Главная | Источники | 

Золотая звезда Героя Советского Союза

Ерёмин Борис Николаевич

Ерёмин Борис Николаевич

Родился 6 марта 1913 года в городе Саратов. В 1932 году поступил в Вольское лётно - техническое училище, окончив его служил на Дальнем Востоке. Участник боёв в районе озера Хасан в 1938 году. Перед войной окончил Качинскую авиационную школу лётчиков - истребителей.

С июня по июль 1941 года старший лейтенант Б. Н. Ерёмин в составе 160-го РИАП; по октябрь 1942 года - в 296-м ИАП; по ноябрь 1942 года - 9-м Гвардейском ИАП; по декабрь 1943 года - в 31-м Гвардейском ИАП; по май 1945 года - в Управлении 6-й Гвардейской ИАД. Сражался в небе Сталинграда, над Донбасом, Крымом, Будапештом. Летал на "Яках" подаренных ему колхозником Ф. П. Головатым. Первый самолёт - передан в краеведческий музей города Саратова, по просьбе жителей города. Второй - хранится в музее ОКБ А. С. Яковлева.

Всего совершил 342 боевых вылета, из них 117 на разведку. Проведя 70 воздушных боёв, сбил лично 8 и в группе 15 самолётов противника. Два раза сбивали и его. Из горящего самолета прыгал с парашютом. Дважды был ранен. Войну закончил Подполковником, заместителем командира 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии.

После войны учился в Военной академии Генерального Штаба, до 1975 года служил на различных командных должностях в ВВС. С 1965 года был начальником службы безопасности полётов ВВС. Длительное время возглавлял Качинское Высшие военное авиационное училище, которое когда - то окончил и сам.

7 мая 1990 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отеественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза. Умер 4 апреля 2005 года. Автор книг: "К вылету готовы" и "Воздушные бойцы".

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( шесть ), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   ( дважды ), а также болгарскими, румынскими, чехословацкими, монгольскими орденами - всего 58 наград. Почётный гражданин Сталинграда, Саратова, Никополя, польского города Кельце.

*     *     *

Учёные утверждают, что решающими для формирования впечатления о человеке становятся первые 5 минут общения. В этот малый промежуток времени активно работают все наши анализаторы, с помощью которых мы, подобно художнику - мозаисту, создаём из крохотных фрагментов восприятия целостное представление о собеседнике.

И действительно, к исходу 5-й минуты встречи с Борисом Николаевичем становится ясно - человек он неординарный, во всех отношениях симпатичный.

За плечами генерал - лейтенанта авиации Б. Н. Ерёмина большая жизнь. Детство его прошло на Волге, в Саратове. В ту пору - 4-й год Советской власти - там лиходействовал голод. Угрюмые лица людей, повозки с трупами... Еле - еле выжил. Книги с тетрадками да обязательные котелок с ложкой - вот неизменные атрибуты паренька. Кормился - то он при школе.

Борис рос без отца. К отчиму так и не привык. Больше всего тянулся к А. В. Рудневу - дяде по материнской линии. Это был одарённый человек - токарь высшей квалификации и самобытный живописец. Он и пробудил у племянника интерес к труду, жажду к знаниям. После окончания школы - завод "Сотрудник революции". Любимое дело - токарное !   Руднев поучал: "Ничего !   Будешь токарем. Не мельтеши, не суетись, делай всё основательно и вырастешь в мастера". Не вырос. Потому что...

Ерёмин встал перед выбором: продолжать ли работу, где чувствовал себя твёрдо и уверенно, или начать с нуля новое дело, в котором были одни вопросительные знаки. Возобладало, взяло верх второе. По духу времени понял: небо - вот передний край !   Здесь интереснее.

Этот поворотный шаг в своей судьбе Борис Николаевич сделал просто и естественно ещё, быть может, и оттого, что исподволь готовился к нему. Сызмальства бегал в Солдатскую слободу посмотреть на самолёты. Благо жил недалеко. А сколько раз помогал механику драить Р-1 !   Чистоту наводил, как говорится, со всей ответственностью. Потом "заболел" планеризмом.

Настоящую жизнь в авиации Борис Николаевич начал в 1932 году, после поступления в Вольское лётно - техническое училище. За отличную успеваемость при выпуске был награждён пистолетом системы Коровина. Потом - Дальний Восток, участие в боях в районе озера Хасан. Там летал на тяжёлых бомбардировщиках бортмехаником. Удостоился высокой чести представлять на слёте стахановцев ВВС авиаторов - дальневосточников. Из Москвы вернулся "заряженный оптимизмом", с видами на пилотское сиденье.

Бомбардировщик ТБ-3

Тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик Туполева ТБ-3.  1939 год.

Стать лётчиком - не так просто. Некоторые, увы, только мечтали об этом. Но бывает у человека такой момент, который раз и навсегда устремляет его к достижению главного, ради чего стоило бы жить. Ерёмину такой "шанс" дал он сам. Борис заставил себя не только поверить в возможность подобного, но и потрудиться ради этого. Вначале на свой страх и риск он "подпольно" научился управлять ТБ-3, затем освоил Р-5. И только после этого, его направили в Качинскую авиашколу. После её окончания, служил в Кировограде в 160-м резервном авиаполку. В январе 1941 года принял командование эскадрильей.

Война началась для него так: ранним воскресным утром 22 июня 1941 года прибежал посыльный: "Тревога !"   Борис быстро собрался и - на аэродром. В городке - переполох. Недоброе предчувствие гнало людей на улицу. Разве кто знал тогда, что это пришло всенародное горе. И что многим, кто любил жизнь, зелень полей, прохладу рек, ослепительный блеск солнца, предстояло теперь сражаться за это. И умирать.

- В этот самый первый день войны я и увидел в нашем небе самолёты с крестами, - вспоминает Борис Николаевич. - Группа немецких бомбардировщиков шла высоко стороной, и, прежде чем мне удалось рассмотреть их, я внутренне, каким - то 10-м чувством ощутил, что самолёты - чужие. Это и было осязаемой реальностью начавшейся войны.

Первая встреча с врагом у Ерёмина произошла неожиданно. Конец июня, знойное летнее небо. Под крылом - станция Знаменка - множество эшелонов с техникой, людьми. А вверху, прямо над ним, - чёрный крест на фоне жёлтой плоскости... Расстояние до вражеского самолёта - разведчика Do-17 было минимальным. Что делать ?   Выход один - атаковать. С этой мыслью он и "пришпорил" своего "Ишачка". Зашёл снизу и в упор открыл огонь. Есть попадание !   "Дорнье" задымил. Несколько пулемётных очередей подоспевшего ведомого завершили полёт неприятеля...

Истребитель И-16

Истребитель И-16 - знаменитый "Ишачёк" Н. Н. Поликарпова.

На земле они с напарником ликовали - первый сбитый !   Но потом пришло и чувство досады. Чем больше думали они о сбитом "Дорнье", тем меньше радости доставляла эта победа. Нельзя было обманывать себя в истинной цене удачи. Им попался слишком самоуверенный враг. Поэтому и позволил сбить себя с первой же атаки. А ведь их И-16 был тихоходен, а 2 обыкновенных пулемёта - не оружие, по большому счёту... В общем, обольщаться не следовало. Необходимо было изучать тактику врага, его технику. А этого всем нашим лётчикам тогда ох как не хватало !

Около полуночи - с 12 на 13 июля 1941 года Ерёмин был подбит. Вражеские зенитки палили залпами. До аэродрома тянул из последних сил. Дышать было трудно: едкий дым заполнил кабину. Ощущения доселе незнакомые, странные. Угарный газ лишал сознания. Прыгать было уже поздно - высота мала. Двигатель еле работал. Удар о землю, тяжкий хруст, резкая боль...

Потом госпиталь. Не так мучали раны, как неизвестность - будет ли снова летать. Повезло, считает Борис Николаевич, на войну здоровья хватило. Уже к концу Августа был в родном полку, а вскоре был направлен в распоряжение 296-го истребительного авиаполка.

Группа лётчиков 296-го ИАП.

В первом ряду  ( слева направо ): В. А. Балашов, Н. И. Баранов, Б. Н. Ерёмин.
Во втором ряду: А. В. Мартынов, В. Я. Скотной, М. Седов, А. Ф. Саломатин,
И. И. Запрягаев, И. Федулов.   Снимок сделан зимой 1941 - 1942 годов.

...Сентябрь 1941 года. Во главе четвёрки И-16 старший лейтенант Борис Ерёмин вылетел в район Запорожья, чтобы не дать возможности противнику восстановить переправу через Днепр. Прикрываясь облачностью и рельефом местности, они появились над переправой. В первом заходе ударили по техническим средствам, подтянутым врагом для восстановительных работ. Получилось удачно: на земле взорвались кислородные баллоны, кострами запылал строительный материал... На обратном пути они заметили колонну вражеской конницы и звеном разогнали её, уложив большую часть всадников пулемётным огнём...

1942 год Капитан Борис Ерёмин встретил опытным мастером воздушного боя: с ноября 1941 года вновь командует эскадрильей. Летает уже на новеньком Як-1.

Як-1 Б.Ерёмина.

В начале марта 1942 года вражеская авиация заметно активизировалась южнее Харькова. По нескольку раз в день над позициями советских войск появлялись группы немецких бомбардировщиков Ju-88 и Ju-87. Наступило 9 марта - день, запомнившийся Борису Николаевичу на всю жизнь.

Б.Н.Ерёмин, 1942 год.

...Рассвет неторопливо выводил в небе ломаную линию горизонта. Над аэродромом вот - вот должно подняться солнце. В готовности к вылету на боевое задание группа лётчиков 296-го истребительного авиаполка. В её составе капитан Н. Запрягаев, лейтенанты А. Мартынов, В. Скотный, М. Седов, А. Соломатин и старший сержант Б. Король. Во главе семёрки - комэск капитан Борис Ерёмин.

Взлетели. Курс - в район прикрытия наземных войск: Шебелинка - Кисели - хутор Беликов - Черкасский Бишкин. Высота - 1700 метров. Вот и линия фронта. Там на земле, шёл бой.

Первым шестёрку Ме-109 обнаружил ведущий. "Мессеры" шли с "Яками" почти на одной высоте. Чуть ниже - группа бомбардировщиков. Сзади них шли ещё 12 Ме-109. Итого: 7 против 25 !   Сопоставление достаточно разительное. Что же делать ?   Уклониться от боя ?   Об этом никто из наших лётчиков даже не помышлял.

Комэск не колебался в принятии решения. Атака была внезапной, дерзкой и потому результативной: 4 вражеских самолёта мгновенно были вогнаны в землю... "Яки" держались парами. Главное - не столкнуться. Вражеские истребители прикрытия маневрируют наверху: в огненной карусели не могут разобраться, где свои, а где чужие. Трассы снарядов и пуль несутся со всех сторон. Потеряв ещё 3 самолёта, немцы бросились наутёк. Наши же на аэродром вернулись без потерь, с "прижимом", как в парадном строю.

Капитан Ерёмин и тут оказался на высоте: сбил двух "Мессеров". Под его командованием, в поле его тактической мысли, казалось бы, пёстрый и невероятно ущербный по соотношению сил бой обрёл закономерную целостность, ограниченность. Бой этот - портрет защитников Родины !   Его автор, безусловно, талантлив. Этим словом почему - то редко определяют труд военного человека. А напрасно. Он был, был в нём, Ерёмине, талант лётчика и командира.

На следующий день бою семёрки Бориса Еремина целую полосу посвятила газета "Правда". Под заголовком "7 против 25" появилось сообщение в "Красной звезде". Эпиграфом к тексту стояли слова Суворова: "Воюют не числом, а уменьем". Подробно рассказывали о воздушном бое газеты "Сталинский сокол", "Коммунист" Саратовской области. В полк прибыл командующий авиацией Юго - Западного фронта генерал Ф. Я. Фалалеев. В присутствии командира полка Н. Баранова командующий сообщил, что все участники боя будут награждены орденами Красного Знамени.

- Ну, а ведущего группы Еремина будем представлять к званию Героя Советского Союза, - подчеркнул Генерал.

