Главная | Источники | 

Золотая звезда Героя Советского Союза

Игнатьев Николай Петрович

Игнатьев Николай Петрович

Николай Игнатьев родился 16 декабря 1917 года в деревне Горы, ныне Кировского района Ленинградской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал слесарем на заводе "Красный гвоздильщик" в Ленинграде. С 15 декабря 1938 года - на службе в Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком - инструктором.

С началом Великой Отечественной войны младший лейтенант Н. П. Игнатьев на фронте. Служил в составе Отдельной группы ПВО города Харькова. Свою первую победу одержал 20 июля 1941 года, сбив в районе Харькова немецкий самолёт - разведчик Ju-88.

В тот день Николай Игнатьев в паре со своим ведомым А. Боровых патрулировал над Харьковским тракторным заводом. Вдруг они заметили вражеский бомбардировщик. Игнатьев пошёл в атаку. "Юнкерс" попытался скрыться в облаках. Игнатьев бросился за ним и... самолёты неожиданно столкнулись. Вражеский бомбардировщик рухнул на землю, а Игнатьев благополучно посадил свой повреждённый истребитель в поле. За эту победу он был награждён орденом Красного Знамени.

Затем Николай Игнатьев воевал на Карельском, Калининском и Воронежском фронтах. С Декабря 1941 года служил в составе 728-го ИАП. Вскоре стал заместителем командира, а ещё позднее и командиром 3-й истребительной эскадрильи.

В Январе 1942 года 728-й истребительный авиаполк приступил к боевой работе на Северо - Западном фронте. В составе этого полка Игнатьев прошёл войну до конца. В боях был ранен. Одержав первую победу на устаревшем И-16, затем воевал на Як-1, Як-7, Як-9.

В беседе с историком авиации В. П. Ивановым старый лётчик подтвердил, что летали они на И-16 тип 5, однако не испытывали боязни при встрече с немецкими истребителями. Более того, в бою всегда старались действовать дерзко и решительно. Почти все его друзья прибыли на фронт, имея значительный инструкторский опыт, что предопределило отличное знание И-16.

В частности, при боевом патрулировании бывшие инструкторы отклоняли элероны на несколько градусов вниз, что делало самолёт более устойчивым, позволяло даже летать с "брошенной" ручкой управления и увеличивало время нахождения в воздухе. При встрече с противником часть И-16 вступала в воздушный бой, а одна пара барражировала с превышением по высоте. Как выразился Игнатьев: "Если немцы пытались выйти из маневренного боя, стерегущая пара выпускала в их сторону "эрэсы" и вновь возвращалась на место". Игнатьев вполне уважительно отзывался об эффективности использования РС-82:

"Окончив Ленинградский аэроклуб в 1937 году, я был направлен в Чугуевское авиаучилище. После окончания в 1939 году был оставлен инструктором обучения на И-16. В годы войны из инструкторов сформировали 728-й ИАП на самолётах И-16 серии 5. Вскоре нас перебазировали на Северо - Западный фронт   ( аэродром Выползово ), где и началась боевая работа. В январе 1942 года перелетели на Калининский фронт и продолжали менять аэродромы в зависимости от фронтовой обстановки. Наш полк прикрывал наземные войска от ударов фашистской авиации.

И-16 из 728-го ИАП

Истребитель И-16 из состава 728-го ИАП ВВС Калининского фронта. 1942 год.

В апреле 1942 года мы перегнали 2 самолёта И-16 в Москву для ремонта, где мне довелось познакомиться с конструктором Поликарповым. Николай Николаевич интересовался, как воюем на его самолётах И-16. Много было вопросов, и на все вопросы мы давали конкретные ответы. Это был обаятельный, добродушный, культурный человек. В конце беседы он сказал, что скоро войдут в строй более современные самолёты с мощным вооружением, в частности, истребитель И-185.   [ Игнатьев участвовал во фронтовых испытаниях этого самолёта, который в серию не пошёл. ]  Получив отремонтированные И-16, мы возвратились в свой полк на аэродром Селижарово. Вскоре перелетели под Ржев на полевой аэродром. Ржев в то время был занят немцами.

