово
1117.07.1944 г.1  FW-190Наумовичи
121  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )сев - вост. Гродно
1314.10.1944 г.1  FW-190зап. Макув

      Всего сбитых самолётов - 14 + 3  [ 11 + 2 ].

*     *     *

Василий Афонин, как и многие другие лётчики, служившие в 162-м Краснознамённом Гродненском ордена Суворова истребительном авиаполку, внёс большой вклад в боевую летопись части. Он успешно командовал 3-й эскадрильей. На боевом счету Капитана уже значилось около 10 лично сбитых вражеских самолётов, когда его перевели на должность штурмана полка.

Это был стройный темноволосый человек с открытым лицом и добрым взглядом. Его скромный доброжелательный характер, знание своего дела и смелость в бою, чувство товарищества располагали к нему людей, в полку его все уважали и ласково называли Максимычем.

Неоднократно в воздушных боях он попадал в трудное положение, но воевал до конца войны и довёл свой боевой счёт до 16 сбитых вражеских машин, не считая сбитых в группе. В разгар летних боёв 1943 года с Афониным произошло событие, которое ещё раз подтвердило его выдержку и мужество.

31 Августа 1943 года в районе Смоленска, чтобы пресечь активные действия фашистской авиации, сконцентрированной на аэродромах, командование приняло решение подавить её. С этой целью истребители произвели вылет на сопровождение и прикрытие бомбардировщиков Пе-2 - 81 самолёт - и двух дивизий штурмовиков Ил-2.

Бомбардировщики и штурмовики успешно выполнили поставленную задачу, а на обратном пути были атакованы двумя шестёрками FW-190.

Наши истребители вступили в бой. Коломин и Афонин также пошли в атаку. На выходе из атаки Афонина сбили. Капитан был ранен, а его самолёт загорелся. Сам он вспоминает:

"Раздумывать было некогда, и я покинул самолёт на высоте примерно 4000 метров за облаками. Когда раскрыл парашют, то шестёрка FW-190 развернулась в мою сторону и примерно с дальности 1500 - 1800 метров открыла огонь короткими очередями. Тут я быстро подтянул стропы парашюта и стал скользить, вошёл в облака, а когда проскочил облачность, то самолётов противника уже не было".

Приземлившись на полянке с мелким кустарником, Капитан побежал по направлению к лесу. Местность была ему хорошо знакома - сюда он не раз летал на сопровождение и прикрытие наших самолётов. Задыхаясь, с трудом передвигая ноги по хлюпкой засасывающей почве, лётчик торопился изо всех сил поскорее скрыться в лесной чаще и вдруг услышал автоматную очередь. Одна из пуль попала в его пистолет и рикошетом ранила левую ногу. Капитан вошёл в лес. Стрельба прекратилась.

Несколько суток добирался Афонин лесными тропами до своих. Выбился из сил. Присел на валун. В этот момент увидел пожилого мужчину с мальчиком. Положение создалось трудное, и Василий Максимович вынужден был обратиться к ним за помощью.

- Кто ты ? - сурово спросил мужчина.

- Свой, лётчик.

Мужчина недоверчиво посмотрел на Капитана.

- Самолёт мой подбили, пробиваюсь к своим, помоги мне.

Мужчина окинул испытующим взглядом прожжённую, порванную одежду Афонина и, подумав, сказал:

- Ну, пошли !

Он привёл Афонина к стогу сена и зарыл его в нём. Ушёл, сказав на прощанье:

- Жди !   Скоро приду...

В напряжении, прислушиваясь к каждому шороху, Капитан пролежал в стогу до вечера. На закате мужчина вернулся с двумя товарищами. После подробного опроса они отвели Афонина в партизанский отряд. Там Василию Максимовичу оказали медицинскую помощь.

Несколько суток пробыл Василий Максимович в партизанском отряде. О конце этой истории начальник штаба полка Савченко рассказывает так: "Вскоре наши войска освободили район, где действовали партизаны, и Афонин был доставлен на наш аэродром. Однополчане ликовали: наш Максимыч опять был с нами !"

( Из материалов книги Е. М. Кирпоноса и М. Н. Новиковой - "На истребителе "Александр Пушкин". )


Возврат

Н а з а д