Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Флейшман Алексей Дементьевич

Флейшман Алексей Дементьевич

Родился 29 июня 1917 года в селе Гришковцы, ныне посёлок Бердичевского района Житомирской области  ( Украина ), в семье рабочего. Окончил школу ФЗУ и 2 курса рабфака. Работал мотористом в авиационных мастерских города Житомира. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

С началом Великой Отечественной войны на фронте, был лейтенантом в 4-м ИАП. Через год полк, входя в 15-ю Воздушную армию, действовал на Брянском фронте и был вооружён самолётами "Харрикейн". В середине августа 1942 года полк был переведён под Сталинград на Донской фронт и вошёл в состав 16-й Воздушной армии, получив самолёты Як-7Б. После завершения Сталинградской битвы полк был переброшен на Северо - Кавказский фронт, где участвовал в боевых действиях на Кубани.

К середине маю 1943 года заместитель командира эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка  ( 287-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  старший лейтенант А. Д. Флейшман совершил 306 боевых вылетов, в 57 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 14 самолётов противника. В сентябре 1943 года убыл с фронта на учёбу.

24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1946 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1957 года полковник А. Д. Флейшман - в запасе. Жил в городе Харькове. Умер 1 сентября 2006 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Алексей рос в многодетной семье, трудился с малых лет. После окончания в 1931 году сельской школы поступил в ФЗУ Житомира, в 1933 году - в школу автомехаников. С мая 1934 года работал в авиамастерской и одновременно учился на рабфаке. Окончив Житомирский аэроклуб, в марте 1939 года поступил в Одесскую военную школу лётчиков, в которой учился до октября 1940 года. Был выпущен в звании младшего лейтенанта и назначен на должность лётчика в 4-й истребительный авиационный полк 50-й смешанной авиационной дивизии в Кишинёве.

22 июня 1941 года в 4 часа 45 минут совершил первый боевой вылет на прикрытие Кишинёва. Летал на самолёте И-153 "Чайка", выполнял боевые вылеты в основном на штурмовку войск противника на переправах через реки Прут, Днестр, на дорогах Молдавии и юга Украины. Совершил более 60 боевых вылетов. В октябре 1941 года полк направили в Кинешму, где Алексей Флейшман за короткий срок освоил английский "Харрикейн".

5 ноября 1941 года полк перелетел на аэродром Туношна для выполнения задач противовоздушной обороны Ярославля, Рыбинска, севера Московской области. Здесь в октябре - июне 1942 года Алексей совершил свыше 60 боевых вылетов. В июне 1942 года полк перевели на полевой аэродром северо - восточнее Воронежа, где Алексей лично сбил 3 немецких самолёта, провёл 7 воздушных разведок.

С начала 1943 года воевал заместителем командира эскадрильи на Сталинградском фронте. Совершил 68 боевых вылетов, сбил 3 немецких самолёта лично и 4 - в группе с товарищами.

23 февраля на аэродроме Саратовского авиационного завода колхозницы из села Синенькие Красноармейского района вручили Алексею и его боевым товарищам самолёты Як-1 с надписью "За Родину". Алексей Дементьевич вспоминает этот момент с волнением: "К трибуне подошла пожилая колхозница с загорелым, обветренным лицом и, обращаясь к нам, сказала: "Дорогие наши сыновья, жители нашего села на свои сбережения купили 4 самолёта, мы вручаем их вам, а вы бейте фашистов, гоните их с родной земли. Если в бою самолёт погибнет, мы вам ещё купим, а если что - то случится с лётчиком и он не сможет воевать, - приезжайте к нам в колхоз. Мы вас примем как сыновей".

Як-1 'За Родину'

С 14 апреля по 1 июня 1943 года заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Флейшман участвовал в сражениях на Кубани. Совершил 54 боевых вылета, сбил 4 самолёта лично и 3 - в группе. В одном из воздушных боёв сбил "Мессера" над линией фронта. Ветеран вспоминает:

"Бомбардировщики противника на самолётах Ju-88 пытались наносить удары по нашим войскам на линии фронта с высоты 7000 метров. 7 мая 1943 года большая группа "Юнкерсов" появилась юго - западнее Новороссийска. Лётчики 2-й авиационной эскадрильи находились в районе станции Крымская на высоте 3000 метров. Ведущим был я. Получив информацию с земли о направлении полёта бомбардировщиков, принял решение набирать высоту на перехват противника, о чём передал лётчикам по радио.

Несмотря на отсутствие у них кислородных масок и кислорода в баллонах, лётчики смогли подняться до высоты 6000 метров, но чувство кислородного голода заставило их пойти на снижение, а затем на посадку.

Позже опыт, полученный в полётах на больших высотах в ПВО Ярославля, позволил мне подняться на высоту 7000 метров. В завязавшемся воздушном бою я сбил истребитель Ме-109. Отвесным пикированием вышел из боя и нормально приземлился на аэродроме Абинская".

В июле - сентябре 1943 года участвовал в боях на Курской дуге. 4 августа одержал свои последние победы - сбил 2 FW-190.

Флейшман Алексей Дементьевич

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года старший лейтенант Флейшман Алексей Дементьевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 1109 ).

В сентябре 1943 года он был направлен на учёбу в Военно - Воздушную академию. К тому времени он совершил более 300 успешных боевых вылетов. Проведя более 60 воздушных боёв, сбил 13 вражеских самолётов лично и 14 - в группе.

С марта 1946 года в звании капитана служил на командных должностях в авиационных формированиях в Пхеньяне  ( Северная Корея ), в Комсомольске-на-Амуре, в городе Дальний  ( КНР ), в Приморье. В августе 1956 года в полёте на МиГ-17 произошла аварийная ситуация, в результате которой А. Д. Флейшман был контужен, а позже уволен из ВВС в звании полковника. После излечения работал лектором областного общества "Знание" в Харькове, директором планетария, в агропроектном институте. В 1982 году вышел на пенсию, продолжал работать лектором областного общества "Знание", председателем сектора военных знаний. С 1986 по 1989 год возглавлял Совет ветеранов войны и труда Фрунзенского района Харькова, с 1995 по 1999 год - председатель Совета инвалидов войны и военной службы Харьковской области. Скончался 1 сентября 2006 года. Похоронен в Харькове на кладбище № 2.

*     *     *

Список всех известных побед капитана А. Д. Флейшмана:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
106.07.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 10 )Большая СлепухаИ-153, "Харрикейн",

Як-7 и Як-9.

21  Ме-109  ( в группе - 1 / 11 )Ивановка
308.07.1942 г.4  Ме-109  ( в группе - 4 / 12 )Колобино - Долгуша
410.07.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 8 )Замятино
512.07.1942 г.1  Ju-88Ломово
621.07.1942 г.2  Ме-109  ( в группе - 2 / 6 )Большая Верейка
71  "Хе-113"  ( в группе - 1 / 6 )Большая Верейка
81  Ме-109  ( в группе - 1 / 7 )западнее Большая Верейка
923.07.1942 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 6 )севернее Привалы
1028.10.1942 г.1  Ме-109западнее Городище
1129.10.1942 г.1  Ме-109Красная Слобода
121  Ме-109Сталинград
1305.11.1942 г.1  Ju-87район Сталинграда
1429.04.1943 г.1  Ме-109южнее Крымская
1530.04.1943 г.1  Ме-109южнее Крымская
1603.05.1943 г.1  Ме-109южнее Крымская
171  Не-111западнее Крымская
1804.05.1943 г.1  Не-111Крымская
1907.05.1943 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )Неберджаевская
201  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Неберджаевская
2108.05.1943 г.1  Ме-109северо - западнее Неберджаевская
2204.08.1943 г.2  FW-190Белые Берега

      Всего сбитых самолётов - 13 + 14;  боевых вылетов - более 300;   воздушных боёв - более 50.

*     *     *

Неравный бой Алексея Флейшмана.

С января 2011 года поисковой группе военно - поискового клуба "Подвиг" совместно с другими поисковыми отрядами удалось обнаружить места падений десяти сбитых советских самолётов времен Великой Отечественной войны. Семь из них были найдены на территории Геленджикского района. Вместе с самолётом западнее села Адербиевка были обнаружены останки лётчика. Сейчас ведутся работы с архивами по установлению имён и судеб погибших пилотов.

За 11 лет работы по авиации на сегодняшний день нами найдено 74 советских самолёта. В большинстве случаев удалось найти экипажи, погибшие вместе со своими боевыми машинами. Удивляло одно: из официальных источников о потерях авиации с обеих сторон за период с мая по август 1943 года, а это 1200 наших сбитых самолётов и 900 самолётов противника, нам ни разу не доводилось производить раскопки на местах падений немецких самолётов.

И вот в сентябре 2011 года одним местным жителем было указано место падения ещё одного самолёта юго - западнее Крымска. Обследовав сохранившиеся фрагменты, мы установили, что это бомбардировщик немецкого производства. На одной из сохранившихся табличек был указан тип самолёта - "Не-111", дата его выпуска - "11.1942" и заводской номер - "807"...

Табличка была деформирована взрывом, и номер читался не полностью. Для самолётов данного типа характерен четырёхзначный номер, в данном случае в нашем распоряжении были только 3 первые цифры. Впоследствии на месте падения были обнаружены останки членов экипажа и их личные вещи, в том числе личный опознавательный знак одного из лётчиков.

Для установления имен экипажа немецкого бомбардировщика и их судьбы мы воспользовались базой данных о потерях самолётов Люфтваффе на Восточном фронте. В результате исследования немецких архивов было установлено, что за период воздушных боёв на Кубани 4-й Воздушный флот фашисткой Германии потерял только один самолёт Не-111, номер которого начинался цифрами "807".

Согласно полученной информации, 3 мая 1943 года юго - западнее станицы Крымской в результате атаки советского истребителя был сбит He-111H-16 заводской номер "8070" из состава III/KG 55 4-го Воздушного флота Люфтваффе.

Все члены экипажа: Uffz. Karl Eberling, Ogefr. Richard Eckleben, Ogefr. Johann Geerken, Ogefr. Gunther Ottop и Ogefr. Hermann Erke - пропали без вести. Теперь мы можем с уверенностью говорить о том, что они погибли вместе с самолётом.

Установив судьбу и обстоятельства гибели экипажа "Хенкеля-111", мы взялись за установление имени советского лётчика, сбившего немецкий бомбардировщик. По данным ЦАМО, 3 мая 1943 года в воздушных боях на Кубани были сбиты 3 самолёта Не-111, 2 под Новороссийском и 1 в районе станицы Крымской. Согласно записям журнала боевой работы личного состава, 3 мая 1943 года в 17 часов 50 минут юго - западнее станицы Крымской пилот 4-го ИАП  ( 287-я ИАД )  старший лейтенант Флейшман Алексей Дементьевич сбил Не-111. Как нами было установлено, эта победа стала одним из оснований для представления Алексея Дементьевича к званию Героя Советского Союза.

Бомбардировщик Не-111Н-16

Алексей Дементьевич Флейшман родился в селе Гришковцы Бердичевского района Житомирской области в семье рабочего. Окончил автодорожную школу, автотехникум в Житомире. В марте 1939 года призван в ряды Красной Армии. В 1940 окончил Одесскую военную школу лётчиков имени П. Д. Осипенко. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Юго - Западном, Брянском, Сталинградском и Северо - Кавказском фронтах.

3 мая 1943 года заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Флейшман получил приказ командира полка немедленно поднять в воздух 10 самолётов, которые должны были прикрыть наши войска в районе станицы Крымской. Туда немцы бросают большое количество авиации, чтобы сорвать наступление наших войск.

Полевой аэродром переполнился рёвом моторов взлетающих истребителей. Оторвавшись от земли, они начали набирать высоту, разворачиваясь в нужном направлении. Ещё находясь над своей территорией, Алексей Флейшман разделил группу на 3 звена. Четвёрку самолётов вёл он сам. Это было ударное звено для борьбы с вражескими бомбардировщиками. Второе звено, тоже состоящее из 4-х машин, должно было прикрывать всю группу, следуя чуть справа. Пара самолётов - резерв боевой группы.

Заняв боевой порядок, группа истребителей прошла над линией фронта. Алексей Дементьевич по рации связался с представителем ВВС, который сообщил, что со стороны Новороссийска в район Крымской идёт большая группа вражеских бомбардировщиков и что там уже барражируют 2 звена немецких истребителей, которые, по всей вероятности, будут прикрывать свои самолёты над целью. Получив эти данные, старший лейтенант Флейшман сразу же приказал своей группе набрать высоту до 4000 метров и идти в указанный район. Под крыльями наших истребителей в дыму от наземного боя показалась станица Крымская. Над ней высоко в небе - чуть заметные точки вражеских истребителей. Они заметили наши самолёты и пошли на сближение. Их цель была ясна: связать наших лётчиков боем и дать возможность своим бомбардировщикам сбросить смертоносный груз на наступающие советские войска.

Со всей ожесточённостью закипел воздушный бой. Своё ударное звено старший лейтенант Флейшман не бросал в атаку, сохраняя боеприпасы для бомбардировщиков, которые должны были вот - вот подойти к месту боя. Но вражеские истребители, видимо, разгадали этот замысел и старались навязать бой именно этому звену. Карусель воздушного боя между истребителями набирала силу.

Алексей Дементьевич, потянув ручку управления на себя, зашёл в вираж. В это время один из истребителей противника делал "бочку" и как раз попал в прицел Флейшмана. Короткая очередь - и вражеский самолёт, оставляя за собой густой шлейф чёрного дыма, потянул к земле. Новая атака - и ещё один самолёт противника, сбитый нашим лётчиком группы резерва, врезался в землю в расположении своих войск. Потеряв 2 истребителя, фашисты стали уходить на запад.

Старший лейтенант Флейшман посмотрел на приборы. После схватки с истребителями врага горючего оставалось на несколько минут, а вражеские бомбардировщики ещё не подошли. Из-за нехватки топлива один за другим наши самолёты покидали место боя, уходя на свой аэродром. Ударная группа наших истребителей стала постепенно таять. Нависла угроза невыполнения боевого задания. И вот в зоне боя остался единственный самолёт командира эскадрильи. Горючего совсем мало. Но вот и вражеские бомбардировщики, около 30 "Хейнкелей-111" и "Юнкерсов-88". Старший лейтенант Флейшман делает боевой разворот и бросает свою боевую машину в пикирование. Немцы заметили советский истребитель и открыли по нему ураганный огонь со всех видов оружия. Но наш истребитель зашёл в атаку со стороны, и в этот момент вражеский огонь его не доставал.

Фашисты стали метаться и сбрасывать свой смертоносный груз куда попало. Мотор Алексея Дементьевича дожигал последние капли топлива, когда короткой очередью из последней боеукладки удалось достать один из вражеских самолётов. Тот, делая панический маневр, зацепил идущий параллельным курсом второй бомбардировщик. Оба, окутанные дымом, начали падать. В этот момент сам Флейшман чудом остался жив. Его машина проскочила мимо вражеского бомбардировщика всего в нескольких метрах. Сделав "мёртвую петлю", он последний раз бросился в атаку, но бортовое оружие его истребителя безнадёжно молчало.

Боевое задание было выполнено, атака на вражеские бомбардировщики состоялась. Командир эскадрильи направил свой самолёт в сторону аэродрома. Мотор начал давать перебои. Старший лейтенант отпустил ручку управления и стал планировать. Вдруг мотор со страшной силой прошила огненная трасса. Самолёт вздрогнул, из мотора повалил дым, и сразу же вспыхнуло пламя.

Алексей Дементьевич бросил взгляд вправо и увидел 2 вражеских истребителя. Один из них проскочил мимо горящего самолёта, готовясь ко второй атаке. Старший лейтенант бросил свой истребитель в отвесное пике, стараясь скорее достичь земли. Дым и пламя прорвались в кабину. Новый удар вражеской очереди потряс самолёт. Боль сковала всё тело. В глазах мелькали жёлтые круги. Однако сознание лётчик не потерял и знал, что выход сейчас был один - выброситься за борт горящего самолёта...

Как он дёрнул вытяжное кольцо парашюта, как приземлился - не помнит. Очнулся уже в госпитале. Там и узнал о блестящем выполнении задания. Немецкие лётчики отбомбили свои же боевые порядки. Нашим подразделениям не досталась ни одна бомба !   Прошло не так много времени, и Алексей Дементьевич снова появился в своем полку. Он получил новый самолёт и продолжал воевать.

Выписка из наградного листа на представление к званию Героя Советского Союза:

"За период участия на фронтах Отечественной войны тов. Флейшман сбил лично 11 самолётов противника и 14 в составе группы...

03.05.1943 г., прикрывая наземные войска в районе станицы Крымская, 6 Як-1, ведомых капитаном Бугарчевым, встретили на высоте 2500 метров группу противника, состоявшую из 6 Хе-111, 6 Ю-88, прикрытых 6 Ме-109. Идя в лобовую атаку, наша шестёрка разбила боевой порядок бомбардировщиков и, искусно пользуясь облачностью, уничтожила 3 самолёта противника, из них: Хе-111 и Ме-109 лично уничтожил А. Д. Флейшман..."

После окончания Великой Отечественной войны Алексей Дементьевич продолжал службу в армии. В 1946 году окончил Военную академию командного и штурманского состава ВВС Красной Армии. С 1957 года полковник запаса. Жил в Харькове. Был лектором городского общества "Знание". С 1986 по 1989 год возглавлял Совет ветеранов войны и труда Фрунзенского района Харькова. С 1995 по 1999 год являлся председателем Совета инвалидов войны и военной службы Харьковской области.

Руководитель ВПВ "Подвиг" А. Шимкив.

( Оригинал данной статьи читайте на сайте - Геленджикская городская газета "Прибой". )


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU