Главная | Источники | 

HSU

Деменков Сергей Васильевич

С.В.Деменков

Родился 25 Декабря 1919 года в селе Астраханка, ныне Мелитопольского района Запорожской области, в семье рабочего. По окончании школы фабрично - заводского ученичества работал токарем дизелестроительного завода в Мелитополе. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года Младший лейтенант С. В. Деменков в действующей армии. По Сентябрь 1941 года служил в 124-м ИАП; по Май 1945 года - в 158-м ИАП   ( с 7 Июля 1943 - 103-й Гвардейский ИАП ).

К Августу 1943 года заместитель командира эскадрильи 103-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 2-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, Ленинградская армия ПВО, Войска ПВО территории страны )  Гвардии старший лейтенант С. В. Деменков совершил 313 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою, сбил 11 самолётов противника.

28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил около 500 успешных боевых вылетов, провёл 78 воздушных боёв, в которых лично сбил 15 вражеских самолётов.

После войны продолжал служить в войсках ПВО. В 1953 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. С 1975 года Генерал - майор авиации С. В. Деменков - в запасе. Последние годы жил и работал в городе Харькове. Умер 4 МАрта 2003 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды  ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

*     *     *

"До войны я никогда не был на берегах Невы. Родился на Украине, летать учился в Крыму. Но я, как и все мои товарищи, в боях за небо Ленинграда получил почётное право считать себя ленинградцем. Я возвращаюсь на аэродром и рассказываю товарищам о Ленинграде, - это любимая тема наших разговоров. Мы любим Ленинград, как и вы, друзья, - его граждане. И каждый из нас даёт клятву - надёжно прикрыть небо Ленинграда. Наше небо - только для советских самолётов".

Письмо это, адресованное жителям осаждённого города, написал лётчик - истребитель Сергей Деменков. Оно было передано по радио, и многие откликнулись на него. Инженер - металлург Макеев, студентка Русина, которая во время войны пошла на торфоразработки, и другие ленинградцы ответили лётчику, что понимают его чувства. Больше всего Сергея Деменкова взволновало письмо строителей.

"Наш родной и любимый брат и товарищ ! - говорилось в этом письме. - Спасибо за тёплые чувства !   Они нам хорошо понятны, так как мы - члены одной дружной семьи. Мы благодарны вам, соколам, охраняющим наше родное ленинградское небо от фашистских пиратов. Мы клянёмся вам, что сделаем наш город ещё краше, ещё лучше, чем он был. Залечим все его раны и не пожалеем для этого ни своих сил, ни средств, ни энергии".

Письмо было подписано так: "Коллектив строителей, где секретарем партбюро товарищ Воронов". Во фронтовом Ленинграде даже о предприятиях писали, как о воинских частях. Из соображений секретности подлинные названия не указывались. Поэтому, когда уже после войны лётчик захотел разыскать кого - нибудь из строителей, приславших ему письмо, он не знал, как это сделать.

Вероятно, и строители не раз вспоминали о лётчике, на клятву которого ответили клятвой. Интересно, довелось ли им узнать, что 28 Сентября 1943 года Сергею Васильевичу Деменкову присвоили звание Героя Советского Союза ?

С.В.Деменков

Оснований для такой высокой награды было много: 358  ( по другим источникам - 410 )  боевых вылетов, 36 разведок, 78 боёв, 15 лично сбитых самолётов противника, 24 штурмовки батарей и аэродромов врага, 7 уничтоженных зенитных точек, 1 воинский эшелон, несколько сотен солдат и офицеров противника - это уже достаточно веские основания.

Но всё это будет лишь к концу войны, а началась его фронтовая жизнь ранним летним утром 22 Июня 1941 года.

...Проснулся Сергей Деменков неожиданно. С минуту ещё лежал с закрытыми глазами, прогоняя остатки проходящей дремы. Ворвавшийся в палатку гул самолётных моторов окончательно отогнал сон и заставил лётчика подняться. Сергей встал, до хруста в суставах сделал несколько энергичных движений руками, поспешно оделся и вышел из палатки.

"Чего это они в такую рань ?" - подумал Деменков. Для него, начавшего службу в авиации ещё в 1938 году, рабочий гул аэродрома был не в диковинку. Он привык к нему ещё в 1-й Краснознамённой Качинской школе лётчиков имени Мясникова, потом в боевом полку, входившем в состав войск ПВО Ленинграда, куда был направлен после учёбы.

Но сегодня было что - то совсем не так, как обычно. Когда он пришёл к месту постоянного сбора, дежурный истребитель  ( дежурили потому, что полк стоял километрах в 15 от границы )  уже поднялся в воздух. Вёл его командир звена Лейтенант Кокорев.

От лётчиков, прибывших к месту сбора первыми, Деменков узнал, что тревога вызвана появлением каких - то неизвестных самолётов, нарушивших нашу воздушную границу.

Толком никто ничего не знал. Строили различные догадки, которые, конечно же, ясности в происходящее внести не могли. Всё стало понятным лишь некоторое время спустя. А пока события разворачивались своим чередом, и обстановка то и дело менялась.

Кокорев, поднявшись в воздух и взяв курс в заданный район, встретился там с несколькими группами чужих самолётов. В том, что они чужие, сомнений не было. Верный солдатскому долгу, Лейтенант смело встал на пути непрошеных гостей. "Чужаки" ответили огнём. Кокорев принял навязанный ему бой.

Однако схватка была слишком неравной. К тому же командир звена ещё тешил себя надеждой, что всё это - лишь провокация, что огонь его самолёта образумит нарушителей, и они наконец уберутся восвояси. Но уже в следующий момент от мысли о возможности благополучного исхода инцидента пришлось отказаться: огрызаясь огнём, вражеские самолёты продолжали углубляться в воздушное пространство нашей Родины, к тому же стрелку одного из них удалось повредить вооружение советского истребителя.

И тогда Лейтенант без колебаний направил свой "ястребок" на вражеский самолёт... Секунда, ещё секунда, - и один из "чужаков" с отбитым хвостом врезался в землю, а Кокореву чудом удалось посадить свой сильно покореженный истребитель на полевом аэродроме.

Так для однополчан Сергея Деменкова и для него самого началась война. Уже позже, когда за спиной окажутся пройденные с боями многие сотни километров воздушных дорог, он нередко будет мысленно возвращаться к событиям этого рассветного Июньского утра 1941 года и проверять себя неизменным, ставшим как бы главным в его жизни вопросом: "А если бы на месте Кокорева оказался я ?"

...Сергей Деменков пришёл в авиацию вместе с тысячами других комсомольцев. В Январе 1931 года IX съезд комсомола взял шефство над Военно - Воздушным Флотом Родины и бросил клич: "Комсомолец, на самолёт !"

Этот клич быстро облетел города и села. Дошёл он и до Мелитополя, где жил весёлый 19-летний парень Серёжка Деменков. У него, к тому времени, всё уже было решено. Как и у его товарищей - комсомольцев. Когда потоком хлынула молодёжь в авиацию, в этом потоке оказался и Сергей Деменков.

Потом учёба, строевой плац знаменитой Качинской авиашколы, где он присягнул на верность Родине. И вот боевой полк, где его друзьями стали такие впоследствии прославленные соколы, как Пётр Харитонов, Михаил Жуков, Степан Здоровцев, Николай Тотмин, в тяжёлые часы испытаний в жестоких схватках с врагом завоевавшие суровое и грозное звание "таранщика". 12 Героев Советского Союза воспитал этот полк. И был тот Июньский день 1941 года, от которого Сергей Деменков начал особый отсчёт в своей жизни.

В одном из воздушных боёв его самолёт загорелся. Лицо и руки лётчика были сильно обожжены. Мало кто надеялся, что Деменков вернётся в полк. А он вернулся и продолжал воевать.

С.В.Деменков

О любом из проведённых им воздушных боёв, Деменков может рассказать подробно. Но в памяти особенно отчётливо запечатлелся бой в ленинградском небе в Мае 1942 года. В этом бою на его долю снова выпало тяжёлое испытание.

...Две шестёрки истребителей, в составе которых ведомым у заместителя командира эскадрильи шёл Деменков, вылетели навстречу вражеским самолётам, нацелившимся на Ленинград. До 50 "Юнкерсов" летели плотным строем под прикрытием из 12 "Мессершмиттов".

Наши лётчики - Деменков и его товарищи не были новичками в воздухе. За год войны они многому научились, и если требовала обстановка, могли драться с противником в любых условиях: в меньшинстве, так в меньшинстве, на вертикалях, так на вертикалях. Вот почему, когда ведущий группы дал команду вступить в неравный поединок с противником, Деменков, как и все остальные, без колебаний ринулся в атаку.

Сергей быстро сбил "Юнкерс". Но, едва одержав победу над бомбардировщиком, он вынужден был схватиться с "Мессером". Это было тяжелей. Истребитель врага не только оборонялся, но и нападал. Ему помогали в этом и другие. Однако Деменков, выскочив из - под удара, поймал Ме-109 в прицел и прошил его длинной очередью.

Но все наши лётчики не могли драться с "Мессерами". Главная задача - бить "Юнкерсы". Те, кому приходилось связывать боем вражеские истребители, оказывались в особенно тяжёлом положении. Так случилось и с Деменковым. Враги всё же атаковали его. Сильно повреждённый самолёт Сергея падал. Удержать его не хватало сил. Ломило левую лопатку, намокшая от крови гимнастёрка прилипла к спине. Левой рукой Деменков кое - как справился с управлением. Хотел развернуть машину и... стиснул зубы от боли. Только теперь он понял, что ранен ещё и в обе ноги. Попытался снять их с педалей и подняться, но встать не смог. О том, чтобы выпрыгнуть с парашютом, не могло быть и речи. Ещё меньше надежд оставалось на то, что удастся посадить израненную машину...

Однако Деменков довёл свой самолёт до аэродрома и посадил. Выбраться из кабины он, конечно же, уже не смог. А его боевые товарищи, тем временем, продолжали вести бой. И закончили его весьма успешно: враг бежал, оставив догорать на ленинградской земле 14 дымных костров.

- Ты умеешь драться, Серёга, - скажет ему потом, по возвращении на аэродром, ведущий группы. - За один бой 2-х свалил, да ещё при таком соотношении. Это, понимаешь, не всякому дано.

Может быть, эти слова, сказанные скупым на похвалу старшим боевым товарищем, который и сам воевал смело и дерзко, так и остались бы при других обстоятельствах рядовым эпизодом  ( мало ли за победные схватки с врагом объявлялось лётчикам благодарностей и вручалось боевых орденов ), но Сергею они запомнились. Запомнились потому, что в словах командира прозвучала уверенность: Деменков - надёжный товарищ и опытный воздушный боец.

Едва залечив раны, полученные в этом тяжелейшем бою, Сергей вернулся в полк, снова летал, снова воевал за Ленинград, - до полного его освобождения от вражеской блокады.

С.В.Деменков
Сергей Деменков в кабине самолёта.

13 Января 1943 года звено истребителей 158-го истребительного авиаполка в составе Капитана С. Г. Литаврина, Старших лейтенантов С. В. Деменкова, Г. И. Богомазова и А. И. Морозова впервые на Ленинградском фронте сбило новейший самолёт противника FW-190, которому немцы создали шумную славу непобедимого истребителя.

...18 Сентября 1943 года. Фронтовой аэродром. С утра моросил мелкий дождь, и самолёты с закрытыми фонарями кабин мокли без дела под маскировочными ветками с пожелтевшей и пожухлой листвой.

- Гвардии Старшего лейтенанта Деменкова - срочно в штаб, - передал команду дежурный.

Не знал ещё лётчик, что в штабе ему сообщат весть, которая сделает этот день в его жизни особенно ярким, что после весь долгий фронтовой путь будет для Деменкова словно бы порой второй зрелости, проверкой характера на твёрдость или, как подметил потом комиссар полка, временем испытания славой.

В штабе Деменкову сообщат, что Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Поединок Р-39 и FW-190.

Вечером и на другой день он долго будет думать о той высокой оценке, которую Родина дала его боевым делам, перелистывать в обратном порядке страницы пережитого, хотя от первого "результативного" боя до того, когда лично им был сбит 11-й вражеский самолёт, прошло всего лишь немногим более года.

В Деменкове не ошиблись. Когда Сергею было присвоено звание Героя Советского Союза, лётчик стал ещё требовательнее относиться к себе. Каждый бой, проведённый товарищами, становился для него объектом всестороннего изучения.

Свойственная Деменкову склонность к самоанализу способствовала тому, что от полёта к полёту становился он тактически грамотнее и расчётливее, активнее и решительнее. Сергей смело шёл на риск, но делал это разумно. Открытому и прямому в общении с товарищами, в бою ему были присущи такие качества, как хитрость и умение загнать противника в расставленную ловушку, "выход" из которой был только один - гореть и падать...

С.В.Деменков

Наверное, всё это вместе взятое и позволило 23-летнему комсомольцу всего лишь за 1 год и 3 месяца довести личный счёт сбитых вражеских самолётов до 11. Такой итог воздушных боёв был не у каждого лётчика. А ведь кроме воздушных схваток были вылеты на разведку, удары по наземным объектам и живой силе врага, прикрытие своих бомбардировщиков и штурмовиков. Был даже случай, когда Сергей в составе группы дерзко атаковал железнодорожный эшелон. Тогда было пущено под откос ни много ни мало, а 35 вагонов с войсками противника.

Был у Деменкова и последний бой, проведённый им в победном 1945 году. Однако Сергей Васильевич считает своим последним боем воздушную схватку летом 1944 года над Выборгом. Именно там он завершил свой личный боевой счёт и как бы подвёл итоговую черту в списке сбитых им вражеских самолётов. Хотя и после этого приходилось ему ещё не раз выполнять различные задания большой и малой сложности, именно этот поединок над Выборгом он относит к завершающему в своей фронтовой биографии.

В тот день командир эскадрильи Сергей Деменков повёл шестерку истребителей на задание. До самого возвращения домой полёт проходил благополучно. Время пребывания в воздухе уже подходило к концу, на пределе был запас горючего в самолётных баках. И тут, как назло, со стороны солнца вынырнули 6 FW-190.

Долго раздумывать не пришлось. Выручить в данной ситуации, как справедливо рассудил Деменков, могли только внезапность, стремительность атаки и точность огня. Он начал круто набирать высоту. Сзади и чуть справа неотступно следовал его ведомый - Младший лейтенант Калинин. Вытянувшись в кильватер - пара за парой, истребители стали сближаться с противником.

Немецкие лётчики не бросились наутёк, как это нередко бывало. Надеясь на ограниченный запас горючего и боеприпасов на советских машинах, они приняли вызов.

Деменкову были хорошо известны повадки врага и боевые характеристики истребителя FW-190. Приказав Калинину пристроиться поплотнее и распорядившись о последовательности действий, он решил атаковать не ведущего группы, как этого, очевидно, ожидали немецкие пилоты, а третью пару вражеской шестёрки.

Тактический маневр удался. На какое - то мгновение лётчики "Фоккеров" оказались сбитыми с толку, и этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы комэск и его подчинённые осуществили свой замысел. Атакованный им враг сделал всё возможное, чтобы уйти из - под удара. Но поздно: он взорвался прямо в воздухе. Такая же участь постигла и его ведомого - метким огнём его сбил Младший лейтенант Калинин. И тогда противник дрогнул. Не успев, что называется, и глазом моргнуть и потеряв 2 самолёта, немцы поспешно ретировались...

Так закончился воздушный бой, в котором Сергей Деменков сбил свой последний - 15-й неприятельский самолёт.

Видимо, товарищей, которые когда - то ответили на письмо Деменкова, интересует, что произошло дальше. Остался ли он в Ленинграде ?

Конечно, он был бы рад остаться в городе, с которым породнился в боях. Но военный человек не всегда может делать то, что хотелось бы. Полковник Сергей Васильевич Деменков оказался в другом конце Советского Союза. Ничего не поделаешь - служба !..

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана С. В. Деменкова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
129.05.1942 г.1  Ме-109юж. ЯниноИ-16, "Киттихаук",

Р-39 "Аэрокобра".
223.11.1942 г.1  Не-111ст. Мга
313.01.1943 г.1  FW-190ст. Мга
411.02.1943 г.1  Ju-88юго - зап. Колпино
51  FW-190Путролово
623.03.1943 г.1  Ме-109Ям-Ижора
703.04.1943 г.1  Ju-88Красный Бор
81  Ju-87Красный Бор
931.05.1943 г.1  FW-190Лаврово
101  Ju-88Шлиссельбург
1114.06.1944 г.1  "Бленхейм"Каралахти
1217.06.1944 г.1  "Брюстер"ст. Оярви
1322.06.1944 г.1  FW-190юж. Выборг
1429.06.1944 г.1  FW-190Нуйяма

      Всего сбитых самолётов - 15  [ 14 ]  + 0;  боевых вылетов - около 500.


Возврат

Н а з а д



Главная |  | Источники | 

     © AirFighters.RU