Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Бринько Пётр Антонович

Бринько Пётр Антонович

Имя Петра Бринько стоит в одном ряду с именами прославленных асов Второй Мировой войны. К 14 сентября 1941 года на его боевом счету было 15 сбитых самолётов противника, причём 2 из них - тараном. И это всего лишь за 2,5 месяца с начала войны.

Пётр Бринько родился 17 сентября 1915 года в посёлке Мандрыкино, ныне в черте города Донецка, в семье рабочего. Окончил 10 классов и аэроклуб в Запорожье. В 1933 году получил специальность подземного электрослесаря, окончив школу ФЗУ  ( ныне СПТУ № 108 города Донецка ). С 1935 года служил в Военно - Морском Флоте. По окончании Ейской школы военных морских лётчиков, был направлен на Тихоокеанский флот.

Участник боёв с японскими захватчиками у озера Хасан в 1938 году и реке Халхин - Гол летом 1939 года. С началом Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, переведён в 13-й истребительный авиационный полк  ( 10-я смешанная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота ). Летал на разведку, сопровождение бомбардировщиков, штурмовку войск противника, за что был награждён орденом Красного Знамени.

С первых дней Великой Отечественной войны на фронте. Заместитель командира 2-й авиационной эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка   ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота )  лейтенант П. А. Бринько участвовал в обороне Ленинграда, Таллина, защищал полуостров Ханко. Тогда-то и расскрылся в полной мере его боевой характер.

3 июля 1941 года 2 вражеских истребителя неожиданно напали на аэродром. Бринько сумел под огнём поднять свою машину в воздух и набрать высоту. Тут же, над аэродромом, он сбил один из вражеских самолётов. Через день он уничтожил "Юнкерс-88". Вражеские бомбардировщики приблизились в этот раз к аэродрому, используя низкую облачность. Считанные секунды - и самолёт Бринько взмыл в воздух. Он дерзко атаковал противника, и вскоре один из самолётов упал на землю.

8 июля, возвращаясь на аэродром после штурмовки вражеских войск, Бринько встретил и атаковал вражеский бомбардировщик незнакомой конструкции. Моторные гондолы придавали ему вид Ju-88, а двухкилевой хвост - Ме-110. Пётр Бринько со второй атаки сбил этот воздушный гибрид, и тот плюхнулся в воду. Лётчики погибли. Затонувший самолёт был извлечён из воды и установлен на центральной площади Ханко. Как потом выяснилось, это был разведчик Ju-86.

Немецкий самолёт Ju-86Е-1.

24 июля 1941 года в воздушном бою на дальних подступах к Ленинграду   ( в районе посёлка Лагсберг )  на самолёте И-16 тип 29, исчерпав боеприпасы, таранным ударом сбил вражеский самолёт Ме-110. Сам же произвёл посадку на повреждённом самолёте. Товарищи восхищались храбростью и боевым умением Петра, учились у него лётному мастерству. Таким же отважным и умелым пилотом был и его боевой товарищ - ведущий пары Алексей Антоненко, с которым Бринько летал с первых дней войны. 14 июля 1941 года, за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, им обоим было присвоено звание Героя Советского Союза  ( подробный рассказ о этих лётчиках читайте ниже ).

А через 2 дня это памятное событие было отмечено новыми победами отважных лётчиков. На рассвете 16 июля в землянку, где спали Антоненко и Бринько, вбежал дежурный и сообщил, что 2 финских "Фиата" приближаются к аэродрому. Через несколько минут друзья были уже в воздухе. А ещё через 10 минут оба "Фиата" догорали на земле  ( однако финские источники этот факт не подтверждают )...

А вскоре случилось непредвиденное. В одном из вылетов Пётр Бринько, возвращаясь на свой аэродром атаковал истребитель И-153, приняв его за вражеский. Очередь оказалось точной - "Чайка" пошла круто вверх, завертелась в штопоре и упала в воду рядом с берегом. Лишь тогда Бринько заметил на её крыльях красные звёзды... Отважный лётчик тяжело переживал случившиеся, теперь он стремился в бой, как никогда - ему нужно было смыть свою вину кровью врагов. И он достиг своего, уничтожив ещё несколько самолётов противника.

И-16 тип 29 Петра Бринько

Все свои победы Балтийский ас одержал на истребителе И-16. Самолёты этого типа вынесли на себе самый тяжёлый - начальный - период войны. Тогда они уже не были самыми современными, так как обладали скоростью не более 465 км/час. Однако довольно высокая маневренность и хорошее вооружение давали им возможность успешно противостоять новейшим вражеским истребителям.

23 июля Антоненко и Бринько вылетели на разведку.

Выполнив задание, они решили заглянуть на базу вражеских гидросамолётов. Сделав несколько стремительных заходов, друзья подожгли 4 гидроплана, а вернувшись домой доложили своему начальству о результатах разведки. Вечером, в сопровождении двух "Чаек", они повторили налёт на морскую базу противника. В этот же день, в воздушных боях, Бринько сбил ещё 2 вражеских самолёта.

2 августа Пётр Бринько одержал свою очередную победу - сбил финский истребитель Fokker D-XXI  ( бортовой номер FR-126 из LLv 30 ), а 7 августа, в районе аэродрома Даго, уничтожил бомбардировщик Ju-88.

П.А.Бринько (слева).

Утром 5 сентября 1941 года Бринько, в паре со своим ведомым лейтенантом Мальцевым, вылетел по тревоге на отражение налёта вражеской авиации на аэродром Низино  ( Ленинградская область ). Набрав высоту, они обнаружили 18 Ме-110. Бринько с ходу пошёл в атаку на ведущего группы. На помощь своему командиру бросились сразу 4 "Мессершмитта". Мальцев меткой очередью сбил одного из них. В это время успели взлететь ещё несколько наших истребителей. Завязался ожесточённый бой.

Вскоре у Бринько кончились патроны и он решил таранить идущего в лобовую атаку врага. Ме-110 перестал стрелять, резко отвернул, и тогда Бринько, сделав разворот, прочно сел ему на хвост. Расстояние между самолётами резко сокращалось. Бринько убрал газ, немного потянул ручку на себя и нанёс удар винтом по "Мессершмитту". Потом выключил мотор и произвёл посадку на своём аэродроме. Это была его 12 победа, за которую он был награждён орденом Красного Знамени.

П.А.Бринько

Пётр Бринько погиб 14 сентября 1941 года, получив многочисленные ранения осколками зенитных снарядов. При попытке совершить посадку подбитый самолёт задел крылом опору ЛЭП и упал... К тому времени он совершил более 100 успешных боевых вылетов, имел на своём боевом счету 15 воздушных побед, сжёг 1 аэростат - корректировщик.  [ По некоторым источникам имел 14 сбитых самолётов и 1 аэростат. М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных и 6 групповых побед лётчика. ]

Похоронен в братской могиле лётчиков, погибших при защите Ленинграда.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды; медалями. В посёлке Жилгородок, неподалеку от деревни Низино Ломоносовского района Ленинградской области, установлен памятник - обелиск, на котором первой высечена его фамилия. Именем Героя названа одна из улиц в Донецке и Ленинграде. На шахте № 29 установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список всех известных побед лейтенанта П. А. Бринько:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
104.07.1941 г.1  Fokker D.XXI  ( в паре - 1 / 2 )ХанкоИ-16.
204.07.1941 г.1  Fokker D.XXI  ( в паре - 1 / 2 )Ханко
305.07.1941 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )остров Тальхомарне
408.07.1941 г.1  Ju-86  ( в паре - 1 / 2 )Поркалауд
516.07.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )остров Хестэ
616.07.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )остров Хестэ
723.07.1941 г.2  Fokker D.XXIостров Эрэ
802.08.1941 г.1  Fokker D.XXIостров Гуннарсэрэн
907.08.1941 г.1  Ju-88Ханко
1021.08.1941 г.1  Ju-88Таллин

      Всего сбитых самолётов - 7 + 6  [ 5 + 6 ];  боевых вылетов - более 100.



Первые Герои Балтики...

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU