Главная | Источники | 

Килаберидзе Александр Николаевич

Килаберидзе Александр Николаевич

Родился в 1920 году. Лётчик - истребитель.

С ноября 1941 года младший лейтенант А. Н. Килаберидзе на фронтах Великой Отечественной войны. По октябрь 1944 года служил в составе 653-го ИАП. Этот полк был сформирован в ноябре 1941 года, имел на вооружении устаревшие самолёты И-15бис. С 12 ноября 1941 года действовал в Крыму в составе 73-й САД, а с декабря 1941 года до июля 1942 года непосредственно подчинялся ВВС Крымского фронта. С октября 1942 года до конца войны входил в состав 274-й ИАД  ( 4-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии ).

Зимой 1942 - 1943 годов действовал на Калининском фронте, участвовал в Великолужской операции. С февраля 1943 года участвовал в ликвидации Демянского плацдарма противника на Северо - Западном фронте. Приказом НКО СССР № 128 от 18 марта 1943 года преобразован в 65-й Гвардейский ИАП.

В конце апреля 1943 года, после завершения операции на Северо - Западном фронте по ликвидации Демянской группировки противника, полк в составе дивизии и корпуса выведен в Москву на пополнение и отдых. С 9 мая 1943 года действовал на Брянском фронте. 28 сентября 1943 года за отвагу и героизм при ликвидации Орловского плацдарма, освобождении Орла, Брянска и других городов полк был награждён орденом Красного Знамени.

В начале октября 1943 года полк был выведен в тыл для пополнения лётным составом и материальной частью. 5 ноября 1943 года перелетел на аэродром 2-го Прибалтийского фронта, а 30 ноября перебазировался на 1-й Прибалтийский фронт. В начале апреля 1944 года в очередной раз полк был выведен в тыл на пополнение.

С 21 июня действовал на 3-м Белорусском фронте. 27 июня 1944 года за отличия в боях за освобождение Орши полку присвоено почётное наименование "Оршанский" и он был награждён орденом Суворова. С 26 июля 1944 года 65-й Гвардейский истребительный Оршанский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк в очередной раз действовал на 1-м Прибалтийском фронте.

10 октября 1944 года Гвардии майор А. Н. Килаберидзе погиб в авиакатастрофе. К тому времени лично сбил 11 самолётов противника.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( дважды ), Красной Звезды.

*     *     *

В декабре 1943 года полки 4-й Гвардейской истребительной авиадивизии вели напряжённую боевую деятельность. Они непосредственным сопровождением до цели и обратно обеспечивали штурмовиков 3-го штурмового авиакорпуса, поддерживавших наступающие войска фронта.

А.Н.Килаберидзе у своего Як-7Б.

Старший лейтенант А. Н. Килаберидзе у своего Як-7Б.  Брянский фронт, Март 1943 г.

Штурмовики наносили удары по врагу небольшими группами по 6 - 8 самолётов. Поэтому лётчикам 4-й Гвардейской ИАД в течение дня пришлось сопровождать большое количество таких групп. Легко представить, какое напряжение испытывали Гвардейцы - истребители. Им пришлось в течение дня сделать по 3 - 4 вылета, и почти все с воздушными боями.

Вражеские истребители, противодействуя нашим штурмовикам, как правило, имели эшелонированный по высоте боевой порядок звеньев. Первой атаковала верхняя пара, отвлекая на себя огонь стрелков "Илов". Вторая пара в это время снизу сзади с коротких дистанций атаковала выходящие из пикирования советские штурмовики. Кроме того, противник широко применял полёты "свободных охотников", которые ходили на малой высоте или под облаками, выискивая одиночек.

Як-7Б А.Н.Килаберидзе.

Естественно, лётчикам 4-й Гвардейской ИАД приходилось нелегко. Нужно было зорко следить за действиями истребителей противника, своевременно отражать их атаки. И надо сказать, что лётчики 64, 65 и 66-го Гвардейских истребительных авиаполков успешно справились с задачей обеспечения штурмовиков. Штурмовики выполняли боевые задания без потерь от огня истребителей противника, а наши летчики нередко наносили фашистам ощутимый урон.

17 декабря 1943 года пара Як-9 65-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного полка - Гвардии старший лейтенант А. Килаберидзе и Гвардии лейтенант А. Попов - вылетела на сопровождение 4 Ил-2, наносивших удар по войскам противника в районе Тетерино, Видусово, Жары. В районе цели высота нижней кромки облаков не превышала 100 метров, поэтому нашим истребителям не разрешалось перелетать линию фронта. Проводив штурмовиков до линии фронта, Килаберидзе с Поповым остались патрулировать над своей территорией. Через некоторое время Килаберидзе и Попов одновременно заметили возвращающихся штурмовиков. И тот и другой лётчик подсчитали самолёты и успокоились: все 4 "Ила" плотным строем шли на высоте 50 - 80 метров. Когда штурмовики подошли поближе, Килаберидзе неожиданно заметил, что за ними на высоте 30 - 50 метров следуют 4 FW-190 и вот-вот сблизятся на дистанцию открытия огня. А штурмовики, очевидно, их не замечали. Беда, казалось, неминуема.

Як-9 А.Н.Килаберидзе Як-9 А.Н.Килаберидзе

Истребитель Як-9 Гвардии капитана А. Н. Килаберидзе.  Лето - осень 1944 года.

Як-9 А.Н.Килаберидзе

Килаберидзе скомандовал Попову: "Атакуем сзади сверху !". Оба истребителя, идя под самой кромкой облаков и маскируясь ими, быстро развернулись вправо и оказались в хвосте задней пары "Фоккеров", которая немного отстала от головной пары. Ведущий FW-190 заметил наших истребителей, прекратил погоню за штурмовиками и с разворотом вправо стал уходить из-под атаки, набирая высоту. Килаберидзе воспользовался удобным моментом: на развороте скорость "Фоккера" уменьшилась, самолёт стал хорошей мишенью. С короткой дистанции советский лётчик сбил его.

Одновременно Гвардии лейтенант Попов, оказавшись в хвосте второго "Фоккера", также использовал выгодное положение, выпустил по фашисту очередь из 37-мм пушки и крупнокалиберных пулемётов. Попадание было точным. FW-190 свалился на крыло, врезался в землю и взорвался.

Развернувшись после удачной атаки вправо, Попов увидел ещё одного "Фоккера". Лейтенант немного довернул свой самолёт, открыл по врагу огонь и одержал вторую победу. Только одному FW-190 из вражеской четвёрки удалось уйти невредимым. Смелость, решительность и отличная техника пилотирования на малой высоте - вот что помогло лётчикам Килаберидзе и Попову одержать блестящую победу над превосходящими силами противника.

Як-9 А.Н.Килаберидзе

29 июня 1944 года 5-я Гвардейская танковая армия, продолжая успешное наступление, к исходу дня вышла к реке Березина, но ворваться на плечах противника на противоположный берег не смогла из-за недостатка переправочных средств. Через Березину части и соединения армии переправлялись в течение 3-х суток.

Находясь в районах сосредоточения для переправы, танковые части армии были заманчивыми объектами для ударов вражеской авиации. Лётчики 1-го Гвардейского ИАК, понимая сложность положения своих боевых друзей, надёжно прикрывали их с воздуха. Даже при ведении воздушной разведки они стремились не допускать ударов вражеских бомбардировщиков по частям 5-й Гвардейской танковой армии.

А.Н.Килаберидзе в кабине своего 'Яка'

30 июня четвёрка истребителей 65-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиаполка, возглавляемая Гвардии капитаном А. Н. Килаберидзе, вела разведку войск противника в районе Борисов, Ручашковичи, Дукарь, Смиловичи. Лётчики встретили 9 Ju-87 под прикрытием 4 Ме-109, шедших к району переправ 5-й Гвардейской танковой армии. Бой с бомбардировщиками противника не входил в задачу разведчиков, но разве могли Гвардейцы допустить, чтобы вражеские самолёты бомбили наши войска !   Килоберидзе принимает дерзкое решение атаковать врага. Подав короткую команду "Атакуем !", он повёл своё звено в бой.

С первой же атаки Килаберидзе сбил одного "Юнкерса". Два Ме-109 попытались атаковать лётчика, но ведомый Гвардии младший лейтенант Фомичёв надёжно прикрывал своего командира. Он чуть довернул свой самолёт и выпустил длинную заградительную очередь. Первый "Мессер"левым полупереворотом вышел из атаки, второй тут же повторил маневр. Фомичёв, убедившись, что командиру уже не угрожает опасность, решил атаковать ведомого "Мессера". Он тоже произвёл полупереворот и быстро догнал фашиста. Тот, очевидно, не замечал у себя в хвосте советского истребителя. Фомичёв воспользовался оплошностью врага, произвёл прицельную очередь и поджёг его.

Продолжая атаковать, Гвардии лейтенант Г. А. Киселёв тоже сбил одного Ju-87. В процессе боя 2 Ме-109 атаковали Киселёва, но его напарник Гвардии младший лейтенант А. И. Микишков внимательно следил за противником. Отбивая натиск, он с большой дистанции открыл огонь и поразил ближний Ме-109.

Четвёрка "Яков" Гвардии капитана Килаберидзе, уничтожив 4 самолёта противника, выполнила одновременно задание по разведке и без потерь вернулась на свой аэродром.

Не добившись успеха на участке контрудара 3-й танковой армии, враг снова нанёс контрудар со стороны Риги - теперь уже против войск правого крыла 1-го Прибалтийского фронта. И снова вспыхнули ожесточённые воздушные бои, особенно 18 и 19 сентября 1944 года. Ведя борьбу за господство в воздухе на этом направлении, корпус решительно противодействовал авиации противника.

18 сентября восьмёрка "Яков" 65-го Гвардейского ИАП, ведомая Гвардии майором А. Н. Килаберидзе, сопровождала штурмовиков. В районе цели нашу группу встретили 18 FW-190. Вражеские истребители разбились на несколько групп и с разных сторон набросились на штурмовиков, стремясь не дать им нанести прицельного удара по заданным целям. Килаберидзе приказал двум парам отражать атаки истребителей противника с флангов, а сам во главе четвёрки отбивал атаки с задней полусферы. Немецкие лётчики, пытаясь прорваться к штурмовикам, каждый раз попадали под огонь наших истребителей и воздушных стрелков штурмовиков.

Як-7Б А.Н.Килаберидзе.

Гвардии майор Килаберидзе и его боевые друзья проявили в этом бою смекалку, находчивость и решительность и сбили 5 FW-190. В этом бою особо отличился лётчик Гвардии старший лейтенант В. В. Кисельков, уничтоживший 3 FW-190. По одному "Фоккеру" сбили Гвардии майор Килаберидзе и Гвардии младший лейтенант Сыкрий. Штурмовики потерь не имели.

10 октября 1944 года Гвардии майор А. Н. Килаберидзе погиб в авиационной катастрофе. К тому времени лично сбил не менее 11 самолётов противника. Некоторые источники указывают на 15 побед лётчика.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора А. Н. Килаберидзе:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
108.06.1943 г.1  FW-190район ОрлаИ-15бис, Як-7, Як-9.
217.07.1943 г.2  FW-190район Малоархангельска
331.07.1943 г.1  FW-190Кутьма - Вишневский
424.08.1943 г.1  FW-190Пупково
517.12.1943 г.1  FW-190Дубищево - Першино
602.03.1944 г.1  FW-190ознро Векшино
730.06.1944 г.1  Ju-87Пиколин - Красное
801.08.1944 г.1  FW-190юго - западнее Елгава
915.09.1944 г.1  FW-190Козули
1024.09.1944 г.1  FW-190северо - западнее Елгава

      Всего сбитых самолётов - 11 + 0.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU