Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Дергач Алексей Николаевич

Дергач Алексей Николаевич

Родился 23 марта 1916 года в деревне Дупленская, ныне Коченевского района Новосибирской области, в семье крестьянина. С 1931 года жил в городе Кемерово. Окончил 7 классов, школу фабрично - заводского ученичества  ( ФЗУ ), аэроклуб. Работал лётчиком - инструктором. С июня 1941 года в рядах Красной Армии.

С декабря 1941 года в действуюшей армии. Служил в составе 674-го ЛБАП, летал на У-2. Затем переучился на лётчика - истребителя. С 1942 года - в 161-м ИАП; с ноября 1942 года по февраль 1943 года - в 21-м Гвардейском ИАП; по май 1945 года - в 744-м ИАП  ( 86-м Гвардейском ИАП ).

К июлю 1943 заместитель командира эскадрильи, он же штурман 86-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 240-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт )  Гвардии капитан А. Н. Дергач совершил 273 боевых вылета, в 24 воздушных боях лично сбил 11 и в составе группы 14 самолётов противника.

4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1955 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава  ( КУОС ). С 1971 года Гвардии полковник А. Н. Дергач - в запасе. Жил в городе Люберцы Московской области. Умер 17 сентября 1983 года.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени   ( четырежды ); медалями.

*     *     *

В 1939 году Алексей окончил Анжерский аэроклуб. Отлично летал. Но когда ему в Новосибирском областном совете Осоавиахима предложили стать лётчиком - инструктором, то оторопел: как ?   Обучать молодых ?!   Вообще - то он хотел поступать в лётную школу, учиться на истребителя, да возраст поджимает: уже 23 года. Подумал, подумал и согласился. Вернулся в Кемерово, родной город, где прошла юность и где жили родители. После соответствующей подготовки в Кемеровском аэроклубе тут же получил свою первую группу курсантов.

Кемеровский аэроклуб Осоавиахима был основан в феврале 1937 года. Матчасть  ( легендарные бипланы У-2 )  - учебные самолёты, однако отлично проявившие себя затем в боевой обстановке, особенно ночью: как разведчики и лёгкие бомбардировщики.

За 4 предвоенных года здесь было подготовлено свыше 300 молодых лётчиков, многие из которых воевали с фашистской Германией и в тяжёлых боях заслужили немало наград, а 10 выпускников аэроклуба стали Героями Советского  Союза.

Обучение ребят лётному делу пошло у Алексея неплохо, а в следующем, 1940 году его группа по итогам работы была признана одной из лучших.

С началом войны Кемеровский горвоенкомат призвал Дергача на фронт. С декабря 1941 года, на том же тихоходном У-2, он вёл разведку и ночную бомбардировку врага.

Самолёт У-2.
На таком У-2 начал войну Алексей Дергач.

Немецкие пилоты на "Мессершмиттах", завидев У-2, радовались предстоящей забаве и лёгкой победе. Но Алексей был достаточно искушён во всех эволюциях и положениях самолёта в воздушной среде. Он точно предугадывал момент выхода вражеского истребителя на ударную позицию и незадолго до этого делал резкий маневр в сторону, и немец "мазал". Скорость у "кукурузника" была мала, однако маневренность неплохая, этим успешно пользовался Алексей.

Однажды враг так увлёкся охотой, что не успел до конца "вырвать" свой скоростной "Мессер" из пикирования, зацепился за верхушки деревьев, упал и взорвался. Дергач же, резко крутнув косую полупетлю чуть ли не "вокруг хвоста", благополучно выровнял машину над лесом и спокойно "потарахтел" домой...

Пошли первые ордена, медали, но заместитель командира эскадрильи, старший лейтенант Алексей Николаевич Дергач, как опытный мастер высшего пилотажа, давно уже стал присматриваться к нашим истребителям.

Он начал подавать один за другим рапорты командованию с просьбой переучиться. И вот в начале 1943 года свершилось: Алексей пересел на стремительную машину, начав боевую деятельность в составе 161-го истребительного авиационного полка, летающего на "Яках".

Некоторое время он прослужил в 21-м Гвардейском ИАП, но в феврале 1943 года был переведён в 744-й истребительный авиаполк, действующий под Ленинградом   ( 1 мая 1943 года это полк был преобразован в 86-й Гвардейский ИАП ). В составе этой части он и закончил войну.

К июлю 1943 заместитель командира эскадрильи, он же штурман 86-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан А. Н. Дергач совершил 273 боевых вылета, в 24 воздушных боях лично сбил 11 самолётов противника   ( 7 He-111, 3 FW-190 и 1 Ме-109 ), а в составе группы уничтожил ещё 14 машин. Неплохой боевой счёт за неполную половину года !

Як-9 одного из ГвИАП
Як-9 одного из Гвардейских ИАП.  1944 год.

Немцы не только легко узнавали "Як" Алексея Николаевича, но и его лично - по характерной окладистой бороде. Присвоили ему кличку "Фольбарт"   ( по - немецки "борода"). Если среди немецких лётчиков проходило сообщение, что в воздухе "Борода", то они спешно ретировались...

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года Гвардии капитан Дергач Алексей Николаевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

20 мая 1944 года звено Як-9 под командованием Гвардии майора А. Н. Дергача вылетело для сопровождения 8 штурмовиков Ил-2. В ходе сопровождения в районе населённого пункта Селище лётчики обнаружили 6 вражеских FW-190.

Немецкие истребители, выйдя из облаков, начали попарно с набором высоты расходиться, видимо, они рассчитывали частью сил сковать боем наши истребители и остальными самолётами атаковать штурмовиков. Правым разворотом Дергач зашёл в хвост двум FW-190 и с дистанции 150 метров атаковал их. В это время другая пара "Фоккеров" проскочила вниз для атаки Ил-2. Резким полупереворотом А. Н. Дергач зашёл в хвост ведомому этой пары FW-190 и с дистанции 75 - 50 метров под ракурсом 1/4 сбил его. Развернувшись вправо, Дергач отразил атаку двух "Фоккеров" от своего ведомого.

В это время ведущий второй пары, зайдя в хвост третьей паре FW-190 под ракурсом 0/4, с дистанции 200 метров открыл огонь. В результате самолет противника задымил и с резким снижением ушёл к земле. Немецкие истребители от дальнейшего боя отказались и ушли в облака. Наши самолёты продолжали сопровождать группу Ил-2.

Схема воздушного боя 20 мая 1944 г.

Следует отметить, что благодаря хорошей осмотрительности ведущего группы Гвардии майора А. Н. Дергача истребители противника были своевременно обнаружены, а их маневр разгадан. В результате чёткого тактического взаимодействия пар в звене самолёты противника были скованы ударной группой и не допущены к штурмовикам группой непосредственного прикрытия. В результате боя были сбиты 2 FW-190. Наши истребители и Ил-2 потерь не имели.

К концу войны Алексей Дергач совершил около 400 успешных боевых вылетов и уничтожил в воздушных схватках около 30 самолётов противника.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных и 14 групповых побед лётчика. ]

Встреча ветеранов 240-й ИАД.

После войны Алексей Николаевич продолжил службу в ВВС. В 1955 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава  ( КУОС ). С 1971 года Гвардии полковник А. Н. Дергач - в запасе. Жил в городе Люберцы Московской области.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора А. Н. Дергача:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
128.09.1942 г.1  Не-111юго - зап. ЧеренчицыЯк-1, Як-7,

Як-9, Як-3.
211.11.1942 г.1  Ме-109Гиловля
318.03.1943 г.1  FW-190Старая Русса
427.05.1943 г.1  FW-190Воля - Новосасык
51  Не-111р-н Кобоны
630.05.1943 г.1  FW-190Гойтолово
72  Не-111  ( в группе - 2 / 6 )м. Марьин Нос
801.06.1943 г.1  Не-111р-н Старой Ладоги
905.06.1943 г.3  Не-111Волхов
1004.09.1943 г.1  Ju-88Духовщина
1124.06.1944 г.1  Ме-109юго-зап. ст. Стайки
1229.06.1944 г.1  FW-190Борисов
1320.10.1944 г.1  FW-190юж. Голингкеллен

      Всего сбитых самолётов - 15 + 14  [ 14 + 2 ];  боевых вылетов - около 400.

История некоторых именных самолётов.

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU