Главная | Источники | 

Золотая звезда Героя Советского Союза

Белясник Пётр Никифорович

Белясник Пётр Никифорович

Родился 8 (21) декабря 1917 года в селе Вовна Шосткинского района Сумской области Украины в семье крестьянина. В 1932 году окончил 6 классов начальной школы, в 1936 году - школу ФЗУ. Работал токарем по металлу на заводе в Махачкале  ( Дагестан ). С декабря 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Служил в строевых частях ВВС.

С июня 1941 года лейтенант П. Н. Белясник в действующей армии. Был адъютантом эскадрильи, штурманом полка, заместителем командира 126-го истребительного авиационного полка. Воевал на Западном и Сталинградском фронтах, в ПВО Москвы, на Западном фронте ПВО. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии, обороне Москвы, Сталинградской битве.

К февралю 1943 года штурман 126-го истребительного авиационного полка  ( 6-й истребительный авиационный корпус, войска ПВО страны )  капитан П. Н. Белясник совершил 250 боевых вылетов, в 78 воздушных боях лично сбил 9 и в группе 17 самолётов противника.

28 апреля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

За годы войны совершил 423 успешных боевых вылета, в 78 воздушных боях сбил лично и в группе 26 самолётов противника.

С июля 1945 по июль 1964 года работал лётчиком - испытателем в Государственном Краснознамённом НИИ ВВС. Заслуженный лётчик - испытатель СССР   ( 18.01.1962 ). С июля 1964 года полковник П. Н. Белясник - в запасе. Жил в посёлке Чкаловский  ( в черте города Щёлково )  Московской области. Умер 4 июля 2000 года. Похоронен на Николо - Архангельском кладбище в Москве  ( участок 2/1 ). В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Имя Петра Никифоровича Белясника - Героя Советского Союза, заслуженного лётчика - испытателя СССР, широко известно не только авиаторам страны, но и жителям Щёлковского района Москвы, так как вторая половина его жизни непосредственно была связана с городом Щёлково.

Он родился 21 декабря 1917 года в селе Вовна, ныне Шосткинского района Сумской области  ( Украина ), в семье крестьянина. Образование получил неполное среднее. Работал токарем на заводе в городе Махачкала  ( Дагестан ). С декабря 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1941 года лейтенант П. Н. Белясник в действующей армии.

Боевую деятельность начал в 126-м истребительном авиационном полку, который входил в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Москвы.

3 июля 1941 года 6 истребителей МиГ-3 вылетели для нанесения удара по аэродрому противника. Когда лётчики достигли цели, командир приказал атаковать вражеский объект. Над аэродромом поднялись клубы дыма. Фашистские зенитчики открыли сильный огонь по советским истребителям, но лётчики продолжали свои атаки. Уничтожив и повредив до 30 немецких бомбардировщиков, звено "МиГов" вернулось на свою базу. За отличное выполнение боевого задания командир полка объявил лейтенанту П. Н. Белясник благодарность.

Не раз поднимал Пётр свою машину в небо Москвы, чтобы защищать столицу нашей Родины от фашистских стервятников. Одним из самых тяжёлых для него был бой с 9 немецкими бомбардировщиками. Бывший заместитель командира 126-го авиаполка, где служил П. Н. Белясник, майор в отставке А. И. Журавлёв вспоминает:

"Пётр Белясник только что посадил машину, когда поступило сообщение, что в направлении на Москву летит большая группа вражеских бомбардировщиков. Не отдохнув, он снова поднялся в небо. Его напарником был лейтенант Александр Смирнов. Фашистские пираты вели тогда себя нахально. Они шли на восток без прикрытия. Два советских лётчика напали на врага.

- Бей по ведущему, - приказал Белясник. Свинцовая очередь прошила "Юнкерс", и он пошёл на снижение. Белясник догнал его и уничтожил. Несколько вражеских самолётов покинули поле боя. Поединок двух советских соколов с 9 фашистскими стервятниками закончился полной победой".

В июле 1941 года адъютант эскадрильи лейтенант П. Н. Белясник представлен к первой награде - ордену Красного Знамени. В наградном документе указано:

"С первых дней вторжения на нашу территорию немецких фашистов имеет 15 боевых вылетов с налётом 12 часов, из них 5 боевых вылетов на борьбу с самолётами противника в воздухе. 4.07.1941 г. группой из 4 самолётов МиГ-3, в составе которой был и тов. Белясник, сбит вражеский самолёт - корректировщик. 5.07.1941 г. группой из 3 самолётов был сбит Ме-109, остальные 10 вылетов - на штурмовку. Лично тов. Белясник сбил 1 самолёт Ме-109".

Части 6-го ИАК наряду с выполнением главной задачи по охране Москвы обеспечивали прикрытие войск Западного и Калининского фронтов, вели воздушную разведку, патрулирование вдоль железных и шоссейных дорог. 30 января 1942 года, прикрывая наши войска в районе Волоколамск - Сычёвка - Вязьма, тройка истребителей 126-го авиаполка в составе старшего лейтенанта П. Белясника, лейтенантов Е. Лозового и Г. Шорохова, вступили в бой с 13 вражескими самолётами. Трёх "Мессеров" они вогнали в землю, остальные нырнули в облака и скрылись.

В феврале 1942 года лётчики корпуса провели более 100 воздушных боёв и сбили в них 54 вражеских самолёта, в марте в 48 боях было сбито 25 самолётов. В этих боях отличились капитан Г. Ф. Приймук, старшие лейтенанты П. Н. Белясник и А. Ф. Ковачевич, лейтенант В. Г. Иванов и другие лётчики.

126-й полк воевал тогда на американских истребителях Р-40 "Томагаук". С сентября 1941 года лётно - технический состав некоторых строевых частей проходил переучивание на эти машины на аэродроме Кадников близ Вологды. Для этой цели создали 27-й запасной авиаполк, командиром которого был В. И. Пантелеев.

126-й авиаполк стал одним из первых в ВВС страны, перевооружившимся на заморские "Томагавки". Самолёт оказался несложным в освоении, и с 1 октября полк приступил к учебным полётам, но уже через 2 дня ему пришлось срочно убыть на фронт. 126-й ИАП в составе 2-х эскадрилий  ( 20 самолётов )  перелетел на аэродром Чкаловская и начал боевую работу по обороне Москвы.

С 25 октября 1941 года по 25 апреля 1942 года в составе 6-го авиакорпуса ПВО полк выполнил 666 боевых вылетов на прикрытие войск Калининского и Западного фронтов, а также 319 - для защиты Москвы. На боевой счёт части были записаны 29 самолётов противника. Свои потери составили 4 машины и 2 лётчика. С наибольшей интенсивностью полк воевал в течение первого месяца пребывания под Москвой, совершив 685 вылетов и добившись 17 побед.

Истребитель 'Томагаук' из 126-го ИАП

С.Г.Ридный
С. Г. Ридный

В мае 1942 года 126-й ИАП был перевооружён на Р-40Е, на которых лётчики летали до конца сентября 1942 года. После отступления немцев от Москвы полк оказался в глубоком тылу и в спокойной обстановке до конца Августа совмещал освоение "Киттихауков" с задачами ПВО Москвы и Подмосковья. В конце лета к ним добавилось эскортирование правительственных самолётов по маршруту Москва - Арзамас - Куйбышев.

При эксплуатации американских самолётов лётчики и механики полка обнаруживали немало дефектов. За время войны П. Н. Беляснику пришлось летать на 4-х различных типах истребителей. Американский Р-40 вызывал у него недоверие. Особенно после того, как на нём в простой ситуации, не в бою, а после взлёта из - за отказа материальной части погиб его близкий друг Герой Советского Союза Степан Ридный  ( имевший на счету 26 воздушных побед ).

К концу боёв за Москву полк перебросили на наиболее "горячий" на тот момент участок фронта - под Сталинград. 28 августа 126-й ИАП, сформированный по штату 015/174  ( 3 эскадрильи ), но располагая всего 18 самолётами и 50% положенного технического состава, поступил в состав 268-й ИАД и разместился на аэродроме "Солодовка".

Положение под Сталинградом было тяжёлым, и в этом аду хорошо подготовленный полк сгорел, как спичка - всего за неделю. Начало складывалось неплохо: 29 августа 1942 года лётчики сбили Ме-109F, Ju-88 и FW-189 ценой потери одного Р-40Е, 30 августа - 5 Ме-109F и 5 Не-111 при потере 3 Р-40Е, на следующий день - 10 Ме-109F, 1 Не-111 и 1 Ju-87 за 2 сбитых и 2 подбитых Р-40Е.

Под Сталинградом, лишь за 4 дня боёв, Пётр Белясник сбил 4 вражеских самолёта. Один из боевых эпизодов, относящийся к тому периоду, нашёл отражение в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"  ( стр. 144 ):

"30 августа 1942 года четвёрка истребителей 126-го ИАП, ведомая капитаном П. Н. Белясником, в неравном бою с 22 истребителями типа Ме-109 в районе Сталинграда сбила 6 вражеских самолётов, обратив остальных в бегство".

Однажды радиостанция наведения сообщила, что в воздухе появились 2 Ме-109. Опыт боёв подсказывал П. Беляснику, что это разведчики, а за ними должны идти бомбардировщики. Семёрка истребителей под командованием капитана Белясника взмыла в небо. Командир не ошибся. Вскоре появилась большая группа "Юнкерсов". Соотношение: один к трём. Пётр Белясник принял решение идти в атаку. Завязался жестокий бой.

Капитан увидел, что в хвост самолёта нашего лётчика зашёл "Мессер". Ещё мгновение, и машина боевого друга будет сбита. Тогда командир, сделав крутой вираж, оказался позади фашистского истребителя. Он опередил врага и первой очередью сбил самолёт противника. Потеряв 2 машины, фашисты повернули обратно...

Звёздным днём Петра Белясника стало 31 августа 1942 года, когда он сумел сбить сразу 5 вражеских истребителей Ме-109.

Но перелом наступил уже 5 сентября: за 2 Ме-109F и один Ju-88 лётчикам полка пришлось заплатить 4 "Киттихауками": 2 были уничтожены в бою и 2 столкнулись в воздухе. В тот день был сбит и тяжело ранен командир полка - майор В. Найденко. Хотя лётчик смог привести свой самолёт на аэродром, но спасти ему ногу врачам не удалось.

Истребитель Р-40E

Оставшиеся в строю 4 самолёта пришлось перевести на боевое дежурство над своим аэродромом.

Всего до 13 сентября 1942 года 126-й ИАП выполнил 194 самолёто - вылета, причём все сопровождались боями с противником. 163 вылета пришлось на сопровождение штурмовиков Ил-2. Лётчики полка провели 29 групповых и 24 индивидуальных воздушных боя, в которых уничтожили 36 самолётов противника. Свои потери составили 13 самолётов, 7 лётчиков не вернулись с боевых заданий и 5 получили ранения. 18 сентября полк отвели в тыл, где он был перевооружён на Ла-5 и в дальнейшем воевал только на советских типах самолётов.

Именно в эти дни Пётр Белясник сумел на личные средства купить боевой самолёт. На этом стоит остановиться подробнее.

В 1942 - 1943 годах большой размах получило движение за сбор средств в фонд обороны столицы. Горячо поддержали этот почин и защитники московского неба. На средства, собранные воинами Московской ПВО, были построены самолёты для авиационного соединения "Москва".

Когда Пётр Белясник увидел новый самолёт конструктора С. А. Лавочкина - Ла-5, он ему очень понравился. Это был надёжный с мощным вооружением истребитель. Пётр Никифорович принял решение поддержать почин многих граждан страны и внести свои личные сбережения - 30 000 рублей - на строительство такого самолёта. При этом, он обратился в ЦК партии с таким письмом: "Построенный самолёт прошу передать мне. Клянусь, что на этой машине я буду не щадя жизни громить немецких захватчиков до полного их уничтожения". Об этом же он заявил и своим боевым товарищам на полковом митинге. Спустя некоторое время капитану П. Н. Белясник в торжественной обстановке вручили новенький истребитель Ла-5 с бортовым номером "40" и надписью на фюзеляже: "Капутану Белясник"  ( именно "Капутану" ).

Ла-5Ф П.Белясника. 1943 г.

Совершенно непонятно, почему на борту Ла-5Ф, подаренного Петру Беляснику, изображены
15 звёздочек, отражающих число одержанных им побед: к тому времени их было уже 26.
Если это только личные победы, то его боевой счёт значительно больше официального.

Ла-5Ф П.Белясника. 1943 г.

17 февраля 1943 года командир 6-го истребительного авиационного корпуса генерал - майор авиации Демидов подписал наградной лист на штурмана 126-го ИАП капитана П. Н. Белясник, в котором указывалось:

П.Н.Белясник

"Отличный лётчик - истребитель. Мужественный и храбрый воздушный боец. Настойчиво ищет противника в воздухе и смело навязывает ему бой. За период Великой Отечественной войны произвёл 250 вылетов на боевые задания, из них: 59 вылетов на штурмовку, 15 вылетов на разведку, 37 вылетов на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. Провёл 78 воздушных боёв, в которых сбил лично 9 самолётов и в группе 17 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета ССР от 9 августа 1941 года награждён орденом Красного Знамени за 3 лично и 7 в групповых боях сбитые самолёты противника. После получения Правительственной награды капитан Белясник произвёл 123 вылета на выполнение боевых заданий, из их: на разведку - 15, на штурмовку - 15, на сопровождение - 37 вылетов. Провёл 33 воздушных боя, в которых сбил 6 самолётов противника и в групповых боях 10 самолётов противника.

Лично сбил самолёты: 15.08.1941 г. - 1 Ю-88, 16.08.1941 г. - 1 Хе-111, 31.08.1942 г. - 4 Ме-109Ф  ( в районе Сталинграда ).

Сбил в группе самолёты: 3.08.1941 г. - 1 Ю-88, 10.08.1941 г. - 1 Хш-126, 11.08.1941 г. - 1 Ме-109, 13.08.1941 г. - 1 Ю-88, 15.01.1942 г. - 1 Хе-111, 27.01.1942 г. - 1 Ме-109, 30.08.1942 г. - 2 Хе-111, 31.08.1942 г. - 1 Ме-109, 5.09.1942 г. - 1 Ю-88; в числе сбитых в групповых боях - при защите Сталинграда 4 самолёта противника.

За проявленное мужество и героизм в воздушных боях с вражеской авиацией и при штурмовке его наземных войск достоин высшей Правительетвенной награды - присвоения звания - "ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА".

Н. Т. Самонов
Лейтенант Н. Т. Самонов.  1943 год.

Следует отметить, что Пётр Белясник был не единственным лётчиком, летающем на "собственном" самолёте. Правда фамилия второго пилота, "купившего" истребитель, трактуется по - разному. Так, в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", пишется:

"27 февраля 1943 года - В газете "Тревога" появилась заметка о том, что лётчики 6-го ИАК ПВО П. Н. Белясник и Н. С. Самохвалов внесли на постройку новых самолётов 45 тысяч рублей из своих личных сбережений".

Несколько иначе этот эпизод описан в книге Д. А. Журавлёва - "Огневой щит Москвы":

"Лётчик 126-го истребительного авиационного полка Герой Советского Союза капитан П. Н. Белясник внёс 30 000 рублей на постройку самолёта. В торжественной обстановке ему вручили "именной" истребитель. Такую же машину получил и лётчик Н. Т. Самонов, на боевом счету которого было 13 вражеских самолётов. Вместе с капитаном П. Н. Белясником он сражался в небе Сталинграда. По примеру старшего товарища Самонов внёс свои сбережения на постройку истребителя".

По некоторым источникам Николай Тимофеевич Самонов, сражаясь в составе 436-го, 176-го и 126-го истребительных авиационных полков, одержал 9 личных и 4 групповые победы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитан Белясник Пётр Никифорович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 927 ).

На именном самолёте он успешно провоевал до февраля 1945 года. К концу войны совершил более 400 боевых вылетов, провёл около 80 воздушных боёв.

Капитан П.Н.Белясник (в центре) с товарищами

Ла-5Ф П.Белясника.

Ла-5Ф П.Белясника.

Ла-5Ф П.Белясника.

Капитаны П.Н.Белясник (справа) и Н.С.Самохвалов.

Герои 126-го ИАП капитаны П. Н. Белясник  ( справа )  и Н. С. Самохвалов.  1943 год.

П.Н.Белясник

В марте 1945 года Пётр Никифорович был переведён на лётно - испытательную работу в Государственный Краснознамённый НИИ ВВС  ( в опытную эскадрилью двигательного управления ). Там испытывались моторы не только отечественного производства, но и зарубежные, а также отдельные образцы трофейных моторов. От качества испытаний зависела судьба тех или иных конструкторских разработок. "Мотор - сердце самолёта, а оно должно работать без каких - либо сбоев", - часто говорил Пётр Никифорович своим сослуживцам, особенно молодым офицерам.

Довелось ему испытывать и авиационную технику. Он провёл государственные испытания следующих самолётов: СР-2, Як-25РВ-I, Як-27Р. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1962 года ему присвоено звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".

С 1964 года полковник П. Н. Белясник - в запасе. Умер 4 июля 2002 года. Похоронен в Москве на Николо - Архангельском кладбище  ( участок 2/1 ). В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список всех известных побед Майора П. Н. Белясника:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
112.07.1941 г.1  Ме-109зап. РогачевМиГ-3, "Киттихаук", Ла-5.
209.08.1941 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 )Песеровка
315.01.1942 г.1  Hе-111  ( в паре - 1 / 2 )Рождественское - Назарьево
427.01.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )Ржев
51  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )Нечаево
616.02.1942 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 6 )сев - зап. окр. аэродром Ржев
72  Ju-88  ( в группе - 2 / 6 )сев - зап. Тимофеево
817.02.1942 г.1  Do-17  ( в группе - 1 / 3 )юж. окр. Большаково
930.08.1942 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 8 )совх. им. Юркина
101  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )вост. Ивановка
1131.08.1942 г.1  Ме-109юж. Плантатор
121  Ме-109зап. Красноармейск
131  Ме-109сев. Красноармейск
141  Ме-109вост. ст. Тундутово
151  Ме-109Горная Поляна
1605.09.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 5 )зап. Сталинград

      Всего сбитых самолётов - 9 + 17  [ 6 + 11 ];  боевых вылетов - 423;  воздушных боёв - 78.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU