Главная | Источники | 

Харченко Степан Иванович

Фото не найдено

Степан Харченко родился в 1914 году в селе Русаловка на Киевщине. Комсомолец с 1931 года, он, как и многие другие его сверстники, в 1934 году по призыву ЦК ВЛКСМ пошёл в авиацию - поступил в Одесскую школу военных лётчиков. После окончания учёбы был оставлен в ней же инструктором. В ноябре 1938 года был переведён на такую же должность в Кировобадскую школу военных лётчиков, откуда через год добровольцем ушёл на Советско - Финляндскую войну.

Сражаясь в составе 25-го Краснознамённого истребительного авиационного полка, командир звена С. И. Харченко совершил 66 боевых вылетов. Был награждён орденом Красного Знамени.

Когда началась Великая Отечественная война старший лейтенант Харченко был уже опытным лётчиком. Вместе с боевыми товарищами он защищал Одессу, Севастополь, Феодосию. В боевых вылетах на штурмовку, прикрытие кораблей и наземных войск Степан особенно сдружился с Дмитрием Симоновым - опытным воздушным бойцом, участником боевых действий на реке Халхин - Гол летом 1939 года.

К лету 1942 года друзья были переведены на Западный фронт и продолжили свою службу в составе 523-го авиаполка. К тому времени они имели почти по 100 боевых вылетов. Симонов лично сбил 4 самолёта врага и 1 в группе, а Харченко уничтожил 2 неприятельских самолёта. Беседуя с ними, после прибытия в новую часть, командир полка Анатолий Емельянович Голубов подчеркнул:

- Умелые лётчики нам сейчас нужны, как никогда. Постарайтесь передать боевой опыт подчинённым как можно быстрее...

Харченко и Симонов были назначены командирами соответственно 1-й и 2-й эскадрилий. Наступило напряжённое время переучивания на новый истребитель ЛаГГ-3. А вскоре начались воздушные бои...

1 июля 1942 года шестёрка истребителей под командованием капитана С. И. Харченко бомбила железнодорожный эшелон врага, гружённый боеприпасами и другим военным снаряжением. Бомбы ведущего взорвали головные вагоны эшелона, а удары ведомых пришлись по его хвостовой части. Цель была накрыта снайперски.

Спустя 10 дней пятёрка ЛаГГ-3, ведомая Степаном Харченко, провела тяжелейший воздушный бой с 10 пикировщиками Ju-87, шедших под прикрытием 6 истребителей Ме-109. В ходе боя к противнику подошло подкрепление - ещё 10 "Мессеров" !   Казалось, для них не составит труда быстро расправиться с нашими "ЛаГГами".

Но не тут - то было !   Решительность и воля, коллективизм и стойкость советских воздушных бойцов оказались непоколебимыми. Сбив 3 вражеских самолёта, наши лётчики вышли победителями из этой схватки. При этом один ЛаГГ-3 был потерян, а двое пилотов получили ранения.

В июле 1942 года за успешные боевые действия на Западном фронте Степан Иванович Харченко был награждён вторым орденом Красного Знамени. За полтора с лишним года Великой Отечественной войны отважный лётчик - истребитель совершил 250 боевых вылетов, лично сбил 9 и в группе с товарищами 5 самолётов противника.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 личных и 6 групповых побед лётчика. ]

Ла-5 Степана Харченко

Именной Ла-5 из состава 523-го ИАП, на котором зимой 1942 - 1943 годов
летал командир 1-й авиационной эскадрильи капитан С. И. Харченко.

В 1943 году лётчики полка летали уже на более совершенных самолётах Ла-5. Степан Иванович сражался на именном истребителе с надписью на борту: "От колхозников и колхозниц Горьковской области авиаторам Западного фронта".

25-я годовщина Советской Армии и Военно - Морского флота запомнилась однополчанам Степана Харченко на всю жизнь. В тот день, 23 февраля 1943 года, ещё на заре, комэск 523-го истребительного авиационного полка капитан С. И. Харченко сказал подчинённым:

- Сегодня, в наш праздник, мы должны драться так, как ещё никогда не дрались. Ни один вражеский самолёт не должен уйти от нас...

Тяжёлыми были бои в районе Жиздры. В заданное время одна четвёрка должна была сменять другую. Первым поднялась в воздух группа штурмана полка. На смену ей поспешили лётчики, ведомые замполитом полка майором М. Ивахненко. На выручку им снова готовилась группа штурмана полка. Наши войска, поддерживаемые авиацией фронта, уверенно продвигались вперёд. На смену дежурной группы вылетел Харченко с тремя молодыми пилотами.

Во время патрулирования завязался ожесточённый воздушный бой с вражескими истребителями. Капитану Харченко пришлось одному сражаться с двумя немецкими самолётами. Умело маневрируя, он подбил один из них. Другой бросился ему наперерез. Советский лётчик развернул свою машину и, открыв огонь, пошёл в лобовую атаку. В воздухе скрестились огненные трассы. А спустя мгновение раздался взрыв - обломки обоих самолётов упали на землю... Боевые товарищи Степана Ивановича, связанные боем, так и не смогли определить: было ли это столкновение двух самолётов случайностью, или же, их командир сознательно пошёл на таран...

Лучший друг Степана Харченко, капитан Дмитрий Васильевич Симонов, ставший уже штурманом полка, погиб 30 августа 1943 года в боях за Ельню. Погиб в тот самый день, когда этот город был освобождён советскими войсками от врага.

*     *     *

Список всех известных побед капитана С. И. Харченко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
107.01.1942 г.1  Ju-87ФеодосияМиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5.
225.02.1942 г.1  Ме-109Ак - Монай
302.07.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Коноплянка
407.07.1942 г.1  Ме-109Широковка
509.07.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )Буда Монастырская
616.07.1942 г.1  Ju-88Мосальск
720.07.1942 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )Козельск
81  Ju-88  ( в группе - 1 / 5 )Загорское
904.08.1942 г.1  Ме-109Погорелое Городище
1009.08.1942 г.1  Ме-109Курдюки - Мясниково
1113.08.1942 г.1  Ju-88южнее Крапивна
1214.08.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )южнее Слободка
1318.08.1942 г.1  Ме-109Алёшино
1419.08.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Павлово

      Всего сбитых самолётов - 8 + 6.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU