Главная | Источники | 

HSU

Баранов Михаил Дмитриевич

М.Д.Баранов

Родился 21 Октября 1921 года в деревне Горки, ныне Кингисеппского района Ленинградской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. Работал учеником, затем токарем на заводе имени С. М. Кирова в Ленинграде. Окончил Центральный аэроклуб. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года Лейтенант М. Д. Баранов в действующей армии. Боевую деятельность начал на Южном фронте, где и открыл счёт своих побед.

К Июню 1942 года командир звена 183-го истребительного авиационного полка  ( 269-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт )  Старший лейтенант М. Д. Баранов совершил 176 боевых вылетов  ( из них 83 на штурмовку наземных целей ), в воздушных боях сбил 20 вражеских самолётов и 6 уничтожил на аэродромах.

12 Августа 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Погиб 17 Января 1943 года в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Котельниково Волгоградской области. На могиле установлен памятник. О подвигах Героя рассказывают и экспонаты Волгоградского музея обороны, одна из улиц города носит его имя. В городе Сланцы Ленинградской области установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ).

*     *     *

Любимец 183-го истребительного авиаполка. После яростного боя 6 Августа 1942 года, в котором ему удалось сбить 4 самолёта противника, Баранов стал любимцем всей страны. Худенький 20-летний мальчишечка радостно смотрит на нас с фотографий первых военных лет. Меньше всего в нём видится грозный воздушный боец, скорее, весёлый заводила, выдумщик, шутник и организатор смешных проказ. Но мальчишечка был виртуозным лётчиком, мастером воздушной стрельбы, получившим от Бога не только редкостные физические качества, но и талант тактика. Известно, что за ним специально охотились немцы. Их асы были много опытнее Михаила, авиация Германии в то время господствовала в воздухе, а новые модификации вылизанных "Мессеров" превосходили его "Як" по многим параметрам, но сбить его под Сталинградом им так и не удалось...

Он родился под Петроградом в деревне Горки в Октябре 1921 года. После семилетки работал на Кировском заводе в Ленинграде и учился в аэроклубе. Его инструктор Г. Хорт был одарённым лётчиком; недаром вместе с Михаилом аэроклуб закончили такие впоследствии яркие лётчики - истребители, как Николай Козлов и Михаил Комельков. Вместе со своими товарищами Баранов был направлен в Чугуевское военное училище лётчиков, которое успешно окончил в 1940 году.

...Свою первую победу молодой лётчик одержал 22 Сентября 1941 года, сбив истребитель Ме-109. Радость его была беспредельна. Он улыбался, потирал руки и говорил сам себе: "Ура !   Есть один !   Молодец, Миша !   Угробил гада !   Читай газеты, мама, читай газеты !".

Когда он после своей первой победы возвращался на аэродром, неожиданно вблизи него появились 4 вражеских истребителя. Они шли наперерез. Горючее было на исходе. И тут произошло неожиданное. Баранов резко бросил машину в сторону противника и ринулся им навстречу. "Мессеры" шарахнулись врассыпную, ошеломлённые дерзким маневром советского лётчика.

Вскоре он сбил ещё несколько самолётов и осенью 1941 года был награждён орденом Красного Знамени, а вскоре - вторым.

К концу Октября 1941 года, после захвата Мириуполя и Таганрога, южная группа немецких войск готовилась к широкому наступлению на Ворошиловградском, Шахтинском и Ростовском направлениях. Главным из них было последнее, ибо Ростов рассматривался противником как "ворота" на Кавказ с его богатейшими месторождениями нефти.

В период, предшествовавший новому наступлению немецких войск, наши лётчики наносили удары по скоплениям их живой силы и техники, активно вели воздушную разведку. Можно привести десятки примеров мужества и высокого боевого мастерства наших авиаторов, показанных в те дни.

30 Октября в районе Ново - Московское командир звена 183-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант М. Д. Баранов сбил вражеский корректировщик "Хеншель-126".

Henschel Hs-126.

На обратном пути он был встречен 4 Ме-109. Михаил, не раздумывая, пошёл в атаку и меткой очередью сбил одного "Мессера". Остальные Ме-109 поспешили выйти из боя и удалились на запад.

В другой раз, при возвращении из разведки, Михаил Баранов сбил бомбардировщик Ju-88. Экипаж его выбросился на парашютах и был взят в плен. Отважный лётчик совершил в те дни немало подвигов. Отличился он и в воздушных боях на дальних подступах к Сталинграду. Ежедневно Михаил совершал по 4 - 6 боевых вылетов на прикрытие переправ через Дон и боевых порядков войск, на сопровождение штурмовиков и разведку. В одном из вылетов его звено обнаружило на вражеском аэродроме большое скопление самолётов. Атаковав этот аэродром, истребители уничтожили 7 вражеских машин. После возвращения из разведки Баранов доложил командованию результаты полёта и предложил направить на аэродром штурмовики, а затем сам повёл их к цели. Во время удара по аэродрому он лично уничтожил 3 самолёта и 2 зенитных орудия. Четвёртый вражеский самолёт отважный лётчик уничтожил уже в воздухе.

А потом пришла беда. Возвращаясь с боевого задания, Михаил наткнулся на пятёрку вражеских истребителей. Боеприпасы были на исходе, но лётчик принял неравный бой. Последней очередью прошив вражеский самолёт, тут же почувствовал тупую боль в ноге и увидел, что его машина горит. При приземлении на парашюте толчок о землю пришёлся на раненую ногу и он потерял сознание. С большими трудностями более 2-х недель выходил он с оккупированной территории, пробираясь к "своим", по-дороге застрелил вражеского солдата.

И вот наконец госпиталь. Приговор врачей был однозначен - ампутация ноги. Но отважный лётчик его отверг. Перенеся несколько тяжёлых операций, Баранов вновь возвратился в строй.

М.Д.Баранов
Поздравление с очередной победой...

Но особенно отличился Михаил Баранов чуть позже - в период боёв уже непосредственно за Сталинград. Воевал он смело и граммотно, а в одной из схваток сбил известного немецкого аса.

Уже к Июню 1942 года Михаил совершил 176 боевых вылетов и сбил в воздушных боях 20 вражеских самолётов. Ещё 6 - уничтожил на аэродромах. Вспоминая о тех днях, Герой Советского Союза Иван Иванович Пстыго писал:

"В те дни загремела, я не боюсь этого слова, зажглась звезда боевой славы заместителя командира эскадрильи Старшего лейтенанта Михаила Дмитриевича Баранова. С нами рядом воевал их 183-й истребительный авиационный полк. Мы подолгу стояли на одних аэродромах. И Баранов нередко сопровождал меня во время боевых вылетов. Он защищал нас, штурмовиков, от истребителей противника преданно и умело.

Среднего роста, с виду не богатырь, с веснушками на лице, Баранов был чрезвычайно скромным и даже застенчивым человеком. Сбив истребитель противника, пытавшегося атаковать штурмовиков, вечером, обычно за ужином  ( столовая у нас была совместной ), Михаил нередко просил подтвердить свою работу. Мы всегда это выполняли с охотой и воодушевлением. Как же красиво пилотировал истребитель Баранов !   Да и с вражескими самолётами он дрался красиво.

В одном из полётов на обратном пути от цели домой нам попался немецкий связной самолёт Fi-156 "Шторх" - нечто вроде нашего По-2. Мы решили сбить его, сделали несколько заходов, но всё неудачно. "Шторх" маневрирует, да и летит себе. Баранов наблюдал эту картину и передаёт по радио:

- "Горбатые", отойдите - ка в сторону и смотрите, как бъют эту дрянь !

Мы отошли, а Михаил устремился в атаку и открыл огонь. "Шторх" сразу же вспыхнул и сгорел на земле...

Потом мы долго на досуге обсуждали этот случай. Я любопытствовал у Михаила, а он меня учил - как грамотно брать упреждение, куда целиться и многим другим своим профессиональным "тайнам" воздушного боя. Школа Баранова пригодилась, пошла в прок.

Як-1 М.Баранова, 1942 год
Доклад Баранова о новой победе...

Михаил всегда умел завоевывать тактическое превосходство над противником, даже если тот имел численное преимущество. Его выражение: "Истребитель не считает противника, а бьёт его" - стало крылатым. К концу Августа 1942 года Баранов имел уже на боевом счету 24 сбитых самолёта противника. Это был, конечно, большой мастер своего дела, настоящий ас !

Жизнелюб по натуре, отменный певун и плясун, он люто ненавидел врага и, бывало говорил: "Сколько раз увижу фашиста - столько раз и убью гада !". А ведь добрейшей души был человек. Помню, в Июле - Августе 1942 года, во время боёв за Сталинград, многие беженцы и местные жители, не успев перебраться в тыл, прятались с детьми по землянкам. Смотрим, Михаил раз, другой откладывает часть завтрака или обеда, заворачивает в бумагу и подается к землянкам.

Заглянули и мы следом. Оказалось, целый месяц Миша подкармливал, спасая от голода, мать с 3-мя малышами... Стали и мы урезать свой паёк, поставив эту семью на довольствие".

6 Августа 1942 года Михаил Баранов совершил подвиг, прославивший его имя на все времена. В этот день он во главе звена истребителей Як-1 вылетел на перехват вражеских пикировщиков Ju-87, шедших к городу Котельниково под прикрытием истребителей Ме-109. Не смотря на то, что силы били неравными, наши лётчики вступили в бой. Пока другие истребители вели бой с "Юнкерсами", Баранов смело врезался в строй "Мессершмиттов". Расстроив боевой порядок, тут же сбил одного из них.

Михаил Баранов

Продолжая схватку с "Мессерами" он заметил шестёрку "Юнкерсов", которые шли в сторону наших войск. Баранов мгновенно оценил обстановку - надо во что бы то ни стало сорвать замысел врага. С первой атаки он поджёг "Юнкерс", а остальные повернули назад. Набрав высоту, Михаил увидел пятёрку Ме-109, нападавших на наш штурмовик Ил-2. Михаил поспешил к нему на выручку, врезался во вражеский строй. Ещё один из "Мессеров", объятый пламенем, свалился вниз.

Бой продолжался, но у Баранова кончились боеприпасы. Ложными атаками он сковывал противника, а штурмовик тем временем благополучно уходил на свою территорию. Заняв удобную позицию, Михаил на глазах у наших бойцов, следивших за боем с земли, настиг ещё одного "Месса" и правой плоскостью ударил его по хвостовому оперению.  [ В этот день, в этом же районе был сбит один из асов I. / JG 53 "Pik As", Лейтенант Ганс Роухриг  ( Hans Rouhrig ), вероятно и ставший одной из жертв М. Д. Баранова . ]

Баранов выбросился из повреждённой машины и раскрыл парашют. Едва он приземлился  ( на нейтральной территории ), немецкие миномётчики открыли шквальный огонь. На помощь смельчаку пришли наши пехотинцы. Они рванулись вперёд и вынесли его из зоны огня.

М.Д.Баранов на крыле Як-1.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 Августа 1942 года Михаил Дмитриевич Баранов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

13 Августа 1942 года газета "Правда" в корреспонденции о воздушных боях на Дону сообщала: "Старший лейтенант Михаил Баранов - выдающийся лётчик-истребитель. На днях только в одном бою он сбил 4 немецких самолёта. Последний вражеский самолёт он протаранил".

Комментируя этот эпизод известный советский лётчик - истребитель Борис Ерёмин писал:

"На заключительном этапе войны многие наши известные асы в одном бою сбивали по 2 и даже по 3 вражеских самолёта. Но это даже для того времени было редкостью, а что говорить о лете 1942, когда противник был на редкость силён и держал в своих руках инициативу !   Тогда это было настоящим подвигом. Не случайно из тех, кто начал воевать с первых дней войны, в лётном составе уцелели буквально единицы. В массе своей до победы дожили те лётчики, которые начали воевать уже в 1943 году и позднее".

М.Д.Баранов в кабине Як-1

В различных изданиях весьма часто публикуется фото самолёта Михаила Баранова с 24 звёздами, по числу его личных побед. Но, при этом, обычно отрезают правую часть фотографии. На ней же есть одна очень любопытная деталь - над звездой имеется надпись - "Гроза фашистов - М. Д. Баранов".

Номер самолёта, к сожалению, не виден. На рисунке, приведённом ниже, указан номер "1", однако надпись выполнена несколько иначе - согласно некоторым источникам, по обеим сторонам борта они имели различную конфигурацию.

Як-1 М.Д.Баранова

Як-1 Михаила Баранова

Ниже приведено ещё одно изображение самолёта Михаила Баранова, взятое с одного из сайтов Интернета. Количество звёзд на фюзеляже - 27. Другая и надпись - "Смерть фашистам". К сожалению, фото этого самолёта мне никогда не встречалось, поэтому сказать о нём что - либо определённое я не могу.

Як-1 М.Д.Баранова

Истребитель Як-1 М. Д. Баранова.  Сталинградский фронт, осень 1942 года.

После тяжёлого воздушного поединка под Сталинградом в Августе 1942 года, когда Михаил сбил 4 немецких самолёта, он часто болел. Медкомиссия отстранила его от полётов, но он продолжал летать. Вскоре был Баранов был назначен штурманом 9-го Гвардейского истребительного авиаполка. Однако недолеченные раны дали о себе знать. В середине Ноября, в одном из полётов, судорога свела ногу и Михаил едва не разбился. Его направили в дом отдыха. Там ему стало хуже и он попал в госпиталь.

Вернулся в свой полк Баранов лишь 15 Января 1943 года. Медицинское заключение, с которым он прибыл на фронт, гласило: "Подлежит амбулаторному лечению в части, к полётам временно не допускать". Однако Михаил не представлял себя без неба и вскоре добился разрешения на учебно - тренировочные полёты. 17 Января 1943 года он поднялся в воздух на самолёте Як-1, однако вскоре был вынужден приземлиться - машина оказалась неисправной. Спустя некоторое время он вторично поднялся в небо и стал выполнять над аэродромом фигуры высшего пилотажа. Внезапно машина перевернулась на спину и почти отвесно пошла вниз. Истребитель со страшной силой ударился о мёрзлую землю и тут же взорвался... Причина гибели лётчика осталось невыясненной.

Общий итог боевой деятельности М. Д. Баранова, в различных источниках, трактуется по разному. Чаще всего приводятся следующие цифры - 24 лично и 28 в группе сбитых самолётов противника, в 176 боевых вылетах. Реже приводятся и другие, например - в 285 боевых вылетах и 85 воздушных боях. При этом, в одних случаях, эти победы он имел к Июню 1942 года, в других - к концу Августа !

Следует отметить, что в некоторых источниках приводятся и другие цифры. Например: 31 личная и 28 групповых побед, или - 16 личных 8 групповых побед  ( последние цифры приведены в книге воспоминаний Героя Советкого Союза Николая Александровича Козлова - "В огне сражений" ).   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 24 личные победы. ]

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана М. Д. Баранова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.09.1941 г.1  Ме-109Ново - АвгустиновкаМиГ-3, Як-1.
228.09.1941 г.1  Ме-109зап. Ново - Московск
302.11.1941 г.1  Hs-126Дмитриевка
408.11.1941 г.1  Hs-126сев. - вост. Купышево
508.11.1941 г.1  Ме-109юго - зап. Купышево
624.12.1941 г.1  Ju-88Черкасское
717.02.1942 г.1  Hs-126зап. Краматорская
822.07.1942 г.1  Ме-109аэр. Морозовский
924.07.1942 г.1  Ме-109Плеситовский
1025.07.1942 г.1  Ju-87вост. Венцы
111  "Макки-200"Володинский
1227.07.1942 г.1  Ме-109м. Остров
131  Ме-109Дробинка
141  Ju-87совх. "10 лет Октября"
1504.08.1942 г.1  Ju-87Водинский
1605.08.1942 г.1  Ме-109сев. - зап. ст. Абганерово
171  Ме-109ст. Абганерово - Плодовитое
1806.08.1942 г.1  Ме-109сев. Калитинская
191  Ju-87ст. Абганерово
203  Ме-109ст. Абганерово

       Всего сбитых самолётов - 24  [ 22 ]  + 0;  боевых вылетов - 200;  воздушных боёв - 70.

*     *     *

В СТАЛИНГРАДСКОМ НЕБЕ

М.Д.Баранов

"В Августе 1942 года на подступах к Сталинграду каждый день шли ожесточённые бои наших соколов - лётчиков с гитлеровскими бандитами. Немцы бросили на Сталинград огромную воздушную армию. Не пропустить фашистских хищников, разгромить воздушного врага - такая задача была поставлена перед нашими лётчиками.

В это время весь Сталинградский фронт и заговорил о талантливом лётчике - истребителе Михаиле Баранове. Люди, никогда не видавшие в глаза этого прославленного лётчика, думали, что он старый воздушный воин. А Баранову в то время исполнился только 21 год. Это был парень среднего роста, широкий в плечах, с весёлой, мальчишеской улыбкой. До войны он работал токарем на Ленинградском заводе имени Кирова, а до этого учился в школе ФЗУ...

Каждый день вылетал навстречу врагу Михаил Баранов. По возвращении на аэродром он выводил на борту своей машины красивую пятиконечную звёздочку - это значило, что ещё один "Мессершмитт" в дыму и пламени рухнул наземь.

6 Августа 1942 года Михаил Баранов совершил выдающийся подвиг, который и принёс ему новую славу и Золотую Звезду Героя Советского Союза.

Дело было так. Заметив в воздухе группу "Мессершмиттов", он смело вступил с ними в бой. Быстро разделавшись с одним из немецких самолётов, Баранов повёл бой одновременно с двумя другими вражескими истребителями. Но в это время лётчик увидел шестёрку немецких бомбардировщиков. Они направлялись к нашему переднему краю.

- Чёрт с ними, с истребителями. Надо во что бы то ни стало помешать бомбардировщикам ! - мгновенно решил Баранов.

Ловко уйдя от "Мессершмиттов", лётчик начинает преследовать "Юнкерсов", с ходу атакует их, одного поджигает, а остальных заставляет повернуть обратно. Оглянувшись по сторонам, Баранов увидел, что неподалёку 5 "Мессершмиттов" преследуют одного, отбившегося от своих советского штурмовика. Он тут же поспешил на выручку и ввязался в бой. Один против пяти. Таков закон отважных !   Как волчок вертится Баранов среди врагов, атакует и обороняется, хитрит, пугает, сбивает немцев с толку.

Уверенная очередь с короткой дистанции - и вместо 5-ти немецких самолётов осталось уже 4. Объятый пламенем немецкий истребитель падает вниз. Наш штурмовик тем временем благополучно уходит на свою торриторию. Бой продолжается, хотя у Баранова уже кончились боеприпасы. Ложными атаками он сковывает всех 4-х противников.

Выбрав удобный момент, Баранов принимает решение таранить врага. Плоскостью своего самолёта он отрубил хвост немецкой машине. Немец закрутился в сумасшедшем штопоре и прямо - таки ввинтился в землю. Этот готов !   Но и у машины Баранова отвалился кусок плоскости. На него мчатся 2 немецких самолёта. "Давайте ближе, я могу рубануть ещё раз !" - думает Баранов. Он хочет бить ещё и ещё...

Но не пришлось Баранову таранить второй раз. Повреждённая плоскость раскрылась от напора воздуха, и самолёт заштопорил. Баранов выпрыгнул с парашютом.

Так он сбил в одном бою 4 вражеские машины. Боевой счёт Баранова вырос до 24 лично уничтоженных им фашистских самолётов. Теперь на борту его боевой машины красовались уже 24 красные звезды.

Молодой воин, сменивший токарный станок на штурвал боевого самолёта, Герой Советского Союза капитан Михаил Дмитриевич Баранов стал в дни Отечественной войны прославленным советским асом, замечательным мастером воздушного боя. Все свои мысли, все желания он подчинил одной великой цели - закону наших лётчиков - истребителей: искать и уничтожать врага !"

( Из листовки о подвиге Героя Советского Союза Михаила Баранова )




Дополнительная информация о М. Д. Баранове.

Возврат

Н а з а д