В июле 1942 года наши войска перешли в наступление с целью освобождения Ржева. Мы, шестёркой И-16, встретили 6 девяток бомбардировщиков "Юнкерс-88" под прикрытием 16 Me-109. Выйдя в атаку со стороны солнца по команде  ( покачивание крыльями )  всей шестеркой выпустили 24 РС-82 с разными по дальности дистанционными взрывателями. В результате внезапной атаки 6 "Юнкерсов" было сбито, строй бомбардировщиков рассыпался. Завязался воздушный бой с "Юнкерсами", а затем с истребителями, в результате которого было сбито ещё 3 истребителя Ме-109. Мы потерь не имели. На другой день всей нашей шестёрке Член Военного Совета вручил ордена Красного Знамени".

10 марта 1942 года военком эскадрильи 728-го ИАП младший лейтенант Н. П. Игнатьев был представлен командованием полка к ордену Ленина. В документе указывалось, что за время пребывания на Калининском фронте Николай совершил 70 боевых вылетов, из них: на прикрытие войск 3-й Ударной армии - 41; на штурмовку войск и аэродромов противника - 5; на разведку - 1; на перехват самолётов противника - 3; другие вылеты - 20. За время боевых вылетов им уничтожено: в групповом бою в составе звена - свыше 120 солдат и офицеров противника, 18 автомашин с военными грузами и солдатами, 17 жилых домов с солдатами. 3 марта 1942 года лично сбил транспортный самолёт противника Ju-52 в районе Холма, а в групповых воздушных боях подбил 2 самолёта противника.

За период прибывания на фронте его эскадрилья выполнила 703 боевых вылета, из них: на прикрытие войск 3-й Ударной армии - 444, на штурмовку войск и аэродромов противника - 48, на перехват самолётов противникa - 31, на разведку войск противника - 9, разные боевые вылеты - 171. За время этих боевых вылетов эскадрильей уничтожено: автомашин - 31, жилых домов с солдатами - 27, подвод с грузами - 10, солдат и офицеров - до 550. Сбито в воздушных боях 9 самолётов противника и уничтожено на земле 8 самолётов, подбито и выведено из строя 18 самолётов противника. Всего уничтожено и подбито - 35 самолётов противника.

Н.П.Игнатьев у своей машины

Приказом по войскам Калининского фронта № 0240 от 22 июня 1942 года младший лейтенант Н. П. Игнатьев награждён орденом Красного Знамени.

5 июля 1942 года Николай участвовал в бою 6 И-16 против 36 немецких самолётов. В ходе боя 2 Ju-87 были сбиты, а остальные пикировщики разогнаны и не допущены к нашим войскам. В этот же день Игнатьев водил в бой 7 И-16 против 6 Ме-109 и 3 Ju-88. В ходе боя сбит один "Юнкерс". Через 2 часа группа из 11 И-16, во главе с Игнатьевым, вели бой с большой группой самолётов противника  ( 8 Ju-88, 25 Ju-87 и 8 Ме-109 )  и сбила 2 пикировщика Ju-87.

15 августа 1942 года 7 И-16, ведомые Игнатьевым, прикрывали войска 30-й армии. Встретив группу из 12 Ju-88 и 4 Ме-109F, вступили в бой. Группа пикировщиков была атакована и не допущена к объекту прикрытия. В ходе боя один "Юнкерс" был сбит, а другой подбит.

17 августа 1942 года заместитель командира эскадрильи 728-го ИАП старший лейтенант Н. П. Игнатьев был представлен командованием полка к ордену Красного Знамени. В документе указывалось, что лётчик выполнил 225 боевых вылетов. В воздушных боях сбил лично 7 самолётов противника и в составе звена ещё 10 самолётов.

19 августа 1942 года прикрывая войска 30-й армии на Ржевском направлении капитан Н. П. Игнатьев в составе 6 И-16 провёл воздушный бой со смешанной группой самолётов противника: 2 Ju-87, 6 Не-111 и 6 Ме-109. Вcе самолёты врага были разогнаны, при этом Николай Игнатьев лично сбил один бомбардировщик Не-111.

21 августа 1942 года шестёрка И-16 во главе с капитаном Игнатьевым в районе города Ржева провела неравный воздушный бой с 60 немецкими самолётами   ( 30 пикировщиков Ju-87 и до 30 истребителей Ме-109 ). Несмотря на численное превосходство противника отважная шестёрка смело бросилась в бой с бомбардировщикамии не дала им возможности сбросить бомбы на боевые порядки наших войск. Разогнав бомбардировщиков, капитан Игнатьев со своей группой врезался в строй "Мессеров" из которых один был сбит. Наблюдавший за этим боем член Военного Совета Калининского фронта всем участникам боя вынес благодарность.

Приказом по войскам Калининского фронта № 0300 от 26 августа 1942 года старший лейтенант Н. П. Игнатьев награждён вторым орденом Красного Знамени.

За бои на Курской дуге, где Николай Игнатьев сбил 7 самолётов врага, он был представлен к званию Героя Советского Союза и назначен штурманом полка.

24 августа 1943 года в составе 6 самолётов И-16 капитан Н. П. Игнатьев провёл успешный воздушный бой с 14 Ме-109 и 8 Ju-88, в котором лично сбил 1 "Мессер" и 1 "Юнкерс".

11 июля 1943 года на Белгородском направлени капитан Н. П. Игнатьев водил группу из 8 Як-7Б на боевое задание по прикрытию боевых порядков наших наземных войск в районе деревень Орловка и Калиновка, встретился с 60 немецкими самолётами  ( до 30 из них - истребители ). Игнатьев смело повёл свою группу на врага. В завязавшемся бою было сбито 4 немецких самолёта, из них 2 сбил лично капитан Игнатьев  ( Ju-88 и Me-109 ).

К концу сентября 1943 года штурман 728-го истребительного авиационного полка  ( 256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт )  капитан Н. П. Игнатьев совершил 365 боевых вылетов, в 63 воздушных боях сбил лично 14 самолётов противника и 15 в составе группы.

29 сентября командир 728-го ИАП майор Василяка подписал наградной документ на присвоение капитану Н. П. Игнатьеву звания Героя Советского Союза, в котором, в частности, указывалось:

"За время участия в боевых операция на фронтах Великой Отечественной войны с 31 декабря 1941 года по настоящее время капитан Игнатьев проявил себя одним из самых отважных лётчиков подразделения. За этот период на самолётах И-16 и Як-7Б на Калининском фронте в 1942 году и Воронежском фронте в 1943 году произвёл 365 боевых вылетов. Участвовал в 63 воздушных боя, в которых лично сбил 14 самолётов противника, из них: Ю-88 - 5, Ю-87 - 2, Хе-111 - 1, Хш-126 - 1, Ме-109 - 4, ФВ-190 - 1. Кроме того, ещё 15 самолётов противника сбил в составе группы.

Из 14 сбитых самолётов 9 были сбиты в 1942 году на Калининском фронте, за что тов. Игнатьев дважды награждён орденами Красного Знамени.

В июле 1943 года капитан Игнатьев переведён на должность штурмана полка, как лучший лётчик обладающий отличным опытом ведения тактики воздушного боя, систематически водит группы истребителей на боевые задания. За время пребывания в должности штурмана полка с 20 июля по настоящее время полком произведено 1228 боевых вылетов, из них на прикрытие боевых порядков наших наземных войск - 393, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 835. Проведено 60 воздушных боёв, в которых сбито 124 самолёта противника и 19 подбито, из них: Ю-88 - 2, Ю-87 - 46, Ме-109 - 51, Хе-111 - 4, ФВ-190 - 16, Хш-123 и Хш-126 - 5.

За этот же период боевые потери полка составили 7 лётчиков и 12 самолётов, небоевых потерь нет.

9 сбитых самолётов противника капитаном Игнатьевым на Калининском фронте подтверждены наземными наблюдателями. Из 5 сбитых самолётов на Воронежском фронте подтверждено пока только 2.

