Главная | Источники | 

HSU

Каравай Павел Петрович

П.П.Каравай

Родился 12 Июля 1921 года в городе Смоленске, в семье служащего. Окончил железнодорожную школу № 29 в 1939 году и аэроклуб. Работал в нём лётчиком - инструктором. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

С Октября 1942 года старший сержант П. П. Каравай в действующей армии. Начав свой славный путь с берегов Волги, он продолжал его в воздушных сражениях под Харьковом, на Дону, под Одессой. Затем Павел Каравай участвовал в боях за освобождение Румынии, Югославии, Болгарии, Венгрии и Австрии.

К Марту 1945 года командир эскадрильи 897-го истребительного авиационного полка  ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт )  Капитан П. П. Каравай совершил 145 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боёв, в которых сбил 15 самолётов противника.

Всего выполнил 232 успешных боевых вылета, в 42 воздушных боях сбил 10 самолётов лично и 7 - в группе.

18 Августа 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1973 года Полковник П. П. Каравай - в запасе. Жил в Киеве. Умер 6 Февраля 2004 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды   ( дважды ): многими медалями.

*     *     *

Павел Каравай родился 12 Июля 1921 года в городе Смоленске. Окончил железнодорожную среднюю школу № 29. Самым заветным желанием юноши было стать авиатором, поэтому он поступает в аэроклуб. В 1939 году Павел в первый раз поднялся в небо на учебном самолёте У-2. Окончив в 1940 году аэроклуб, он стал инструктором - лётчиком и почти год проработал в том же аэроклубе. В самый канун Великой Отечественной войны Павла Каравая направили в Сталинградскую военную авиационную школу пилотов, окончив которую  ( в 1942 году )  он стал лётчиком - истребителем.

В Октябре 1942 года старший сержант П. Каравай принял участие в боях под Сталинградом, провёл здесь несколько десятков боевых вылетов на Як-7Б. В Декабре 1942 года одержал первые победы, сбив целый букет из самолётов противника различных типов: Me-110, Ме-210, Me-109, Ju-88. Среди сбитых им типов - исключительно редкий для советского лётчика тяжёлый истребитель Ме-210 с двумя пулемётными дистанционными установками для стрельбы назад.

Павел Каравай участвовал в боях под Харьковом, в Изюм - Барвенковской операции, освобождал Запорожье.

Советская промышленность быстрыми темпами наращивала выпуск военной продукции, в том числе и авиационной. Самоотверженный труд советских конструкторов и рабочих, быстрая перестройка технологического процесса позволили наладить выпуск новейших самолётов типа Як-76, Ла-5, Ил-2 и Пе-2. В стране ширилось движение за сбор личных средств на строительство танков, самолётов, подводных лодок, артиллерийских орудий и другого вооружения в подарок фронту.

В 1942 году Ершовский колхозник Ферапонт Головатый на свои личные средства купил самолёт для фронта. Саратовские колхозники подхватили этот патриотический почин, внося добровольно личные средства на постройку боевых самолётов. Советское правительство телеграммой поблагодарило саратовцев и лично Ферапонта Головатого.

Лишь в Пензенской области в Сентябре 1942 года для этой цели было собрано 14 миллионов рублей. Построенные на эти деньги 8 авиационных эскадрилий уже накануне 25-й годовщины Октября были переданы воинам Сталинградского фронта.

Этот почин поддержали колхозники и Жерновского района. Колхозник - пчеловод Евгений Данилович Васильев, его дочь Екатерина Евгеньевна Семёнова, и председатель колхоза Иван Алексеевич Бурлаков внесли на постройку боевого самолёта 150 тысяч рублей. А всего по району на 8 Января 1943 года было внесено более миллиона рублей. В сборе средств участвовали не только колхозники, но и служащие, и школьники.

Жерновские колхозники послали лётчикам фронтовикам приветствие. Они писали: "Дорогие товарищи !   Гордые соколы нашей Родины !   Примите наш сердечный привет и наилучшие пожелания в вашей благородной героической борьбе против фашистских разбойников от колхозников, служащих и школьников района Саратовской области. Трудящимися нашего района уже собрано более миллиона рублей на постройку боевых самолётов. Сбор средств продолжается". Это приветствие было напечатано в газете от 8 Января 1943 года.

Для оформления заказа на постройку боевых самолётов по предложению Жерновского райкома ВКП(б) была избрана специальная комиссия, которая должна была поехать на Саратовский авиационный завод. В комиссию были избраны: секретарь РК ВКП(б) Иван Герасимович Афанасьев, председатель колхоза "День урожая" Иван Алексеевич Бурлаков, колхозник колхоза "Политотделец" Илья Никифорович Чернышов и другие.

Один из построенных на средства жерновских колхозников самолётов был вручён комсомольцу Павлу Петровичу Караваю. Принимая этот самолёт, отважный лётчик дал клятву оправдать высокое доверие колхозников, беспощадно громить фашистских захватчиков.

При получении именных самолётов в полках проходили митинги, на которых авиаторы брали обязательства крепче бить врага. Принимая самолёт - подарок, лётчик 288-й истребительной авиационной дивизии П. П. Каравай сказал: "Я заявляю со всей ответственностью, что это доверие оправдаю с честью. Буду на этом самолёте беспощадно истреблять фашистских захватчиков, не жалея ни сил, ни крови для полного разгрома и изгнания ненавистного врага с нашей земли".

Як-1Б П.П.Каравая, 1942 год

С Ноября 1942 года Павел Каравай летал уже на именном истребителе Як-1Б с бортовым номером "12" и надписью на борту "Жирновский колхозник". Лётчик сдержал свою клятву: на этой машине он одержал несколько воздушных побед.

Между авиаторами, получившими именные самолёты, и трудящимися, на средства которых они были построены, устанавливались тесные связи. Деньги на строительство самолётов вносили и сами авиаторы. Лишь в 17-й Воздушной армии личный состав собрал 4 миллиона рублей.

...16 Декабря 1942 года в 9 часов 30 минут войска Юго - Западного фронта перешли в наступление. Командующий фронтом решил ударами с северо - запада и с востока разгромить основные силы противника, на 6 день операции достичь рубежа Новая Калитва, Чертково, Тацинская, Тормосин и зайти во фланг наступавшей на север Котельниковской группировке противника.

Як-7Б П.П.Каравая. 1942 г.

Из - за сложных метеорологических условий 17-я Воздушная армия не смогла поддержать атаку. Сухопутные части встретили упорное сопротивление противника. Однако когда в середине дня погода улучшилась, авиация произвела более 200 самолёто - вылетов на обеспечение наступления 1-й и 3-й Гвардейских армий. Удары с воздуха наносились по узлам сопротивления в районах Филонова, Новой Калитвы, Боковской и по скоплению войск противника в районах Твердохлебовки, Богучара, Ивановки, по аэродромам Тацинская и Морозовский. Немецкое командование пыталось организовать оборону, но безуспешно.

Як-7Б П.П.Каравая.

Истребитель Як-7Б на котором П. П. Каравай сражался в 1942 - 1943 гг.

Як-7Б П.П.Каравая.

Отважно сражались с врагом лётчики - истребители 288-й авиационной дивизии. Их не смущало, когда иной раз численный перевес был на стороне противника. В эти же дни группа в составе 5 истребителей вылетела на прикрытие штурмовиков. Вскоре наши лётчики заметили 2 "Мессершмитта". Развернув машину, старший сержант П. П. Каравай атаковал ведущего "Мессера". Тот задымил, перешёл в пикирование и врезался в землю. Второй немецкий лётчик поспешил убраться восвояси.

От боя к бою росло боевое мастерство молодого лётчика. Увеличивался счёт сбитых им самолетов. В одном из воздушных боёв таpанил вpажеский самолёт. Грудь П. П. Каравая украсили три ордена: Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени.

С лета 1943 года П. П. Каравай летал на истребителе Як-1Б с бортовым номером "28". На этой машине при налёте немцев на аэродром Бутово под Старобельском, 10 Июня 1943 года, в неожиданной атаке сбил, предположительно, немецкого командира, находившегося выше в стороне и, по предположению Павла Петровича, руководившего налётом. В следующие секунды "Як" Каравая в свою очередь был сбит прозевавшими его атаку немецкими истребителями. Лётчик покинул машину с парашютом.

К концу 1943 года на счету лейтенанта П. Каравая было как минимум 7 личных побед, он считался в числе лучших летчиков полка. Заметим, что его 897-й Кишинёвский истребительный авиационный полк, которым командовал Капитан ( в конце войны - Майор ) А. М. Марков, под стать 866-му полку той же дивизии, где сражался Александр Колдунов, был в числе результативнейших полков советских ВВС. На счету каждого из этих полков более 300 уничтоженных самолётов противника. В составе полка сражались 7 Героев Советского Союза: В. А. Меренков  ( 22 победы ), Д. Г. Барченков  ( 21 победа ), В. А. Лозовский  ( 19 побед ), В. В. Микрюков  ( 17 побед ), П. П. Каравай  ( 10 + 7 побед ), В. К. Чугунов   ( 16 + 4 победы ). П. М. Бойцов, получивший боевое крещение в полку, сражался позднее в других частях и получил звание Героя России лишь в 1995 году.

Як-1Б П.П.Каравая, 1944 год.

Однажды в пылу воздушной схватки Каравай увлёкся и забыл, что ведёт бой без прикрытия. На помощь ему поспешил лётчик из другой группы, но не успел. Истребитель Каравая был подбит и загорелся. Пламя ударило в лицо, обожгло руки. С большим трудом лётчик покинул неуправляемую машину. Колхозники подобрали обожженного лётчика и доставили в госпиталь. Поправившись, Павел Каравай вернулся в родной полк.

В середине 1944 года Старший лейтенант Каравай был назначен командиром эскадрильи, участвовал в изгнании неприятеля из Молдавии, в Яссо - Кишиневской операции, в освобождении Румынии, Югославии, Болгарии, Венгрии.

С середины 1944 года и до начала 1945-го П. Каравай воевал, в основном, на истребителе Як-9Т  ( тактический номер "30" ), одержав на нём 7 побед: 1 Ju-88, 4 FW-190, 2 Me-109. Иногда использовал для вылетов именной самолёт Як-1 "Жирновский колхозник".

Командиром 288-й Павлоградско - Венской истребительной авиационной дивизии, где воевал П. Каравай, был известный в стране лётчик, участник боёв в Испании, Герой Халхин - Гола, Полковник, а впоследствии Генерал - майор авиации Б. А. Смирнов. Вот как он классифицировал своих асов в одной из книг:

"В каждом полку были свои непревзойдённые мастера в различных элементах боевой работы. Так, в воздушных боях приоритетом пользовался Александр Колдунов, в штурмовых действиях отличался Иван Панин, лучше других с разведкой справлялся Александр Фролов, а по аэродромам противника блестяще действовал Павел Каравай".

Як-9Т П.П.Каравая, 1944 год.

П. П. Каравай действительно отличился в нескольких яростных штурмовках аэродромов. Наиболее успешными были признаны налёты на аэродромы Краматорская, Павлоград, Мокрое и Веспрем. В каждом налёте было уничтожено более 20 неприятельских самолётов. Так, в ознаменование успешного налёта на аэродром Павлограда и в честь освобождения города дивизии было присвоено почётное наименование Павлоградской.

Последние вылеты Павел Каравай совершил на Як-3  ( производства Тбилисского завода ), вооружённым 3 пушками МП-20, с тактическим номерам "32". На этой машине одержал свои последние победы: 23 Марта 1945 года сбил Ме-109; 22 Апреля 1945 года - ещё один Me-109, над озером Балатон.

Як-3 П. П. Каравая

По мнению историка авиации А. В. Станкова  ( автора книги "Поршневые истребители "Як", 1941 - 1945 гг." Киев, 1999 год. ), на счету П. П. Каравая 232 успешных боевых вылета, 42 воздушных боя, 33 лично уничтоженных самолёта противника   ( из них 2 - на аэродромах ) и 7 - в группе. Одна победа подарена ведомому.   [ Аналогичные цифры приводит и сам П. П. Каравай в своём интервью от 11 Мая 2001 года. ]

П.П.Каравай

Однако, по данным М. Ю. Быкова его официальный счёт куда скромнее: около 200 боевых вылетова, 40 воздушных боёв, 10 самолётов противника сбитых лично и 7 в группе. Кроме этого, он выполнил 40 штурмовок войск противника, в ходе которых уничтожил до роты немецких солдат и офицеров, батарею полевой зенитной артиллерии, 35 автомашин, 18 подвод и 1 танк.

18 Августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны Капитану П. П. Каравай было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

После окончания войны Павел Петрович ещё долго служил в Военно - Воздушных Силах страны, передавая свой богатый фронтовой опыт молодому поколению авиаторов. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию. Освоил реактивную боевую технику. Летал до конца 1960-х годов на МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, Су-7. Лишь в 1973 году Полковник П. П. Каравай ушёл на заслуженный отдых. Жил и работал в Киеве.

*     *     *

Список всех известных побед Майора П. П. Каравай:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
113.12.1942 г.1  Ме-110ст. ЧернышковскаяЯк-7, Як-1,

Як-9, Як-3.
21  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )вост. Морозовский
31  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )аэр. Морозовский
418.12.1942 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 4 )Кузменков
527.12.1942 г.1  Ме-109Орловка
61  Ме-109Ясиновка
71  Ме-109Милютинская
81  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )Ясиновка
91  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Морозовская
1028.01.1943 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 4 )Верхне - Каменск
1130.01.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Давыдо - Никольский
1210.06.1943 г.1  Ме-109Ново - Айдар
1306.08.1943 г.1  Ме-109Константиновка - Долина
1411.05.1944 г.1  Ме-109юж. Кобуска - Веке
151  FW-190юго - вост. Кобуска - Веке
1614.05.1944 г.1  FW-190Пугачены
1722.03.1945 г.1  Ме-109сев. Верешберень

      Всего сбитых самолётов - 10 + 7;  боевых вылетов - около 200;   воздушных боёв - около 40.

Купить справку загс еще на сайте.




Удар истребителей по аэродрому Печь

Я вспоминаю тех, кто преподал мне уроки человечности.

Возврат

Н а з а д