Главная | Источники | 

HSU

Иванов Степан Гаврилович

Иванов С.Г.

Родился 20 Марта 1914 года в селе Тауш, ныне Чернушинского района Пермской области, в семье крестьянина. Окончил Таушинскую среднюю школу, Свердловский автодорожный техникум и аэроклуб. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Оренбургское военное авиационное училище лётчиков.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1942 года Лейтенант С. Г. Иванов в действующей армии. По 1943 год служил в составе 152-го ИАП, летал на И-16 и "Харрикейне"; по Май 1945 года - в 910-м ИАП  ( 9 Октября 1943 года преобразован в 148-й Гвардейский ИАП ), летал уже на "Яках".

К Апрелю 1944 года заместитель командира 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 148-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны )  Гвардии майор С. Г. Иванов совершил 325 боевых вылетов, в 42 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника.

22 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года Гвардии полковник С. Г. Иванов - в запасе. Жил в Евпатории  ( Крым, Украина ). Работал директором Станции Юных Техников. Умер 19 Июля 1983 года. На здании Таушинской средней школы установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( пять ), Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Активист ДОСААФ, отважный лётчик - истребитель Гвардии полковник в отставке Степан Гаврилович Иванов - ветеран войны и труда. Даже в свои 60 с лишним лет он был ещё полон энаргии, всегда находился с людьми. Степан Гаврилович был желанным гостем на призывном пункте военкомата, в школах и здравницах курортов, в пионерских лагерях. Прославленный лётчик нёс в массы молодёжи правдивое и страстное слово фронтовика, долится своими воспоминаниями о боевых подвигах народа, своих однополчан, учил ребят любить Родину.

Иванову было что рассказать юным друзьям. Его комсомольская юность, как говорил он сам, проходила под знаком дружбы с небом... Первые встречи с ним состоялись над аэродромом Свердловского аэроклуба, когда он постигал мастерство планериста и пилота. Потом по комсомольской путёвке пошёл в Оренбургское военное авиационное училище.

Лётчик - истребитель С. Г. Иванов своё первое боевое крещение получил в период "Зимней войны" 1939 - 1940 годов против Финляндии.

Потом Великая Отечественная... Она вошла в его биографию трудными страницами. В составе 2-х прославленных авиационных полков С. Г. Иванов прошёл славный боевой путь от Сталинграда до столицы фашистской Германии.

Войну закончил в составе 148-й Гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного полка, впоследствии стал его командиром.

Он защищал небо Карелии, принимал участие в Сталинградской битве, громил врага на Курской дуге, под Корсунь - Шевченковским, защищал небо Белоруссии, Украины, в том числе и Ровенщины. Так, в небе над Сарнами, сбил несколько самолётов противника.

Стояла ранняя весна 1944 года. Фашисты "варились" в грандиозном Корсунь - Шевченковском "котле". Окружённые советскими войсками стальным кольцом, они сопротивлялись с упорством обречённых.

28 Марта командир 148-го Гвардейского истребительного полка пригласил своего заместителя Майора С. Г. Иванова.

- Задание важное, - сказал он, - штурмовики должны нанести удар по танкам врага вот в этом месте, смотрите.

Иванов С.Г.

Офицеры склонились над картой. Место Иванову было знакомо. Сколько раз пролетал он здесь на своём "ястребке", дрался с врагом. На боевой счёт Иванова и его товарищей только за последние дни было записано 5 сбитых в воздушных боях истребителей, 10 бомбардировщиков, сожжённых на аэродромах, 60 автомашин.

...Штурмовики шли журавлиным клином. Над ними и по бокам, строго придерживаясь боевого порядка, шли истребители. Земля огрызалась: били зенитки и крупнокалиберные пулемёты.

Вот и цель. В низкорослом леске видны характерные тёмные прямоугольники - танки. Их было много. Штурмовики сделали первый заход. И тут из-за облака выскочил FW-190. За ним ещё один, ещё и ещё...

Иванов повёл группу в атаку на противника. Облюбовал себе ведущего. С чудовищной скоростью шли машины друг другу в лоб. Идёт испытание воли и нервов лётчиков. Иванов уже видит искажённое злобой лицо вражеского пилота. Ещё секунда - и машины столкнутся. Но не выдержал фашист. На какую-то долю секунды Майор увидел перед собой "брюхо" самолёта врага и прошил его очередью из пулемёта. "Фоккер" задымил и начал разваливаться.

А Иванов преследовал уже вторую машину. Под самым облаком кружилась "карусель": группа Иванова навязала врагу бой. Фашисты поодиночке выходили из боя, удирали.

А внизу горели дымные костры. Это пылали фашистские танки.

Як-9 из 148-го ГвИАП.

К Апрелю 1944 года заместитель командира 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии майор С. Г. Иванов совершил 325 боевых вылетов, в 42 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, Гвардии майору Иванову Степану Гавриловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 4053 ).

Иванов С.Г.

- Порой приходилось очень тяжело, - вспоминал Степан Гаврилович, - это неправда, что на войне храбрые по натуре люди ничего не боятся. Однажды мне пришлось драться с 4-мя фашистами, очень трудный бой вести. Но вот снаряд из пушки моего "Яка" угодил в мотор одного стервятника. Видел, как подбитый вражеский самолёт сел на лесной поляне и к нему побежали наши бойцы. Так помог командованию достать свежего "языка".

Последний, 22-й по счёту фашистский самолёт я сбил в самом конце войны, под Берлином...

В книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на сранице 368 написано следующее:

"25 Апреля 1945 года лётчики 148-го ГвИАП Майор С. Г. Иванов и Младший лейтенант Б. В. Бочков на самолётах Як-9 вступили в бой в 35 км восточнее Берлина с 2 FW-190 и сбили их".

Всего за годы войны С. Г. Иванов совершил 463 успешных боевых вылета, сбил 22 самолёта противника, из них 12 лично и 10 - в группе. Налетал свыше 2150 часов или 1 миллион 300 тысяч километров. Уничтожил много вражеских солдат и офицеров, а также - различной техники.

После демобилизации из армии герой воздушных боёв работал военруком в Евпаторийской школе № 13 и много времени отдавал воспитанию молодой смены. Он дружил с красными следопытами, помогал в их нелёгкой, но благородной работе. Ему писали боевые друзья, знакомые и незнакомые. Много писем было и от ребят. Вот одно - из Химок, Московской области. Ребята просили прислать материалы о боевых действиях полка, в котором он служил. Степан Гаврилович откликнулся на их просьбу.

Усилиями Иванова музей боевой славы этой и других школ города пополнились новыми зкспонатами о делах авиаторов - фронтовиков. О его же героической жизни наиболее красноречиво поведает посетителю специальный стенд, что в краеведческом музее.

Затем ветеран руководил внешкольным учреждением - Станцией Юных Техников города Евпатории. Станция объединяла более 600 кружковцев, обучающихся в различных технических и спортивных секциях. Неутомимая деятельность на посту директора СЮТ снискала Герою - фронтовику особенно широкую известность, любовь школьников и их родителей. К высокому званию Героя Советского Союза прибавилось ещё звание "Почётный гражданин Евпатории", присвоенное С. Г. Иванову, активисту ДОСААФ, Исполкомом городского Совета народных депутатов.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора С. Г. Иванова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
104.10.1941 г.1  Не-111Маш-озероИ-16, "Харрикейн",

Як-1, Як-7, Як-9.
204.12.1941 г.1  "Брюстер"Медвежьегорск
324.12.1941 г.1  "Фоккер"  ( в паре - 1 / 2 )Карельский фронт
410.01.1943 г.1  FW-200  ( в группе - 1 / 3 )юго - вост. Клетская
518.03.1943 г.1  Ме-109юж. Купянск
629.03.1943 г.1  Ju-88юго - зап. Касторное
729.04.1943 г.1  FW-190сев. - вост. Черемисиново
805.01.1944 г.1  Ju-88сев. - вост. Гатное
910.02.1944 г.1  Ju-52аэр. Корсунь - Шевченковский
1028.03.1944 г.1  FW-190юж. ст. Заблотье
1125.04.1945 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )сев. - вост. Гериц

      Всего сбитых самолётов - 12 + 10  [ 8 + 3 ];  боевых вылетов - около 500.


Возврат

Н а з а д