Главная | Источники | 

HSU

Архипов Николай Арсентьевич

Н.А.Архипов

Родился 23 Октября 1918 года в деревне Пученково, ныне Брейтовского района Ярославской области, в семье крестьянина. По окончании 7 классов и школы ФЗУ работал на Волжском машиностроительном заводе в городе Рыбинске. С 1939 года в рядах Красной Армии, спустя год окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июля 1941 года Лейтенант Н. А. Архипов в действующей армии. По Ноябрь 1943 года сражался в 32-м ИАП, где летал на И-16, Як-1, Як-7 и Як-9. По Ноябрь 1944 года служил в Управлении 336-й ИАД. По Май 1945 года сражался уже в составе 265-го ИАП.

К середине Июня 1943 года командир эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка  ( 256-я истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт )  Капитан Н. А. Архипов совершил 275 боевых вылетов, участвуя в 134 воздушных боях, сбил 11 самолётов противника лично и 8 - в составе группы.

28 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 382 боевых вылета из них: 31 - на разведку; 41 - на штурмовку аэродромов и войск противника, 26 - на сопровождение бомбардировщиков, 60 - на прикрытие штурмовиков, 224 - на прикрытие своих войск от ударов с воздуха. Проведя 148 воздушных боёв, сбил 19 самолётов лично и 8 в группе.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1948 году окончил Высшие лётно - тактические курсы, а в 1953 году и курсы усовершенствования офицерского состава при Военно - Воздушной академии. С 1955 года служил в Войсках ПВО Страны. С 1973 года Полковник Н. А. Архипов - в запасе.

Жил в городе Ростов - на - Дону, работал начальником штаба Гражданской Обороны, вёл большую работу по воспитанию подрастающего поколения. Умер 31 Июля 2003 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Николай Архипов родился 23 Октября 1918 года в деревне Путилково Брейтовского района Ярославской области. В 1929 году семья переехала в Рыбинск. Здесь Николай учился, а с 1933 по 1939 год работал токарем на авиамоторостроительном заводе  ( цех № 19 ).

В 1933 году в город прилетел первый самолёт У-2 и встревожил души всех мальчишек. Появление авиации в начале 1930-х годов было захватывающим фактом, воздушная техника была интереснее уже освоенной наземной армейской и гражданской техники. В новообразовавшийся Аэрофлот принимали на обучение только совершеннолетних или, в крайнем случае, призывников, 21 - 22-летних парней. Николаю тогда не было ещё и 15 лет, но он твёрдо решил пойти именно в авиацию. При помощи знакомого врача, который знал их многодетную семью  ( 16 детей ! )  и прибавил Николаю лишних 3 года, ему разрешили учиться летать. Без отрыва от производства, он стал заниматься в аэроклубе Осоавиахима.

В 1939 году Архипов был призван в ряды Красной Армии. С 15 Января 1939 по Октябрь 1940 года учился в Сталинградской военной школе лётчиков. В звании Младшего лейтенанта был направлен в Забайкальский военный округ.

Война застала его Лейтенантом, лётчиком - истребителем самолёта И-16. 10 Июля 1941 года он прибыл на Западный фронт. Рано утром на аэродроме Смоленск получил боевое крещение, когда немецкие самолёты сбросили на стоянку полка 286 бомб разного калибра. Из всего состава полка ему одному посчастливилось сразу же подняться вдогонку за налётчиками, так как остальные самолёты получили различные повреждения и лишь к концу дня стали постепенно восстанавливаться. Бомбардировщиков догнать не удалось, но пара Ме-109 проявив к нему интерес завязала бой. В лобовой атаке Архипову удалось с короткой дистанции сбить ведущего. "Мессер" врезался в землю в 15 км юго - западнее станции Рудня, его ведомый, используя преимущество в скорости, покинул поле боя.

После посадки Архипову не разрешили выйти из самолёта, так как командир полка А. П. Жуков поставил задачу на сопровождение целой дивизии бомбардировщиков СБ - 3 полка по 3 девятки в каждом.

Спешно заправился горючим и боеприпасами, быстро поднялся, подошёл к самолёту ведущего, махнул ему рукой вперёд и поняв, что ждать больше никого, легли на боевой курс. Огромные колонны танков Гудерианы двигались из района Кричева в направлении Смоленска. Исключительно прицельным и точным бомбометанием удалось остановить движение обеих колонн, и, несомненно, противник понёс большие потери. На счастья Николая Арсентьевича истребителей противника в районе цели не было и лишь 4 Ме-109 стали подходить на обратном курсе бомбардировщиков. Однако, увидев плотные боевые порядки, на атаку немцы не решилась.

Беспокоясь за безопасность СБ, Архипову пришлось сопроводить их до аэропорта Сеща. После, заправив свой самолёт горючим, возвратился в Смоленск, и теперь уже, в составе группы восстановленных 5 самолётов, снова отправился в бой. Так началась его трудная фронтовая биография.

Всего несколько дней и обстановка заставила оставить Смоленск, сначала аэропорт Дугино, за тем Красное Забново, что 20 км южнее Вязьмы. Прикрывая от удара с воздуха главную группировку войск в районе Ярцего, он переправился через Днепр. В 20-х числах Июля в последнем перед ночью вылете в составе 3 самолётов они встретили подходящих к лини фронта 40 - 50 бомбардировщиков под прикрытием 12 Ме-109. После боя ему удалось добраться до аэродрома, хотя посадку пришлось произвести с остановленным винтом, так как горючие было полностью израсходовано.

"Говорить об успехах боёв, когда враг топтал нашу землю - в полку не было принято", - вот утверждение самого Николая Арсентьевича. Прилёт фактически без хвостового оперения с разбитыми плоскостями не делал чести пилоту, хотя и было это не по его вине. Точные результаты боя в большинстве своём десятки раз определить не предоставлялось возможным, да они и не интересовали самих участников, так как каждый знал, что он сделал всё возможное и не возможное в бою, лишь бы как можно больше сделать для защиты Отечества. Через час после посадки собрались коммунисты и приняли единогласно Николая Арсентьевича в члены КПСС.

После переформирования и получения новой машинной части в начале Августа 1941 года полк снова принял участие в боях на Западном фронте. Как наиболее опытный пилот, он был ведущим в выполнении многих ответственных заданий.

Немцы готовили наступление на Москву. 32-й ИАП базировался в 9 км от линии фронта в просеке соснового леса. Севернее Ярцева  ( Большая Михайловка )  на направлении Духовщины шли бои. Из штаба фронта на У-2 прибыл Генерал. Архипову ставят задачу на разведку Духовщины, расположение передовых эшелонов штаба группы армий "Центр". Чтобы добыть ценные данные расположения врага ему пришлось снижаться до самой земли, засекая расположение зенитных установок противника. Разведка была проведена успешно. Однако не смотря на искусный маневр, самолёт Архипова получил многочисленные пробоины: разбито хвостовое оперение, пробиты плоскости, выбита левая стойка шасси. Самолёт пришлось сажать в узкой просеке леса на одно колесо. Не смотря на все трудности разведданные были доставлены командованию.

Вскоре противник снова перешёл в наступление. Пришлось оставить аэродром и перебазироваться на новую площадку - в 30 км северо - восточнее Дорогубужа. Погода в первые 2 дня была неблагоприятная для действий авиации. Но не смотря на низкую облачность лётчики выполняли боевые задания. В один из первых дней наступления немцев, не встретив противника под облаками, Архипов вошёл в облака и после их пробивания встретился с группой многоцелевых двухмоторных самолётов Ме-110, следовавших на восток. Ведомый оторвался от самолёта Архипова и ему пришлось вести бой в одиночку.

Когда боекомплект уже подходил к концу, на самолёте Архипова был пробит один из цилиндров мотора и повреждён другой, нарушено управление элеронами. Пришлось уходить в облака, а небольшое фронтовое счастье пилота способствовало удачной посадке на израненном самолёте на родном аэродроме.

Немецкие войска всё ближе подкатывались к Москве. Отступать дальше было не куда. Чтобы хоть чем - нибудь помочь наземным войскам Архипов решает не возвращаться на аэродром с патронами и снарядами. Технический состав усовершенствует И-16 балками для подвески реактивных снарядов. И вот, если во время прикрытия наземных войск он не встречал воздушного противника, перед возвращением на аэродром производил штурмовку войск противника на участке Дорохово - Звенигород. И так - каждый боевой вылет, в море зенитного и пехотного огня. Это было хорошим дополнением к основной боевой задаче. Вскоре все лётчике полка после выполнения основного боевого задания на несколько минут снижались за линией фронта для израсходования оставшихся боеприпасов по колоннам врага.

С 6 Декабря 1941 года полк обеспечивал прикрытие конной армии Генерала А. Белова на направлении Калуги.

Весной 1942 года, получив новые самолёты Як-1, после переформирования лётчики полка были направлены в Ейск, откуда наносили штурмовые удары по немецким войскам на участке Жданов - Таганрог и по судам в Азовском море.

В начале Мая 1942 года с аэродрома Керчь лётчики действовали по войскам противника прорвавшим оборону на Крымском полуострове. Это были тяжёлые дни. Не было дня, чтобы он не поднимался в воздух: отражал воздушные налёты врага, сопровождал штурмовиков и бомбардировщиков, вёл воздушные бои. За это время Николай многое пережил и многое испытал.

Архипову удалось в этот период сбить 2 самолёта противника, а 19 Мая во время прикрытия переправы войск через Керченский пролив был сбит и сам. Ему пришлось покинуть самолёт, но фонарь кабины заклинило. В голове стремительно пронеслись варианты, которые можно было использовать для спасения. Боялся Николай не столько за себя, сколько за оставшихся в тылу мать, младших сестрёнок и братишек, которые были у него на попечении. И тут, как говорится, Бог помог. Самолёт разбился, но благодаря отстёгнутому для прыжка привязному ремню пилот чудом остался жив. Поверить в это до сих пор трудно...

Н.А.Архипов

Получив ранение и контузию, он на некоторое время вышел из строя. Лечился в Саратовском госпитале. Его полк понёс в этих боях огромные потери - в строю остался только один самолёт штурмана полка А. С. Романенко.

В Июле 1942 на аэродроме Вольск полк вновь был переформирован, укомплектован молодыми лётчиками и направлен снова на Западный фронт. Архипова товарищи забрали из Саратовского госпиталя и транспортным самолётом привезли в полк. Снова начались бои, потери молодых лётчиков...

Ноги ещё подчинялись плохо, ходил он с костылями, но обстановка требовала боевых полётов, хотя бы для ввода в бой молодых пилотов. И так привязывая ноги к педалям самолёта, на всякий случай оставляя костыль в самолёте, он снова поднимался в воздух. Фронт лечил быстрее, чем госпиталь. Вскоре Архипов был назначен командиром эскадрильи.

В начале Августа 1942 года наши войска перешли в наступление на Ржевско - Сычёвском направлении. Авиация противника мешала боевым действиям, а его оборона была хорошо укреплена. В те дни наше командование организовало сводную группу истребителей из нескольких авиаполков и совместно со штурмовиками было решено нанести штурмовой удар по аэродрому немцев. Во время подхода к аэродрому противник поднял в воздух большое количество истребителей и в завязавшемся воздушном бою Архипову удалось сбить Ме-109. Но и его самолёт получил сильные повреждения. Вести бой стало уже нельзя. В сопровождении 4 "Мессеров", теряя высоту, он уходил на восток. Машина получила ещё несколько пробоины, он ему удавалось удержать её в воздухе и в конце концов приземлиться на нейтральной полосе. К счастью, сам он ранений не получил, благополучно дополз до своих и на следующий день прибыл в свою часть. А вскоре полк вновь был отправлен в тыл на переформирование...

С весны 1943 года он сражался Калининском фронте, затем на Воронежском.

За 2 года фронтовой службы Николай Архипов совершил 275 боевых вылетов, провёл 134 воздушных боя, лично сбил 11 вражеских самолётов и 8 - в группе с товарищами. Командование наградило Старшего лейтенанта орденами Красного Знамени и Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги".

Высокое боевое мастерство пилот показал и в сражениях на Курской дуге. Только за 2 недели напряжённых боёв  ( с 10 по 25 Июля 1943 года )  эскадрилья Николая Архипова уничтожила на Белгородском участке фронта 19 самолётов. При этом, сам он выполнил 21 боевой вылет, провёл 9 воздушных боёв и сбил 5 самолетов.

Особенно запомнился ему бой 16 Июля 1943 года. В тот день, прикрывая наземные части в районе сёл Праворот - Малое Яблонево - Новосёловка, наши лётчики встретились с вражеской армадой - на штурмовку летели 20 Hs-123, 4 Ме-109, 2 FW-190. Четверо против 26 !   Сложнее обстановку трудно представить... Николай Архипов принял дерзкое решение - атаковать врага. Атака была стремительной и точной. "Хеншель" вспыхнул и упал на землю. Один есть !   Личная отвага командира эскадрильи воодушевила ведомых. Отжимая врагов на запад, советские лётчики уничтожали их в атаках. За 30 минут мужество и мастерство бесстрашных бойцов свели на нет вражеский перевес. В рядах противника началось смятение. Ни один из них не прорвался к цели. На земле пламя долизывало груды бесформенного металла - всё, что осталось от 7 немецких самолётов: 5 Hs-123 и 2 Ме-109. Из них, 2 "Хеншеля-123" уничтожил сам командир. Вместе с Архиповым отважно сражались лётчики: Пётр Грищенко, Михаил Могилевский и другие.

Самолёт Henschel Hs-123

Немецкий лёгкий штурмовик  ( пикирующий бомбардировщик )  Henschel Hs-123.

Самолёт Henschel Hs-123

Самолёт Henschel Hs-123 к лету 1943 года был уже раритетом  ( машина была построена ещё в 1935 году ). Устаревшие бипланы воевали на Центральном и Южном направлении в составе групп I/Sch.G.1 и l/Sch.G.2, созданных соответственно в Апреле и в Ноябре 1942 года.

Обычно Hs.123 нёс на внешних подвесках 4 бомбы по 50 кг, или 2 контейнера с осколочными боеприпасами, либо 2 пушки MG-FF калибра 20 мм. "Хеншели-123" могли вылетать на штурмовку даже тогда, когда самолёты других типов стояли на раскисших от ливней полевых аэродромах. При этом, чтобы избежать заклинивания колёс грязью и пучками травы, набивавшимися под обтекатели, капоты шасси снимали.

К началу 1943 года на Восточном фронте действовали всего 4 группы немецких штурмовиков в рядах 2-х эскадр. Потрёпанные в боях самолёты были обречены нести большие потери. К середине 1944 года Hs.123, воевавшие в группе II/SG2, были выбиты полностью.


...Николай открыл фонарь. Волна свежего воздуха ворвалась в кабину. Он жадно вздохнул полной грудью. До чего же хороша жизнь. За неё стоит сражаться !

Н.А.Архипов

"Смелый воздушный боец. Храбр и бесстрашен. Лётчик с отличными лётными качествами, способен в любую минуту оказать помощь и поддержку товарищу... Отлично организовал и сколотил личный состав эскадрильи на выполнение боевых задач..." - эти строчки, взятые из боевой аттестации Николая Архипова, как нельзя лучше характеризуют его как человека, товарища, командира. И таким он был всю войну, таким его знают друзья.

Родина высоко оценила его боевые заслуги. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 Сентября 1943 года командиру эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка капитану Николаю Арсентьевичу Архипову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

...Наши войска вышли к Днепру. Базируясь на аэродроме Семиполки наши лётчики действовали по прикрытию своих войск, которые готовились к форсированию Днепра.

6 Ноября 1943 года Архипов первым произвёл посадку на аэропорт Святошино в Киеве. А 8 Ноября обеспечивал прикрытие с воздуха митинга трудящихся Киева.

Затем он был направлен в новую часть и с весны 1944 года в составе 6-й Воздушной армии 1-го Белорусского фронта действовал на направлении от Ковеля до выхода на Вислу.

В Сентябре 1944 года полк перебазировались на Ленинградский фронт, где Архипову запомнился один воздушный бой. Вылетев в составе эскадрильи, они получили сообщение от станции наведения, что со стороны Риги в сторону наших войск, наступающих на Варгинском направлении, идут 3 группы противника по 20 самолётов в каждой. Взяв курс в указанном направлении, наши лётчики сблизились с противником, который уже готовился к нанесению удара. В бой вступили с ходу, в результате налёт врага был сорван. В этом бою было уничтожено до 10 самолётов противника. Лейтенант Юрий Орлов, увидев, как в хвост самолёта Архипова заходят для атаки 2 FW-190, сбил ведущего и спас командира. При этом сам получил ранение и чудом довёл свой повреждённый самолёт до аэродрома.

Участвовал Николай Архипов и в операции по уничтожению Курляндской группировки немецких войск в Прибалтике. Войну закончил Майором, в составе 265-го истребительного авиаполка. Всего совершил 389 боевых вылетов, провёл 148 воздушных боёв, сбил 19 самолётов лично и 8 в группе.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных и 8 групповых побед. ]

Н.А.Архипов

О Победе Архипов узнал ещё за 3 дня, когда был вызван к командующему 15-й Воздушной армии по вопросу ведения фронтов авиации в направлении Любавы. А 9-го Мая 1945 года, примерно в 3 часа, в Литве, 30 - 40 километров западнее Шауляй, лётчиков разбудил артиллерийский залп, известивший подписание договора о капитуляции фашистской Германии. Сразу после этого ликование охватило военнослужащих на аэродроме Жемоле 336-й дивизии и двух полков - 163-го и 265-го. Было решено послать Николая и ещё одного человека за французским трофейным шампанским для девчат из роты связи, самых красивых девушек полка. Отпраздновали торжество Победы на славу...

Участник парада Победа в Москве, был старшим группы от 336-й истребительной Краснознамённой Ковельской авиадивизии в составе 16 человек. Участник парада в Москве и приёма в Кремле в честь 20-летия Победы в 1965 году.

После окончания войны Николай Арсентьевич продолжал служить в авиации. В 1973 году лётчик ушёл в запас. Полковник в отставке Н. А. Архипов жил в Ростове - на - Дону, работал начальником Гражданской Обороны треста дорожного строительства и благоустройства. Он был членом совета, ветеранов войны Октябрьского райвоенкомата города.

*     *     *

Список всех известных побед Майора Н. А. Архипова:
( Из книги М. Ю. Быкова "Победы сталинских соколов".   Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
123.07.1941 г.1  Ме-109 в паре   ( 1 / 2 )ЯрцевоИ-16, Як-1,

Як-7, Як-9.
225.07.1941 г.1  Ju-87Ярцево
306.10.1941 г.1  Hs-126 в звене   ( 1 / 3 )Двоевка
402.12.1941 г.1  Ме-109 в звене   ( 1 / 3 )р-н Кубинки
509.08.1942 г.1  Ме-109 в звене   ( 1 / 3 )Воскресенское - Боры
609.08.1942 г.2  Ме-110 в звене   ( 2 / 3 )Воскресенское - Боры
712.07.1943 г.1  Ме-109Богородицкое
814.07.1943 г.2  Ме-109совх. "Комсомолец"
916.07.1943 г.2  Hs-123Лески
1014.09.1944 г.1  FW-190выс. 96  ( оз. Вырс - Явр )
1124.09.1944 г.1  FW-190Рутенэ
121  FW-190зап. Рутенэ
1305.03.1945 г.1  FW-190Айшиниэки

       Всего сбитых самолётов - 15 + 8  [ 10 + 6 ];  боевых вылетов - 362;  воздушных боёв - 102.


Возврат

Н а з а д