Главная | Источники | 


Аверьянов Александр Александрович

А.А.Аверьянов

Родился в 1914 году. Лётчик - истребитель.

С 1941 года Капитан А. А. Аверьянов служил в составе 45-го истребительного авиационного полка  ( ВВС Южного фронта ), командовал эскадрильей. Отличился во время боёв за Северный Кавказ.

Войну закончил в составе 266-го истребительного авиационного полка. Всего выполнил 320 боевых вылетов. Проведя 13 воздушных боёв, лично сбил 5 самолётов противника.

Награждён орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

В одну из страшных ночей 1943 года около 150 вражеских бомбардировщиков ринулись на Батайск. Массированным ударом с воздуха немцы задумали уничтожить мост через Дон и разрушить железнодорожный - узел, игравший важную роль в обеспечении войск Южного фронта.

В ночное небо для встречи с врагом поднялась эскадрилья истребителей во главе со своим прославленным командиром Капитаном А. А. Аверьяновым.

Набрав высоту 3700 метров, Аверьянов заметил впереди и выше себя на 200 - 300 метров на фоне луны силуэт бомбардировщика Ju-88. Аверьянов устремился в атаку. Когда до бомбардировщика оставалось около 50 метров, дал очередь из всех огневых точек своего истребителя. Объятый пламенем "Юнкерс" рухнул на землю.

Выходя из атаки разворотом влево, Аверьянов заметил второй бомбардировщик и быстро отвалил вправо вниз. Новый маневр - и он уже в хвосте у "Юнкерса".

Молниеносные атаки ошеломили врага. "Юнкерс" резко снизился в надежде, что на фоне земли истребитель потеряет его. Но советский ас не упустил врага и снова атаковал его снизу сзади. С короткой дистанции Аверьянов дал прицельную очередь, но "Юнкерс" продолжал лететь над морем, стремясь слиться с водой и стать совсем незаметным. Аверьянов снова пошёл в атаку - уже 5-ю по счёту. И наконец вражеский бомбардировщик упал в Азовское море.

А.А.Аверьянов

Две блистательные победы одержал Аверьянов в одном ночном бою. Это просто непостижимо !

А впереди была ещё одна трудная задача - посадка эскадрильи. На аэродроме никаких знаков, необходимых для посадки самолётов в ночных условиях. К тому же, после вражеской бомбёжки над посадочной полосой стояла густая пыль.

Командир эскадрильи первым зашёл на посадку. Он включил посадочную фару, чтобы видеть землю. Но слой пыли явился как бы экраном, по которому скользила тень садящегося истребителя. Земли видно не было, и высоту до неё Аверьянов определил каким - то десятым, наверное, чувством. И всё же он сумел точно посадить свой истребитель.

Приземлившись, Аверьянов поставил свой самолёт с включёнными навигационными огнями и посадочной фарой так, чтобы лётчики его эскадрильи, заходя на посадку, принимали машину командира за посадочный знак "Т" и приземлялись спокойно и уверенно.

...По 5 - 6 боевых вылетов в день совершали лётчики эскадрильи Аверьянова в небе Северного Кавказа. Они смело шли в бой вместе со своим любимым командиром, твердо зная, что он всегда их защитит, даже ценой собственной жизни.

Личная храбрость, смелость и отвага Капитана Аверьянова, его мастерство и беспредельный героизм увлекали его подчинённых, и они выходили победителями из любых схваток.

Незаурядность натуры Александра Александровича Аверьянова, его "крылатость", удивительно яркий талант были видны ещё в самом начале его лётной жизни.

Глубокий след в душе друзей по 45-му полку оставил этот человек.

( Из воспоминаний старшего инженера 45-го ИАП Т. Б. Кожевниковой )

*     *     *

Список всех известных побед Капитана А. А. Аверьянова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
127.03.1943 г.1  Ju-87юго - вост. КрасногоровкаЯк-1, "Харрикейн",

Р-39 "Аэрокобра".
209.05.1943 г.1  Ju-88сев. Синявка
31  Ju-88Синявка
410.05.1943 г.1  Ju-88Елизаветовка - Городище
51  Ju-88р. Грязнуха - р. Дон

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0;  боевых вылетов - 320;   воздушных боёв - 13.


Возврат

Н а з а д