Главная | Источники | 


Камсюк Степан Матвеевич

С.М.Камсюк.

Родился 7 Ноября 1921 года. Окончил 10 классов средней школы. В рядах Красной Армии с 1940 года. Поступив в Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков, окончил его в 1941 году. Вскоре, в звании сержанта, был отправлен на фронт.

С Августа по Декабрь 1942 года служил в 437-м истребительном авиационном полку  ( 201-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия )  сражался в небе Сталинграда на Ла-5. Был ранен.

С Июля 1943 года, после излечения в госпитале, продолжал сражаться в составе уже 518-го ИАП на "Яках". Летал с вымпелами в тыл противника к партизанам.

Участник Советско - Японской войны 1945 года.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1957 году окончил Высшую офицерскую школу в городе Иваново. Летал на реактивных самолётах. Военный лётчик 1-го класса  ( приказ Военного министра СССР №00160 от 13 Сентября 1956 года ). В 1957 году по состоянию здоровья Подполковник С. М. Камсюк уволен в запас. Жил в городе Гомель. Умер 30 Декабря 1979 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   ( дважды ); многими медалями.

*     *     *

Он родился в деревне Скиток Черниговской области. В начале 1930-х годов вместе с семьёй переехал в Гомель  ( родителям грозило раскулачивание ). Отец Степана был крестьянского происхождения, офицер царской армии - ветеран Первой Мировой войны. В Гражданскую воевал под командованием Н. А. Щорса. Во времена НЭПа имел крепкое крестьянское хозяйство с наёмными работниками и кузней в родной деревне Скиток. После переезда в Гомель, работал водителем. Мать - дочь мастера Путиловского завода ( дореволюционных времён ).

После окончания Гомельской школы № 2, Степан поехал поступать в Ленинградское военно - морское училище  ( он мечтал учиться в родном городе своей матери ). Однако, вскоре туда приехала группа преподавателей из Борисоглебского военно - лётного училища и фактически переманила его к себе. Кстати, весь курс Ленинградского училища, на котором начинал учиться С. М. Камсюк, погиб при обороне города - до единого человека.

Про военные будни он практически никогда не рассказывал. Выступая перед детьми в школах по просьбе военкоматов рассказывал про кого - нибудь из однополчан. Всё, что известно о нём, - случайные обрывки, буквально выпытанные у него близкими родными и его друзей - лётчиков  ( к сожалению, из боевых однополчан давно никого нет в живых ).

*     *     *

В начале Ноября 1942 года сражение на Волге принимало всё более ожесточённый характер. Немецкие войска непрерывно штурмовали Сталинград.

В такой сложной обстановке на фронте в Сталинградской области начал формироваться 2-й смешанный авиационный корпус РВГК, командиром которого был назначен Герой Советского Союза генерал - майор И. Т. Ерёменко.

В состав корпуса входили 201-я, 235-я истребительные, 214-я штурмовая авиационные дивизии  ( по 3 полка в каждой ) и специальные подразделения. К 19 Ноября 1942 года 2-й смешанный авиационный корпус имел более 300 лучших по тому времени самолётов Як-1, Як-7Б, Ла-5, Ил-2 и являлся мощным оперативно - тактическим соединением.

201-я истребительная авиационная дивизия после переформирования имела в штате 13, 236 и 437-й истребительные авиаполки. Многие лётчики этих полков были замечательными воздушными бойцами и имели на своём счету по нескольку сбитых самолётов противника.

13-й и 437-й авиационные полки получили и освоили в кратчайший срок новые истребители Ла-5, 236-й авиаполк летал на истребителях Як-1.

Для усиления 8-й Воздушной армии, насчитывающей к тому времени всего 160 исправных самолётов 2-й смешанный авиационный корпус был передан в её оперативное подчинение и предназначался в предстоящей операции для поддержки ударной группировки Сталинградского фронта, наступавшей на главном направлении.

Здесь, под Сталинградом, начал свой далёкий и трудный боевой путь 2-й смешанный  ( впоследствии 10-й истребительный ) авиационный корпус, в составе которого беспрерывно находилась 201-я дивизия, и закончил его под Прагой в Мае 1945 года. За этот период, не прекращая боевых вылетов ни на один день, включая и время, отведённое на различные организационные мероприятия, он, как правило, участвовал в боевых действиях различных фронтов на главных направлениях.

Осенью 1942 года вражеская авиация резко активизировала свои действия. Она предпринимала попытки вести воздушную разведку, пыталась наносить удары по переправам, пристаням, судам на Волге, железнодорожным станциям и районам сосредоточения наших войск. В связи с этим командующий 8-й Воздушной армией в дни подготовительного периода по сколачиванию частей корпуса был вынужден ввести его в бой для прикрытия важных объектов и коммуникаций фронта.

Решением командира корпуса выполнение этой задачи возлагалось на 201-ю истребительную авиационную дивизию, которая осуществляла боевые действия путём перехвата фашистских самолётов с использованием патрулирования групп истребителей над переправами, маршрутами движения, местами выгрузки и районами сосредоточения войск, применением засад и дежурства на аэродромах с последующим вылетом истребителей по вызову с командных пунктов.

С.М.Камсюк, 1943 г.

Однажды  ( некоторые источники указывают на 15 Сентября 1942 года ), прикрывая нейтральную переправу через Волгу, четвёрка Ла-5, возглавляемая капитаном И. И. Тенниковым, встретила над островом Зайковский 12 бомбардировщиков Ju-88, в сопровождении 6 истребителей Ме-109. Дерзкими атаками и чётким взаимодействием четвёрка Ла-5 мгновенно расстроила боевой порядок "Юнкерсов" и обратила врага в бегство, не дав ему возможности сбросить прицельно свой груз. В этом бою было сбито 3 и подбито 2 самолёта противника. Ещё не развеялся дым от упавших стервятников, как появилось ещё 9 многоцелевых самолётов Ме-110 под прикрытием 4 Ме-109. Разгорелся второй жестокий бой.

"Лавочкины" удачным маневром уклонились от атаки противника и, внезапно развернувшись, нанесли удар по двухкилевым Ме-110. Капитан Тенников с 70 метров открыл огонь по намеченному самолёту врага. Пушки, дав короткую очередь, захлебнулись. Кончились снаряды... Ведомым лётчикам удалось сбить ещё 2 Ме-110 и частично расстроить их боевой порядок. Несмотря на это, фашистские пилоты не сворачивали с курса.

Капитан И. И. Тенников мгновенно принял решение - таран. И боевым разворотом повёл звено в лобовую атаку, выбрав для себя головной Ме-110. Расстояние между машинами стремительно сокращалось. В последний момент немец резко отвернул вниз, пытаясь избежать удара, но было поздно... На высоте 2000 метров над Волгой раздался оглушительный взрыв, полыхнуло оранжевое пламя, и к воде, обгоняя друг друга, начали падать горящие обломки обоих самолётов. Остальные "Стодесятые" буквально шарахнулись в разные стороны от летящих на них советских истребителей. В этом бою капитан И. И. Тенников сбил лично 3 самолёта противника, один из них - лобовым тараном. Лейтенанты Е. Е. Грицута, А. И. Филиппов и сержант С. М. Камсюк уничтожили по одному самолёту.

Немецкий самолёт Ме-110D-3

Немецкий многоцелевой двухмоторный самолёт Messershmitt Ме-110D-3.

Через несколько дней командование частей наземных войск прислало в полк подтверждение на 6 уничтоженных самолётов противника.

В этом бою Степан Матвеевич Камсюк одержал одну из своих первых побед.

Вскоре, после описанного эпизода, он получил тяжёлое осколочное ранение в голову, но сумел дотянуть до аэродрома и успешно посадить свой самолёт. Следует отметить, что самолёт он сажал будучи практически без сознания и сразу же после посадки 2 дня не приходил в себя... Выписка из медицинской книжки:

"В конце 1942 года - осколочное ранение мягких тканей шеи сзади. Контузия, с парезом левой руки, сознание терял до 50 часов".

После этого ранения С. М. Камсюк долгое время был инструктором в тылу. Его просьбы об отправке на фронт не удовлетворяли. Но потом он всё же добился своего.

После награждения в Москве. 1943 г.

Первый орден Красного Знамени ему вручал лично М. И. Калинин в 1943 году.
Лейтенант С. М. Камсюк среди других награждённых - третий слева в нижнем ряду.

Ранение 1942 года оказалось не единственным. Выписка из медицинской книжки:

"В 1943 - 1944 гг. лечился в госпиталях по поводу ранений ( по 2 месяца ). В 1944 году - перелом малой берцовой кости правой голени. Всего в 1944 году 4 месяца пребывал в отпуске после ранения".

С.М.Камсюк со своим техником.

С. М. Камсюк у своего боевого самолёта.  Слева стоит его техник.  1944 год.
На борту его истребителя Як-9 нанесены отметки о 9 воздушных победах.

К концу войны уничтожил не менее 8 самолётов противника лично и 1 - в группе, при этом - сам не потерял ни одной машины.   [ По имеющимся данным из документов ЦАМО, Камсюк сбил лично 2 самолёта под Сталинградом на Ла-5 в составе 437-го ИАП и ещё 5 лично  ( все в 1943 году )  в составе 518-го ИАП на "Яках". В 1944 - 1945 годах ничего не сбивал. Документы по боевой деятельности 518-го ИАП за 1943 год не полные. ]

В числе других лётчиков, С. М. Камсюк должен был стать участником Парада Победы 1945 года в Москве  ( в воздухе ), но погода, как известно, была нелётная и вместо парада их срочно перебросили на Сахалин. Так он оказался на Советско - Японской войне. Сам он говорил, что боевых вылетов у них там было мало. Зато заработал малярию, которая прошла сама собой по возвращению в Европейскую часть России.

После окончания войны Степан Матвеевич продолжал службу в ВВС в различных частях  ( как правило, в Брянской и Гомельской областях ). В 1957 - 1958 годах его должны были назначить командиром истребительного полка, который базировался на аэродроме Зябровка Гомельского района. Но в этом момент у него случился обширный инфаркт и, естественно, его комиссовали. Выписка из медицинской книжки:

"25.09.1957 г. от полётов отстранён согласно заключения ВИК".

На пенсии он работал в гражданских организациях. За должностями не гнался. У него появилась другая страсть  ( которая всегда была, но теперь он посвящал ей всё свободное время ) - моторные лодки и спининг. Поэтому старался работать на сезонных работах, чтобы лето быть полностью свободным и буквально жить на реках.

Однако здоровье его пошатнулось после инфаркта очень серьёзно. Затем был ещё и второй инфаркт. Потом диагностировали сахарный диабет. Степан Матвеевич Камсюк умер от инсульта в 58 лет.

*     *     *

Список всех известных побед Старшего лейтенанта С. М. Камсюка:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
119.09.1942 г.1  Ju-88сев. КрановскоеЛа-5, Як-1, Як-9.
2??.10.1942 г.1  Ме-109р-н Сталинграда
304.08.1943 г.1  Ju-88Берегино
408.08.1943 г.1  FW-190Западный фронт
509.08.1943 г.1  FW-190Западный фронт
601.09.1943 г.2  Ju-87Леоново - Максаки

      Всего сбитых самолётов - 8 + 1  [ 7 + 0 ].

*     *     *

Имеющиеся сведения о награждениях:

1 Ноября 1942 года - "За выполнение задания на фронте борьбы с немецкими захватчиками - орден "Красное Знамя".   От командующего Сталинградским фронтом.

31 Августа 1943 года - "За выполнение задания на фронте борьбы с немецкими захватчиками - орден "Отечественная война" 1-й степени".  От командующего 1-й Воздушной армией.

7 Октября 1944 года - "За оборону Сталинграда - медаль "За оборону Сталинграда".  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.10.1942 года.

10 Мая 1945 года - "За выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками - орден "Красное Знамя".  Приказом ВВС Красной Армии № 037/Н от 10.05.1945 года".

*     *     *

У жены С. М. Камсюка остались лётные книжки, но только с 1944 года. На приведённых снимках - немного данных из послевоенных лётных книжек. В том числе и часы налёта до 1 Января 1957 года, а на другой странице - сколько он ещё успел налетать до инфаркта в Сентябре 1957 года.

Выписка из лётной книжки на 1.01.1957 г.

Выписка из лётной книжки Степана Матвеевича Камсюка на 1 Января 1957 года.

Выписка из лётной книжки на 1.01.1957 г.

Выписка из лётной книжки

Выписка из лётной книжки Степана Матвеевича Камсюка на 1 Октября 1957 года.



Линия

( Информацию подготовила и прислала Ирина Такоева - внучка С. М. Камсюка. )


Возврат

Н а з а д