Главная | Источники | 

HSU

Иванов Сергей Сергеевич

Иванов С.С.

Родился в Июне 1921 года в деревне Сатыгино  ( ныне - в зоне затопления Вышневолоцкого водохранилища в Тверской области ). В 1938 году окончил 8 классов школы в городе Вышний Волочёк. С Апреля 1940 года в Красной армии. В 1941 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС Северо - Кавказского военного округа. С Июля 1941 года в составе 73-й истребительной авиационной дивизии.

С Октября 1941 года сержант С. С. Иванов в действующей армии. С Июля 1942 года в составе 590-го ИАП, затем командир звена в 494-м ИАП, позднее в 43-м ГвШАП. С Января 1944 года в составе 101-го Гвардейского ИАП.

К Марту 1944 года заместитель командира и штурман эскадрильи 101-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Закавказский фронт ) Гвардии лейтенант С. С. Иванов совершил 126 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, в которых лично сбил 19 самолётов противника.

1 Июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил около 200 боевых вылетов, лично сбил 21 самолёт противника.

Награждён орденами: Ленина  ( 1944 ), Красного Знамени   ( 1944 ), Отечественной войны 1-й степени  ( 1945 ), Красной Звезды   ( 1942 ); медалями.

С Июня 1945 года Гвардии лейтенант С. С. Иванов - в запасе. Жил в городе Вышний Волочёк. 18 Июня 1951 года был осуждён народным судом по статье "грабёж" и приговорён к 10 годам лишения свободы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 Июля 1952 года лишён звания Героя Советского Союза и всех государственных наград.

Досрочно освобождён 29 Июня 1957 года. После освобождения из мест лишения свободы жил в городе Ржев Калининской  ( ныне - Тверской )  области. Работал машинистом конторы "Заготзерно". Трагически погиб 28 Сентября 1961 года. Похоронен на Староверческом кладбище в Ржеве.

*     *     *

В начале войны 73-я ИАД, в которой служил молодой пилот Иванов, базировалась в Закавказье. В Октябре 1941 года дивизия вылетела на Южный фронт и вошла в состав 56-й армии Генерала Ремезова. На устаревших И-15бис последовали тяжёлые неравные бои под Таганрогом, Ростовом, Хопром. В одном из боёв "Мессеры" так пощипали Сергея, что он еле дотянул до своего аэродрома.

Весной 1942 года под Таганрогом в воздушном бою он был ранен в левую руку и ногу, его самолёт подбили. Он приземлился на территории, оккупированной противником. Раненый лётчик в течение нескольких дней пробирался к своим.

Самолёт И-15бис.

Летом 1942 года лётчики 590-го ИАП, в котором сражался и Иванов, на И-16 и И-15бис в оборонительных боях в Донбассе и на Кавказе летали до изнеможения. Полк понёс большие потери, и оставшийся лётный состав был отправлен на переформирование. Лётчики, летавшие до этого на И-16, остались в 590-м ИАП, а пилотов "Чаек" направили на переучивание на Ил-2 во вновь сформированный 590-й ШАП. Так Иванов стал лётчиком - штурмовиком. В Феврале 1943 года его полк был преобразован в 43-й Гвардейский ШАП, а в конце Мая, закончив обучение, вылетел на фронт. В полку запомнили его мастерскую посадку на полном газу, изумившую даже бывалых лётчиков.

Иванов настойчиво стремится попасть в истребительную авиацию и добивается своего в конце 1943 года. Узнав о переводе в истребительный полк, он бросил в своей части все личные вещи и долго не возвращался за ними, боясь, как бы его не оставили там.

В 101-м Гвардейском ИАП он переучивается на более скоростную "Аэрокобру". Гвардии майор А. М. Беркутов писал o нём:

"Первая проверка показала, что лётчик имел среднюю технику пилотирования, не мог дать нормального профиля посадки. Ему не хватало, как говорят, хватки истребителя. Как ревностный школьник, он внимательно выслушивал мои замечания, записывал их и быстро исправлял недостатки".

Первый боевой вылет на истребителе после длительного перерыва Сергей Иванов совершил 20 Января 1944 года.

