Главная | Источники | 

HSU

Данилов Степан Павлович

С.П.Данилов

Родился 15 декабря 1909 года в деревне Коротово, ныне Череповецкого района Вологодской области, в семье крестьянина. В 1930 году окончил Шухободскую школу ФЗУ, работал токарем по металлу, а затем техником по ремонту паровозных котлов на паровозоремонтном заводе в Ярославле. В Июне 1931 года поступил в 7-ю военную школу лётчиков в Сталинграде, которую окончил в декабре 1933 года. Служил младшим летчиком, затем командиром авиационного звена, истребительного авиационного отряда./P>

К 1937 году лейтенант С. П. Данилов командовал звеном 121-й ИАЭ 95-й ИАБ Закавказского военного округа.

С 14 января по 26 Июля 1937 года участвовал в национально - революционной войне испанского народа. Был командиром звена И-16. Награждён орденом Красного Знамени  ( 27.06.1937 ), медалью "За отвагу"  ( 14.11.1938 ).

После возвращения из Испании учился в Липецкой высшей лётно - тактической школе, которую окончил в 1938 году. Был назначен командиром эскадрильи, а затем и командиром 44-го ИАП.

С 17 июля по 16 сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами на Халхин - Голе. Командиp 56-го истребительного авиационного полка  ( 1-я истребительная авиационная бригада 1-й армейской группы )  майоp С. П. Данилов совеpшил 60 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 6 истpебителей и 2 бомбаpдиpовщика врага. Под его командованием полк успешно выполнял все боевые задания и уничтожил 80 самолётов противника.

17 ноябpя 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В качестве командира истребительного авиаполка принимал участие в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. Затем учился на курсах усовершенствования при Академии Генерального штаба РККА. С апреля 1940 года - командир 42-й ИАБ, а с августа - 3-й ИАД ПВО.

В годы Великой Отечественной войны командовал 7-м авиационным корпусом ПВО, 5-й смешанной, 287-й авиационными дивизиями и 14-м авиационным корпусом на Северо - Западном, Ленинградском, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах. В воздушных боях уничтожил 3 самолёта противника. С 1943 года генеpал - майоp авиации. 24 мая 1945 года погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в Москве на Hоводевичьем кладбище.

Hагpаждён оpденами: Ленина, Кpасного Знамени, Сувоpова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени; медалями, а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени.

*     *     *

...Лето 1939 года. На подготовку полка к боям было дано 3 дня. В эскадрильях провели ознакомительные полёты. Техники и инженеры тщательно готовили матчасть, проверяли приборы, оружие. В полку было много новичков. За них командир полка беспокоился больше всего.

- Каждый из вас должен помнить азбучные истины, - наставлял он молодых лётчиков. - Прежде всего осмотрительность. Зазеваешься - превратишься в летающую мишень и будешь сбит. Значит, надо крутить головой. Второе - это маневр. Опоздаешь с маневром - успеха не добьёшься. Опередил - значит победил. Третье условие - огонь. Будешь стрелять с большого расстояния или плохо прицелишься, поспешишь - досада себе и напрасная трата патронов. Бить надо с короткого расстояния и наверняка...

Беседы с молодыми лётчиками Данилов проводил каждый вечер, и послушать бывалого лётчика приходил весь полк.

Свой первый боевой вылет полк провёл 21 июля. В этот день японцы подняли в воздух более 100 своих истребителей и несколько десятков бомбардировщиков. С утра до полудня шёл яростный воздушный бой, в ходе которого каждая из сторон стремилась к победе. Полк вступил в бой организованно. Вёл эскадрильи Данилов. Заняв выгодное положение для атаки, он первым спикировал на ведущего японской колонны. Белые, яркие, как молнии, трассы потянулись к вражескому истребителю. Пулемётная очередь пришлась по кабине. И-97 задымил и, оставляя за собой чёрный след, пошёл к земле...

Данилов вывел свою машину из пикирования, взмыл вверх и осмотрелся. Строй эскадрилий распался. Всё перемешалось. Всюду мелькали самолёты, отмеченные то звездой, то кругом. Только левый ведомый лейтенант Александр Мошин надёжно прикрывал командира. Это был самый молодой в полку лётчик, и Данилов ценил его за чувство товарищеской взаимовыручки и высокое лётное мастерство.

Внизу, на земле, Данилов заметил несколько дымных костров. Это горели сбитые самолёты. И японские, и наши.

Внезапно из - за кучевого облака вывалилась шестёрка японских истребителей. Один из них сразу же зашёл в хвост самолёту Александра Мошина. Тот не заметил опасности. Но японец поспешил открыть огонь, и пули прошли мимо. Однако опасность не миновала. Данилов развернул свою машину и, увеличив скорость до предела, устремился в лобовую атаку. То же сделал и Мошин. Японцы не выдержали дерзкого маневра советских лётчиков и, взмыв вверх, скрылись в облаках.

Через 40 минут эскадрильи полка возвратились на свои посадочные площадки. Начальник штаба доложил результаты боя: сбито 8 японских самолётов, столько же не вернулось наших.

С.П.Данилов в Монголии, 1939 г.

Вечером Данилов провёл тщательный разбор боя, указал на ошибки и просчёты. Действия каждого лётчика получили оценку в эскадрильях. Много раз в полк приезжали Герои Советского Союза Александр Гусев и Иван Лакеев. Их полезные советы лётчики выслушивали о большим вниманием. В заключение А. Гусев и И. Лакеев провели несколько показательных воздушных боёв и проверили способности каждого лётчика. Это дало неплохие результаты. В последующих боях полк Данилова успешно выполнял все боевые задания с минимальными потерями. За 25 дней боёв лётчики 56-го полка уничтожили около 80 самолётов противника. Лично Данилов за это время совершил 60 боевых вылетов, в том числе 20 - на штурмовку наземных целей. В воздушных схватках с врагом он сбил 6 истребителей и 2 бомбардировщика.

17 ноября 1939 года за мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза  ( "Золотая Звезда" № 168 )  с вручением ордена Ленина. Он был также награждён высшим монгольским орденом "Полярная звезда"  ( 10.08.1939 ).

В мае 1940 года подполковник С. П. Данилов по пути из Москвы к новому месту службы заехал к своим землякам. 6 мая его торжественно встречали в Череповце, а днём позже - в родном Коротове. Покидая родные края, Степан Павлович через череповецкую газету "Коммунист" поблагодарил земляков за радушный приём. Он писал: "Сейчас я готов с удесятерённой энергией бороться за укрепление оборонной мощи Советского Союза... Командование доверило мне воспитывать и готовить для защиты Родины сотни советских лётчиков. Я даю слово землякам, что буду стараться сделать свою часть непобедимой и лучшей в нашей армии".

В 1940 году окончил КУКС при Военной академии Генерального штаба и был назначен командиром 42-й авиационной бригады. В августе 1940 года стал командиром 3-й ИАД ПВО Ленинградского военного округа. В 1941 году получил звание полковника.

В начале Великой Отечественной войны С. П. Данилов назначен командиром 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО, который был сформирован для противовоздушной обороны Ленинграда на основании приказа НКО от 19 июня 1941 года на базе 3-й и 54-й истребительной авиационных дивизий. С 22 июня 1941 года части корпуса осуществляли патрулирование в воздухе, прикрывая развертывание войск ПВО, затем Северного фронта. Первое боевое столкновение с авиацией противника произошло 23 июня, когда на подступах к городу был сбит бомбардировщик Не-111. В последующем попытки прорыва самолётов противника к Ленинграду и разведывательные полёты на подходе к городу стали регулярными, до конца июня их было 144, в июле - 1560, из которых 8 - групповые налёты на аэродромы вблизи города.

7-й истребительный авиационный корпус под командованием Полковника С. П. Данилова прикрывал Ленинград от налётов вражеской авиации. Днём и ночью его лётчики вели борьбу с противником в воздухе, а зачастую и на земле, поскольку в первые месяцы войны бомбардировочной авиации было мало. Так, 25 августа лётчики 7-го корпуса ПВО и 8-й истребительной авиационной дивизии нанесли массированный удар по аэродрому противника Спасская Полисть, на котором находилось до 100 истребителей и бомбардировщиков. В результате этого удара враг потерял на земле и в воздухе около 60 самолётов. Наши потери составили 8 самолётов.

7-м ИАК ПВО он командовал до сентября 1941 года, затем до февраля 1942 года был командиром 5-й САД, а в дальнейшем был командующим ВВС 54-й армии.

Накануне 24-й годовщины Великого Октября немецкое командование сосредоточило на аэродромах под Ленинградом большое количество самолётов. Вражеские лётчики разбросали листовки, в которых угрожали подвергнуть город 6 и 7 ноября мощной бомбардировке. Коварный замысел врага был сорван. Лётчики Ленинградского фронта, в том числе питомцы полковника С. П. Данилова, 6 ноября на аэродромах Сиверская и Красногвардейск  ( Гатчина )  уничтожили и повредили 53 самолёта.

С июля 1942 года по июль 1943 года командовал 287-й ИАД. Участвовал в боях на Брянском и Сталинградском фронте. В одном из боёв под Сталинградом, 27 сентября 1942 года лично сбил один бомбардировщик Ju-88 и ещё один - в составе группы.

28 мая 1943 года ему было присвоено звание "Генерал - майор авиации".

Участвовал в Кубанском воздушном сражении, воевал под Новороссийском. С июня 1943 до конца войны командовал 11-м САК  ( в сентябре 1944 года преобразован в 14-й ИАК ), который последовательно входил в состав 1-й и 15-й Воздушных армий, прикрывая войска Западного, Брянского, Прибалтийского, 2-го Прибалтийского, Ленинградского фронтов. С. П. Данилов умело руководил частями корпуса в ходе Курской битвы, Брянской, Ленинградско - Новгородской, Прибалтийской наступательных операций. За отличие при освобождении город Рига корпусу было присвоено почётное наименование "Рижский". С 1 апреля по 9 мая 1945 года 14-й истребительный авиационный корпус входил в состав 15-й Воздушной армии Ленинградского фронта.

С.П.Данилов

В 1944 году С. П. Данилову был вручён именной самолёт, подаренный колхозниками. А вскоре отважный лётчик и мужественный авиационный командир был награждён орденом Кутузова 2-й степени.

Высокая награда Родины вдохновила С. П. Данилова на новые подвиги. В составе 2-го Прибалтийского фронта освобождал Прибалтику, участвовал в Режицко - Двинской и Рижской операции. За время этих боёв части корпуса совершили 6475 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 196 вражеских самолётов, уничтожил на земле большое количество боевой техники и живой силы противника.

Лично С. П. Данилов до конца войны летал на боевых самолётах, показывал пример подчинённым. Нередко его видели в воздухе в качестве ведущего группы. Он летал одинаково мастерски как днём, так и ночью. Всего за время войны С. П. Данилов сделал 112 боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя, в ходе которых сбил лично и в составе группы 3 вражеских самолёта.

Вот что пишет в своих воспоминаниях известный лётчик - истребитель, дважды Герой Советсккого Союза Иван Никифорович Степаненко:

"В моей памяти навсегда запечатлелся образ командира нашего авиационного корпуса генерал - майора авиации Степана Павловича Данилова, авиационного начальника - лучшего из лучших, героя воздушных боев в небе Испании и Халхин - Гола, ещё до Великой Отечественной войны удостоенного высокой награды - Золотой Звезды Героя Советского Союза. Сколько часов провёл он в воздухе, сказать трудно. Но летал он много и обладал огромным опытом, которым щедро делился со всеми, кто в этом нуждался. От нас командир неукоснительно требовал думать, анализировать свои действия. Нередко созывал конференции, семинары, на которых лучшие лётчики обменивались новыми, эффективными способами ведения боя. Вместе с нами, младшими и средними командирами, обсуждал предстоящие задачи, вникал во все мелочи, считая своим высшим долгом заботу о росте мастерства подчинённых. В этом он видел залог победы и гарантию сохранения жизни каждого пилота.

Характерной чертой С. П. Данилова была душевная близость с нами, рядовыми авиаторами, знание психологии людей. Непосредственное общение его с лётчиками давало возможность многое заимствовать у него и у более опытных товарищей, а ему быть в курсе настроений и чаяний своих подчинённых, чётко видеть уровень их подготовки, безошибочно определять подходы к решению задач более широкого масштаба. Принято так считать, что чем выше поднимается военачальник по служебной лестнице, тем больше отдаляется он от рядового солдата. Рядовой солдат в авиации - это лётчик. К чести Генерала Данилова надо сказать, что он, будучи командиром дивизии, а затем и корпуса, с успехом преодолевал этот "служебный барьер", всегда был прост и доступен, будто стоял с нами на одной ступени, хотя на его плечах к тому времени лежало управление большим авиационным соединением.

С.П.Данилов

Генерал Данилов знал каждого лётчика лично, как говорят, "в лицо". Неустанно следил за всеми - опытными асами и молодёжью. Не терпел зазнайства, халатности, безответственности в любом деле. За нас переживал и волновался, как отец. Не раз напоминал о необходимости быть осмотрительным в бою. Не любил давать наставлений, а свою тревогу обычно скрывал за шуткой. Думается, об этом я могу сказать с полным правом, поскольку не раз чувствовал на себе товарищеское внимание командира корпуса, видел его душевную заботу о рядовом составе авиаторов".

День Победы генерал - майор авиации С. П. Данилов встретил в Прибалтике.

24 мая 1945 года он погиб в авиационной катастрофе, во время подготовки своего корпуса к военным действиям против империалистической Японии.



Дополнительная информация о С. П. Данилове.

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU