Главная | Источники | 

HSU

Ануфриев Митрофан Алексеевич

М.А.Ануфриев

Родился 24 Декабря 1921 года в городе Липецке, в семье служащего. Окончил 9 классов средней школы. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года Младший лейтенант М. А. Ануфриев на фронтах Великой Отечественной войны. По Июль 1941 года служил в 158-м истребительном авиационном полку, затем - в 168-м ИАП, позже - в 523-м ИАП.

К началу Сентября 1944 года командир эскадрильи 523-го истребительного авиационного полка  ( 303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт )  Капитан М. А. Ануфриев совершил 310 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, в которых сбил 6 самолётов противника лично и 1 - в составе группы.

19 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил около 500 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 6 самолётов противника лично и 1 в группе с товарищами.

После окончания войны остался на службе в ВВС. В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1957 года Полковник М. А. Ануфриев - в запасе. В 1965 году окончил Липецкий строительный техникум. Жил в Липецке. Умер 7 Июля 2002 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени; медалями.

*     *     *

В канун Дня Победы учительница средней школы № 17 города Липецка Антонина Петровна Ануфриева пришла на урок вместе с Героем Советского Союза Полковником запаса Митрофаном Алексеевичем Ануфриевым. Она рассказала об Оршанском истребительном авиационном полке, награждённом орденами Красного Знамени, Суворова, Кутузова и Александра Невского. Высокие награды Родины полк заслужил в жестоких боях с фашистскими захватчиками при освобождении Белоруссии, Прибалтики и Восточной Пруссии. В тот период личный состав выполнял особые задания командования фронта и Воздушной армии.

- Ребята интересуются, как стать лётчиком - истребителем. И ещё они просят рассказать о боевых друзьях, - обратилась к гостю Антонина Петровна.

Митрофан Алексеевич поднялся, оглядел притихших ребят и начал рассказ.

- Родился я в нашем городе. Здесь же впервые поднялся в небо. Было мне тогда 16 лет. После 9-го класса поступил в военное училище лётчиков.

Первый боевой вылет совершил 6 Июля 1941 года, в районе города Остров. Выполнив задание, возвращался домой. В районе Пскова из-за облаков вынырнули 2 самолёта. Поначалу подумал, что свои, но когда они стали разворачиваться, отчётливо увидел на крыльях свастику. Стало не по себе. Не раздумывая, бросился в атаку. Первая моя свинцовая трасса прошла мимо. Снова прицелился, но враг опередил меня. Я даже не сразу понял, что подбит и ранен.

Мой самолёт снижался. Вот он летит над селом. Вдруг увидел возле одной из хат тёмную коробку с длинной пушкой - фашистский танк !   Кое-как развернул истребитель над домами и полетел вдоль улицы. Около каждого дома стояли тёмные коробки. От потери крови и боли в пояснице рябило в глазах, но билась одна мысль: надо долететь до своих, сообщить об увиденном...

И добрался-таки до аэродрома, посадил самолет, а выбраться из кабины уже не смог. Помогли техники. Доложил командиру о месте сосредоточения и количестве танков. Он похвалил меня и сказал:

- Быть тебе, Ануфриев, воздушным разведчиком !   А сейчас - в госпиталь !

Подлечился, вернулся в строй. А затем действительно стал летать на воздушную разведку.

Митрофан Алексеевич Ануфриев считался одним из лучших и опытнейших разведчиков в 1-й Воздушной армии. "Талантливый лётчик", "бесстрашный разведчик", "мастер воздушной разведки" - так отзывалось о нём командование, так говорили его боевые друзья.

Родился он 24 Декабря 1921 года в Липецке в семье почтового работника. После окончания 9 классов средней школы и аэроклуба поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу. В 1940 году был направлен в истребительный авиаполк в Ленинградский военный округ.

С началом Великой Отечественной войны в действующей армии.

Сотни боевых вылетов сделал Митрофан Ануфриев на Западном фронте. Командуя звеном, а затем эскадрильей, он по 5 - 6 раз в день отправлялся на разведку вражеских аэродромов и других объектов. В схватках с фашистскими самолётами отважный лётчик всегда выходил победителем, доставляя ценные сведения о неприятеле.

В Ноябре 1942 года в районе Юхнова развернулись ожесточённые бои. Враг укрепился на шоссе, и советские войска долго не могли выбить его с занимаемых позиций. Ануфриев получил задание - разведать тылы противника в этом районе. Пролетая над лесным массивом, заметил тянувшийся над деревьями дым. Хотел снизиться, рассмотреть получше, но рядом кружились вражеские истребители. Значит, подумал лётчик, они прикрывают что-то важное. Решил действовать похитрее. Ушёл в облака, развернулся, пролетел в тыл противника. Выскочив из облаков над лесом, отчётливо увидел паровоз с вагонами, шедший в сторону Юхнова. Затем ещё раз прошёл над этим местом и определил: фашисты построили узкоколейку, по которой подвозят боеприпасы, технику и живую силу к фронту. Эти ценные сведения были срочно переданы командованию. Вскоре наши штурмовики и бомбардировщики нанесли удары, вывели из строя дорогу и этим способствовали разгрому противника в районе Юхнова.

С 1943 года Ануфриев служил в 523-м истребительном авиаполку   ( 303-я истребительная авиационная дивизия ). Этот полк, единственный в дивизии летающий на "Лавочкинах", очень много занимался ведением воздушной разведки. Поэтому вести схватки с врагом, его лётчикам приходилось реже других.

Истребителям, выполнявшим задание по воздушной разведке, запрещалось вступать в бой с врагом. Но нередко складывалась такая обстановка, что избежать схватки было нельзя. Так случилось в Августе 1943 года.

В тот день 4 Ла-5 во главе с Ануфриевым вылетели на разведку вражеских аэродромов в районе Спас-Деменска. Над аэродромом Лубинка наших лётчиков атаковали 4 FW-190. Ануфриев приказал паре Старшего лейтенанта Сычёва вступить в бой с фашистскими истребителями, а сам с ведомым продолжал вести разведку. В это время с аэродрома поднялись ещё 2 "Фоккера". Теперь все 4 разведчика вынуждены были вести бой. Наши лётчики уничтожили 2 самолёта и 1 подбили. Сами вернулись на аэродром в полном составе и с ценными данными. На пленке была заснята вся полоса обороны, а также аэродром противника и на нём свыше 20 истребителей. Через некоторое время все разведанные цели были уничтожены.

В разгар боёв западнее Ельни в Сентябре 1943 годи противник, пытаясь удержать Смоленск, возвел мощные земляные укрепления. Капитан Ануфриев лично от командующего Воздушной армией получил приказ произвести фотосъёмку вражеского укрепрайона. Несмотря на ненастную погоду, разведчик пробился непосредственно к вражеским укреплениям и блестяще выполнил задание.

22 Июня 1944 года Ануфриев вёл разведку в районе Орши и встретил 4 Ме-109. Умело маневрируя, он завершил разведку и начал уходить. Но вражеские истребители пустились в погоню. Разведчик оттянул фашистов в глубь нашей территории и здесь мастерски провёл бой, сбив один "Мессер".

...Это было 1 Сентября 1944 года. Капитан Ануфриев, находясь в разведывательном полёте, заметил на дороге западнее литовского города Шакяй, у самой границы с Восточной Пруссией, движение вражеских танков. Чтобы точнее определить их количество, отважный лётчик снизился до 400 метров. Зенитная артиллерия и танки противника открыли по нему шквальный огонь. Снаряд пробил борт самолёта и разорвался в кабине. Ануфриев был ранен в плечо, бедро и лицо, но всё-таки сумел дотянуть до нашей территории и посадить изрешечённую машину на свой аэродром. И только после того, как передал командованию полученные данные, отправился в госпиталь.

В Восточной Пруссии Капитан М. А. Ануфриев и лётчики его эскадрильи успешно выполнили несколько специальных заданий командования по разведке обороны противника и его аэродромов в районах Кёнигсберга, Тильзита, Инстербурга, Шталлупенена...

В Январе 1945 года Ануфриев был назначен заместителем командира полка, но продолжал вылетать на разведку.

М.А.Ануфриев

487 боевых вылетов было на счету Ануфриева к концу Апреля 1945 года, из них 360 - на разведку сил противника. В 42 воздушных боях он сбил 6 самолётов лично и 1 в группе. Был дважды ранен, один раз горел, садился на вынужденную, но неизменно доставлял сведения, которые интересовали командование. А эскадрилья, под его командованием, произвела 1570 боевых вылетов, её лётчики в воздушных боях уничтожили 19 самолётов врага.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Апреля 1945 года Майор Ануфриев Митрофан Алексеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Среди других боевых наград доблестного воздушного разведчика - четыре ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны 1-й степени, ордена Отечественной войны 2-й степени, Суворова 3-й степени, Александра Невского, Красной Звезды.

- Чудеса героизма, - продолжал вспоминать о былых днях на встрече со школьниками Митрофан Алексеевич, - проявляли мои боевые товарищи Василий Суслов, Николай Свитченок, Сергей Затона, Герман Робесняк, Пётр Раков.

- А где они теперь ? - спросил кто-то из ребят.

- О всех рассказать не могу. Со многими после ухода из полка, с окончанием войны, связь, к сожалению, прекратилась. А как хотелось бы встретиться !

- Мы поможем вам ! - раздались голоса.

И помогли. Под руководством Героя Советского Союза М. Ануфриева и его жены учительницы А. Ануфриевой в школе стал работать клуб "Авиаразведчик". Полетели в разные города, в архивы и штабы письма с просьбами: "Помогите разыскать...", "Подскажите, где проживает...".

Первый ответ пришёл от командира полка Полковника К. Пильщикова. А через год ребята разыскали больше 60 однополчан Митрофана Алексеевича.

Снова пришла весна, а с ней и праздник Победы. В этот день в Москве встретились боевые друзья. Встретились через много лет после войны благодаря юным следопытам средней школы № 17 города Липецка и их руководителям.

Затем были новые поиски, новые встречи. А недавно ветераны части приезжали в школу на юбилей клуба "Авиаразведчик", осмотрели комнату - музей боевой славы полка и сказали свое фронтовое спасибо её создателям - молодому поколению, наследникам боевой славы.

После войны Митрофан Алексеевич продолжал служить в авиации. В 1957 году в звании Подполковника уволился в запас, приехал в родной Липецк, окончил строительный техникум, работал конструктором в проектных и строительных организациях.

М. А. Ануфриев - участник 2-х исторических парадов - Парада Победы в Июне 1945 года и парада, посвящённого 40-летию разгрома фашистской Германии в Великой Отечественной войне.

*     *     *

Список всех известных побед Майора М. А. Ануфриева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
104.07.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )аэродром ВеретьеИ-16, Як-1,

Ла-5, Ла-7.
208.08.1943 г.1  FW-190аэродром Лубинка
308.01.1944 г.1  FW-190Любавичи
422.06.1944 г.1  FW-190Вишни
502.08.1944 г.1  FW-190Лукишки
617.08.1944 г.1  FW-190Тильзит

      Всего сбитых самолётов - 6 + 1  [ 5 + 1 ];  боевых вылетов - около 500.

*     *     *

Воздушный разведчик.

523-й Оршанский четырежды орденоносный истребительный авиационный полк в Великой Отечественной войне вёл боевые действия на многих участках фронта, выполняя самые различные задания.

Находясь в составе 303-й истребительной авиадивизии, лётчики полка до Июня 1944 года, как и другие полки дивизии, выполняли боевые задачи по сопровождению штурмовиков, бомбардировщиков, ведению воздушной разведки, осуществлению прикрытия наших наземных войск от ударов фашистской авиации, нанесению штурмовых ударов по аэродромам противника.

В Июне 1944 года решением командующего 1-й Воздушной армией Генерал - полковника авиации Тимофея Тимофеевича Хрюкина 523-й истребительный авиаполк был переключён в основном на ведение воздушной разведки в интересах командования 3-го Белорусского фронта и 1-й Воздушной армии. Задачи, выполнявшиеся раньше, с полка не снимались, а только уменьшалось их количество по нагрузке в вылетах.

В связи с новым характером боевой деятельности в полку была проведена необходимая подготовка лётного, технического состава и авиационной техники в сжатые сроки. Самолёты ведущих пар были оборудованы фотоаппаратами, позволяющими вести съёмки объектов с малых и средних высот. В скором времени каждый лётчик произвёл по нескольку тренировочных полётов на фотографирование. Кроме этого, от лётного состава потребовалось улучшение ведения радиосвязи, что очень важно при воздушной разведке. Опытом ведения разведки делился с боевыми друзьями командир 3-й эскадрильи Капитан М. Ануфриев. Не все и не у всех получалось сразу. Но упорная учёба и тренировки помогли делу.

Особенно много пришлось потрудиться лётному составу в период наступательной операции "Багратион", которую войска 3-го Белорусского фронта осуществляли в Июне 1944 года и за месяц непрерывных боёв дошли до логова фашизма - границы Восточной Пруссии.

Ла-7 из состава 523-го ИАП.

Самолёт Ла-7 из состава 523-го ИАП.  15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт.

Враг всеми силами стремился задержать наши войска. В таких условиях командование фронта усилило разведку всех видов, в том числе и воздушную. Разведка велась при любой погоде.


В самом начале войны, когда Митрофан Ануфриев летал на разведку Юхнова и мостов через реку Угру, он каждый раз огорчался вынужденным отказом от боя. Ведь Ануфриев отчаянно смел и драчлив в небе. Но он не имеет права ввязываться в бой, не смеет без нужды рисковать добытыми сведениями, фотоснимками. Мысль, что какой-то немецкий лётчик может подумать о нём как о трусливом противнике, приводила его в негодование. Не раз он подумывал даже сменить воздушную специальность, но с каждым полётом на разведку он всё больше убеждался, какую приносит пользу командованию, и чувствовал, что любителям подраться нет места в воздушной разведке. И пусть немец, от которого ему приходилось уходить, думает, что имеет дело с трусом, "слабаком". Теперь это ему стало совершенно безразлично. Он озабочен только одним - донести в сохранности данные разведки и обстоятельнее их доложить командованию.

Конечно, и сам Ануфриев не упустит возможности броситься внезапно в атаку и уничтожить врага. Зазевавшийся "Мессер" от него не уйдёт. Но он пойдёт в атаку только в том случае, если это не в ущерб боевому приказу, если он не рискует разведданными, которые ждут на земле.

В воздушном бою, если уж его навяжут фашисты, разведчик Ануфриев сражается с великолепным мастерством и дерзостью. Был такой случай. Ануфриеву навязали бой. Он носил скорее оборонительный характер, чем наступательный. Пара самолётов Ла-5  ( ведущий - капитан Ануфриев и ведомый - младший лейтенант Шуваев )  получили задачу разведать аэродром противника. На подходе к объекту разведки наша пара была атакована 4 Ме-109. Зная, что на высоте, превышающей 3000 метров, скороподъёмность "Мессера" превосходит "Лавочкина" и что на таких высотах с ним вступать в бой невыгодно, Ануфриев огнём и маневром решил затянуть противника на высоту 2000 метров.

"Мессеры" легко пошли на эту уловку. Они парами начали заходить нашим самолётам в хвост. Сделав полупереворот, Ануфриев с ведомым ушли вниз, увлекая за собой противника. Потом Ануфриев и Шуваев "горкой" набрали высоту и стали в вираж. Этот маневр привёл к тому, что "Мессеры" потеряли главное, без чего нельзя вести воздушный бой, - преимущество в высоте.

Инициативой владели уже наши самолёты и по маневру, и по скороподъёмности. Видя угрозу захода в хвост, "Мессеры" рассыпались в разные стороны. Бой так же внезапно прекратился, как и возник. Ануфриев и Шуваев продолжали выполнять задание.

"Мессеры" снова, набрав высоту, со стороны солнца, пытались атаковать Ануфриева. Предупредив своего ведущего об опасности, Шуваев пошёл в атаку на противника и заградительной очередью вынудил его отвалить. Выйдя из атаки, он по радио услышал предупреждение Ануфриева:

- Гляди, "Мессы" заходят тебе в хвост !

Шуваев сделал правый полупереворот, вышел из-под удара и занял своё место в строю. Наши лётчики вышли в сторону солнца и заметили, что следом за ними увязался один Ме-109. Немец, как видно, попался упрямый, не отставал ни на шаг. Тогда разведчики пошли на хитрость, решив увлечь его на свою территорию. Перетянув линию фронта, наши разведчики взяли фашиста в клещи, атакуя и справа, и слева. Враг вынужден был перейти на бреющий полёт, чтобы удалиться восвояси. Но не тут-то было, от Ануфриева не так-то просто уйти. Догнав вражеский истребитель, Ануфриев с дистанции 70 - 100 метров расстрелял немецкого лётчика. Вот бой, который не помешал разведчикам выполнить основное задание.


Характерная черта Ануфриева - любознательность, пытливость. До всего ему есть дело, все ему надо разузнать, высмотреть, сравнить, запомнить. Вот и сейчас, несколько минут назад, Ануфриев пролетел над центром Кёнигсберга, набережной Прегеля, северным вокзалом, над кривой сетью узких улочек и переулков, застроенных домами с островерхими крышами.

- Как сегодня зенитки ? - запрашивают у Ануфриева с командного пункта.

- Стреляют, не стесняются...

- А что нового в гавани ?

- Наши опять огоньку подбросили. Дым. Воды не видно совсем.

Это сегодня не первый вылет Ануфриева. Он уже был в районе порта Пиллау и успел "прогуляться" вдоль косы Фриш - Нерунг.

Немцы не любят и боятся назойливого и опасного воздушного наблюдателя. Его встречают сильным огнём. Часто по облачкам зенитных разрывов можно проследить маршрут полёта разведчика.

Бывает, в задачу разведки входят "прогулки" над немецким аэродромом и другим важным объектом, который буквально огорожен зенитками. Но обстрел не остановит Ануфриева, когда он выполняет боевое задание.

Много дней летал Ануфриев в район Кёнигсберга и на Земландский полуостров. Для порядка карта лежит у него в планшете, но он в неё редко заглядывает. Он летал сюда уже десятки раз и знает Кёнигсберг лучше, чем родной Липецк.


Один из боёв разыгрался западнее Кёнигсберга, когда Ануфриева и напарника, Старшего лейтенанта Сычёва, атаковали 8 "Мессеров". Ануфриев вовремя заметил противника, умело сманеврировал и сумел выйти из боя.

На его боевом счету 3 года воздушной разведки, произведено свыше 400 боевых вылетов и около 10 сбитых фашистских истребителей, которые пытались мешать Ануфриеву выполнять боевые задания.

Первый боевой вылет Ануфриев совершил над городом Остров. Затем Юхнов, Вязьма, блестяще выполнил задание командующего фронтом по разведке обороны немцев в районе Ельни, дальше Орша, переправы противника через Березину, Неман. И вот наконец разведка чужой земли, полёты в чужом небе.

И как был я рад за своего боевого друга Митрофана Ануфриева, когда 19 Апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР за выполнение особо важных заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

( Из воспоминаний Героя Советского Союза Василия Николаевича Барсукова. )


Возврат

Н а з а д