Главная | Источники | 

Золотая звезда Героя Советского Союза

Бабак  Иван  Ильич

Бабак Иван Ильич

Родился 26 июля 1919 года в селе Алексеевка, ныне Никопольского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. В 1940 году окончил Запорожский педагогический институт и аэроклуб. Работал учителем. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков.

С мая 1942 года сержант И. И. Бабак на фронтах Великой Отечественной войны. По март 1945 года служил в 45-м ИАП  ( с 18.06.1943 года - 100-й ГвИАП ), летал на Як-1 и "Аэрокобре". Затем, по апрель 1945 года, в 16-м ГвИАП.

Командир звена 100-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт )  Гвардии младший лейтенант И. И. Бабак отличился в боях при прорыве обороны противника на реке Молочная и освобождении Мариуполя. К сентябрю 1943 года сбил лично 18 самолётов противника и 4 в группе.

1 ноября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 330 боевых вылетов. В 103 воздушных боях сбил 35 самолётов противника лично и 5 в составе группы.

После войны продолжил службу ВВС. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1949 года Гвардии капитан И. И. Бабак - в запасе. Автор книги - "Звёзды на крыльях". Умер 24 июня 2001 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

"Имя этого человека, восторженные отзывы о его безграничной отваге и высоком лётком мастерстве можно встретить во многих произведениях мемуарной литературы, посвящённых подвигам советских лётчиков. В 25 лет он командовал полком истребителей", - писал об Иване Бабаке трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин.

Однако пролог боевой славы, этого лётчика был далеко не радужным. Как и многие его сверстники, он сполна испытал на себе всю тяжесть войны. Непросто складывалась и послевоенная жизнь Ивана Бабака. Не случайно именно к судьбам таких лётчиков обратились авторы фильма "Чистое небо".

А было так. Работая над фильмом, сценарист Д. Храбровицкий и режиссер - постановщик Г. Чухрай почувствовали непрочность первоначального сюжета. Фильм не получался. И тогда они обратились к реальным судьбам тех замачательных советских патриотов, которые, попав по несчастью в руки врага, проявили неслыханную, сверхчеловеческую стойкость и вышли из фашистского ада непокорёнными. Рядом с правдой жизни меркли, оказывались слащавыми образы, вымученные воображением.

Судьба Ивана Ильича Бабека не только похожа на судьбы многих советских людей, но и глубоко своеобразна. Война по-своему распорядилась им, оторвав от изначального круга забот, возложив новые, более высокие обязанности. Посвятив себя одной из самых мирных профессий не земле - профессии учителя, Бабак во время войны стал лётчиком - истребителем. Простой, застенчивый паренёк из небольшого украинского села в короткое время научился бить сильного и коварного врага. Где взял он силы, чтобы выстоять в жесточайших воздушных боях, перенести неслыханные физические и моральные тяжести огненных лет ?   Ответ один: вера в правоту великого дела защиты Отечества, в тех, кто ого окружал, поддерживала в нём жизнестойкость, помогала выстоять в тяжёлых испытаниях и победить.

Иван Ильич Бабак родился 26 июля 1919 года в селе Алексеевка Екатеринославской губернии. Ещё студентом педагогического института перед войной, по путёвке комсомола, поступил в аэроклуб. Совершив прыжок с парашютной вышки, юноша решил, что дорога в авиацию для него закрыта, что духом слаб для полётов. Но в Европе уже занималось пламя Второй Мировой войны. Надо было готовиться к защите своей страны. И он сумел перебороть свою слабости, закончил аэроклуб на отлично.

После досрочного выпуска из пединститута Иван Бабан поехал работать в село. Но недолго длилась его педагогическая деятельность - на пороге стояла война. И опять учёба...

В апреле 1942 года Иван Бабак окончил Сталинградскую военную авиационную школу и уже в мае прибыл на Крымский фронт, в 45-й истребительный авиационный полк  ( с 18 июня 1943 года - 100-й Гвардейский ИАП ), которым командовал Ибрагим Дзусов. Наставниками и друзьями его в то время были Дмитрий Глинка, впоследствии дважды Герой Советского. Союза, командир эскадрильи Михаил Петров, будущие Герои Советского Союза Николай Лавицкий, Василий Шаренко, Борис Глинка, Николай Кудря, асы воздушного боя Д. Шурубов, В. Сапьян, А. Поддубский, Г. Микитянский, Д. Аленин, Б. Канаев и другие.

Худенький интеллигентный парень не показался командиру полка, и тот едва не отправил его прочь. Помогло заступничество Героя Советского Союза Д. Калараша, принявшего смуглого новичка за соплеменника - цыгана.

Лётчики полка воевали тогда на Як-1, выполняя задачи по прикрытию наземных войск, сопровождению и штурмовке. Перелетая всё восточнее, полк участвовал в боях на Южном, Северо - Кавказском, Закавказском фронтах.

Первое боевое задание. В паре с инспектором дивизии майором Д. Каларашем он вылетел на разведку. И даже не понял, что стал участником воздушного боя !   Успел лишь заметить, что в какой-то момент в воздухе вдруг стало много самолётов. Но оценить обстановку не было времени. Ведущий энергично маневрировал, и Бабак, помня его наказ, старался во что бы то ни стало удержаться. К удивлению Ивана, первый боевой наставник похвалил его:

- Молодец, от взлёта до посадки шёл за мной, как привязанный...

В ожесточённых воздушных боях быстро шло становление молодого лётчика. Отлично владея техникой пилотирования, он в небе действовал решительно, напористо, шел на риск и даже иа самопожертвование. Однажды он вернулся из боя на изрешечённой пулями машине.

- Этак вас скоро могут сбить, - укорил его командир полка И. Дзусов.

Бабак молчал. Но за него ответил Петров:

- Меня спасал...

Во время боя самолёт ведущего был подбит. Машина потеряла маневренность. Немецкие лётчики не преминули этим воспользоваться. Они предприняли 7 атак. Но каждый раз ведомый, энергично маневрируя, отсекал противника огнём от Петрова, бесстрашно бросал свой самолёт наперерез врагу. Он подставлял себя под удар, лишь бы спасти командира. Об этом боевом эпизоде рассказала впоследствии газета "Красная звезда".

19 сентября 1942 года личный состав полка был выведен с фронта на отдых, пополнение и переучивание. В декабре 1942 года лётчики освоили "Киттихауки", а в начале 1943 года - "Аэрокобры"... 9 марта они приступили к боевой работе с Краснодарского аэродрома.

Вскоре Ивак Бабак стал ведомым у Дмитрия Глинки, опытного уже в то время лётчика. А через некоторое время и сам открыл счёт сбитым истребителям противника. В паре с Д. Глинкой вылетел на прикрытие штурмовиков. Вообще-то лететь должны были 8 истребителей, но случилось тек, что пришлось сопровождать наши самолёты вдвоём.

На подступах к Моздоку группу обстреляла зенитная артиллерия врага. Неожиданно ведущий, не передав никакого сигнала, переворотом резко пошёл вниз. В это время Бабак и увидел "Мессеры". Их было очень много. Узконосые, тёмные, они шли хищной стаей правее на встречном курсе. Что делать ?   Уж слишком неравны силы.

Однако боевую задачу никто не отменял. Надо прикрывать штурмовики, которые уже вышли на цель, сбросили бомбы и теперь поочередно заходили в повторную атаку. И Бабак без колебаний пошёл навстречу врагу.

С первой парой "Мессеров" разошёлся на лобовых. И только успел увернуться от огненных трасс, как на него нацелилась вторая пара. И началась карусель: отчаянные, порой невероятные маневры, огромные перегрузки, от которых темнело в глазах, отвесные пикирования и головокружительные петли. То и дело мимо его самолёта проносились пулемётные трассы. Бабак отвечал, короткими очередями, берёг боезапас. Когда фашисты наседали с разных сторон, стараясь зажать его в смертельные клещи, он бросал сбою машину прямо на них, имитируя таран. И враги не выдерживали, уходили в разные стороны.

Но сколько может ещё продолжаться этот неравный, бой ?   Ведь есть же предел везучести !   И снова, уклоняясь от очередной атаки, он стремительно атаковал сам. Главное - продержаться подольше, отвлечь внимание и силы врага от наших штурмовиков. А они тем временем закончили обработку цели и взяли курс на свой аэродром.

Преследуемый "Мессерами", Бабак попытался выйти из боя... Но немцы не отставали, хотя в их действиях уже чувствовалась неуверенность. При подходе к своему аэродрому дружно ударили зенитки, преследователи повернули и ушли, Бабак приземлился и зарулил на стоянку. Здесь его ждал Д. Глинка. Как оказалось, от зенитного снаряда в крыле его самолёта образовалась огромная, дыра, поэтому его передёрнуло и он резко пошёл вниз. Уже у самой земли Дмитрий сумел всё же вывести машину в горизонтальный полёт. О бое, конечно не могло быть и речи.

А вот в машине Бабака не было ни одной пробоины, хотя наседала на него большая группа истребителей. Более того, когда на аэродром прибыл командир штурмовиков  ( они тоже вернулись без потерь ), выяснилось, что Бабак в этом бою сбил Ме-109. А он и не заметил. Да и некогда было смотреть за этим.

- Ты, Бабак, заговорённый, - шутили в полку.

В какой-то мере свои первые боевые успехи он объяснял везением. Однако нельзя же всё время уповать на удачу !   Это прекрасно понимая молодой лётчик. Боевая обстановка требовала не только храбрости, но и трезвой оценки ситуации в критические минуты, безупречной тактической логики, высокого лётного мастерства.

Иван Бабак летал на "Аэрокобре" Р-39D-2  ( заводской № 41-38416 ). В марте 1943 года он сбил на ней Ju-87 и 2 Ме-109.



Аэрокобра И.Бабака

Фотографии "Аэрокобры" - тактический № 40, серийный № (4)1-38416 предоставлены Ю. А. Моисеевым  ( в годы ВОВ - дешифровщиком аэрофотоснимков 366-го ОРАП / 164-го ОГРАП )  и по его оценке, вероятно выполнены в дни Воздушной битвы на Кубани, на аэродроме "Пашковская" или "Славянская", фотолаборантом того же полка Николаем Шайкиным  ( после войны - фотограф одного из московских авиазаводов ).

'Аэрокобра' И.Бабака

Из информации, обнаруженной в ЦАМО  ( фонд 45-го ИАП, Книга приказов по 45-му ИАП за 1943 года и опись 296938 д. 1 ), любезно предоставленой В. Романом, следует что 26.04.1943 года потерпел аварию самолёт P-39D-2 "Аэрокобра" серийный № (4)1-38416  ( первая цифра на киле самолёта традиционно не указывается ), пилот - старший сержант И. И. Бабак. Приказом от 28.04.1943 года этот и ещё 2 других самолёта, сданные в 16-й ГвИАП, исключены из боевого состава 45-го ИАП  ( в последствии - 100-й ГвИАП ).

Аэрокобра И.Бабака

То что Иван Ильич Бабак потерпел аварию на этой машине, не значит что он прежде одержал на ней и свои "кубанские" победы, но не исключено что под неприметной внешностью этого аэроплана кроется монстр, перемоловший за месяц - полтора больше эскадрильи немецких самолётов.

К сожалению из - за болезни Ивана Ильича не удалось прояснить подробности, а копии лётных книжек, любезно предоставленные его сыном, охватывают более поздний период боевой работы нашего выдающегося аса.

Из материалов сайта - "ФОТАБ: Авиационный фотоальбом".



Весной 1943 года в небе Кубани развернулись ожесточённые воздушные бои. Немцы стали применять свою авиацию массированно. В налётах участвовали смешанные группы по 50 - 100 самолётов. Прорваться к бомбардировщикам сквозь заслон, истребителей группе, которую водил Бабак, никак не удавалось. Случалось, после очерёдной атаки самолёты противника дымили, но не падали.

- Эх ты, Бабак - слабак ! - услышал как-то за ужином Иван Ильич реплику в свой адрес. - Покрышкин вон шестёркой сбил сегодня 10 самолётов, а вы 12-ю - ни одного.

- Почему же так, Александр Иванович ? - обратился молодой лётчик к уже признанному в то время асу, - Атакуем дружно, не щадя себя, а безрезультатно. Остаётся только таранить.

- Нет, это неграмотно. Если так драться, то через месяц воевать будет некому. А ты сумей так организовать бой, чтобы врага сбить и самому в живых остаться. Истребителю думать надо, искать новые приёмы. Вот вы сегодня, например, атаковали все вместе, скопом.

- В училище так учили, - ответил Бабак.

- Но ведь бой то с большой группой под сильным прикрытием. Когда самолёты противника идут в плотном боевом порядке и не могут маневрировать, нужно распределять усилия. Скажем, высылать вперёд пару, атаковать ведущего снизу, сверху или сбоку, но обязательно на большой скорости. А свалил ведущего, группа распадётся, враг в панике. Вот так и бить. А погибать категорически запрещаю !   Ясно ?

После этого разговора Бабак окончательно понял: нельзя бросаться в атаку сломя голову, не разобравшись в обстановке, настоящий воздушный бой - не просто поиск и атака. Это прежде всегд трезвый и точный расчёт, предельное внимание к своей машине, к воздушному пространству, к товарищам. Сколько раз потом это выручало его.

Впоследствии, став командиром, Бабак умел рассчитывать силы подчинённых, зря не рисковал. И часто повторял лётчикам слова Покрышкина: "Пасть на поле боя нетрудно, выполнить приказ, уничтожить врага и остаться живым - намного сложнее. В этом высший героизм".

А пока оттачивал технику пилотирования на предельных режимах, скрупулёзно изучал тонкости воздушного боя, учился метко стрелять. Лётчик внимательно читал описания лётно - тактических характеристик вражеских самолётов, находил их уязвимые места, строил пространственные схемы воздушных боёв, отдельных фигур высшего пилотажа. Он не переставал изучать опыт своих товарищей, в первую очередь Александра Ивановича Покрышкина, искал новые боевые приёмы, познавал тактику врага.

Его упорство, настойчивость, воля должны были быть вознаграждены - такова логика жизни. Бабак стал умелым тактиком, грамотным воздушным бойцом. Он водил в бой молодых лётчиков, личным примером показывал, как надо бить врага. Наряду с Фадеевым, Покрышкиным, Семенишиным он был в то время результативнейшим асом Кубанской битвы. Но в начале мая тяжёлая форма малярии надолго выбила лейтенанта И. Бабака из строя.

В конце июля 1943 года, во время боёв за город Мариуполь, выполняя разведывательный полёт вдоль железной дороги, Иван Бабак на малой высоте увидел, как из окон вагонов - теплушек ему махали руками люди. Прилетев на свой аэродром он доложил - "В вагонах находятся наши люди. По видимому, их собираются вывезти на каторгу. Необходимо срочно принять меры !"

Вскоре группа "Илов" в сопровождении истребителей ушли к станции. Удар наносился с особой точностью, только по паровозу и путям впереди эшелона. Охрана станции при этом разбежалась. Местные жители открыли вагоны и выпустили людей, вывозимых в Германию.

Осенью 1943 года, по инициативе учащихся школы № 2, школьниками Мариуполя было собрано 20 000 рублей на боевой самолёт. После чего, они обратились с просьбой лично к И. В. Сталину - вручить боевой истребитель лучшему лётчику фронта, участвовавшему в освобождении их города. В школьном музее бережно хранится телеграмма Верховного Главнокомандующего, в которой выражается благодарность учащимся и учителям за их патриотизм.

И.И.Бабак

В сентябре 1943 года купленный на эти средства новенький истребитель с надписью "От школьников Мариуполя" школа передавала одному из отважнейших лётчиков 100-го Гвардейского авиаполка Ивану Бабаку. Много вражеских самолётов сбил он на этой машине в небе Украины, Молдавии, Румынии, Польши и Германии. И надо было видеть, как этот город встречал своих любимцев - лётчиков, как горячо обнимали мариупольцы Ивана Ильича Бабака через четверть века после тех памятных событий !

Уже в одном из первых боевых вылетов на "именном" самолёте, Бабак сбил Ме-109. Этот "Мессер" он атаковал с 20 - 30 метров, масло из развалившегося от пушечной очереди самолёта залило фонарь, и сажать машину ему пришлось, глядя в боковые стёкла фонаря.

У именного истребителя оказалась счастливая судьба. На нём Бабак, а затем и будущий Герой Советского Союза Григорий Дольников, получивший его в наследство от ведущего, когда тот ушёл на повышение, сбили 20 фашистских самолётов !

Несколько месяцев Бабак летал в паре с молодым лётчиком Петром Гучеком, ставшим впоследствии Героем Советского Союза.

6 сентября 1943 года пара истребителей - Иван Бабак и Пётр Гучек - из 100-го ГвИАП летала на разведку наземного противника. Обойдя Мариуполь со стороны Азовского моря, лётчики развернулись и обнаружили усиленное движение поездов в северном направлении. Прилетели, доложили командиру. Тот по инстанции - командиру дивизии. Так мол и так. Фашисты, очевидно, вывозят награбленное добро.

Комдив уже располагал подобными данными и распорядился действиями нескольких пар "охотников" остановить движение вражеских эшелонов. Пара за парой взлетали истребители. Первой на штурмовку поездов ушла пара Бабака, за ней - пары Глинки и Лавицкого. "Охотники" быстро находили вражеские эшелоны, поражали паровозы, уничтожали грузы.

В бою над озером Молочное на глазах сотен воинов наземных войск четвёрка Бабака в течение минуты сбила 4 Ме-109. Это был его 5-й боевой вылет за день, и переутомление вновь вызывало обострение болезни.

Р-39 Ивана Бабака

Именная "Аэрокобра" Ивана Бабака.  16-й Гвардейский ИАП.  Весна - лето 1944 года.
Надпись "От школьников Мариуполя" была на обоих бортах фюзеляжа за кабиной.
Инженер по радиооборудованию В. Ковальчук нарисовал справа на носу машины
летящую богиню Победы  ( за что И. Бабак получил прозвище "Летающий Демон" ).

Весной 1944 года, после возвращения из госпиталя, лётчик был назначен заместителем командира по воздушно - стрелковой службе 100-го ГвИАП. Участвовал в боях под Яссами и Сандомиром. Продолжая активно летать Иван Бабак иногда одерживал по несколько побед за вылет.

В начале июня 1944 года об одном из воздушных боёв, проведённом группой под командованием Ивана Бабака, писала фронтовая газета. Этот бой впоследствии приводили в пример и разбирали во всех полках не только 9-й Гвардейской авиадивизии, но и всего фронта как пример умелого, тактически грамотного взаимодействия групп и отдельных лётчиков. В этом бою действительно блестяще проявились взаимовыручка, дерзость, хладнокровие и расчёт. Вот как он описан в боевом донесении, хранящемся в архиве полка:

"03.06.1944 года 12 "Аэрокобр" с 17:55 по 18:40 прикрывали свои войска в районе Мовилени, Захария. Командовал группой Бабак.

И.И.Бабак

Состав группы: Бабак - Патрушев, Глинка Д. Б. - Мамаев, Петров - Зайцев, Гучек - Антоньев. Группа прикрытия: Сапьян - Образцов, Дольников - Щепочкин.

В районе Мовилени встретили группу из 50 Ю-87 под прикрытием 10 Ме-109 и 8 ФВ-190. По команде Бабака группа Сапьяна и Дольникова связала боем истребителей, а сам он повёл в атаку свою группу на бомбардировщиков. Решительными и смелыми действиями в короткий срок гвардейцы Бабака сбили 10 самолётов противника, не дав остальным отбомбиться по вашим войскам. Не вернулся с задания младший лейтенант Образцов".

Но Юрий Образцов остался в живых: на крутом боевом маневре, сорвавшись в штопор, он выпрыгнул с парашютом на малой высоте и через 2 дня вернулся в полк.

В том бою 3 самолёта сбил Дмитрий Глинка, 2 - Иван Бабак, 2 - Григорий Дольников, по 1 - Петров, Гучек и Антоньев.

13 июля 1944 года началась наступательная операция советских войск на Львовско - Сандомирском плацдарме. В первые же дни боёв Гвардии старший лейтенант И. И. Бабак сбил 6 самолётов противника. К 30 августа - ещё 4...

В марте 1945 года, Гвардии старший лейтенант И. Бабак был назначен на должность командира 16-го Гвардейского истребительного авиаполка с одновременным присвоением ему звания "Капитан". Известие об этом назначении было встречено лётчиками полка с нескрываемой гордостью, как большую личную радость. Ещё 2 года назад необстрелянный сержант Бабак, теперь стал во главе одного из лучших Гвардейских полков !   По мирному времени такое событие, конечно, небывалая редкость. Но 2 суровых года войны, когда за плечами лётчика более 300 боевых вылетов и свыше 30 уничтоженных вражеских самолётов, - это уже качественно другое измерение. Он стал отличным воздушным бойцом, блестящим знатоком авиационной тактики, мастером маневра и огня, опытным авиационным командиром. Бабак по праву возглазил один из лучших Гвардейских полков, которым до него командовал А. И. Покрышкин.

Несмотря на высокое должностное положение, Бабак по-прежнему оставался скромным, даже застенчивым человеком. Но это не мешало ему быть умелым организатором боя, иметь высокий авторитет у подчинённых. В него верили, без страха и сомнений шли за ним в бой.

Боевые свойства Бабака не ограничивались смелостью и умением наверняка разить врага; он быстрее других сформировался и как организатор боя, и как отличный воспитатель молодых лётчиков. Внешне Иван Ильич был невидным, но умное лицо и всегда изысканная опрятность делали наружность его довольно приятной. Честный и прямодушный, он отличался тонкостью, свойственной людям его профессии  ( до войны Бабак работал учителем ). Откровенность его, совсем непритворная, была, однако же, не без расчёта: он так искусно, шутливо, необидно умел говорить величайшие истины людям сильным, что их самих заставлял улыбаться.

С мая 1942 по апрель 1945 года Иван Бабак совершил 330 боевых вылетов, провёл 103 воздушных боя. На его счету было 40  ( 35 лично и 5 в группе )  сбитых в небе Украины, Молдавии, Румынии, Польши и, наконец, Германии вражеских самолётов. За всю войну, в воздушных схватках, его истребитель ни разу не был даже подбит. Он не потерял в боях, которыми руководил, ни одного лётчика.

14 апреля 1945 года Покрышкин направил в штаб армии документы на присвоение Ивану Бабаку звания дважды Героя Советского Союза. А через день, 16 апреля, прямо из бани, не успев до конца одеться, он вылетел по тревоге на штурмовку вражеской колонны и тут случилось непредвиденное. Всю войну прошёл - ни ранения, ни царапины, словно и вправду заговорённый. И лез, что называется, в самое пекло. А тут...

В тот день Гвардии капитан И. Бабак вылетел не разведку особо важной цели в районе небольшого немецкого города Лаубан. Ведомым у него был недавно прибывший из авиационного училища младший лейтенант Козлов. Когда боевая задача была практически решена, идя на свой аэродром, недалеко от линии фронта Бабак увидел вражеский эшелон, с войсками и техникой. В воздухе спокойно, на борту полный боекомплект. Удобный случай ввести в строй молодого лётчика.

- Атакуем, - передал по радио ведущий.

От их точных ударов загорелось несколько вагонов. И вдруг, выпущенная откуда-то зенитная очередь прошила машину командира полка, и она вспыхнула.

- Горишь, командир ! - закричал Козлов.

- Вижу...

- Как же я домой попаду ?! - воскликнул молодой лётчик, забыв, что у него нажата кнопка передатчике. Но Бабак не бросил напарника.

- Курс 60, скорость 320. Иди 12 минут, до автострады Бреслау - Берлин... - передавав из объятой огнём машины ведущий.

Самолёт Г.Дольникова.

Но его ведомый так и не смог сориентироваться, и, несмотря на интенсивные поиски и личный контроль маршала Конева, не нашли даже его упавшего самолёта.

Пламя слепило, обжигало лицо и руки, но Бабак оставался верен долгу: тянул и тянул к линии фронта. Самолёт стал неуправляемым. В последное мгновение перед тем как потереть сознание, Бабак перевалился через борт и инстинктивно дёрнул кольцо. Раненый лётчик упал на позиции вражеских артиллеристов и в полубессознательном состоянии, сильно обгоревший, был взят в плен.

- Когда бежал от бани к самолёту, ордена свои я не успел нацепить, не до того было, - вспоминал позднее Бабак. - Ну и решил выдать себя за рядового лётчика. А они слушают мои байки и смеются. Потом дают мне альбом с фотографиями наших асов - истребителей, где на первом месте красовался портрет Покрышкина, ну и моя личность там тоже оказалась...

18 апреля 1945 года огнём вражеских зениток был сбит и командир звена 100-го Гвардейского авиаполка Пётр Гучек. В память о боевых друзьях Григорий Дольников сделал на бывшем самолёте Бабака 2 надписи: справа на месте богини Победы - "За Петю Гучка", слева - "За Ваню Бабака". На этой машине, в мае 1945 года, Григорий Дольников и встретил день Победы.

'Аэрокобра' И.И.Бабака.

'Аэрокобра' И.И.Бабака.

А Бабак был отправлен в лагерь для военнопленных. Лечили его там наши люди, чем могли. В плену Иван Ильич пробыл до конца войны.

Друзья считали его погибшим и беспощадно мстили врагу. Но не верил в смерть Бабака его командир - Александр Иванович Покрышкин. Он искал его везде. Благодаря долгим усилиям, Бабак был найден в одном из лагерей для интернированных, где бывшие военнопленные проходили проверку, освобождён и отправлен в полк. Нечеловеческие условия истощили организм лётчика до предела. Но он вернулся в строй и снова начал летать. Однако, представление ко второй "Золотой Звезде" не прошло...

И.И.Бабак

Иван Бабак поднимал в небо свой истребитель и после Победы, передавал свой богатый опыт молодёжи. Но, в дальнейшем, обстоятельства сложились для него крайне неблагоприятно. Особисты не оставляли его в покое. И тогда он уехал на учёбу в Москву. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы и стал учить искусству воздушного боя молодых лётчиков. Однако в 1949 году Гвардии капитан И. И. Бабак вынужден был демобилизоваться и вернулся к себе на родину под Полтаву к довоенной профессии школьного учителя. Медалью "За трудовую доблесть", значком "Отличник народного образования", почётными грамотами, любовью и уважением детей отмечены заслуги отважного сокола на ниве народного образования.

Он проработал в школе много лет, и никто, ни учителя, ни дети, не знали, что их преподаватель химии, скромный и немногословный Иван Ильич Бабак, - один из лучших асов Великой Отечественной войны, сбивший 40 вражеских самолётов.

Узнав об этом, на одной из встреч ветеранов 9-й ГвИАД в Киеве, Александр Покрышкин возмутился: "Ну, знаешь ли, друг любезный, от такой твоей скромности гордыней и обидой на весь свет отдаёт. Золотую Звезду тебе вручили не для того, чтобы ты её в шкатулке прятал !   Вот тебе дубликат Звезды, у меня ещё есть, и будь добр носить её и пацанов на примере своих подвигов воспитывать".

Позднее Бабак был был директором одной из школ в Бельске. Иван Ильич вёл большую общественную и военно - патриотическую работу. Он был избран в Совет народных депутатов одного из районов города Полтавы. Сейчас школа, в которой долгие годы работал Иван Бабак, носит его имя. Он автор книги "Звёзды на крыльях" в которой, с присущей ему скромностью, изменил фамилию главного героя...

Вспомним, чем кончается фильм "Чистое небо". На Золотую Звезду, лежащую на раскрытой ладони, герой смотрит хмуро, без ожидаемой нами улыбки, будто видит не Звезду а весь свой нелёгкий жизненный путь. Нет и не может быть такой награды, которая заставила бы всё позабыть. Важно, чтобы прошлое не повторилось, чтобы не принесла вновь столько горя, страданий и невозместимых потерь новая война - страшнейшее из несчастий, постигающих народы.

Вот такая история. О судьбе одного человека в Великой Отечественной войне, в бесконечной летописи которой у Героя Советского Союэа Ивана Ильича Бабака свой путь, своя память.

*     *     *

В начале 1990-х годов группой энтузиастов - любителей авиации было создано предприятие "Антарес", основной задачей которого стала постройка точных копий знаменитых самолётов. Первым увидел свет истребитель И-5. Затем было решено построить "Аэрокобру".

Многочисленные друзья "Антареса", историки - любители помогли выбрать прототип. Выбор пал на именной самолёт лётчика 100-го Гвардейского авиаполка Героя Советского Союза Гвардии капитана Ивана Ильича Бабака, одержавшего 40 побед.

Однажды Бабак не вернулся с боевого задания, выполняемого на другом самолёте, в полку его посчитали погибшим, и Г. Дольников, которому был передан истребитель, в память о боевых друзьях сделал на нем ставшую легендарной надпись: "За Ваню Бабака и Петю Гучка". К концу войны Г. Дольников уничтожил 15 вражеских машин, и на правом борту "Аэрокобры" появились два ряда красных звёзд...

И снова работа - с нуля, бессонные ночи, безумная усталость и снова - счастье своими руками выкатить из мастерских готовую машину.

Именная 'Аэрокобра'

И.И.Бабак

Они успели: выставленная вместе с И-5 на лётном поле аэродрома Жуковский их "Аэрокобра" стала одним из популярных экспонатов наземной экспозиции первого Московского авиационно - космического салона - МАКС-93.

Постаревшие, но такие же молодые, Герои Советского Союза И. Бабак и Г. Дольников встретились у копии "Аэрокобры", словно машиной времени перенесённой на выставку. Каждая надпись, каждый штрих - точно такие и точно там, где были на оригинале. Объятия, слёзы радости, воспоминания, расспросы, фото на память и разговоры, разговоры...

Наблюдавшие за встречей двух однополчан люди вскоре были изумлены ещё больше. Подошёл к самолёту молодой мужчина, прочитал надпись на борту и застыл в смятении. "Я - тоже Бабак. Владимир Петрович Бабак, ныне Главный конструктор штурмовика Су-25". Посидев в кабине "Аэрокобры" и рассказав Владимиру о самолёте, Иван Бабак по его приглашению перебрался в кабину Су-25, пощупал, погладил, посмотрел на небо, как будто примериваясь к взлёту, и, со слезами на глазах, сошёл на землю, обнял Бабака и ребят из "Антареса". Помнят !   Идут дальше !   Жива авиация !

Потенциал созданной команды огромен. Владимир Воронин "тянет" техническое направление работы коллектива. На нём - все конструктивные задумки, инженерные расчёты, технологические решения. "Земные" дела - организацию участия в выставках и аэрошоу, деловые контакты с нынешними и потенциальными партнёрами, встречи с ветеранами, снабжение, перевозки, рекламу - полностью взял в свои руки его заместитель Родион Николян. В команде он - "рабочая лошадь", тянущая на себе груз повседневных забот. О творениях "Антареса" знают в Австралии, США, Германии, Франции, Англии.

Есть и другие планы, есть кому их осуществлять, несмотря ни на что, не угасает энтузиазм. Но материальные и бытовые трудности коллектива всё возрастают. Понимая это, одним из первых вызвался помочь "Антаресу" генеральный директор фирмы "Кранекс" Юрий Алимбекович Токаев. Во многом благодаря его финансовой и технической помощи и была завершена работа над "Аэрокоброй". Однако продолжать, развивать дело такого масштаба и технической сложности, как постройка самолётов, можно только общими усилиями. Выстояв, "Антарес" будет и впредь возрождать историю Отечества, возвращая в нашу память имена людей и самолётов.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана И. И. Бабака:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
110.03.1943 г.1  Ju-88сев. - зап. КрымскаяЯк-1, "Аэрокобра".
219.03.1943 г.1  Ме-109сев. Горлачево
331.03.1943 г.1  Ме-109зап. Анастасиевская
401.04.1943 г.1  Ме-109сев. - зап. Крымская
530.05.1943 г.1  Не-111зап. Гаркуша
61  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )лиман Гнилой
723.07.1943 г.1  Ме-109юж. Нижнебаканская
831.07.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Верхнебаканская
904.08.1943 г.1  FW-189сев. - вост. Донецко - Амвросиевка
1023.08.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Большое Мешково
111  Ме-109вост. Терновый
1224.08.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Анастасиевская
1327.08.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )юж. Марфинская
1430.08.1943 г.2  Ме-109Малая Кирсановка
1531.08.1943 г.1  Ме-109Греково - Тимофеевка
1611.09.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Ново-Карань
1715.09.1943 г.1  Ju-87Конские Раздоры
1819.09.1943 г.1  Ме-109Ленино-2
1930.09.1943 г.1  Ме-109Пришиб
2001.10.1943 г.1  Ме-109Пришиб - Нейдорф
2103.10.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )зап. Мелитополь
2210.10.1943 г.1  Ме-109Данило - Ивановка
2303.06.1944 г.1  Ju-87Мовилени
241  Ме-109Таутошти
2505.06.1944 г.1  Ме-109сев. - зап. Яссы
2614.07.1944 г.1  Ме-109Мирков
2715.07.1944 г.1  Ме-109сев. Княжув
2816.07.1944 г.1  FW-190вост. Стоянув
292  FW-190Тартакув
3018.07.1944 г.1  FW-190зап. Каменка - Струмилова
3127.07.1944 г.1  Ju-87вост. Жешув
3201.08.1944 г.1  FW-189сев. - зап. Опатув
3302.08.1944 г.2  Ju-52сев. Осиек
3426.01.1945 г.1  FW-190сев. Фалъкенберг
3504.02.1945 г.1  FW-190зап. Бриг
3606.03.1945 г.2  Ме-109юго-зап. Лаубан

       Всего сбитых самолётов - 35 + 5;  боевых вылетов - 330;   воздушных боёв - 103.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

         © AirFighters.RU