- Не надо, товарищ командующий, - обратился вдруг к Фалалееву стройный, по - военному подтянутый лётчик, ведущий группы. - Мы все одинаково дрались.

Фалалеев не без удивления посмотрел на Ерёмина, потом на командира полка Николая Баранова. Но тот поддержал своего летуна:

- Борис прав. А Героя он ещё завоюет !

Трижды отработал за годы войны это высокое звание Борис Николаевич Ерёмин. Но звание Героя Советского Союза лётчик получил лишь 48 лет спустя после того исторического боя семёрки в небе над Харьковом...

Як-7Б Б.Н.Ерёмина

Истребитель Як-7Б из состава 296-го истребительного авиационного полка,
на котором в Сентябре 1942 года выполнял боевые вылеты Майор Б. Н. Еремин.

Осенью 1942 года Борис Ерёмин был направлен в 9-й Гвардейский истребительный авиаполк, на должность командира 2-й эскадрильи. Однако пробыл он там недолго. Уже в ноябре 1942 года майор Б. Н. Ерёмин принял под командование 273-й  ( 21 Ноября ставший 31-м Гвардейским )  истребительный авиаполк, известный асами воздушного боя. Молодой командир в смертельных схватках доказывал своё право водить подчинённых.

Спустя 2 месяца фамилия Бориса Ерёмина снова облетела страницы всех газет. На этот раз в связи с патриотическим поступком его земляка саратовского колхозника Ферапонта Головатого, который все сбережения своей многочисленной семьи передал в фонд обороны на приобретение самолёта - истребителя для "лучшего лётчика Сталинградского фронта".

Борис Ерёмин у своего Як-1

Б.Ерёмин и Ф.Головатый.

В декабре 1942 года колхозник Головатый написал И. В. Сталину, что, провожая двух сыновей на фронт, он дал им отцовский наказ - беспощадно бить врага. Со своей стороны обещал помогать фронту всеми силами. "Пусть моя боевая машина, - подчёркивал он в письме, - громит фашистов... помогая быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков".

В январе 1943 года, в Саратове, самолёт Як-1 с дарственной надписью на борту: "Лётчику Сталинградского фронта Гвардии майору тов. Ерёмину от колхозника колхоза "Стахановец" тов. Головатова", был торжественно передан майору Борису Ерёмину. К тому времени он уже имел на своём счету 7 самолётов врага, сбитых лично и в группе с товарищами, и был награждён двумя орденами Красного Знамени.

Вскоре Ерёмин на новой машине улетел на фронт. В письмах он рассказывал Головатому о своих боевых друзьях, о своей боевой работе. А Ферапонт Головатый отмечал на карте боевой путь своего истребителя.

Под Сталинградом майор Б. H. Ерёмин сбил на новом "Яке" первый вражеский самолёт.

А вскоре пошли тяжёлые воздушные бои под Ростовом, где Б. Н. Ерёмин вколотил в землю корректировщик - разведчик FW-189...

Первый вариант дарственной надписи.

Первая надпись  ( с ошибкой в написании фамилии дарителя на левом  ( слева )  и
правом  ( справа )  бортах Як-1Б, переданного Ф. П. Головатым лётчику Б. Н. Ерёмину.
Декабрь 1942 года.  Бортовой номер Як-1 не известен, хотя, скорее всего, он был.

Як-1Б Б. Н. Ерёмина

Як-1Б командира 31-го ГвИАП Гвардии майора Б. Н. Ерёмина, зима 1943 года.

Как - то, спустя почти 40 лет, Борису Николаевичу впервые довелось просмотреть документальную киноэпопею "Великая Отечественная". В кинозале полнейшая тишина. Люди затаив дыхание буквально впились глазами в экран. Зрелище было потрясающее. Вот они - дни и ночи долгой и жестокой войны. Разве можно вместить их в какую - то киноэпопею ?!   И всё - таки нашлось место в исторической хронике и для Ерёмина. Вот он в реглане стоит у самолёта Як-1 с дарственной надписью на фюзеляже. Ферапонт Петрович - статный великан, в пиджаке и в шапке "пирожком" - стоит тут же, рядом. Беседуют.

Б.Н.Ерёмин в кабине своего Як-1

А говорил тогда старый солдат, Георгиевский кавалер, человек большой души вот что: "Передай там, на фронте, надо будет - ещё пришлём самолётов. Верю: мой подарок - только почин. Бейтесь крепко. А уж если туго станет - сами пойдём..."   Головатый подарил Красной Армии 2 боевые машины - обе достались Борису Ерёмину.

Ф.П.Головатый
Ф. Головатый.

Но не только победы сопутствовали Гвардейцам. Были и горькие поражения. В тяжелейших боях гибли и молодые лётчики, и полковые асы, лучшие воздушные бейцы.

Полтора года летал, сражаясь, Борис Ерёмин на машине Феропонта Головатого. Именной "Як" поработал на славу. В его формуляре собралась достойная боевая биография: Сталинград, Ростов, Донбасс, Крым, Севастополь...

Но пришёл срок, и выработавший ресурс истребитель был списан   ( через много лет он навсегда займёт почётное место на Соколиной горе в Саратове ). Лётчик в своём письме Ферапонту Петровичу ещё раз поблагодарил его за прекрасный подарок.

Передача именного Як-3 Б.Н. Ерёмину.

Шло время. Бои продолжались. 23 мая 1944 года Ерёмин прочитал в газете "Правда" о том, что "на днях Ферапонт Головатый вновь обратился к И. В. Сталину с просьбой купить на заработанные деньки истребитель самой последней конструкции и вручить его майору Б. Н. Ерёмину"...

29 мая 1944 года на саратовском аэродроме, куда Гвардии майор Ерёмин прилетел получать новый самолёт, было торжественно и многолюдно. Неподалёку от трибуны стоял новенький Як-3, на борту которого было начертано:

"От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолёт на окончательный разгром врага !"

Улетал Борис Ерёмин уже Гвардии подполковником. А спустя некоторое время он вступил в должность заместителя командира 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которая входила тогда в подчинение 2-й Воздушной армии 1-го Украинского фронта.

6 вражеских самолётов сбил Борис Ерёмин, летая на втором самолёте саратовского колхозника. Последнюю победу одержал 10 мая 1945 года в Чехословакии, сбив истребитель FW-190. Там он и закончил войну.

В августе 1945 года Борис Ерёмин на своём самолёте был откомандирован в Москву для участия в Параде Победы.

Бой ведёт Борис Ерёмин.

Наказ Феропонта Петровича лётчик Ерёмин выполнил с честью. Воевал на именных истребителях славно. Не раз попадал в сложнейшие ситуации. И в буквальном смысле иногда оставалось до смерти "четыре шага". Было это в небе Сталинграда, на "Миус - фронте", на Никопольском плацдарме, при освобождении Крыма, в Львовско - Сандомирской операции, на пути от Будапешта до Праги...

Як-3 Б.Н.Ерёмина.

Б.Ерёмин. 1944 г. Б.Ерёмин. 1944 г.

Бой ведёт Борис Ерёмин.

После войны они встретились вновь. Прославленный лётчик и простой колхозник. Отвечая своему "фронтовому отцу" на его вопросы, Борис Ерёмин как бы подвёл итог своей боевой работы. Он был внушительным. Только на дарственных самолётах уничтоженол 14 вражеских машин !   А всего на счету Бориса Ерёмина - 23 воздушные победы, одержанные им лично и в группе с товарищами.

В ответ ему Головатый сказал: "Добрый итог, Борис. Выйти из такой войны живым - нелегко..."   Слушая эти простые слова, Ерёмин поклялся, что никогда не расстанется с этим человеком, будет помнить его всю жизнь.

Он выполнил свою клятву: на могиле патриота Головатого в хуторе Степном среди множества цветов всегда были и его, Ерёминские...


Список известных побед Гвардии подполковника Б. Н. Ерёмина:

ДатаТип сбитого самолётаМесто победыНа чём леталЧасть
4 Марта 1942 г.1 Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )Кисели - ШебелинкаЯк-1296-й ИАП
2 Ме-109  ( в группе - 2 / 6 )Кисели - Шебелинка
9 Марта 1942 г.1 Ме-109Кисели
10 Марта 1942 г.1 Ме-110  ( в группе - 1 / 5 )Николаевка
15 Мая 1942 г.1 "Ме-115"  ( в группе - 1 / 5 ) Михайлово
16 Мая 1942 г.1 Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Лихачёво
17 Мая 1942 г.1 Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Лозовенька
31 Мая 1942 г.1 Ju-88Гурьевка
5 Июня 1942 г.1 Ме-109р-н Сталинграда
10 Июня 1942 г.1 Ме-109Булацеловка
1 Ju-87Булацеловка
23 Июля 1942 г.1 Ju-88  ( в группе - 1 / 5 )Косоключанский
27 Июля 1942 г.1 Ме-109аэродром Илларионовский
24 Августа 1942 г.1 Ме-109юго - зап. Ерзовка
16 Мая 1943 г.1 Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )р-н Ростова31-й ГвИАП
10 Апреля 1944 г.1 Ме-109Кирк - Ишунь6-я ГвИАД

      Всего сбитых самолётов - 8 + 15  [ 8 + 9 ];  боевых вылетов - 342;  воздушных боёв - 70.

После Победы Борис Николаевич Ерёмин ещё долго служил в Военно - Воздушных Силах, отдавая все свои силы и знания молодому поколению авиаторов. Вскоре после завершения войны Б. Н. Еремин был назначен на должность командира истребительного авиасоединения. В 1947 - 1950 годах проходил службу Старшим советником по авиации в Народной Республике Болгарии. Был начальником Качинского военного авиационного училища лётчиков. Освоил реактивный МиГ-15. Окончил Военную академию Генерального штаба и с 1959 года командовал авиацией Северо - Кавказского военного округа, Воздушной армией в Северной группе войск, более 10 лет возглявлял Службу безопасности полётов ВВС России. После увольнения в запас встретился с однополчанином Алексеем Маресьевым и ещё долгое время работал с ним в Советском комитете ветеранов войны - возглавлял международную комиссию.

...Время ставит на место если не всё, то многое. И поэтому хочется задать вопрос: "Почему так поздно Золотая Звезда нашла Героя ?". Бывший командующий 2-й Воздушной армии Маршал авиации С. А. Красовский, однажды высказал своё суждение по данному вопросу: "Были случаи, что на некоторых лётчиков  ( в том числе и на Бориса Ерёмина ), посылались по 2 - 3 представления на звание Героя. Но в какой - то инстанции находились завистники, чинодралы и "заменяли" Золотую Звезду на орден". Вот почему у Ерёмина оказалось... 6 орденов Красного Знамени !

Сам Борис Николаевич, обычно в таких случаях, тяжело вздыхает.

- Да, фронтовой путь мой был не из лёгких. Есть боевые ордена, медали. За годы войны воспитал 15 Героев Советского Союза. А вот сам... Теперь лучше об этом не вспоминать. На войне всякое бывало. Но лучше с опозданием получить за свой труд, чем раньше, но за чужой. Был у нас в дивизии такой, молодой да ранний: ни одного боевого вылета не сделал, а звание Героя получил. Подвиги его были на глазах у всех - умел угождать начальству...

Ему, активному участнику ветеранского движения, часто приходится встречаться с различными аудиториями. Слушают его внимательно, но не обходится и без откровенно провокационных вопросов, нападок на армию. И тогда голос Ерёмина начинает звучать взволнованно и страстно. Правда сущая - это прежде всего те самые 4 года войны Генерала Б. Н. Ерёмина, его книги, в которых отражены и дни первых сражений, и дни отступления и поражений, и наша Победа.

"Через тернии к звёздам !", - говаривали древние, желая поощрить тех, кто вопреки трудностям стремился к вершинам. 7 мая 1990 года в Георгиевском зале Кремля Борису Николаевичу Ерёмину была вручена его "Золотая Звезда" Героя...



Не числом, а умением...

"Пчёлке" лететь на Берлин.

Боевые машины Б. Н. Ерёмина


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

         © AirFighters.RU