В воздушных боях тов. Игнатьев 2 раза был ранен. Один раз был сбит и выпрыгнул из горящего самолёта на парашюте. В плену, окружении и территории временно окупированной немцами не был.

Тов. Игнатьев своим в личным примером увлекает за собой лётчиков полка на беспощадное уничтожение вражеских самолётов. Не боясь численного превосходства противника, успешно проводит воздушные бои, которые всегда заканчиваются полным разгромом врага".

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"   ( № 2378 ).

Войну майор Н. П. Игнатьев закончил уже на 1-м Украинском фронте в должности заместителя командира 32-го истребительного авиационного полка.

Всего совершил 412 боевых вылетов на И-16, Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3. Проведя 128 воздушных боёв, сбил лично 24 и в составе группы 15 самолётов противника.

После окончания войны Николай Петрович продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию, летал на реактивных машинах. С 19 июня 1969 года полковник Н. П. Игнатьев - в запасе. Жил в Ленинграде. Умер 4 августа 1994 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Список всех известных побед майора Н. П. Игнатьева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
120.07.1941 г.1  Ju-88  ( сбит таранным ударом )р-н ХарьковаИ-16, Як-1, Як-7,

Як-9, Як-3.

216.02.1942 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 )Холм
303.03.1942 г.1  Do-215  ( в группе - 1 / 4 )Верхний Ополец
41  Ju-52Холм
523.04.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )сев - зап. Холм
630.04.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Заборье
701.05.1942 г.1  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )Холм
802.05.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )сев. Ратча
91  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Зайцево
101  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Холм
111  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )юго - вост. Холм
1203.05.1942 г.1  Ju-88Зайцево
1310.05.1942 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 5 )зап. озера Полисто
1407.08.1942 г.1  Ме-109р-н Ржева
151  Ju-88р-н Ржева
1619.08.1942 г.1  Не-111р-н Ржева
1711.07.1943 г.1  Ju-88Верхопенье
1803.08.1943 г.1  Ме-109Пушкарное
1904.08.1943 г.1  Hs-126юго - вост. Орловка
2017.08.1943 г.1  FW-190юго - зап. Боромля
2124.09.1943 г.1  Ме-109Старое - Сошников
2206.11.1943 г.1  Не-111Дмитровичи
2311.02.1944 г.1  Ме-109аэр. Винница
2431.03.1944 г.3  Ju-52зап. Трембовля
2517.04.1944 г.1  Ju-87вост. окр. Тлумач
2622.07.1944 г.1  Ме-109юж. Ходоров
2730.03.1945 г.1  Ме-109юго - вост. Бискау
2816.04.1945 г.1  Ме-109Кальтвассер

      Всего сбитых самолётов - 24 + 15  [ 20 + 10 ];  боевых вылетов - 412;  воздушных боёв - 128.

*     *     *

Фронтовые испытания самолёта И-185.

Эпизод с появлением четвёрки истребителей И-185 в воздушном пространстве над линией советско - германского фронта, является одним из наиболее значимых в истории этого самолёта. Однако прежде хочется отметить, что это был не единственный случай испытаний небольшой группы опытных самолётов в боевых условиях. В частности, в начале июня 1942 года в 34-й ИАП 6-го истребительного авиакорпуса ПВО для проведения войсковых испытаний были направлены 3 истребителя МиГ-9  ( первый с таким названием ), являющихся модификацией МиГ-3 с двигателем М-82. Самолёты с заводскими номерами 6503, 6504, 6505 из состава войсковой серии по сути своей были опытными машинами, обладающими рядом дефектов. Поэтому в октябре 1942 года их вернули на доработку. В целом МиГ-9 получили неудовлетворительную оценку - максимальная скорость составила 565 км/час на высоте 6000 метров - поэтому в серии самолёты не строились. В случае с И-185 оценки были исключительно положительные, однако результат оказался такой же...

