Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Архангельский Николай Васильевич

Архангельский Николай Васильевич

Родился 10 апреля 1921 года в селе Красномылье  ( Осеево ), ныне Шадринского района Курганской области, в учительской семье. С 1937 года жил в Шадринске, учился в средней школе № 9, где вступил в комсомол. С 1939 года работал слесарем на Челябинском тракторном заводе, учился в аэроклубе. С 1940 года в рядах Красной Армии. Окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1942 года в действующей армии. Сражался на Юго - Западном, Центральном и 1-м Белорусском фронтах сначала лётчиком, затем командиром звена и заместителем командира эскадрильи.

К концу июню 1944 года командир эскадрильи 57-го бомбардировочного авиационного полка  ( 221-я авиационная бомбардировочная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт )  лейтенант Н. В. Архангельский произвёл 210 боевых вылетов на разведку, фотографирование и бомбардировку живой силы и техники противника. В воздушных боях лично сбил 1 самолёт противника Ju-87.

26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

14 января 1945 года при выполнении боевого задания самолёт старшего лейтенанта Н. В. Архангельского был повреждён. Экипаж принял решение направить его в скопление войск противника...

Похоронен на воинском кладбище в Варшаве  ( Польша ). На могиле установлен памятник. Именем Героя названа улица в городе Шадринск.

*     *     *

Николай Архангельский родился 10 апреля 1921 года в селе Асеево Шадринского района Челябинской  ( ныне Курганской )  области в семье сельского учителя Василия Алексеевича Архангельского. В 1933 году семья Архангельских переезжает в Кондинский район Остяко - Вогульского округа, куда Василия Алексеевича направили на педагогическую работу для организации народного образования. Он работал преподавателем математики и физики, а затем и директором школ в Мужах, Шурышкарах, Полновате, Казыме, Кондинском  ( ныне Октябрьском ).

После окончания школы - семилетки в селе Кондинском, в 1937 году Николай уезжает в Челябинск. Там он оканчивает вечернюю школу, вступает в комсомол, занимается в аэроклубе.

Поколение молодёжи Николая Архангельского вырастало с мечтой об авиации и небе, о великих перелётах, с задумками научиться летать выше всех, дальше всех, быстрее всех. Миллионы ребят и взрослых грезили небом. Оно манило просторами, увлекательным делом. Как достойно, интересно, увлекательно и широко катилась людская молва об успехах советских героев - лётчиков Валерии Чкалове, Георгии Байдукове, Александре Белякове, Владимире Коккинаки !   Их любили, им завидовали, до их успехов мечтали дотянуться. Потому-то Коля Архангельский прилежно учился в школе, отстояв смену на тракторном заводе, спешил в аэроклуб на занятия. Ему хотелось в небо - широкое и синее, манящее и счастливое, залитое солнцем. И с его высот мечтал он видеть свою счастливую страну.

В августе 1940 года военкомат города Челябинск призывает Николая Архангельского в армию и по желанию направляет его учиться в 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу. Война перечеркнула жестоким пером светлую мечту о чистом и спокойном небе, сделала крутой поворот в судьбе Николая Архангельского. После окончания авиашколы, в ноябре 1941 года он был направлен пилотом в 9-й запасной авиационный полк. В декабре 1941 года он получил назначение уже в 57-й бомбардировочный авиационный полк Юго - Западного фронта.

Опаснейшая для Отечества была эта пора. Летом 1942 года Ударная группировка немецких армий "Юг", разбросав стальными армадами танковых частей наши войска под Харьковом и на Южном фронте, устремилась к Дону и Кавказу, а 6-я армия генерала Паулюса была нацелена на Сталинград. Сюда же повернули свои стопы отборные дивизии 4-й танковой армии генерала Гота. Фашистские соединения разливались по придонским просторам, как весенние полые воды. Командованию наших войск для управления войсками нужны были точные разведданные об обстановке.

Николай Архангельский 10 июля 1942 года получил приказ: разведать обстановку в районе Россоши, где находился опорный пункт немцев. Над линией фронта Архангельский пролетел благополучно. Но сам город был плотно прикрыт зенитными батареями. Немцы открыли яростный огонь по разведчику. Белыми хлопьями справа и слева начали рваться снаряды. У самолёта загорелся левый мотор. Лётчику удалось сбить пламя, но он не до конца выяснил обстановку, поэтому продолжал кружить над линией обороны, снимать на плёнку огневые точки, размещёние скопления техники и складов с горючим. Задание командования было выполнено в полном объёме. Приказом командующего фронтом за доставку важных разведданных и умелые действия в сложной боевой обстановке Николай Архангельский был удостоен первой награды - ордена Красной Звезды.

За год боевой жизни на Юго - Западном фронте Николай Архангельский совершил 104 боевых вылета, из них 54 на разведку аэродромов и передвижения крупных сил противника. При этом, его экипаж уничтожил и повредил 13 самолётов противника при бомбёжках аэродромов и 2 сбил в воздушных боях.

В документах о боевых действиях 57-го бомбардировочного полка хранится интересный фотоснимок аэродрома Зверево от 17 января 1943 года. В то время он был в руках противника. На снимке видны 113 фашистских самолётов, 20 из них окутаны белыми пятнами взрывов. Под снимком подпись: "Ведущий - капитан Гладков. Лётчик - Архангельский, штурман - Извеков".

Архангельский Николай Васильевич

Архангельскому довелось изучить, а потом и летать на боевые задания на американском самолёте "Бостон-3". Он умело использовал этот самолёт, его высотные возможности и скорость. Особенно эффективен самолёт был для разведки и бомбометания с больших высот. Летом 1943 года Николай Архангельский с группой советских лётчиков вылетал в США для перегона партии самолётов. И там за боевые успехи на советском фронте, достигнутые на американском самолёте, был награждён американским президентом медалью "За боевые заслуги". Пятёрка наших лётчиков сфотографировалась тогда рядом с президентом США.

В одном из номеров газета 16-й Воздушной армии писала о славном авиаторе так:"Лётчик Николай Васильевич Архангельский в июле отметил годовщину своего пребывания на фронте. Во всем блеске проявились за это время способности молодого пилота как воздушного разведчика в период зимних наступательных боёв Красной Армии. Каким бы сложным ни было задание, Архангельский с честью его выполнял. Он летает при любых метеорологических условиях. Это настоящий ас".

На Центральном и 1-м Белорусском фронтах Архангельский сделал ещё 106 боевых вылетов. Преодолев мощный заградительный огонь 4-х зенитных батарей у станции Лунинец, ему удалось там сфотографировать 9 немецких эшелонов с военными грузами, склады с горючим и боеприпасами. При бомбардировке эшелонов врага на станции Старушки самолёт Архангельского подвергся нападению "Фокке - Вульфов", но сумел от них умело оторваться и выполнить задание. На станции Травники обнаружил скопление вражеских эшелонов, нанёс бомбовый удар, уничтожив свыше 25 вагонов.

В июле 1944 года в составе группы самолётов он точными бомбовыми ударами уничтожил 3 переправы через Западный Буг в районе деревень Грабов и Словатыче, отрезав пути отступления крупной немецкой группировке, которая потом подверглась бомбёжке и штурмовке нашей авиацией.

С июня 1942 года по июнь 1944 года он произвёл 210 боевых вылетов на самолёте А-20, из них 98 на разведку. За совершенные успешные боевые вылеты был награждён в 1942 году орденом Красной Звезды, в 1943 году орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны 2-й степени.

Экипаж Н.В.Архангельского у своего бомбардировщика А-20G.

Наградные документы на Николая Васильевича Архангельского о представлении его к званию Героя Советского Союза за мужество и высокое боевое мастерство подписали командующий 16-й Воздушной армией генерал - лейтенант Руденко и командующий 1-м Белорусским фронтом генерал - полковник Рокоссовский.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года старший лейтенант Архангельский Николай Васильевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 3073 ).

После вручения высоких правительственных наград Николаю Васильевичу командование предложило поехать учиться в Военно - Воздушную академию. "После завершения войны поеду с радостью, а пока надо добивать врага", - ответил, подумав, Герой.

Архангельский Николай Васильевич

В январе 1945 года 57-й бомбардировочный авиационный Калинковичский полк, в котором служил Николай Архангельский, принимал участие в Варшавско - Познанской наступательной операции. В этой операции полк содействовал войскам 1-го Белорусского фронта в прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы на реке Висла, в подавлении артиллерийских и миномётных батарей, опорных пунктов, узлов сопротивления и в овладении городами - крепостями Радом, Варшава, Тамащув, Лодзь, Познань. Полк произвёл 182 боевых вылета, нанося удары по противнику.

14 января 1945 года началось мощное наступление наших войск от Балтики до Карпат. Погода стояла нелётная: то сильно мело, то падал липкий снег. Но нужно было обработать бомбёжкой артиллерийские и миномётные батареи противника, мешающие продвижению наших войск в районе Бжуда. Вылетевшие на задание 14 самолётов вернулись с полпути. В 11 часов по личной просьбе взлетел экипаж заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Николая Архангельского в составе: штурман младший лейтенант И. К. Пономарёв; стрелок - радист старший сержант Г. П. Якименко; воздушный стрелок сержант И. И. Аксенович, чтобы нанести удар по врагу и с целью разведки. Экипаж произвёл разведку и сообщил командованию данные. В 11 часов 52 минуты от него было получено последнее донесение, что самолёт обледенел, быстро теряет высоту. Внизу находилось вражеская территория и экипаж принял решение направить его в скопление вражеских войск...   [ По другим источникам всё было проще: из-за сильного обледенения на малой высоте самолёт потерял устойчивость и управление, врезался в землю и взорвался на подвешенных бомбах. ]

Бюст Архангельского Н.В.

Однополчане схоронили останки отважного экипажа в братской могиле  ( в настоящее время находится на улице Козирынок в городе Радзынь Подляска воеводства Бяла Подляска, в Польше ). На надгробной плите Герой Советского Союза старший лейтенант Н. В. Архангельский значится под № 38.

Память о Герое - лётчике увековечили и земляки, назвав его именем улицу в городе Шадринске. Имя Героя вписано на памятнике павшим в годы войны в селе Мужи. 4 мая 2005 года в городе Ханты - Мансийске на Алее Славы в Парке Победы был открыт бюст Героя.

Его именем названа улица в селе Мужи и Мужевская средняя школа, на здании которой установлена мемориальная доска. В 1960-е годы воды Оби бороздила небольшая самоходная баржа, носящая имя Николая Архангельского.

По инициативе заведующего Октябрьского райгосархива С. Н. Нартымова с помощью следопытов школ Октябрьского и Березовского районов Ханты - Мансийского автономного округа и при поддержке архивного отдела Тюменского областного исполнительного комитета в 1986 году был сформирован фонд № 65 документов личного происхождения Архангельского Николая Васильевича. В состав фонда вошли фотографии, воспоминания одноклассников, копия наградного листа, переписка с государственными органами и архивами и другие документы. В канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, отдавая дань уважения и памяти защитникам Родины от немецко - фашистских захватчиков, архивный отдел администрации Октябрьского района на основании архивных документов подготовил материал о жизни и вкладе в Великую Победу Героя Советского Союза, лётчика Николая Васильевича Архангельского.

Геннадий Устюжанин.

( Из материалов сборника - "Золотое созвездие Зауралья".  Курган, "Парус", 2000 год. )


Линия

Дополнительная информация о Н. В. Архангельском на сайте "Герои страны"


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU