Главная | Источники | 

Барабанов Александр Николаевич

Осенью 1941 года во многих истребительных авиационных полках Ленинградского фронта работал замечательный советский художник Яр-Кравченко. С раннего утра и до позднего вечера он был на самолётных стоянках, на взлётно - посадочной полосе, заглядывал на командный пункт, в землянки, общежитие лётчиков и рисовал, неустанно рисовал.

Яр-Кравченко отказывался от всяких привилегий. Жил в землянке на аэродроме, питался тем же, чем и лётчики, - нередко одними сухарями. Он делил с ними горечь неудач и радость побед. Может быть, поэтому его работы были так выразительны и реалистичны.

Когда художник закончил в боевых полках серию авиационных рисунков и портретов, журналист М. Жестев в одной из ленинградских газет написал о нём тёплую корреспонденцию:

"Славой овеяны имена наших лётчиков - истребителей, они любимы народом, и эта любовь привела художника Яр-Кравченко к народным героям. Мастерской рукой портретиста он создал фронтовой альбом. Когда рассматриваешь этот альбом, каждый штрих приобретает необыкновенное значение. Тут нет сражений в воздухе. Героизм лётчиков дан через портрет. Вы чувствуете его во взгляде глаз, повороте головы, в каждой черточке лица...

Альбом издан редакцией газеты "Атака" в ноябре 1941 года. Вы перелистываете его от начала до конца, от первого до последнего портрета, и вам не хочется расставаться с близкими и дорогими вам людьми. Их бодрость, мужество и отвага заставляют усиленно биться ваше сердце. Вас глубоко волнует образ героя лётчика, славного защитника города Ленина. Он многолик, этот образ, он в сердце каждого советского патриота".

Одним из лётчиков, портрет которого написал Яр-Кравченко, был и лейтенант А. Н. Барабанов, сбивший к ноябрю 1941 года  ( согласно сделанной под рисунком надписи )  10 самолётов противника.

Лейтенант А.Н.Барабанов. Рисунок Яр-Кравченко.

Барабанов А.Н.

Александр Николаевич родился в 1912 году, уроженец Краснодарского края, станица Приморско - Ахтарская. Работал засольщиком на рыбных промыслах Каспия. В 1935 году был призван в ряды Красной Армии и направлен в Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Мобилизован он был из Института инженеров железнодорожного транспорта со 2-го курса города Ростов-на-Дону.

После окончания авиационной школы, в марте 1939 года, в звании лейтенанта был направлен в Ленинградский военный округ  ( город Пушкин ), где работал лётчиком - адъютантом эскадрильи по июнь 1940 года.

Участник похода войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года.

Первое, по-настоящему, боевое крещение получил в период Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. 4 марта 1940 года был ранен в ногу. За мужество и отвагу, проявленные в этих боях, награждён орденом Красной Звезды.

В июне 1940 года младший лейтенант А. Н. Барабанов был переведён в Карело - Финскую ССР  ( город Выборг )  помощником командира 4-й эскадрильи 7-го Краснознамённого истребительного авиационного полка.

С началом Великой Отечественной войны - в действующей армии. Сражался на Ленинградском и Калининском фронтах в составе 7-го КИАП и 157-го ИАП. 21 августа 1941 года был ранен.

К 7 сентября 1941 года заместитель командира эскадрильи 7-го Краснознамённого истребительного авиационного полка лейтенант А. Н. Барабанов произвёл 80 боевых вылетов. Проведя 10 воздушных боёв, сбил 8 самолётов противника, ещё 6 самолётов вместе с товарищами уничтожил на земле при штурмовке аэродрома Утти, а также сжёг 2 аэростата - корректировщика.

20 октября 1941 года был представлен командованием полка к награде. Приказом по войскам Ленинградского фронта № 01007 от 20 декабря 1941 года награждён орденом Ленина.

В 1942 году лейтенант А. Н. Барабанов был уже командиром эскадрильи 157-го истребительного авиационного полка.

В марте 1942 года был представлен командованием полка к высшей Правительственной награде - званию Героя Советского Союза - за 20 сбитых самолётов противника  ( 9 лично и 11 в составе группы ), но не получил его.

Из материалов наградного листа.
Из материалов наградного листа.
Из материалов наградного листа.

Приказом по войскам Калининского фронта № 0249 от 17 июля 1942 года награждён вторым орденом Ленина.

После представления к званию Героя, А. Н. Барабанов весной и летом 1942 года одержал ещё ряд побед, был повышен в звании и должности. Последнюю, 17-ю по счёту, победу А. Н. Барабанов одержал за несколько дней до своей трагической гибели.

А.Н.Барабанов. А.Н.Барабанов.

Статья о А.М.Барабанове в газете.

16 июля 1942 года штурман 157-го истребительного авиационного полка капитан А. Н. Барабанов взлетел на самолёте "Харрикейн" с аэродрома Мигалово с целью перелёта на аэродром базирования своего полка. Вскоре самолёт вернулся и стал резко пикировать в район аэродрома Мигалово. Из пикирования самолёт не вышел и разбился. Погибли капитан А. Н. Барабанов и командир звена 5-го УТАП лейтенант Е. П. Хандогин, находившийся на лётном поле.

'Харрикейн' из состава 157-го ИАП.

Общим итогом его боевой деятельности стали не менее 35 уничтоженных самолётов противника: по данным из газет военного времени - 17 лично, 20 в группе с товарищами и 2 аэростата - корректировщика; по данным из письма заместителя командира 157-го ИАП жене лётчика - 17 лично и 25 в группе  ( скорее всего, в число групповых побед включены и самолёты сожжёные на земле ).   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает только на 7 личных и 12 групповых побед лётчика. Однако, в них нет данных о победах за 1941 год на Ленинградском фронте в составе 7-го КИАП. ]

За время службы А. Н. Барабанов был удостоен орденов: Красной Звезды в феврале 1940 года; Ленина  ( дважды ), Красного Знамени и Красной Звезды в 1941 - 1942 годах.

*     *     *

Список всех известных побед капитана А. Н. Барабанова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
104.03.1942 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )юго - вост. ВелижИ-16, "Харрикейн".
207.03.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )сев - зап. Холм
31  Do-215  ( в группе - 1 / 6 )сев - зап. Холм
41  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )зап. Холм
52  Ju-88  ( в группе - 2 / 5 )зап. Холм
61  Hs-126  ( в группе - 1 / 5 )Тёмный Бор
71  Ju-88Холм
81  Ме-109"взорвался в воздухе"
912.03.1942 г.1  Ju-88Кресты
1024.03.1942 г.1  Ju-88р-н Торопец
1115.04.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )южнее Ильино
1219.04.1942 г.1  Ju-88Бор - Болоново
1306.07.1942 г.1  FW-189Жиглицы
141  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )сев. Хрущево
1507.07.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 10 )Замостье
162  Ju-88  ( в группе - 2 / 10 )Брагино - Нестерово
1709.07.1942 г.1  Hs-126сев. Ольшаники

      Всего сбитых самолётов - 7 + 12.

*     *     *

СОКОЛИНАЯ СТАЯ

Оперативная сводка сообщила о том, что лётчики части майора Андреева сбили за день 10 немецких самолётов. Это повод для выезда на аэродром. Там оказалось, что 10 - это осторожная цифра. 10 подтвердила земля в тот же день, то есть наземные войска подтвердили, что они видели 10 сбитых самолетов. На следующий день земля подтвердила ещё 2. Значит, уже 12. Это строго официально. Но неофициально, а фактически их 14. Все эти 14 самолётов были сбиты 6 нашими лётчиками за 4 вылета в один день.

Все они, вернее почти все, здесь на аэродроме, в одном автобусе на краю ледяного поля. На линейке, прижавшись к леску, в зелёных приставных деревьях стоят их самолёты. Автобус никуда не идёт. На нём даже мотора нет. Есть железная печка и телефон. Здесь лётчики ждут приказа на вылет.

Вот они истребители - рыцари воздуха, люди, которые всегда ищут боя, случая скрестить с врагом пулемётные очереди, сшибиться в схватке один на один, один на два, один на пять, один на сколько угодно. Эти никогда не уступят воздушную дорогу врагу, сколько бы его ни было. В своих меховых комбинезонах и унтах они похожи друг на друга, и сперва их отличаешь только по росту. Высокий - Александр Барабанов. Почти 200 боевых вылетов, больше 60 боёв, 11 самолётов сбитых в группе и 14 лично, да ещё 2 сбитых аэростата - таков его боевой список. Лётчик среднего роста - Пётр Овчаров; 160 боевых вылетов, 8 самолётов, сбитых в составе группы, 3 лично. Маленький - Иван Хаустов; 120 вылетов, 10 самолётов, сбитых в группе, и 7 лично. Это только трое. Нет Владимира Залевского. Он в воздухе. Вылетел на боевое задание вдвоём с товарищем. Скоро должен вернуться.

Как же они всё-таки сбивают самолёты десятками ?   Не так ведь это просто - рубанул и всё. Но лётчику легче кажется сбить самолёт, чем рассказать, как это сделано. Нужно время для того, чтобы заставить их разговориться.

Когда Барабанов подходит к своему самолёту, кажется, что он вот - вот закинет ногу и сядет на него верхом. Если бы этот лётчик был на полметра ниже, то и тогда он, вероятно, считался бы высоким человеком. Худой, костистый и жилистый, он истребитель не по росту, а по духу. У него всегда руки чешутся - подраться. И он всегда знает, где можно найти такой случай. Ему известны военные воздушные дороги. Он знает, где искать врага.

- Если хочешь драться - ищи базар, ищи, где бойкое место, - говорит он, - куда они постоянно ходят.

Немало немцев Барабанов сбил на бойком месте Ленинградского фронта. И у нас на Калининском этот любитель поединков, острых схваток и лобовых атак всегда находит базар, где можно померяться силой с противником, заставить его выдержать лобовую атаку, натянуть его нервы до последнего и рубануть так, чтобы только дым пошёл.

Около 40 бомбардировщиков ходило над нашими частями, когда прилетел Барабанов с товарищами. Он издали увидел жёлтые пятна и чёрные кресты немецких самолётов. Они шли сплошной массой. В душе у Барабанова поднялось то ощущение боевой злости и охотничьего азарта, какое всегда приходило к нему в бою. Но охотник не чувствует отвращения к дичи, которую стреляет, Барабанов же просто глядеть не мог на эти жёлтые клейма с чёрными крестами над чистой, свежей снежной пеленой, покрывшей нашу землю. Он атаковал и зажёг крайнего "Юнкерса-88" и тут на него самого сверху с огромной скоростью налетела пара "Мессершмиттов-109". Барабанов сделал крутой вираж, развернулся и поровнялся с одним из немцев.

Они шли рядом настолько близко, что Барабанов ясно видел немецкого лётчика, его красное от напряжения лицо и очки гармошкой. Рассказ о воздушном бое большей частью длинней, чем сам бой. Какие-то секунды Барабанов и немец шли рядом, будто в строю. Затем Барабанов пропустил немца чуть вперёд и "дал ту очередь, от которой стволы загибаются". Немец взорвался.

Это был 13-й немец, сбитый Барабановым. Второй "Мессершмитт" пробил ему водо - и маслосистему и вынудил приземлиться. Но зато уже через 2 дня Барабанов сбил 14-го немца. Это - не считая 11-ти, сбитых в группе, и 2-х аэростатов.

В стенгазете части на него нарисован дружеский шарж. Барабанов, очень похожий  ( впрочем, его легко рисовать ), стоит рядом с кучей сбитых самолётов. Под рисунком подпись:

Имея рост совсем приличный,
Желает   малость   подрасти.
И  кучу  сбитых  самолётов
До   стратосферы   довести.

Так работает лётчик Барабанов, бывший засольщик на рыбных промыслах, сменивший свою специальность на специальность истребителя. Возможно, что и засольщик он был неплохой, но истребитель он превосходный. Он один из тех лётчиков, которые на международном счету зовутся "асами" - тузами. Но если Барабанов - туз, то козырной, и вся часть майора Андреева никогда не проигрывает, когда ходит с этого туза.

Вениамин Ивантер.

( Из материалов сборника - "Фронтовые очерки о Великой Отечественной войне". )



Дополнительная информация о А. Н. Барабанове

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU