Главная | Источники | 

HSU

Исаев Василий Васильевич

В.В.Исаев

Родился 7 Января 1917 года в посёлке Хотмыжск, ныне Борисовского района Белгородской области, в семье крестьянина. С юных лет жил в Харькове. В 1932 году окончил 9 классов средней школы. Работал диспетчером на станции Харьков - Товарная. С 1939 года в Красной Армии. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Окончил Зерноградскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году.

С Июня 1942 года старший сержант В. В. Исаев в действующей армии. В составе 8-го ИАП  ( 42-го Гвардейского ИАП )  сражался на Южном и Северо - Кавказском фронтах.

К Январю 1945 года заместитель командира эскадрильи 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 269-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт )  Гвардии капитан В. В. Исаев совершил 241 боевой вылет, в воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника и 5 в составе группы, ещё 8 самолётов уничтожил на земле во время штурмовок вражеских аэродромов.

18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны вышел в запас. Был директором протезного завода. Автор книги "За чистое небо". Умер 7 Июня 1985 года.

Награждён орденами: Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени   ( дважды ); медалями.

*     *     *

Боевую закалку комсомолец Василий Исаев получил во время вооружённого конфликта СССР с Финляндией. Призванный в армию в 1939 году, он служил в аэродромной команде обслуживания шофёром, затем механиком самолёта. С детства мечтая стать лётчиком, Василий посещал Харьковский железнодорожный аэроклуб Осоавиахима. Но поступлению в лётное училище помешали финские события. Однако Василий не отказался от своей мечты. Он трижды писал рапорты Наркому Обороны К. Е. Ворошилову, в которых просил направить его в лётное училище. Как только закончился вооружённый конфликт на северной границе страны, красноармеец Исаев получил направление в военное авиационное училище лётчиков.

В Июне 1942 года молодой пилот прибыл на Юго - Западный фронт. Первые боевые вылеты на своём истребителе совершил над городом Фастовом, южнее Киева. Летал на разведку в районе города Смелы. Здесь Василий Исаев впервые увидел немецкие истребители Ме-109, которые сопровождали свои бомбардировщики. Но во время первых боевых вылетов молодым лётчикам не разрешалось ввязываться в воздушные бои.

Настоящее боевое крещение он получил в районе Ростова - на - Дону, над городом Каменском, куда вылетел со своим напарником в разведку. Тут им пришлось вступить в воздушный бой сразу с 10 вражескими истребителями. Силы были неравные, но наши лётчики не уклонились от схватки. Оба сделали несколько боевых заходов, что заставило немецких пилотов оторваться от своих подопечных бомбардировщиков и вступить в бой. Самолёт Василия получил несколько повреждений да и сам он был легко ранен. В лётной книжке Исаева в тот день появилась запись о его храбрости и мастерстве.

За этим последовали многие другие полёты. Десятки раз сражался Василий Васильевич над волжскими степями. Кипели бои и на земле, и в небе - на втором этаже войны, как шутили солдаты. За мужество и отвагу, проявленные в битве на Волге, лётчика Исаева наградили медалью "За оборону Сталинграда" и орденом Красного Знамени.

Затем был Северный Кавказ. Он летал там на разведку, сопровождал своих бомбардировщиков и штурмовиков, провёл несколько воздушных боёв. Особенно запомнились ему бои в районе Моздока, где были остановлены немецкие войска. Отсуда впоследствии началось изгнание врага с советской земли. В этих боях Исаев был ещё дважды ранен. Один осколок как память о тех суровых днях он носил в себе до конца жизни. Но после каждого ранения Василий неизменно возвращался в свой 8-й истребительный авиационный полк, в Феврале 1943 года переименованный в 42-й Гвардейский.

Як-9У, 1945 год
Як-9У Гвардейского полка.  Весна 1945 года.

В составе этого полка Старший лейтенант Исаев сражался в Крыму и был награждён вторым орденом Красного Знамени. Затем участвовал в освобождении Севастополя. Здесь он сбил 2 вражеских самолёта. На груди отважного лётчика появился орден Отечественной войны 1-й степени.

Позднее он освобождал Правобережную Украину и Польшу, воевал в районе Кенигсберга, штурмовал Будапешт, сражался в небе Померании.

В Январе 1945 года на его счету был 241 боевой вылет. Он налетал в военном небе 246 часов. В воздушных боях лично сбил к тому времени 17 самолётов противника и 5 в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 17 личных и 4 групповые победы. ]  На земле уничтожил ещё 8 самолётов врага.

Вручение В. В. Исаеву Золотой Звезды Героя.
Вручение В. В. Исаеву Золотой Звезды Героя.

Командир авиационного полка Гвардии майор Я. А. Александрович в наградном листе характеризует Гвардии капитана В. В. Исаева как мужественного и самоотверженного лётчика, мастерски владеющего техникой пилотирования, боевые заслуги которого были отмечены к тому времени 5-ю боевыми орденами и несколькими медалями.

К концу войны Василий Исаев произвёл 388 успешных боевых вылетов, участвовал в 105 воздушных схватках. Большинство вылетов совершил на истребителях конструкции А. С. Яковлева. Закончил войну на новеньких Як-9У.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 Августа 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны В. В. Исаев демобилизовался по состоянию здоровья и вернулся в Харьков - город своей комсомольской юности, где когда - то работал на станции Харьков - Товарная, увлекался спортом, участвовал в художественной самодеятельности.

В.В.Исаев

В Ленинском райкоме партии тепло встретили фронтовика. Послали на ответственную хозяйственную работу. А через несколько лет он был назначен директором Харьковского протезного завода. Это предприятие Василий Васильевич возглавлял более 15 лет. За успешное выполнение плановых заданий 8-й пятилетки завод был награждён орденом "Знак Почёта.

Несмотря на большую загруженность, Василий Васильевич много внимания уделял общественной работе, был членом Ленинского райкома Компартии Украины, председателем районной комиссии Фонда мира. В последние годы грудь кавалера Золотой Звезды украсили награды за труд: в 1972 году - орден Октябрьской революции, в 1974 году - Почётная медаль Советского Комитета защиты мира. Уделяя большое внимание воспитанию подрастающего молодого поколения, бывший фронтовик написал книгу воспоминаний о войне, часто бывал в различных молодёжных коллективах, рассказывая о нелёгких временах Великой Отечественной войны, своих боевых товарищах.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана В. В. Исаева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
113.12.1942 г.1  Ме-109Шеватов - АваловЯк-1, Як-7, Як-9.
203.02.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Батайск
311.02.1943 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )зап. Старонижестеблиевская
414.03.1943 г.1  Ме-109Кубань
510.05.1943 г.1  Ме-109сев. Нижнебаканская
626.05.1943 г.1  Ju-87Кеслерово
727.05.1943 г.1  Ме-109зап. Киевское
828.05.1943 г.1  Не-111сев. - зап. Молдаванское
931.05.1943 г.1  Ме-109вост. Киевское
1002.06.1943 г.1  Ме-109зап. Троицкая
1119.09.1943 г.1  Ме-110вост. Фонталовская
1227.09.1943 г.1  Ме-109сев. Голубицкая
1305.10.1943 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 6 )юж. Ахтанизовская
1419.11.1943 г.1  Ju-87Керчь
1513.01.1944 г.1  Ju-87Тархан
1627.01.1944 г.1  Ju-87зап. Керчь
1706.02.1944 г.1  Ме-109Керчь
1814.02.1944 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 4 )зап. Катерлез
1902.03.1944 г.1  Ju-87зап. Тархан
2003.03.1944 г.1  Ме-109вост. окр. Катерлез
2101.05.1945 г.1  FW-190сев. - зап. Киритц

       Всего сбитых самолётов - 17 + 4;  боевых вылетов - 313;   воздушных боёв - 99.


Возврат

Н а з а д



Главная |  | Источники | 

     © AirFighters.RU