Главная | Источники | 

главная страница страница автора все статьи WW1

Алексей Сергиенко (Москва)

Рой Браун - убийца Красного Барона ?

Артур Рой Браун  [ Arthur Roy Brown ] родился 23 декабря 1893 года в небольшом городке Карлтон Плейс канадской провинции Онтарио  ( Carleton Place, Ontario ). С момента появления в печати первых достоверных известий о полётах "Флайера" братьев Райт, он по настоящему "заболел" авиацией и, достигнув совершеннолетия, сразу отправился в США, где в Дейтоне, штат Огайо  ( Dayton, Ohio ), братья Райт открыли авиашколу. После того, как новый курсант подписал все бумаги, заверяющие его отказ от каких - либо претензий в случае любых травм, полученных "посредством аэроплана", он впервые поднялся в воздух.

Обучение было отнюдь не бесплатным, и, дабы заработать необходимую сумму, Артуру приходилось браться за любую работу. Когда на оплату очередного учебного полёта денег не набиралось, он изучал двигатели и расспрашивал пилотов. В конце концов мечта Брауна осуществилась: он стал дипломированным пилотом  ( лицензия № 361 от 24 ноября 1915 года ). За плечами новоиспечённого лётчика было всего 8 часов лётного времени, из которых половина приходилась на полёты с инструктором.

Сразу после завершения обучения Артур вернулся в Канаду и отправился на призывной пункт: теперь он мог рассчитывать на зачисление в военную авиацию. Несмотря на то, что Мировая война шла уже более года, Британия ещё не испытывала особой нужды в лётчиках, довольствуясь добровольцами - англичанами. Всем прочим предлагалось повоевать в пехоте или артиллерии, и лишь потом переводиться в авиацию. Исключение делали только для тех, кто уже имел опыт пилотирования.

Вопреки всем опасениям, бюрократическая машина на этот раз сработала оперативно, и Брауна зачислили в состав Королевской Морской Воздушной Службы  ( Royal Naval Air Service - RNAS ) даже раньше, чем был официально оформлен его британский сертификат на право управления самолётом. В английской военной авиации начала века лётчику полагалось быть офицером, поэтому 15 ноября 1915 года Артуру присвоили звание пробашионари-флайт-суб-лейтенанта  ( Probationary Flight Sub-Lieutenant ).

2 декабря он занял своё место в пассажирском салоне судна, отправлявшегося в метрополию. Дальнейшее обучение проходило в лётной школе, организованной на морской авиастанции Чингфорд  ( NAS Chingford ). Курсанты сначала осваивали "Авро"-504  ( Avro 504 ), а затем - B.E.2. Ошибки пилотов и отказы техники приводили к частым авариям, которых не избежал и Артур: весной 1916 года он серьёзно повредил спину. Все источники сходятся на том, что это произошло в мае, один из них дает также дату - 2-е число, другой указывает тип самолета - "Авро"-504. Однако, нет никаких сведений о каком - либо "Авро" или B.E., разбитом в тот день. Единственный достоверный инцидент с участием Брауна датируется 6 апреля 1916 года, когда в полёте отказал двигатель и B.E.2c  ( № "1107" ) был разбит во время вынужденной посадки.

После 3-х месяцев, проведённых на больничной койке, Артур вернулся к тренировочным полётам. 8 сентября его перевели в Истчёрч для обучения воздушной стрельбе  ( Gunnery Schools Flight в составе NAS Eastchurch ), а 1 января следующего года - в Крануэлл  ( NAS Cranwell ) для получения навыков управления одноместным истребителем. Через несколько недель Браун наконец завершил обучение и 24 января уже в качестве "полноценного" флайт-суб-лейтенанта был переведён в Дувр  ( NAS Dover ), а 10 марта получил назначение в 9-ю эскадрилью RNAS  ( 9 Squadron RNAS ), воевавшую во Франции на истребителях "Сопвич Пап"  ( Sopwith Pup ).

20 марта в документах эскадрильи появилась запись о болезни нового лётчика, после чего тот вернулся в Англию. Несмотря на столь краткий срок пребывания на фронте, Браун успел "поучаствовать" в потере одного самолёта: 16 марта он разбил при посадке "Пап" № 5182.

10 мая, ровно через 2 месяца после первой попытки, Браун доложил о прибытии командиру 9-й эскадрильи скуадрон - коммандеру Фосетту  ( Squadron Commander H. Fawcett ). Но ещё пред этим, 30 апреля, будущий ас успел разбить в Манстоне  ( NAS Manston ) Бристоль "Скаут" D  ( Bristol Scout D ) № 8963  ( повреждения шасси и крыльев ). Сам он отделался лёгким испугом, а машину списали. Ко времени "второго пришествия" молодого лётчика эскадрилья находилась в состоянии перевооружения на "Трипланы"  ( Sopwith Triplane ), но летал ли Браун на новом истребителе, не известно.

Один из "Скаутов" авиастанции Манстон.
"Бристоль Скаут D" 8963, разбитый флайт-суб-лейтенантом Брауном 30 апреля 1917 года. Самолёт принадлежал морской авиастанции Манстон.
(© М. Быков и "Авиа-Хобби")
"Сопвич Пап" из 9-й эскадрильи RNAS.

Во время Первой Мировой войны королевский флот, в отличие от армии, весьма ответственно подходил к вводу в строй молодых пилотов. 23 мая Брауна, как недостаточно подготовленного, перевели в учебно - боевую 11-ю эскадрилью, вооружённую "Ньюпорами"  ( Nieuport ) различных модификаций: 11, 12, 17bis и 17B  ( английское название "Ньюпоров - скаутов 80 л.с.", главным образом 21-х ).

Вскоре  ( возможно, в последних числах мая или начале июня ) последовал перевод в 4-ю эскадрилью, летавшую на "Папах". Но и там Браун не задержался и опять вернулся в 11-ю, в июне сменившую "Ньюпоры" на "Папы". Во время одного из редких для эскадрильи полётов к линии фронта Артур одержал свою первую победу. 7 июля в районе Ньюпора  ( Nieuport ), заметив ниже себя "Альбатрос" D.III  ( Albatros D.III ), он спикировал на противника и открыл огонь с расстояния 50 метров. В результате немецкий истребитель беспорядочно "закувыркался" к земле. Поскольку падения "Альбатроса" никто не видел, победа была записана как Out of Control.

"Сопвич Пап" 9899  ( серийный номер на борту ошибочно нанесён с префиксом "N" ), на котором Браун летал в составе 11-й эскадрильи RNAS летом 1917 года. Фотография относится к более раннему периоду, когда машина была в 4-й эскадрилье.

2 августа флайт - лейтенант  ( Flight Lieutenant ) Браун снова оказался в составе 9-й эскадрильи, которая к тому времни уже перевооружилась на "Сопвичи Кэмелы"  ( Sopwith Camel ). 3 сентября Артур принял участие в уничтожении германского двухместного аэроплана, идентифицированного как "Авиатик"  ( Aviatik - в то время англичане обычно так "обзывали" DFW C.V ), но эту победу канадцу не засчитали. Два дня спустя патруль "Кэмелов" атаковал одиночный разведчик, который прикрывали несколько "Альбатросов" - истребителей. Англичане сумели сбить "фотографа" и заставили истребители поспешно ретироваться.

Очередной успешный воздушный бой Браун провёл 15 сентября, когда его группа встретила вражескую пятёрку  ( пару "Авиатиков" и три "Альбатроса" прикрытия ). Артур несколько раз атаковал один из истребителей, расстреляв две сотни патронов, после чего "немец" перешёл в беспорядочное падение.

20 сентября группа "Кэмелов" провела бой с 5 немецкими истребителями. Браун быстро сумел зайти в хвост одному из "Альбатросов" и открыл огонь. Хотя один из пулемётов отказал сразу, а второй заело после нескольких очередей, дело было сделано: противник перевернулся вверх колесами и пошёл вниз, скрывшись в облаках. Артур так и не сумел "оживить" своё оружие, но решил продолжить бой. Он пришёл на помощь своему коллеге, оказавшемуся в трудном положении, и, имитируя атаки, заставил немцев бросить свою жертву. 30 сентября канадца "зацепило" в воздушном бою, но ранение оказалось лёгким и позволило остаться в строю.

На киле этого "Кэмела" из 9-й эскадрильи изображён портрет Джорджа Роби, знаменитого в то время комика. Точно такой же рисунок был и на брауновском "B3893".

За 3 сентябрьские победы и спасение жизни товарища Браун удостоился представления к "Кресту за заслуги"  ( Distinguished Service Cross, сокращённо DSC ) - морскому аналогу "Военного креста"  ( Military Cross - MC ). Соответствующая бумага была отправлена "наверх" 6 октября, а 2 ноября имя героя появилось в списке кавалеров британских наград. Но к этому времени он успел одержать ещё 2 победы.

На этом фронтовая работа в 1917 году закончилась и ас отправился в отпуск. Проведя почти 2 месяца на родине, он вернулся в свою часть в начале следующего года. В то время 9-я эскадрилья была вооружена всё теми же "Кэмелами", но уже с другими двигателями: "Бентли" 150 л.с.  ( Bentley BR1 ) вместо "Клерже" 130 л.с.  ( Clerget 9B ). Однако воспользоваться дополнительными возможностями новой машины Брауну долго не удавалось: зимой интенсивность действий авиации была небольшой.

С осени 1917 года по весну 1918 года самолёты 9-й морской эскадрильи несли индивидуальные обозначения "германского" типа и были достаточно пёстрыми, но после формирования RAF вся индивидуальность быстро сошла на нет.

2 февраля Артур атаковал пару разведчиков. Сначала он обстрелял один из них, истратив сотню патронов, а затем переключился на другой  ( около 350 выстрелов ). Оба противника ушли пикированием и скрылись в дымке, так что результат боя остался не известен. Для подтверждённой победы данных было явно недостаточно, поэтому в журнале боевых действий эскадрильи появилась запись об одном разведчике, "ушедшем со снижением".

8 февраля 9-я эскадрилью отвели за "Канал" на аэродром авиастанции Дувр для отдыха. Через неделю Браун получил звание флайт - коммандера  ( Flight Commander ), что одновременно являлось и названием для его новой должности, хотя фактически в данном качестве он выступал ещё с середины сентября прошлого года.

19 марта отдохнувшие лётчики вернулись на фронт. К тому времени затишье на фронте закончилось. Погода улучшилась и Германия приступила к подготовке наступления. Частота появления неприятельских аэропланов над британскими позициями сразу повысилась, что в свою очередь сказалось и на интенсивности действий авиации союзников.

Капитан Браун перед своим истребителем.

22 марта флайт Артура вылетел на сопровождение французского двухмоторного раздведчика "Кодрон"  ( Caudron ). Над лесом Хаутхюлст  ( Houthulst ) союзная группа втретила 7 германских самолётов и истребители эскорта, не удержавшись, ринулись в атаку. Браун сблизился с одним из немцев и практически в упор расстрелял противника. Франзуский пилот по возвращении на свой аэродром подтвердил победу британского коллеги.

Несколько дней спустя 9-я эскадрилья была передана в подчинение одному из армейских авиакрыльев, а 1 апреля аналогичное событие произошло и со всей морской авиацией. Так появились Королевские Воздушные Силы  ( Royal Air Force - RAF ). Официально RFC и RNAS объединились, но фактически армейская авиация поглотила морскую. При этом звания и нумерацию эскадрилий привели к единому  ( армейскому ) стандарту. Браун стал капитаном, а его часть получила номер "209". Неделю спустя эскадрилья была переброшена на Сомму, где в то время действовала Первая истребительная эскадра  ( JG I ) германских ВВС.

10 апреля новоиспечённый капитан был в очередной раз упомянут в документах эскадрильи, однако на этот раз по весьма тревожному поводу: как не вернувшийся из боя. Правда, всё оказалось не так уж плохо: он совершил вынужденную посадку в районе Буа-л'Абб  ( Bois l'Abbé ). По телефонному звонка лётчика к месту посадки прибыла "спасательная партия", которая на следующий день доставила самолёт на аэродром. После несложного ремонта  ( понадобилось всего лишь "залатать" пробитый бензобак ) Артур отправился на своем аэроплане в очередной боевой вылет. На этот раз дело пошло лучше, и сбитый "Фоккер" - триплан  ( Fokker Dr.I ) стал "компенсацией" за предыдущую неудачу. Ещё один триплан днём позже Браун сбил совместно с лейтенантом Франсисом Меллершем  ( Francis J.W.Mellersh ), для которого это была 3-я победа  ( из 5, одержанных за войну ).

Репродукция картины 1920-х годов. При её создании художника консультировал один из участников воздушного боя 21 апреля.

Утро 21 апреля 1918 года выдалось холодным и туманным, но к 9 часам солнце согрело воздух и видимость стала достаточной для того, чтобы можно было поднять в воздух самолёты. В 9:30 взлетела пятёрка Брауна, а вслед за ней, с интервалом в 5 минут - такие же группы от двух других флайтов 209-й эскадрильи. Над линией фронта британцы "поохотились" за разведчиками, а затем вступили в бой с вражескими истребителями. С немецкой стороны в бою участвовали три "кетте": два из Jasta 11  ( "Фоккеры" Dr.I ) и одно из Jasta 5   ( "Альбатросы" D.V ).

Манфред фон Рихтгофен.


Сначала Артуру пришлось "туго": ему в хвост зашли сразу два "Фоккера", но он сумел от них оторваться. Оглядевшись по сторонам, Браун заметил, что одного из его ведомых преследует красный триплан. Опасность грозила одному из новичков, 2-му лейтенанту Уилфреду Мэю  ( Wilfred R. May ), школьному товарищу Артура. Для Мэя это был один из первых боевых вылетов. В соответствии с полученными указаниями, он держался выше остальных и не пытался ввязаться в драку. Но, когда ниже его прошло несколько "германцев", новичок, не выдержав, спикировал и открыл огонь сначала по одному, затем по другому... Естественно, все пули ушли "в молоко", к тому же после чересчур длинных очередей заело оба пулемёта, так что неопытный лётчик оказался безоружным в окружении врагов. Вспомнив о другом указании "удирать в случае опасности", он взял курс на запад...

Выходящий из боя "Кэмел" привлек внимание одного из противников, но Мэй заметил врага только когда пули стали рвать обшивку его истребителя. Спасаясь, он перевёл самолёт в пикирование, затем начал бросать его из стороны в сторону. Как позже он сам вспоминал, уцелеть удалось только из - за неумения летать: маневры были непредсказуемы как для него самого, так и для преследователя. Вскоре оба истребителя оказались на минимальной высоте. Именно в этот момент их догнал Браун - он выровнял самолёт и в упор сделал 40 выстрелов по противнику. На пикировании "Кэмел" сильно разогнался, и Артур, дабы избежать столкновения, был вынужден взять ручку на себя. Затем, посмотрев вниз, он увидел, как красный "Фоккер" врезался в землю.

Вскоре с ближайшего аэродрома к месту падения были направлены несколько человек для того, чтобы забрать для изучения обломки неприятельской машины. По документам установили имя погибшего лётчика. Им оказался ротмистр Манфред фон Рихтгофен  ( Rittmeister Manfred von Richthofen ), командир JG I и лучший ас Великой войны, на счету которого было 80 воздушных побед.

Вскоре после падения красный "Фоккер" был буквально растерзан "охотниками за сувенирами".

"Сопвич Кэмел" B7270 из 209-й эскадрильи, на котором капитан Браун одержал победу над "красным бароном".
(© М. Быков и "Авиа-Хобби")
"Фоккер" Dr.I Dr 425/17, на котором погиб командир JG I ротмистр Манфред фон Рихтгофен.
(© М. Быков и "Авиа-Хобби")

По "горячим следам" возникло 3 версии относительно того, кто же сбил немецкого аса. Кроме Брауна, на победу претендовали также несколько расчётов зенитных пулемётов, обстреливавших низколетящий "Фоккер", а также экипаж R.E.8 из 3-й эскадрильи Австралийского Лётного Корпуса  ( Australian Flying Corps - AFC ). Проведённое расследование позволило сразу отсеять последнюю версию, но две другие были в равной степени вероятны. В данной ситуации решающую роль сыграли политические соображения. Для поднятия боевого духа британских авиаторов требовалось, чтобы все знали: английские истребители побеждают в воздушных боях лучших лётчиков противника. Поэтому вполне логичным стало подтверждение победы капитана Брауна и игнорирование всех прочих заявок.

На следующий день Браун провёл ещё один напряжённый бой, который, как и осенью 1917 года, ему пришлось вести с отказавшим оружием. Этот боевой вылет стал последним во втором "туре" лётчика. Вскоре по решению врача его отстранили от полётов. Сначала предполагалось дать лётчику 2-недельный отпуск, после которого ему следовало ещё раз пройти медосмотр. Однако состояние его здоровья оказалось настолько плохим, что 30 апреля его положили в госпиталь с диагнозом "инфлюэнца и нервное истощение". При этом следует помнить, что печально знаменитая "испанка" унесла в 1918 - 1919 годах больше жизней, чем любое сражение прошедшей войны.

209-я эскадрилья в конце апреля или мае 1918 года.

26 апреля командир 209-й эскадрильи майор Батлер  ( Major C.H.Butler ) отправил "наверх" рапорт, в котором перечислил успехи Брауна в 1918 году, не забыв при этом упомянуть о том, кто был его последней "жертвой"  ( интересно, что комэск описал неподтверждённую февральскую победу, но забыл про воздушный бой 11 апреля ). Командующий бригадой, ознакомившись с этим рапортом, счёл, что герой достоен "Ордена за заслуги"  ( DSO - Distinguished Service Order ). На этом этапе из представления были исключены подробности всех побед, кроме последней, но обоснованием для награды стала не личность побеждённого противника, а 4 победы  ( со времени предыдущего награждения ) и участие в штурмовых ударах во время отражения немецкого наступления. Далее бумага ходила по инстанциям около 1,5 месяцев. В результате командование не сочло лётчика достойным такой высокой награды и Браун получил только "бар" к своему DSC  ( при повторном награждении вручали не сам орден, а "полоску" (Bar), на его ленту ).

Разбитый "Кэмел" 2-й Школы Воздушного Боя.

В июне, сразу после выписки из госпиталя, ас получил назначение во 2-ю Школу Воздушного Боя  ( 2 School of Aerial Fighting ), но в инструкторах прослужил всего месяц. 15 июля во время взлёта у его "Кэмела" № C175  ( школьный номер "105" ) отказал мотор  ( эта причина значится в сводке потерь; по другим данным пилот потерял сознание в воздухе из - за слабости после перенесённой болезни ). В этой аварии Артур получил серьёзные травмы. Хотя врачам всё же удалось поставить его на ноги за 5 месяцев, полного выздоровления пришлось ждать ещё целых 5 лет...

Награды Артура Брауна  ( слева - направо ): "Орден за заслуги" с полоской, "Британская военная медаль"  ( British War Medal ) и единая для всех союзников "Медаль победы"  ( Allied Victory medal ).

В апреле 1919 года капитан Браун был демобилизован и вернулся в Канаду, где в 1930-х годах основал небольшую авиакомпанию, но разорился перед самым началом Второй Мировой войны. В 1939 году попытался поступить в RCAF, но получил отказ.

Артур Рой Браун умер от инфаркта 9 марта 1944 года в возрасте 50 лет.

Всего за 9 месяцев, проведённых на фронте, "Рой" Браун одержал 10 воздушных побед, официально подтверждённых в соответствии с правилами, действовавшими в то время в британской авиации. Такой личный счёт может показаться незначительным в сравнении с успехами лучших асов Первой Мировой войны, однако к нему следует относиться с большим уважением. В 9-й эскадрилье не было "звёзд", подобных Фонку, Гинемеру или Бишопу, в одиночку стоивших целой части, поэтому всю работу выполняли "рядовые" асы, в число которых входил и Артур.

Конечно, справедливости ради нужно отметить, что единственной причиной, по которой его имя не было забыто сразу после окончания войны, был именно воздушный бой 21 апреля 1918 года. Этому эпизоду посвящено множество исследований. Вся возможная информация по данному вопросу собрана, однако для её изложения в данной публикации не хватит места. Достаточно огласить лишь выводы: определить кто именно выпустил единственную пулю, ставшую фатальной для Рихтгофена, не представляется возможным...


Список побед Артура Брауна  ( указаны только подтверждённые ).

дата время противник тип победы место боя / падения эскадрилья и самолёт Брауна
1 17. 7.17 18.45 Albatros D.III OOC юго-восточнее Ньюпора (Nieuport) 11 Sqn RNAS Pup N6174
2*1 5. 9.17 08.00 Albatros C OOC Мидделкерке - Ньюпор (Middelkerke - Nieuport) 9 Sqn RNAS Camel B3818
3 15. 9.17 13.05 Albatros D.V OOC Вестенде (Westende) B3893
4 20. 9.17 15.10 Albatros D.V OOC Леке (Leke)
5 13.10.17 09.00 DFW C Des(F) Остенде (Ostende)
6 28.10.17 12.20 Albatros D.V OOC Первисе (Pervyse) B6217
7 22. 3.18 15.30 2х-местный Des северо-восточнее леса Хаутхюлст (Houthulst) B7270
8 11. 4.18 ок17.00 Fokker Dr.I OOC Альбер (Albert) 209 Sqn RAF
9*2 12. 4.18 08.30 Fokker Dr.I Des(F) Варфюзе - Абанкур (Warfusée - Abancourt)
10 21. 4.18 ок11.00 Fokker Dr.I Capt Во-сюр-Сомм (Vaux-sur-Somme)
*1 - Совместно с четырьмя другими летчиками (F.E.Banbury, S.T.Edwards, O.W.Redgate и A.W.Wood).
*2 - В паре с Франсисом Меллершем.


Список использованной литературы:

Chaz Bowyer "Sopwith Camel - King of Combat", Glasney Press, 1978
J.Bruce, G.Page & R.Sturtivant "The Sopwith Pup", Air Britain, 2002
G.Page & R.Sturtivant "The Camel File", Air Britain, 1993
G.Page & R.Sturtivant "Royal Navy Aircraft Serials and Units", Air Britain, 1992
Miles Constable "Canadian Aces & Heroes"
N.Franks, R.Guest & C.Shores "Above the Trenches", Grub Street, 1990
"First World War Honours and Awards to Canadians in British Flying Services"
Cross & Cockade International Journal
Over the Front
Windsock International


Возврат

Н а з а д



Главная |  | Источники | 

        © AirFighters.RU