Решение о проведении испытаний И-185 в боевых условиях было принято в конце августа 1942 года. Их проведение возлагалось на 728-й истребительный полк, действующий на Калининском фронте. 4 сентября 1942 года заместитель народного комиссара авиапромышленности по опытному самолётостроению А. С. Яковлев дал указание Поликарпову подготовить 4 И-185 к отправке на фронт. Николай Николаевич позвонил, а затем и направил телеграмму в Новосибирск на завод № 51 с просьбой немедленно отгрузить 3 И-185 в Москву на филиал завода вместе с обслуживающей бригадой. Были отправлены самолёты И-185 М-71 № 6204, И-185 М-71  ( образцовый )  и И-185 М-82А  ( второй экземпляр ). Ещё один И-185 М-82 "И" ремонтировался на московском филиале завода после того, как 5 июля 1942 года лётчик НИИ ВВС Никашин приземлился на нём вне границ аэродрома и снёс шасси.

Самолёт И-185 М-71 № 6204.

Самолёт И-185 М-82А.

Самолёт И-185 М-71 (образцовый).

Калининский фронт не случайно был выбран для проведения фронтовых испытаний. Командующим 3-й Воздушной армией являлся известный лётчик, Герой Советского Союза генерал - майор М. М. Громов, бывший начальник ЛИИ НКАП, хорошо знающий и понимающий особенности испытательной работы. Также не случайно для проведения испытаний Громов назначил 728-й истребительный авиационный полк, который был сформирован в конце 1941 года из лётчиков - инструкторов Чугуевского авиационного училища. В составе полка воевали дважды Герои Советского Союза А. Е. Боровых, А. В. Ворожейкин, Герои Советского Союза Н. П. Игнатьев, А. Е. Новиков, И. Е. Кустов и другие.

В конце сентября 1942 года лётчики 728-го ИАП капитан Д. Купин, старший лейтенант Н. Игнатьев, сержанты А. Боровых, А. Томильченко и группа техников были направлены в служебную командировку в Москву, где они узнали, что им предстоит провести фронтовые испытания истребителей И-185 конструкции Н. Н. Поликарпова. Все они прекрасно владели техникой пилотирования, имели достаточный фронтовой опыт, бесстрашно вступали в бой с численно превосходящим противником. Так, в июле 1942 года шестёрка  ( по другим данным восьмёрка )  И-16 во главе с Н. П. Игнатьевым в районе Ржева атаковала большую группу бомбардировщиков Ju-88, идущих под прикрытием истребителей Me-109  ( по оценкам лётчиков, всего до 70 самолётов ). В воздушном бою наши лётчики сбили 6 бомбардировщиков и 3 истребителя без своих потерь, за что каждый участник этого боя был награждён орденом Красной Звезды.

По прибытии в Москву фронтовики в течение месяца под руководством инженеров из ОКБ Поликарпова занимались изучением материальной части, вели подготовку и приёмку И-185 для проведения испытаний. Заводской лётчик - испытатель П. Е. Логинов консультировал их по практике пилотирования машины. Некоторые особенности конструкции пояснял сам Поликарпов.

В ходе тренировок каждый из пилотов выполнил несколько полётов в зону для отработки высшего пилотажа и для отстрела пушек. В конце ноября началась подготовка к вылету на фронт. 3 декабря 1942 года Поликарпов тепло попрощался с каждым лётчиком, напутствовал пожеланием "С Богом !" и перекрестил, чем немало их удивил. Как вспоминал позднее Н. П. Игнатьев, подобное напутствие перед полётом он получил первый раз в жизни.

Поднявшись в небо, 4 И-185 вылетели на фронт. Курс лежал на аэродром Мигалово под Калининым, где располагался штаб 3-й Воздушной армии. Лётчики представились командующему генерал - майору М. М. Громову, который лично проинструктировал их о том, как проводить фронтовые испытания новых истребителей. Из соображений секретности И-185 запрещалось перелетать через линию фронта, вступать в воздушные схватки и вести маневренный бой. По воспоминаниям Игнатьева, им было сказано: "Падение И-185 на территорию, занятую противником, будет расценено, как измена Родине". Полёты должны были проходить на высоте 3000 - 4000 метров, при скорости 500 - 550 км/час, в зависимости от погоды, и на каждый вылет требовалось особое разрешение командующего 3-й Воздушной армии или его начальника штаба.

728-й ИАП базировался тогда вблизи древнего русского города Старица, в 60 км вверх по Волге от Калинина. Обстановка на этом участке фронте в конце 1942 года была хотя и напряжённой, но спокойной. Проводимая летом Ржевско - Сычёвская операция закончилась безрезультатно, несмотря на массированное применение крупных танковых соединений. Также без видимого результата завершилась Ржевская операция Калининского фронта  ( 24.11.1942 - 20.01.1943 гг. ), являющаяся отвлекающей  ( по распространённой версии )  от основного Сталинградского направления. Эта стратегическая операция советской разведки имела успех: немцы вплоть до лета 1943 года держали на Ржевско - Вяземском выступе крупную группировку войск, причём не только наземную. В конце октября 1942 года именно сюда начали поступать первые партии истребителей FW-190 из числа прибывающих на Восточный фронт. По-видимому, проведение испытаний И-185 на Калининском фронте преследовало ту же самую цель дезинформации противника.

Первый боевой вылет И-185 состоялся 9 декабря 1942 года, последний - 12 января 1943 года. Летали в двух парах, причём ведущим обычно являлся офицер   ( Игнатьев, Купин ), а ведомым - сержант  ( Боровых, Томильченко ). Истребители часто выпускали в полёт, когда над нашей территорией шёл воздушный бой. На полной скорости И-185 проносились сквозь строй фашистских самолётов, стреляя из пушек, а потом с разворотом уходили на свой аэродром. Два полёта было выполнено на прикрытие действовавшего в районе Ржева разведчика Р-40 "Киттихаук". Один полёт был осуществлён на "свободную охоту" над своей территорией. По воспоминаниям Игнатьева, лётчик Боровых при этом сбил или повредил один немецкий самолёт.

Бой ведут самолёты И-185.

Купин летал преимущественно на опытном И-185 с М-71 № 6204, Игнатьев на И-185 М-71  ( образцовый ), а Боровых и Томильченко - на И-185 с М-82А. В воздушных боях с "Фокке - Вульфами" им встретиться не довелось.

Группа И-185 часто меняла дислокацию, перелетала в Старую Торопу, затем возвращалась в Старицу. Преследовалась цель: создать у германского авиационного командования иллюзию наличия на Калининском фронте по крайней мере полка, вооружённого И-185, снизить вероятность поражения истребителей при возможных налётах противника на аэродром.

Всего каждым лётчиком было выполнено около 10 боевых вылетов. В лётную книжку по соображениям секретности они записывались преимущественно как тренировочные в зоне аэродрома. Кроме Купина, Игнатьева, Боровых и Томильченко, И-185 облетали в действительно тренировочных полётах командир полка капитан Василяка и младший лейтенант Кустов.

По указанию командования отчёты о фронтовых испытаниях должны были писать только лётчики - офицеры, причём в них старательно подчеркивалось выполнение на И-185 только учебно - тренировочных полётов. Командир 728-го полка капитан В. С. Василяка в своём отчёте указал следующее:

"В полку на самолётах И-185 летает 5 человек, все вылетели и летают без затруднения как после "Яка", так и после И-16. Лично я летал на самолётах: И-16, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, "Харрикейн" и на самолёте И-185 с мотором М-71 и М-82 и пришёл к следующему выводу:

Считаю, что самолёт И-185 с мотором М-71 или М-82 и вооружённый 3 пушками "ШВАК" отвечает всем требованиям для ведения боевой работы. Надо считать, в настоящее время самолёт И-185 является лучшим самолётом истребительного типа по своей простоте в управлении, по скорости, маневру   ( особо на вертикали ), по вооружению и живучести. Лётчики - фронтовики этого самолёта ждут с нетерпением на фронте".

В своём отзыве командир эскадрильи старший лейтенант Н. П. Игнатьев написал так:

"Начинал боевую работу на фронте Отечественной войны на самолёте И-16 и Як-7. Имея более 320 боевых вылетов, уничтожил до 25 немецких самолётов, как в одиночном, так и в групповом бою. Перейти на самолёт И-185 никакой трудности не представляет для средне и неподготовленного лётчика. Самолёт И-185 во всех случаях прост, устойчив. Взлёт гораздо проще, чем на Як-1, быстро отрывается ввиду большой мощности мотора; планирование, посадка, пробег простые. Пилотаж в зоне прост, бочки, штопор, перевороты энергичные, не требуют никакого усилия. И-185 обладает хорошей горизонтальной и вертикальной скоростью, превышающей все иностранные и отечественные самолёты в скорости, поэтому лучше вести воздушный бой на вертикалях, горизонтальный маневр равен самолёту Як-1, на самолёте И-185 боевая работа не производилась из-за отсутствия задачи. Учебно - тренировочные полёты показали, что самолёт И-185 обладает хорошими свойствами для ведения воздушного боя с истребителями противника на вертикалях.

Вооружение самолёта 3 пушки "ШВАК" достаточно вполне, лично рекомендую заводу такое вооружение для дальнейшего применения на самолёты И-185.

Моторы М-71, М-82 вполне подходящие, мощные, выносливые, но требуют некоторых вопросов для лучшего усовершенствования в эксплуатации. Запуск мотора в зимних условиях труден. Общий недостаток моторов воздушного охлаждения, поэтому требуется продумать вопросы подогрева мотора более быстрого, чем сейчас. Заливка мотора  ( шприц )  расположен неудобно, рекомендую заливную систему расположить у приборной доски или за ней. Управление жалюзи неудобное, тугое  ( также требуется изменить, поставить так, как на И-16 ), такое расположение требует значительного усилия и внимания как на самолёте с 71-м, так и 82-м мотором. Заливной бак на самолёте с мотором М-71 неудобен в смысле заправки, рекомендую заливную систему сделать, как на Як-1 от общего бака, этим самым упростится запуск мотора. Запуск мотора рекомендую не от стартера, а воздухом".

Отзыв о самолёте И-185 лётчика младшего лейтенанта И. Е. Кустова:

"Боевую работу на фронте Отечественной войны всё время вёл на самолёте И-16, на котором сделал более 100 боевых вылетов, лично сбил 7 и в групповом бою - 7 самолётов противника. Переход с самолёта И-16 на самолёт И-185 был для меня не труден, поэтому считаю, что лётчики, владеющие техникой пилотирования на самолёте И-16 с оценкой на хорошо, свободно могут переходить на И-185. На взлёте и посадке самолёт прост. Из сделанных мной полётов могу заключить, что самолёт обладает скоростью, превосходящей все типы самолётов, стоящих на вооружении ВВС КА. Обладает хорошим вертикальным и горизонтальным маневром. С этими лётными качествами и мощным вооружением, которым обладает самолёт, он может считаться одним из лучших советских истребителей".

Несмотря на столь положительные оценки в отношении И-185, пожелания фронтовых лётчиков не были услышаны. Хотя по темпам выпуска боевых самолётов отечественная авиапромышленность к середине 1942 года превзошла немецкую, ни Ставка Верховного главнокомандования, ни наркомат авиационной промышленности не спешили пересмотреть свою политику в отношении изменения качественного состава ВВС. Любое, даже временное сокращение темпов производства, по-прежнему считалось недопустимым. Играли роль и другие факторы. Выпуск И-185, превосходившего по лётным характеристикам другие истребители, в итоге ставил вопрос о сокращении их производства, что по ряду причин не устраивало ни определённые круги в руководстве наркомата и ВВС, ни, естественно, главных конструкторов. Поэтому происходила лишь "мышья беготня около самолёта", как об этом писал с горькой усмешкой Николай Николаевич Поликарпов...

( Из книги Михаила Маслова - "Роковой истребитель Чкалова".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2011 год. )


Возврат

Н а з а д


Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU