Главная | Источники | 

HSU

Авеков Иван Авдеевич

И.А.Авеков

Родился 19 Мая 1919 года на станции Осиновка  ( Торфозавод ), ныне Дубровенского района Витебской области  ( Беларусь), в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы в городе Витебске. Работал на производстве. В 1937 году призван в ряды Красной Армии. Окончил 9-ю Харьковскую военную авиационную школу лётчиков - наблюдателей в 1939 году и 8-ю Одесскую военную авиационную школу лётчиков имени П. Д. Осипенко в 1940 году. Служил в одной из частей Сибирского военного округа.

С началом Великой Отечественной войны Старший лейтенант И. А. Авеков на фронте. По Сентябрь 1941 года служил в 252-м ИАП; с Февраля по Март 1942 года - в 211-м ИАП; по Апрель 1943 года - в 519-м ИАП. Сражался на Юго - Западном, Западном и Центральном фронтах. Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи. Воевал под Москвой, Тулой, Киевом, Харьковом.

К Марту 1942 года командир эскадрильи 519-го истребительного авиационного полка  ( 20-я Армия, Западный фронт )  Капитан И. А. Авеков совершил 178 боевых вылетов. В воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 6 самолётов противника, ещё 23 уничтожил штурмовыми действиями на аэродромах.

17 Апреля 1943 года погиб в воздушном бою у города Данков Липецкой области. К тому времени на его счету числилось 19 личных и 6 групповых побед.

24 Августа 1943 года за доблесть и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.

Награждён орденом Ленина. Похоронен в городе Данков, где Герою установлен памятник.

*     *     *

Есть на Смоленщине тихая речка Воря. Сейчас трудно представить, что на её невысоких, поросших густым кустарником берегах когда - то лилась кровь, что здесь долгие месяцы в 1942 - 1943 годах шли ожесточённые бои и отсюда войска Западного фронта, прорвав мощную оборону противника, двинулись вперёд на запад, освобождая от немецких захватчиков Смоленскую землю. Немало героических подвигов совершили советские бойцы, сражаясь на берегах реки Вори.

Но бои здесь шли не только на земле. Наши лётчики, несмотря на численное превосходство вражеской авиации, не щадя своей жизни, прикрывали наземные войска с воздуха, наносили по захватчикам мощные штурмовые и бомбардировочные удары. Немецкое командование стянуло сюда, на подступы к Москве, отборные эскадрильи с опытнейшим лётным составом, но наши соколы бесстрашно вступали в бой с ними и побеждали.

20 Марта 1942 года бойцы 201-й стрелковой дивизии, стоявшей в обороне вдоль берега реки Вори, у села Воскресенского, юго - западнее города Гжатска ( ныне город Гагарин Смоленской области ), были свидетелями воздушного боя советского истребителя с 5 "Мессерами". Самолёты врага напали на него внезапно, из - за облаков. Имея преимущество в высоте и скорости, они устремились в атаку, надеясь одержать лёгкую победу. Но наш лётчик принял бой. Он развернул своего "ястребка" в сторону врага и, уклоняясь от огненных пулемётных трасс, атаковал ведущую машину врага. Советский лётчик предпринимает лобовую атаку, в момент которой всё решают мужество, готовность на самопожертвование, железная выдержка. Нервы врага сдали: он попытался увильнуть в сторону и попал под меткую пулемётную очередь. Охваченный пламенем "Мессер" рухнул на землю.

Для нашего истребителя появилась возможность выйти из боя и скрыться в облаках, ведь перевес сил по - прежнему оставался у противника - 4 против одного. Но краснозвёздная машина, сделав глубокий разворот, снова вступила в бой. Ревя моторами, стреляя из пулемётов, самолёты носились друг за другом, образуя в небе гигантскую карусель. Вот задымил и стал падать к земле ещё один Ме-109. Но и советская машина была повреждена: оставляя дымный след, она теряла высоту.

Немцы решили добить истребителя и, подойдя к нему с двух сторон, начали в упор расстреливать его. Но что - то не видимое с земли случилось там, в воздухе. Резко рванувшись в сторону, наш истребитель крылом ударил по хвостовому оперению одного из "Мессеров", и тот, кувыркаясь, ринулся вниз. Советский самолёт падал вслед за ним, Чувствовалось: лётчик делает всё, чтобы спасти свою машину. Вот она на мгновение перешла в горизонтальное положение, но затем снова свалилась на крыло. Ещё одна попытка - и снова неудача. А до земли оставалось всего несколько десятков метров...

Последним усилием лётчик выровнял самолёт и, продержавшись какое - то мгновение в воздухе, упал в прибрежный лесок. Подбежавшие к месту его падения красноармейцы увидели разбитый истребитель Як-1, а рядом выброшенного при ударе об землю лётчика. Он был тяжело ранен, без сознания. Его немедленно отправили в медсанбат. Только через несколько дней стало известно имя героя, а спустя ещё некоторое время о его подвиге знал весь Западный фронт. Кто же он такой, лётчик, совершивший таран над смоленской речкой Ворей ?

Это был не первый бой и не первые сбитые вражеские самолёты у командира эскадрильи 519-го истребительного авиаполка Капитана Ивана Авекова. Ещё в первый день Великой Отечественной войны 22 Июня 1941 года, сопровождая на И-16 группу бомбардировщиков на Юго - Западном фронте, он со своим звеном   ( до Октября 1941 года он служил в 252-м ИАП )  вступил в бой с семёркой Ме-109. Несмотря на более чем двукратное численное превосходство врага, советские лётчики одержали полную победу. Они сбили 4 и повредили 1 вражеский истребитель. Два Ме-109 в том бою лично уничтожил Иван Авеков. Бомбардировщики, выполнив боевое задание, вернулись на свой аэродром. Не имело потерь и звено Авекова.

28 Августа 1941 года в районе города Конотопа Иван Авеков сбил два бомбардировщика He-111. Затем воевал под Москвой, Тулой, Киевом, Харьковом, Брянском, а с Февраля 1942 года - на Западном фронте  ( в составе 211-го ИАП ).

Щуплый, невысокого роста, он совсем не похож был на лихого лётчика - истребителя. Но это внешнее впечатление было обманчивым. Иван Авеков был лётчиком самых разносторонних способностей. Ему поручали и вести разведку, и штурмовать вражеские автоколонны и аэродромы, и сопровождать в тыл врага бомбардировщики и штурмовики, и охранять воздушное пространство от налётов вражеской авиации. Вот что пишет о нём А. Б. Краснов, в годы войны лётчик 519-го ИАП.

"Помню своего командира эскадрильи Гвардии Капитана И. Авекова, за мужество и отвагу удостоенного посмертно звания Героя Советского Союза. Он всегда тщательно готовился к каждому боевому вылету.

Предварительно отрабатывая с нами различные приёмы действий, учил разгадывать замысел врага, заставлял тактически мыслить. И почти в каждом вылете по - новому проявлялись творческий поиск ведущего, его тактическое мастерство, умение выбрать выгодный вариант боя и навязать противнику свою волю.

Как - то нашей эскадрилье поставили задачу сопровождать штурмовиков Ил-2. Авеков наметил, рассчитал и отработал с нами методом "пеший по - лётному" 3 варианта боя. Они отличались друг от друга главным образом тактическими приёмами при различном соотношении сил с врагом и разных его маневрах. И вот боевой вылет. На подходе к цели мы встретили 10 "Мессеров". Соотношение сил примерно равное. Авеков полагал, что они разделятся на 2 группы, большая из которых устремится к штурмовикам. Так обычно действовали фашисты. Но этого не случилось. Все 10 "Мессеров" бросились на нас. И хотя обстановка не соответствовала ожидаемой, Авеков спокойно подал лаконичную команду:

- Работаем по второму варианту, - но тут же уточнил, - двум звеньям в бой не вступать, быстрее вниз, смотреть за "Илами".

Командир предположил, что где - то на малой высоте ещё не замеченные нами к штурмовикам тянутся другие вражеские истребители. И не ошибся. Каждый командир звена, ведущий пары знал своё место и задачу. В то время как Авеков и его ведомые вели бой с первой группой, лётчики других звеньев отсекали атаки врага от штурмовиков и сбили 2 самолёта. Штурмовики, не имея потерь, нанесли удар по указанной цели".

Все задания командования Капитан Авеков выполнял образцово, добиваясь высокой эффективности боевых действий вверенной ему истребительной эскадрильи. Так, штурмуя вражеский полевой аэродром вблизи станции Темкино, он сжёг на земле 4 самолёта. После его штурмовок в районе Вязьмы враг недосчитал ещё 6 боевых машин. А всего в результате ударов по аэродромам Авеков лично уничтожил 23 неприятельских самолёта. За 45 успешных штурмовых ударов по аэродромам и автоколоннам противника командование Западного фронта представило его к награждению орденом Ленина.

В 519-м истребительном авиаполку Капитана называли мастером воздушного боя. На его личном боевом счету уже к весне 1943 года значилось 15 уничтоженных вражеских самолётов разных типов и 6 самолётов, сбитых им совместно с ведомыми. При этом сам Авеков ни разу не был сбит. Во время тарана над Ворей он потерял свой первый самолёт. Но это был не последний боевой вылет и не последний подвиг Капитана Авекова. Залечив раны, он снова вернулся в полк и продолжал громить врага на земле и в воздухе. Он верил, что вернётся в освобождённую от врага родную Белоруссию.

Но война не бывает без жертв. Капитан Иван Авдеевич Авеков погиб в бою в Апреле 1943 года, когда на Смоленской земле шло наступление войск Западного и Калининского фронтов. Отважному лётчику Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана И. А. Авекова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.06.1941 г.2  Ме-109СпартаковкаИ-16
224.08.1941 г.2  Не-111аэр. Конотоп
305.03.1942 г.1  Ме-110вост. ВязьмыЯк-1
420.03.1942 г.3  Ме-109юго - зап. Гжатска  ( 1 сбит тараном )

     Кроме того, сбил лично: 1 Ju-88 и 1 Ме-109;  в группе: 2 Ju-88, 1 Не-111, 1 Do-215 и 2 Ме-109.

     Всего сбитых самолётов - 10 + 6  [ 8 + 0 ].


Возврат

Н а з а д