Главная | Источники | 

HSU

Ерёмин Алексей Устинович

А.У.Ерёмин.

Родился 11 Ноября 1911 года в посёлке Арчединский лесхоз, ныне Фроловского района Волгоградской области, в семье рабочего. В 1932 году окончил 2 курса рабфака в Сталинграде  ( Волгоград ). Работал лесорубом. С 1932 года в рядах Красной Армии. В 1934 году окончил военно - авиационную школу лётчиков в Сталинграде.

С Апреля 1943 года Майор А. У. Ерёмин в действующей армии. По Июнь 1943 года служил в 812-м ИАП; по Август 1944 года - в 402-м ИАП; по Январь 1945 года - в Управлении 181-й ИАД; затем - до конца войны - в 355-м ИАП.

К Маю 1945 года командир 355-го истребительного орденов Кутузова и Александра Невского авиационного полка  ( 181-я истребительная авиационная дивизия, 8-й штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Подполковник А. У. Ерёмин совершил 93 боевых вылета, в воздушных боях сбил 18 самолётов противника.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1947 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал авиационным соединением. С 1955 года Полковник А. У. Еремин - в запасе. Жил в городе Волгоград. Умер 30 Марта 1977 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями. На здании Фроловского мехлесхоза установлена мемориальная доска.

*     *     *

В Декабре 1942 года А. У. Ерёмин назначен командиром 534-го истребительного авиационного полка на Дальнем Востоке, но уже 12 Декабря 1942 года 32 лётчика под командованием Майора А. У. Ерёмина выведены из состава полка и в 8-м запасном авиаполку влились в состав 812-го ИАП, практически составив его основу.

С 18 Июля 1943 года Майор А. У. Ерёмин вступил в командование 402-м ИАП. Решение было вызвано тем, что он имел опыт боевых действий ночью. Алексей Устинович Ерёмин, по словам хорошо знавших его, был смелым и грамотным пилотом, но отличался самолюбивым и властным характером. Свою деятельность на новом месте начал со скрупулёзной проверки каждого лётчика, невзирая на прежние заслуги и звания. Выбрав видавший виды Як-1, командир полка начал проводить учебные воздушные бои со своими подчинёнными. Если лётчик сумел доказать свою состоятельность в качестве воздушного бойца, ему вручали новенький Як-9Т.

20 Апреля 1943 года состоялось боевое крещение 3-го ИАК   ( 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ).

В 8:50 утра взлетели первые 16 Як-1 из состава 812-го ИАП   ( 265-я ИАД ). Группу лётчиков 1-й эскадрильи Капитана И. Д. Батычко возглавил командир полка Майор А. У. Ерёмин. Несколькими минутами позже на взлёт пошли истребители из состава 2-й эскадрильи Капитана Т. Новикова, а за ними истребители 3-й эскадрильи Капитана Ф. К. Свеженцева. Посмотреть на своих лётчиков вылетела пара Е. Я. Савицкий - А. И. Новиков из штаба корпуса.

А.У.Ерёмин с товарищами.

Слева направо: Капитан И. Д. Батычко, Майор А. У. Еремин, Майор Д. Е. Николаенков.

Будучи над Новороссийском ударная группа 1-й эскадрильи обнаружила на горизонте 12 Ju-88 под прикрытием 6 Ме-109. Чуть дальше виднелись 2 FW-189. Лейтенант А. Т. Тищенко, летевший в группе прикрытия, внезапно для себя вышел на шестёрку Ju-88, так же идущих курсом на Мысхако. Забыв сообщить по радио комэску Батычко о появлении противника, Тищенко, вместе со своим ведомым М. Патраковым устремился к заднему звену бомбардировщиков. Два Як-1 вошли в зону действия немецких воздушных стрелков и ощутили на себе всю неприятность положения. Тищенко с 3-й очереди удалось поджечь "Юнкерс", но и его Як-1 был подбит "Мессером" и пришлось садиться вынужденно на передовую. Отставший от основной группы бомбардировщик, который подбил Тищенко, добил командир полка Майор А. У. Ерёмин.

Позже командир корпуса Е. Я. Савицкий вспоминал:

"Истребители Ерёмина взяли курс в сторону моря. Группа Папкова осталась над плацдармом, а я с Алексеем Новиковым решил ждать немцев над южной частью Цемесской бухты. Неподалёку отсюда, в районе Анапы, пристроились истребители противника, и мне не терпелось сойтись с ними в схватке. "Мессершмитты" появились с северо - запада. Утреннее солнце работало на нас: мы немцев обнаружили издалека, а они против солнечного света наших истребителей не замечали.

Сближение произошло мгновенно - на встречно-пересекающихся курсах. Пилоты полка Папкова атаковали гитлеровцев. Первые минуты боя я наблюдал за действиями лётчиков как бы со стороны. Думая об эффективности этих действий, формах и способах борьбы за господство в воздухе, хотелось лично самому определить наиболее уязвимые места противника. Заметил, что пилоты лучших гитлеровских эскадр к месту схватки пришли на большой, почти максимальной скорости. Понятно, для маневра у них создавалось преимущество. Так что нашим ребятам после первой же атаки пришлось перестраивать боевые порядки, а через минуту - другую уже трудно было разобрать, где атакуют свои, где чужие. Когда появилась группа "Юнкерсов", лётчики Еремина тактически грамотно связали боем истребителей их сопровождения и с первой же атаки подбили 2-х бомбёров. Немцы, однако, продолжали полёт к плацдарму..."

2-я эскадрилья 812-го ИАП втянулась в бой, начатый группой Капитана И. Д. Батычко. В этот момент станция наведения с Мысхако передала, что со стороны моря к Новороссийску подходят 2 группы Ju-87. Командир эскадрильи Капитан Т. Новиков повёл свою группу в их сторону, но в пути группа была атакована несколькими истребителями Ме-109G с подвесными пушками. При этом был сбит Як-1 Ивана Мартыненко. Несмотря на первые потери, комэск Новиков направил всех в атаку на Ju-87. Внезапно И. В. Фёдоров увидел, как один из тех самых "Мессеров" с подвесными пушками заходит в хвост "Яку" и начинает сближаться с ним. Отвалив в сторону, Фёдоров спикировал на Ме-109 и расправился с ним, израсходовав весь боезапас. Это была первая победа И. В. Фёдорова. Потеряв свою группу и пристроившись к группе Ил-2 из состава 230-й ШАД, он дошёл до своего аэродрома и благополучно приземлился. Вечером на разборе прошедших боёв, Фёдоров узнал, кого выручил. Спасённым от огня Ме-109 оказался старшина В. И. Луговой из 1-й эскадрильи, который попал под огонь "Мессершмитта", спасая своего командира лейтенанта Тищенко. Получилась такая цепочка взаимовыручки: Тищенко - Луговой - Фёдоров.

В ходе первого полкового вылета по одному Ме-109 и FW-189 сбили Капитан Ф. Свеженцев и Лейтенант Д. Тюгаев, 2 Ju-88 уничтожил Капитан И. Д. Батычко, и победа над ещё одним Ju-88 была записана как групповая Лейтенанта А. Тищенко, Майора А. Еремина и старшины М. Патракова.

После этого боя на свой аэродром не вернулось 8 Як-1 из состава 812-го ИАП.

В 10:50 в этот же район вылетели 11 Як-1 во главе со штурманом 812-го ИАП Капитаном Д. Е. Николаенковым. В бою с Ме-109 открыли свой счёт сам командир группы Д. Е. Николаенков, старшины: В. И. Луговой, Ю. Широков и Капитан Т. Новиков, сбившие по одному Ме-109. В бою был подожжён Як-1 Новикова, которому пришлось садиться вынужденно в районе Северская.

Завершил вылеты для 812-го ИАП в этот день Капитан Н. К. Наумчик, временно находившийся по приказу Генерал - майора Е. Я. Савицкого в составе 812-го ИАП, и сбивший в тот день ещё один Ме-109.

А.У.Ерёмин с товарищами.

Боевые товарищи: Майоры Д. Е. Николаенков  ( слева )  и А. У. Ерёмин.

Итогом первых воздушных боёв корпуса, по не уточнённым данным на 20:00, стали сбитые 11 Ме-109, два Ju-88 и столько же FW-189. К этому времени поступила неполная сводка только лишь из 265-й ИАД, которая в этот день произвела 102 самолёто - вылета и приняла основной удар на себя. Поскольку не все лётчики написали отчёты о вылетах, то к первоначально заявленным штабом корпуса 15 сбитым самолётам противника через несколько дней добавились ещё 25. Так, лётчики 812-го ИАП за 20 Апреля претендовали на 12 самолётов, в 402-м ИАП было заявлено 6 побед над Ме-109, по другим полкам также шло увеличение количества сбитых самолётов.

Не вернувшимися на свои аэродромы в 3-м ИАК числились 23 самолёта, и ещё 4 совершили вынужденные посадки. В штабе 812-го ИАП, после уточнения судьбы не вернувшихся лётчиков, так же подвели и печальные итоги: потеряно 7 самолётов и 5 лётчиков. Кроме 5 пилотов 812-го ИАП, погибли: командир 291-го ИАП Майор В. С. Симонов, Младшие лейтенанты И. Чернышев, П. Масленников, Д. Колошин и В. Пустошкин. Двое лётчиков дивизии произвели вынужденную посадку вне аэродрома и ещё один, будучи сбитым, выпрыгнул с парашютом над своей территорией.

28 Апреля 1943 года командир 2-й эскадрильи 812-го ИАП Капитан Т. Т. Новиков с близкого расстояния расстрелял и вогнал в землю He-111   ( это единственная победа над "Хейнкелем", зафиксированная по 4-й Воздушной армии в Апреле ), но в тот же день он не вернулся из неравного боя с "Мессерами".

16 Як-1, взлетевшие в 13:00, прикрывали свои войска в районе Крымской. Разделившись на 2 группы, лётчики стали барражировать в заданном районе. 8 Як-1 Капитана Т. Т. Новикова были втянуты в бой с 12 Ме-109. В течение 25 минут воздушного боя Майор А. У. Ерёмин, старшина М. Патраков, старшие сержанты С. Тарасов и Косов сбили по одному Ме-109.

А.У.Ерёмин с товарищами.

Замполит Т. Е. Пасынок  ( слева )  и командир полка А. У. Ерёмин.

После потери 4-х своих истребителей немцы подтянули ещё шестёрку, которая атаковала Як-1 командира группы Т. Новикова с бортовым номером "61". Комэск отлично владел самолётом. Используя маневренные качества "Яка", он умело выходил из-под атак, однако пилотам Люфтваффе всё же удалось не только нарушить взаимодействие между звеньями и парами, но и расчленить пары, нарушить между "Яками" огневое взаимодействие. Был сбит командир звена Лейтенант В. Широбоков - самолёт загорелся, лётчик выпрыгнул с парашютом. Машина командира эскадрильи также была подбита. Покинув самолёт на малой высоте, Новиков не успел раскрыть парашют и погиб.

6 Сентября 1943 года лётчики 3-го ИАК приступили к боевой работе в небе Южной Украины, уничтожив в 2-х групповых воздушных боях 2 He-111 и 3 Ju-52. Два "Хейнкеля" были сбиты около 07:30 утра. Так отметили своё присутствие в районе Макеевки лётчики 812-го ИАП Младший лейтенант П. Г. Пескарёв и Лейтенант С. П. Калугин, которые, действуя в составе восьмёрки  ( по 4 Як-9Т и Як-1 ), атаковали группу, насчитывавшую, по словам пилотов, "до 30 бомбардировщиков Хе-111". Это были самолёты из состава 1-го и 2-го штаффелей I/KG55.

В тот же день отличился командир 402-го ИАП Майор А. У. Ерёмин. Ведомая им шестёрка Як-1 атаковала на марше колонну отступающих войск в районе Марьинки, уничтожив в ходе штурмовки несколько автомашин и более десятка гужевых повозок. Во время штурмовки истребители встретили группу Ju-52, обеспечивавших снабжение немецких арьергардов боеприпасами и горючим. Воспользовавшись отсутствием вражеских истребителей, Майор А. У. Ерёмин, Капитан А. Е. Рубахин и Младший лейтенант В. А. Егорович подожгли по одному "Юнкерсу".

В первых числах Февраля 1944 пара лётчиков из 402-го истребительного авиаполка во главе с Младшим лейтенантом Ш. М. Абдрашитовым обнаружила на одном из аэродромов скопление до 200 транспортных самолётов противника. Для штурмовки были посланы 2 группы истребителей, которые возглавили командир эскадрильи Лейтенант В. А. Егорович и его заместитель Старший лейтенант О. П. Макаров. В завязавшемся воздушном бою на подступах к аэродрому наши лётчики сбили 2 Ме-109, а затем подожгли несколько самолётов на земле. По 2 "Юнкерса" уничтожили Лейтенанты Ш. М. Абдрашитов, С. В. Иванов и по одному Майор А. У. Ерёмин, Капитан Г. С. Балашов, Лейтенанты А. И. Волчков, Н. Д. Дугин, В. А. Егорович и М. Е. Пивоваров.

А.У.Ерёмин.

В Январе 1945 года Подполковник А. У. Ерёмин назначен командиром 355-го истребительного авиаполка, в котором воевал до конца войны.

К Маю 1945 года совершил 93 боевых вылета, в воздушных боях сбил 18 самолётов противника: 17 лично и 1 - в группе с товарищами.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года Ерёмин Алексей Устинович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Использована информация с сайта В. Харина - "Авиаторы Второй Мировой..."

*     *     *

Список всех известных побед Подполковника А. У. Ерёмина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
120.04.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )НовороссийскЯк-1, Як-9.
221.04.1943 г.1  Ме-109Неберджаевская
328.04.1943 г.1  Ме-109Крымская
406.09.1943 г.1  Ju-52зап. Сталино
526.09.1943 г.1  Ju-87Владимировка
617.12.1943 г.1  Ме-109Армянск
715.01.1944 г.1  FW-189Тархан
828.01.1944 г.1  Ме-109юж. Чучак
913.04.1944 г.1  Ju-87юж. Сарабуз
1015.04.1944 г.1  Ме-109м. Херсонес
1107.05.1944 г.1  Ме-109Инкерман
1224.06.1944 г.1  Ме-109юж. Войлово
1326.07.1944 г.1  Ме-109юж. Буканцы
1420.02.1945 г.1  Ме-109сев. - вост. ст. Михельнсдорф
1515.03.1945 г.1  FW-190сев. Паульсгрунт
1622.03.1945 г.1  FW-190зап. Ернау
1731.03.1945 г.1  Ме-109Ратибор - Зюд
1823.04.1945 г.1  FW-190юго - вост. Бауцен

       Всего сбитых самолётов - 17 + 1;  боевых вылетов - около 100.


Возврат

Н а з а д