В этот день группа Гвардии майора А. Беркутова перехватила группу "Хейнкелей-111". Бой был для Иванова неудачным: он не удержался в боевом порядке и отстал. Последующие 2 - 3 дня боя также были "опытными", как назвал их впоследствии сам Иванов. Лишь через 3 дня на 6-м боевом вылете он одержал свою первую победу, уничтожив бомбардировщик Ju-87. В тот же день он записал на свой боевой счёт и сбитый истребитель Me-109.

4 Февраля над Керчью группа Старшего лейтенанта Г. М. Заводчикова при низкой облачности атаковала "Юнкерсов". Одного сбил Заводчиков, второго - Иванов. Ведомый Иванова - Младший лейтенант Б. И. Степанов сбил Me-109.

В целом же день этот оказался неудачным. Как выяснилось впоследствии, на этот участок фронта немецкое командование перебросило группу лётчиков из эскадрильи "Удет". В очередном боевом вылете в тот день немецкие асы сбили комэска 101-го Гвардейского ИАП Г. М. Заводчикова и ещё одного лётчика другого полка.

Проходит пару дней. Вечером на КП полка, под впечатлением гибели командира сидели при свете коптилки лётчики. Они несколько приуныли - погибать никому не хочется. Против них асы орудуют - комэска сбили, в других частях тоже нескольких лётчиков сбили. Обстановку разрядил новый командир эскадрильи Иван Григорьевич Похлебаев. Опытный лётчик, одно время работал инструктором. Был он на 5 лет старше новичков. Худощавый, выше среднего роста, с обожжённым лицом  ( горел ещё на И-16 ), он резко и уверенно так сказал:

- Вы что носы повесили ?   Ну асы !   Подумаешь, асы !   У нас, что оружия нет, самолёты плохие ?   Посмотрите, какое у нас оружие, мы разве не знаем, как надо их бить ?   Завтра мы их тоже пи...ть будем, - закончил он разговор крепким русским словечком. - А сейчас пошли на ужин.

Утром 5 февраля, перед вылетом Похлебаев подробно объяснил лётчикам построение боевого порядка самолётов:

- Идём "этажеркой Покрышкина". Вверху я, ниже пара и в самом низу пара Иванова.

В шестёрке было 3 молодых лётчиков, совершавших свои первые боевые вылеты. Таким образом, более опытные лётчики оберегали новичков. В этот день группа Старшего лейтенанта И. Похлебаева вылетела на разведку переднего края обороны противника. Неожиданно их атаковала четвёрка "Мессеров">. Пара Me-109 шла на Похлебаева, но их маневр своевременно заметил ведомый - Младший лейтенант Б. С. Дементеев. Он пошёл наперерез немцам и с дистанции 100 метров сбил одного из них. Иванов в это время завязал бой со второй парой. Он сумел зайти в хвост Ме-109 и в упор расстрелял его. В этот день молодые лётчики наглядно увидели, что делают 37-мм снаряды "Аэрокобры" с вражескими самолётами. У Me-109 от 2 - 3 попавших снарядов отлетела плоскость, развалился фюзеляж.

Со станции наведения лётчиков уже другим, воинственным тоном подбадривают:

- Иванов, бей их, держись.

8 Февраля Иванов сбивает FW-190.

- Чёрт его знает ! - восхищался механик его самолёта Егор Иванов. - Чем же ты их лупишь ?   На последнего ты только 4 снаряда истратил.

- А на них, гадюк, и 4-х жаль, - ответил лётчик, снова садясь в кабину.

10 Февраля Иванов прилетел из боя с 2-мя победами. При патрулировании над полем боя он заметил группу "Юнкерсов" и тут же пошёл на них в атаку. В момент выхода немецкого бомбардировщика из пикирования он поймал его в прицел и, открыв огонь с близкой дистанции, сбил двумя короткими очередями. Выйдя из атаки, заметил двух Me-109, которые вывалились из облачности. Тут же пристроился к одному из них в хвост и открыл огонь. Это была его 8-я победа.

13 Февраля Похлебаев и Иванов при возвращении из разведки заметили 4 FW-190. Наши лётчики атаковали нижнюю пару, и оба самолёта врага были сбиты. В тот же день Иванов при вылете на перехват "Юнкерса" по сигналу взлетел первым и повёл группу. Приняв приказ со станции наведения, он нашёл группу бомбардировщиков и сзади сверху сразил одного "Юнкерса" двумя очередями. В районе Керчи в тот же день он уничтожил второй FW-190.

14 Февраля Иванов уничтожил Me-109.

15 Февраля в 4-х боевых вылетах Сергей Иванов сбивает 6 самолётов противника: 4 Me-109 и 2 FW-190 ! ( М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает даже на 7 сбитых самолётов: 5 Me-109 и 2 FW-190 )  При этом на их уничтожение он истратил всего 78 патронов.

Газеты подробно описали победные боевые вылеты Младшего лейтенанта С. С. Иванова в этот особо удачный для лётчика Февральский день.

В первый боевой вылет на прикрытие позиций наших войск они вылетели четвёркой под командованием Гвардии лейтенанта Ивана Похлебаева. В газете 4-й Воздушной армии он описывал этот вылет так:

"Солнце закрыло густыми тучами. Они как будто давят на землю. Я - с ведомым Дементеевым, Иванов - со Степановым. Подходим к линии фронта. Станция наведения нацеливает: "Похлебаев, перехватите четвёрку, идущую к нашему переднему краю". Я оставляю Иванова с напарником под нижней кромкой облаков, а сам с Дементеевым иду вверх. Вдруг - слышу, Иванов передаёт по радио:

- Веду бой с четвёркой "Мессеров".

Быстро снижаюсь и вижу: Иванов гонится за Mе-109, Степанов - за другим, а за ним увязались 2 других Me-109- Я моментально иду другу на выручку. С первой же атаки вгоняю немца в землю".

Уходя от атакующей сверху пары Похлебаева, вражеские самолёты, не приняв боя, свалились вниз на пару Иванова. Предупреждённый по радио командиром группы Иванов боевым разворотом вышел из-под удара. После неудачной атаки "Мессеры" оказались под ним. Резко развернувшись на 180 градусов, Иванов зашёл в хвост одному из них и с дистанции 50 - 70 метров открыл огонь. Пылающий "Мессер" упал на землю. Завершив атаку, Иванов ушёл в облака, где встретил ещё пару Me-109. Немцы пытались зайти ему в хвост, но Иванов резко развернул машину и пошёл в лобовую атаку на ведомого. Me-109, не приняв удара, стал разворачиваться со снижением и потерял высоту. Иванов, имея необходимый запас скорости, оказался выше пары Me-109. Он с левым разворотом зашёл в хвост уходившей пары, быстро настиг ведомого Me-109 и с дистанции 70 - 50 метров прицельным огнём 3-мя очередями почти в упор расстрелял его. Тем временем И. Похлебаев с Б. Дементеевым охотились за FW-190. Дементеев первым заметил их и сверху атаковал ведущего. Тот, окутавшись дымом, заковылял и пошёл к земле.

После первого воздушного боя пара Иванова, набирая высоту, зашла за облачность. Находившиеся в этом районе 2 Me-109, заметив появление наших истребителей, пытались зайти им в хвост.

Своевременно обнаружив противника и наблюдая за ним, Иванов резко развернулся на 180 градусов и пошёл против "Мессеров" в лобовую атаку. Истребители противника, не приняв атаки, с левым разворотом и со снижением пытались уйти, но Иванов вместе со своим ведомым, имея превышение, догнал их и с дистанции 30 метров почти в упор расстрелял ведомого Me-109. Итак, 4 сбитых в одном бою !   Так начался день. Через час после посадки группа в том же составе взлетела вновь. Погода улучшилась. Изредка проглядывает солнце. Me-109 в воздухе нет, но FW-190 ныряют в облачности, выбирая момент для бомбоудара по нашим войскам.

Теперь пара Иванов - Степанов находилась вверху на высоте 4000 метров, а пара Похлебаев - Дементеев - на 1000 метров ниже. Почти на параллельном курсе и на одной высоте были замечены 2 FW-190. Атаковать вражеские самолёты в таком положении не было смысла, так как они, своевременно заметив атаку, успели бы выйти из-под удара. Иванов решил прибегнуть к хитрости. Находясь в поле зрения противника и делая вид, что не замечает его, начал разворот вправо, имитируя уход на восток. Затем резким разворотом влево он вышел на курс противника, зашёл ему строго в хвост и устремился в погоню. Немец проявил беспечность и не заметил грозившей ему опасности. Иванов с дистанции 100 метров открыл огонь и сбил его. Напарник фашиста поспешил удрать.

Продолжая барраж, через 10 минут наши лётчики заметили ещё 2 истребителя врага. Противник попытался уйти в западном направлении. Иванов пошёл с курсом 350 градусов  ( в сторону направления их полёта ), затем, резко развернувшись, взял курс на перехват. С расстояния 100 метров Иванов открыл огонь. Немец, маневрируя мелкими змейками, пытался со снижением выйти из-под удара, но Иванов продолжал преследование и, ведя непрерывный огонь, сбил ещё один "Фоккер".

Отдохнув 55 минут, лётчики вновь подняли машины в воздух. К полудню погода совсем ухудшилась. Горизонт подёрнулся густой дымкой. Четвёрка идёт с набором высоты. Лётчики радостно возбуждены. В районе патрулирования спокойно, противника не видно. Группа спускается ниже. Пара Иванова шла на высоте 2000 метров. На высоте около 800 - 1000 метров и южнее до 1 км, лётчик замечает пару Me-109 и сообщает об этом Похлебаеву. Когда самолёты оказались на встречных и параллельных курсах, Иванов пропустил противника мимо, а затем, имея превышение по высоте, с резким разворотом вышел им в хвост. Немецкие лётчики поздно заметили атаку и разворотом вправо пытались уйти. В этот момент Иванов с дистанции 30 метров сбил одного из них.

После 3-часового отдыха Иванов в составе группы Похлебаева в 4-й раз вылетел на прикрытие. Видимость ещё более ухудшилась, но глаза Иванова, кажется, видят в облаках, он рвётся в бой. Сделав несколько кругов на высоте 1500 метров, пара Иванова заметила четвёрку Me-109. Похлебаев по радио слышит его голос - "Вижу "Мессеров" и отвечает: "Бей, не упускай !"   Истребители противника также обнаружили Иванова и разделились на 2 пары. Первая вскоре скрылась в нижнем ярусе облаков, а вторая правым разворотом пыталась имитировать свой уход на запад. Иванов на эту уловку не клюнул и, разгадав хитрость врага, решил атаковать скрывшуюся в облаках пару. Набрав высоту 2500 метров, он стал поджидать "Мессеров". Последние не заставили себя долго ждать. Обнаружив пару, набиравшую высоту с курсом 45 градусов, Иванов пошёл на них в лобовую атаку. Немцы немедленно развернулись на запад и попытались уйти на свою территорию. Иванов на пикировании догнал один Me-109 и с дистанции 50 метров сбил его.

Пошёл дождь, и вылетов больше не было. Всего в этот день лётчики полка сбили 9 самолётов. Общий боевой счёт лётчика - аса С. С. Иванова достиг 18 лично уничтоженных самолётов врага. При этом 11 из них были сбиты за 3 дня !   В этот же день командующий 4-й Воздушной армией Генерал К. Вершинин, узнав о внушительной победе, награждает Похлебаева и Иванова орденами Красного Знамени. На следующий день партийная организация принимает Иванова кандидатом в члены ВКП(б). Через несколько дней Гвардии лейтенант С. С. Иванов назначается заместителем командира эскадрильи.

Слава о бесстрашном лётчике - истребителе Сергее Иванове разносится по всем фронтам. В газетах так оценивались слагаемые успеха и боевой почерк лётчика: "Высокое лётное мастерство. Неожиданные, стремительные и настойчивые атаки. Внезапность нападения, всегда атакует противника первым, решительно и упорно доводит свои атаки до конца, открывая губительный огонь с предельно малых дистанций. Умеет быстро и грамотно оценивать воздушную обстановку. Присуща военная хитрость и умение ввести противника в заблуждение".

Сам Сергей Иванов в армейской газете писал:

"Как-то, обнаружив немецкий самолёт - охотник на высоте, скрывшись, я приказал ведомому лётчику идти самостоятельно, а сам набрал высоту. Фриц заметил одиночку, но атаковать не решался, чувствуя ловушку. Тогда я посоветовал "приманке" сделать вид блуждающего, потерявшего ориентировку самолёта. Наконец, фриц соблазнился, стал набирать скорость для атаки. Тут я его нагнал и сбил.

Но хитрость не должна быть шаблонной, она должна быть хорошо продуманной, тщательно замаскированной".

Журналисты так описывали облик нового аса: "...В нём всё русское: и светлые льняные волосы, и серо - голубые глаза, и тёплая добродушная улыбка. Взор его немного косит вверх, словно любуется небом. Нос ровный с горбинкой, губы плотно сжаты. Как и другие лётчики, он любит повеселиться - широко по-русски".

О феноменальных боевых успехах С. С. Иванова командующий 4-й Воздушной армией Генерал - полковник К. Вершинин доложил главкому ВВС Красной Армии Главному маршалу авиации А. А. Новикову. Тот приказал подготовить наградной лист на присвоение лётчику высшей награды страны. За совершение 126 боевых вылетов, участие в 36 воздушных боях и за 19 лично сбитых самолётов противника его представляют к званию Героя.

Лётчик был, полон боевого задора:

"В чём секрет успеха ?.. Пусть каждый истребитель возненавидит немца - захватчика и убийцу всей силой своей души. Пусть он, презирая смерть, первым нападает на фашистских бандитов, настойчиво и упорно доводит свои атаки до конца. Пусть он постоянно чувствует локоть товарища в бою, помогает ему. И тогда он добьётся такого же успеха.

Я, конечно, рад одержанным победам, но не успокоюсь на них. Приложу все силы к тому, чтобы умножить эти победы".

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Июля 1944 года Гвардии лейтенанту Иванову Сергею Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 5412 ).

Р-39Q из состава 101-го ГвИАП.

Значительно увеличить свой боевой счёт Иванову не довелось. Он довёл число лично сбитых самолётов до 21, а число боевых вылетов до 200. Впрочем, лётчик утверждал, что ещё на 6 сбитых им самолётов подтверждения так и не пришли.

Судьба распорядилась иначе. В начале Апреля 1944 года их полк перелетел на недавно освобождённый аэродром близ станицы Вышестеблиевской. О дальнейших событиях рассказывает ветеран 101-го Гвардейского авиаполка Борис Степанович Дементеев:

"12 Апреля 1944 года. Мы сидели в Багерово. Нам привезли обед на окраину аэродрома. Пока мы собрались - лётчики, техники, - уже стало темнеть. Группа лётчиков пошла через аэродром к столовой. Шли группой. У Иванова в руках был невесть где добытый немецкий клинок, которым он лихо сбивал головки цветов. Я со смершевцем пошёл по дороге в обход. Мы услышали взрыв, а через некоторое время шум автомобильного мотора и ещё один взрыв. Оказывается, машина шла им на помощь и тоже подорвалась на мине. Кто-то задел немецкую мину - "лягушку", 7 человек было ранено. Лётчик Воробьёв умер, а Овечкину отрезали ногу. Иванов также оказался с тяжёлым ранением в краснодарском госпитале".

Тем временем мать и отец С. Иванова, проживавшие в то время в городе Вышний Волочок по улице Кирова  ( дом 145, квартира 3 ), получили благодарственное письмо от командования полка:

"Здравствуйте, Евдокия Фёдоровна и Сергей Григорьевич !   Посылаем Вам это письмо от имени воинской части, где служит Ваш сын. Спасибо Вам, дорогие. Вы вырастили мужественного и храброго сына, которым гордится вся наша страна. Сергей Сергеевич за один только день - 15 Февраля сбил 6 фашистских стервятников. Всего на его счету 18 сбитых немецких самолётов.

Храбрый лётчик - гвардеец за отвагу и мужество, проявленные в боях с немецкими захватчиками, награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Сейчас представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Пусть трудящиеся города В. Волочка гордятся своим земляком, героически защищающим свои родину от фашистских поработителей.

С приветом Гвардии майор Пушкаревский".

В этот портрет аса один из лётчиков - ветеранов полка добавил несколько негативных штрихов. Во-первых, Иванов сильно выпивал. Даже во время боевой работы у него были запои. А летать надо. Бывало и так, что выпьет 150 грамм и летит в бой. Во-вторых, у командира полка и некоторых лётчиков также возникали сомнения в некоторых его победах. Обычно он держался в строю как-то обособленно. В общую "свалку" боя не лез, "прикрывал" в стороне. Смотрит, сбили самолёт. Он засекает место. Потом после боя пристраивался, группа приходит на аэродром. Он первый садится и докладывает, что сбил, самолёт упал там-то. Командир полка докладывает в дивизию, те ещё выше. Пойди попробуй докажи, что это не он сбил, а кто-то ещё ?   Обидеть же человека недоверием легко.

Этот лётчик летал с ним вместе на боевые задания и рассказал такой из ряда вон выходящий эпизод:

"Однажды мы шли с Борисом Степановым, ведомым Иванова. Навстречу Иванов в подпитии. Остановил Бориса, я чуть дальше прошёл несколько шагов. Стою, дожидаюсь. Смотрю, разговор идёт у них на повышенных тонах из-за того, что Степанов не хочет подтверждать его победу. Борис был скрытным, не болтливым человеком и честным. Иванов его часто называл "Митяй - митяй" - мол, отсталый ты человек. Смотрю, бьёт он Бориса по лицу, Я к нему: "Командир, так не годится, мы же вместе летаем". Он ко мне:

- Ты, длинный, ещё здесь ? - и размахивается левой, через плечо.

Я в долгу не остаюсь. Он падает, встаёт, хватается за пистолет. У меня тоже оружие, но я от греха подальше ушёл в кусты. Он мне грозит вслед:

- Завтра посмотрим.

Вылетели назавтра. Когда "Фоккеры" пришли, Иванов меня активно так начал наводить на них:

- Вперёд, вперёд иди. Вот так, правильно...

Одного я сбил, а он на второго меня наводит.

Потом смотрю - трасса у меня из-под живота. Я поддёрнул самолёт. Подумал, наверное, Иванов по какому-то "Фоккеру" стреляет. Я же различал уже, где какая трасса. Эта была, явно, "Кобровская". Ещё одна такая же. Скорость у меня уже небольшая. Разворачиваюсь. Смотрю "Аэрокобра" у меня в хвосте. И он разворачивается, от меня уходит. Нет, думаю, не уйдёшь. Догнал я его. Пристроился: номер вижу, лицо вижу. И здесь же нас "Мессы" атакуют. Я из-под прицела ушёл, а Иванов довернул на 90 градусов. "Мессер>, атаковавший меня, проскочил, поймать его в прицел я не смог, и он ушёл. Такая у них тактика, что, если ты его заметил, он уже второй раз в атаку не пойдёт. Смотрю, другой Me-109 идёт на Иванова.

- Серёга, в, хвосте "худой" ! - кричу ему.

А он как будто не слышит. Была у него такая манера, на запросы не отвечать. Мол, рация барахлит. Дальность приличная, упреждение нужно давать большое. Прицел я вынес впереди самолёта Иванова. Дал очередь, смотрю. Трасса идёт, идёт, самолёт Иванова прошёл, и она как раз впереди "Месса". Тот градусов на 80 вверх. Там тонкая такая облачность. Оттуда выскакивает Похлебаев со Степановым, который к нему пристроился. Дал ему Похлебаев 2 - 3 снаряда, "Мессер" и не горел, только плоскости отлетели...

Вечером в Крымской Иванов мне в столовой ставит стакан водки на стол. Я отказываюсь. Степанов рядом сидит, поглядывает.

- Ну пойдём, выйдем, - предлагает он мне.

- Пойдём.

Степанов было за нами, я ему показываю: сиди. Ночь тёмная. Он мне уже совсем другим, не командирским голосом вдруг говорит:

- Прости меня.

- Серёжа, за что ? - прикинулся я дурачком.

- Ты сам знаешь, ты хитрый. Прости, ей-богу, прости, - сказал и на колени упал. - Извини, прости...

- Не пойму, о чём ты.

Кое - как успокоил я его. После этого у нас с ним никаких эксцессов больше не было".

Из госпиталя Сергей вышел инвалидом. Началась гангрена. Ногу врачам удалось спасти, но половину ступни отрезали. Нога часто его не слушалась - её внезапно сводила судорога. Он приезжал в полк, потом снова ложился в госпиталь. Лётчику предложили штабную работу, а по окончании войны 25-летнего Капитана уволили в запас.

По окончании войны как-то Иванов был проездом в Москве. Хотели его товарищи на учёбу пристроить, но он учиться не захотел. Поехал к своим родителям в Вышний Волочок. Человек, проведший почти всю войну на передовой, мог бы рассчитывать на какое-то участие к себе со стороны властей. Видимо, таких чутких руководителей и чиновников он на своем пути не встретил.

Однажды один из ветеранов полка встретил в поезде женщину из Вышнего Волочка и спросил у неё, не знает ли она такого лётчика - Героя Сергея Сергеевича Иванова. Та, конечно, знала. Городок-то небольшой. Рассказала, что дали Иванову после войны какую-то руководящую должность. Он на ней из-за выпивок не удержался. Перевели на другую. Та же история. Уволили. Ребятишки, конечно, к нему льнули. Как же, Герой !   А ему же выпить надо. Отец у него был снабженцем, складами заведовал и тоже сильно выпивал. Вот Иванов и подговорил ребят - то ли магазин, то ли квартиру ограбить. Ребят поймали, а ему, как организатору, дали срок, после чего лишили звания Героя.

Эту версию подтверждает и "робингудовская статья" УК РСФСР, указанная в сопроводительном письме, посланном в ГУК с уведомлением о лишении Иванова С. С. звания Героя. Срок дали 10 лет, но по амнистии вскоре после смерти Сталина выпустили.

Судя по воспоминаниям близких людей, знавших его лично, в более поздние годы в подпитии Сергей поругивал советскую власть, говоря при этом, что многих руководителей надо гнать грязной метлой от власти. Особенно ненавидел тех, кто в годы войны нажился в тылу на людском горе... Был он по жизни человеком с обострённым чувством справедливости, часто становился на защиту любого, пусть даже незнакомого человека. С близкими, знакомыми по работе был вежлив и предупредителен. Имел врождённое чувство интеллигентности, никогда близкие не слышали от него бранного слова.

В хрониках семьи Иванова "дело", в результате которого он потерял свою Золотую Звезду Героя, выглядит следующим образом.

Однажды вечером он шёл со своей матерью и сестрой. Был в подпитии. К ним подошли незнакомцы, стали оскорблять женщин. Завязалась драка, в ходе которой хулиганы пытались сорвать у Сергея "Золотую Звезду". В одном из участников потасовки Иванов узнал местного работника милиции. Позже он ходил выяснять отношения, но в милиции его предупредили: "Ты положишь ордена на стол. Я тебе обещаю. Такое тебе будет дело "пришито", век не отмоешься".

Косвенно о правдивости этой истории говорит тот факт, что Грамота Героя у Сергея была отобрана лишь в 1959 году.

С середины 1950 годов, после отбытия срока наказания, Иванов живёт в городе Ржеве, работает электриком в "Заготзерне". В одной придорожной закусочной познакомился с девушкой - официанткой Марией, сбежавшей в поисках лучшей доли из колхоза. В Мае 1958 года они поженились. Супруги проживали в небольшой комнате деревянного барака. Вместе с ними жила и мать жены. Иванов всячески оберегал жену, был против того, чтобы она работала. Вскоре они получили отдельную квартиру.

Надежда, сестра жены Иванова, которая вскоре после женитьбы была у них в гостях, вспоминала, что Иванов постоянно носил на пиджаке свою "Золотую Звезду". Показывал он ей и ордена, и наградные документы. Он ей рассказывал о том, что война принесла ему личное горе: "Женился я рано, ещё до войны, в семье рос 3-летний сынишка. Эшелон, в котором эвакуировалась семья, попал под бомбёжку. Это случилось недалеко от места дислокации полка. Я без разрешения поднял свой самолёт в воздух и полетел к месту трагедии в призрачной надежде отыскать родных людей живыми. Едва ушёл от атаковавших меня немецких истребителей. Командование вошло в положение, и я отделался лишь выговором".

И всё же оставался он и в 40-летнем возрасте большим фантазёром. О своём ранении рассказывал Надежде, что, мол, был сбит над территорией противника и 6 суток выбирался к своим. Раненая нога за это время загноилась, началась гангрена...

Жизнь фронтовика оборвал нелепый случай. В тот Сентябрьский вечер Сергей с женой возвращался с работы. Ходил он медленно из-за ноги и отправил жену вперёд готовить ужин. Сам с сумками, нагруженными купленными продуктами, потихоньку стал перебираться через железнодорожные пути станции Ржев-II. Как назло, когда кирзовый сапог попал в стрелку и застрял там, у него судорогой свело раненую на фронте ногу. Снять сапог он сам не смог. В это время задним ходом двигался маневровый состав. Машинист заметил человека под колёсами, когда поезд уже прошёл... Пока пострадавшего довезли до больницы, он потерял много крови. Перед кончиной был в сознании, говорил жене: "Всё кончено, Машенька, я уцелел на войне, а здесь такая глупая смерть, жалко умирать, держись в этой жизни, моя дорогая".

Похоронили Сергея Сергеевича Иванова на старообрядческом кладбище Ржева. Можно было бы похоронить и на православном общем кладбище, но надо было давать взятку, а семья бедствовала. Военкомат помог с машиной. Номер могилы - 1761.

Согласно действовавшему тогда порядку работники военкомата пришли за наградами, и убитая горем вдова отдала им все ордена и даже наградные документы. Орден Отечественной войны и медаль "За победу над Германией" могла быть оставлена в семье для хранения как память. По некоторым данным, медаль "Золотая Звезда" за № 5442 в том же году была передана в Центральный музей Советской Армии и числится, как принадлежащая Маршалу артиллерии Н. И. Неделину, сгоревшему при взрыве ракеты на Байконуре в 1960 году.

Иванова Мария Ивановна с 1976 года проживала под Ленинградом в посёлке Гостилицы. Она преждевременно скончалась 12 Февраля 2003 года. Незадолго до своей кончины пыталась выяснить судьбу наград своего мужа, но безуспешно.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии лейтенанта С. С. Иванова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
123.01.1944 г.1  Ju-87вост. г. МитридатИ-15бис, Як-1,

Р-39 "Аэрокобра".
21  Ме-109коса Тузла
328.01.1944 г.1  FW-190зап. ст. Ташлыяр
404.02.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Багерово
505.02.1944 г.1  Ме-109зап. Катерлез
608.02.1944 г.1  FW-190юго - вост. Катерлез
710.02.1944 г.1  Ме-109юж. Керчь
81  Ju-87сев. - вост. Багерово
913.02.1944 г.1  FW-190вост. Джанкой
101  Ju-87юго - вост. м. Мама Русская
111  FW-190Керчь
1214.02.1944 г.1  Ме-109юж. Керчь
1315.02.1944 г.2  Ме-109Керчь
141  FW-190Керчь
151  FW-190зап. Катерлез
161  Ме-109оз. Соль
172  Ме-109Кезы
1802.03.1944 г.1  Ме-1092-я Октябрьская
1903.03.1944 г.1  Ме-109юж. Эльтиген

       Всего сбитых самолётов - 21 + 0;  боевых вылетов - около 200.


Возврат

Н а з а д