Главная | Источники | 

HSU

Кирилюк Виктор Васильевич

Кирилюк В.В.

Родился 2 Апреля 1923 года в деревне Большоле Турово Очерского района Пермской области в семье крестьянина. Жил в посёлке Талица ( ныне город Свердловской области ). Окончил 9 классов и аэроклуб. С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков.

С Января 1943 года сержант В. В. Кирилюк на фронтах Великой Отечественной войны. По Декабрь 1943 года служил в 164-м ИАП; по Май 1945 года - в 31-м ИАП.

К концу 1944 года командир звена 31-го истребительного авиационного полка ( 295-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт )  Лейтенант В. В. Кирилюк совершил 448 боевых вылетов, в 95 воздушных боях лично сбил 22 и в составе группы 9 самолётов противника.

23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего совершил 620 боевых вылетов, участвуя в 130 воздушных боях сбил 32 вражеских самолёта лично и 9 - в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. С Декабря 1958 года Подполковник В. В. Кирилюк - в запасе. Жил и работал в Талице. Умер 27 Сентября 1988 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды, югославским орденом "Патриотическая звезда" 1-й степени; 14 медалями.

*     *     *

В свои 22 года Виктор Кирилюк стал самым молодым среди истребителей - асов, одержавших в воздухе более 30 официальных побед. Он родился 2 Апреля 1923 года в деревне Большое Гурово Пермской губернии. В детстве переехал в Талицу, где окончил среднюю школу и аэроклуб. В 1942 году прошел ускоренное обучение в Батайской военной авиационной школе пилотов.

В Январе 1943 года он попал в 164-й истребительный авиаполк, где сражались такие сильные воздушные бойцы, как Султан - Галиев  ( около 300 боевых вылетов, не менее 12 лично сбитых самолётов ), А. Володин, И. Новиков... Позднее Николай Краснов взял его в свою отдельную эскадрилью "охотников", а с конца 1944 года, после расформирования эскадрильи, собравший лучших лётчиков 295-й истребительной авиационной дивизии, он воевал в полку известного советского аса Г. Д. Онуфриенко. В составе этого полка он прошёл через горнило воздушных боёв под Будапештом, сбив в небе Венгерской столицы 7 самолётов противника...

Генерал В. А. Судец не раз отмечал заслуги лётчиков 31-го авиационного полка, которым командовал Подполковник Г. Д. Онуфриенко. За его плечами был немалый боевой опыт. Уже в первые месяцы войны в тяжёлых воздушных боях с численно превосходящим противником Г. Д. Онуфриенко всегда выходил победителем.

В Ворошиловграде на памятнике борцам революции высечено имя отважного командира украинских партизан Дениса Онуфриенко. Он погиб за Советскую власть в 1918 году. Сын героя революции Григорий Онуфриенко, как и отец, бесстрашно сражался с врагом, защищая Советскую Родину. За высокое мужество и отвагу Г. Д. Онуфриенко был удостоен звания Героя Советского Союза.

В боевой летописи 31-го авиационного полка записано немало боевых эпизодов, свидетельствующих о высоком лётном мастерстве авиаторов, их мужестве и отваге. Приведем только два из них.

Чтобы не допустить отхода вражеских войск через реку Сава, 4-й Гвардейский мехкорпус пытался захватить мост. Однако эти попытки оказались безуспешными. Командование 17-й Воздушной армии выработало план захвата моста при поддержке авиации. И вот в назначенное время над Белградом и над мостом появились штурмовики, прикрываемые истребителями 31-го полка. Повиснув над мостом и аэродромом Земун, они подавили зенитную артиллерию противника и прижали к земле его пехоту. В этот момент колонна советских танков и мотопехота ворвались на мост, проскочили его и завязали бои на подступах к городу Земун. Вслед за советскими войсками через савский мост перешли 13-я Пролетарская бригада и части 6-й Пролетарской дивизии НОАЮ.

В этот же день группа "Лавочкиных", ведомая Н. Скомороховым, предприняла дерзкую по замыслу штурмовку вражеского аэродрома, на котором сосредоточилось множество "Юнкерсов". Плохие метеоусловия усложняли выполнение задания. Лётчики неожиданно подошли к аэродрому на предельно малой высоте. Одна группа атаковала зенитные батареи противника, а другая обрушила удар на "Юнкерсы". Первым зажёг Ju-52 ведущий, вторым - Г. Онуфриенко, третьим - В. Кирилюк. Результат работы группы оказался выше всяких похвал. Истребители: возвратились с задания без потерь.

Свои первые боевые вылеты Виктор Кирилюк провёл на ЛаГГ-3 ещё 18-летним юношей в Январе 1943 года. Воевал на Северном Кавказе, над Днепром, освобождал Украину, Румынию, Болгарию, Венгрию, Австрию.

С характерным, неровным, как бы нервным, лётным почерком Кирилюк был исключительно изощрённым воздушным бойцом - хитрым и напористым. Его незаурядные лётные способности раскрылись не сразу, но были замечены уже в первых вылетах. Когда талант обогатился опытом, лётчику стали поручать особо опасные и ответственные задания, будь то разведка в глубоком неприятельском тылу, прикрытие своих войск при многократном количественном превосходстве противника или сопровождение транспортного самолёта с представителем Ставки.

В наградных листах неоднократно отмечено, что Виктор Кирилюк великолепно владеет техникой бреющего полёта, применяет этот приём в боях, при штурмовках и разведках. Управление машиной на бреющем полёте, выполняемом иногда на высоте нескольких метров, со скоростью более 180 метров в секунду, строго говоря, находится за пределами возможностей человека и может быть обозначено ничего не объясняющими и отличающимися лишь эмоциональным оттенком словами: "искусство", "вдохновение", "чудо"...

С начала наступления советских войск летом 1943 года для лётчиков 164-го авиационного полка, в котором служил Кирилюк, пришла горячая пора. Один полёт сменялся другим. Кирилюк командовал в то время звеном истребителей Ла-5, сопровождал в воздухе штурмовики или бомбардировщики. Однажды Виктор Васильевич, выполнил задание, возвращаясь со своим звеном на аэродром. Линия фронта была позади. Кирилюк расслабился, облегчённо вздохнул. Но в тот же миг в микрофон услышал доклад ведомого, что справа по курсу 5 фашистских самолётов. Кирилюк бросил привычный взгляд на показание приборов - горючего в баке было достаточно и передал приказание: идти в бой.

Немецкие бомбардировщики шли без сопровождения истребителей, и это облегчило бой. Незаметно из-за туч, со стороны солнца, наши истребители зашли в тыл вражеских бомбардировщиков и приготовились к атаке. Истребители стремительно приближались к бомбардировщикам. Кирилюк поймал в прицел вражеский самолёт. Пора !   Нажал гашетку. Немецкий самолёт задымил и рухнул на землю. Строй неприятельских самолётов дрогнул. Фашисты стали стремительно сбрасывать бомбы, отвалили в сторону. Кирилюк направил свой истребитель в погоню и меткой очередью сбил ещё один самолёт.

О неукротимости его характера говорят боевые действия 11 Августа 1943 года. В тот день Лейтенант В. Кирилюк, возглавляя группу из 6 истребителей Ла-5, прикрывал свои войска. Над Северским Донцом произошла встреча с 20 бомбардировщиками противника. Кирилюк, не колеблясь, принял решение драться. Атаки наших истребителей были настолько дерзкими и ошеломляющими, что враг не выдержал и начал сбрасывать бомбовый груз, причём большей частью на боевые порядки своих войск. В этом бою самолёт Кирилюка основательно потрепали: были выведены из строя правая половина руля глубины и левый элерон. Ничего не оставалось делать, как выйти из боя. И оставив за себя заместителя командира группой, Кирилюк повёл самолёт на аэродром, благополучно посадил израненную машину. Потом быстро пересел на исправный самолёт. Через несколько минут он был снова в районе боя, взял на себя командование группой и сбил ещё 1 Ju-87, чем окончательно деморализовал противника.

Чем дальше уходил на запад фронт, тем больше увеличивался счёт вылетов Кирилюка и число сбитых самолётов.

Ла-5 из состава 31-го ИАП.

22 Декабря 1944 года рацией наведения группа Лейтенанта В. Кирилюка была нацелена на группу самолётов Ju-87, бомбившую боевые порядки советских войск. Виктор Кирилюк повёл свою группу в атаку. В ходе боя было сбито 4 "Юнкерса", из которых 2 сбил лично Кирилюк.

С Января 1943 года по Декабрь 1944 года самый "горячий" период в биографии военного лётчика. Он сделал 448 боевых вылетов. За это время участвовал в 95 воздушных сражениях, сбил 22 самолёта противника лично и 9 - в группе.

За успешные боевые действия против немецко - фашистских захватчиков Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Февраля 1945 года Лейтенант Виктор Васильевич Кирилюк был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 4893 ).

Война в Европе закончилась. Занимался новый день, 9 Мая - День Победы.

Весть об окончании войны облетела всю нашу страну с быстротой молнии. Неописуемое ликование охватило советский народ, восторженные люди скандировали: "По-бе-да ! По-бе-да !", "Слава народу - победителю !", "Слава советским воинам !". Русские и белорусы, украинцы и грузины, латыши и узбеки - представители всех наций, населяющих нашу необъятную Родину, поздравляли друг, друга с великой Победой. Поздно вечером праздничный салют озарил своим многоцветием радостные лица людей.

Авиаторы 17-й Воздушной армии встретили праздник Победы далеко от Москвы, на аэродромах Венгрии и Австрии. Для них война ещё не закончилась. В тот самый момент, когда на праздничной Красной площади торжественно зазвучали куранты и стрелки показали шесть часов, экипажи 951-го штурмового полка Гвардии майора И. Т. Красночубенко приступили к выполнению боевого задания. 12 "Ильюшиных" под прикрытием 24 "Лавочкиных" ушли в небо. Вели их Герои Советского Союза П. М. Долгарев и В. В. Кирилюк. На борту штурмовиков находился полный боекомплект, в бомболюках подвешены бомбы, а под плоскостями поблескивали сигарообразные реактивные снаряды.

Какие же могут быть боевые действия, если фашистская Германия приняла все условия безоговорочной капитуляции ?!   Да, могут быть !   Уже после подписания акта о капитуляции утром 9 Мая полк получил приказ: "От самолётов не отходить, находиться в готовности № 2". Лишь после обеда, который был доставлен прямо к самолётам, полк получил задание на вылет. Оказалось, что по шоссейным магистралям отступали на запад не сложившие оружие и не признавшие капитуляцию некоторые части 8-й и 6-й фашистских армий. Нужно было помешать врагу увезти боевую технику, не дать ему уйти от заслуженного возмездия.

Вот и город Санкт - Пельтен. От него на запад уходила фашистская группировка. С крутого планирования, почти пикируя, "Илы" пошли в атаку. На фашистскую колонну обрушились бомбы и реактивные снаряды. На земле ярким пламенем вспыхнули автомашины и цистерны с горючим. Колонна остановилась. Штурмовики повторяли атаку за атакой, сбрасывая бомбы, поливая гитлеровцев огнём из пушек и пулемётов. Вслед за штурмовиками фашистов атаковали истребители.

- Задание выполнено, - доложили ведущие групп по возвращении на свой аэродром.

Кирилюк В.В.

9, 10 и 11 Мая в частях и соединениях 17-й Воздушной армии с исключительно большим подъёмом проходили митинги личного состава, посвящённые великой Победе. На митингах выступали лётчики - Герои Советского Союза, ветераны, прошедшие от Сталинграда до Вены, и молодёжь. Всего выступило более 800 человек. Все они с чувством гордости за свой народ, за свою великую Родину, единодушно подчеркивали всемирно - историческое значение нашей великой Победы над гитлеровской Германией.

Войну В. В. Кирилюк закончил Старшим лейтенантом, заместителем командира эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка, проведя 620 боевых вылетов  ( по другим источникам - 548 ), из них 600 на Ла-5, в 130 воздушных боях одержав 32 личные и 9 групповых побед.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 32 личных и 8 групповых побед. ]  Среди лично сбитых машин: Ju-88, Do-217, Ju-52, 5 Ju-87, 18 Ме-109, 5 FW-190, Hs-126. Трижды в воздушных боях Кирилюк одерживал двойные победы и однажды - тройную.

После окончания войны Виктор Васильевич продолжил службу в ВВС. Летал на реактивных машинах. Окончил Липецкие офицерские курсы в 1949 году. В 1958 году 35-летний Подполковник авиации, прославленный ас был уволен в запас. Последние годы жил и работал в уральском городе Талице, где прошло его детство.

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта В. В. Кирилюка:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
101.03.1943 г.1  Ме-109Красный ОктябрьЛа-5, Ла-7.
221.07.1943 г.1  Ме-109Сулиговка
31  Ме-109Краснополье
424.07.1943 г.1  Ме-109юж. Богородичное
507.08.1943 г.1  FW-190Приволье
615.08.1943 г.1  Ме-109Славянск
716.08.1943 г.1  Ме-109Долгенькая
817.08.1943 г.1  Ме-109Богородичное
918.08.1943 г.1  FW-190Долгенькая
1024.08.1943 г.1  Ju-88Голая Долина
1126.08.1943 г.1  Ме-109Долгенькая
1227.08.1943 г.1  Ju-87Пашково
131  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Пашково
1408.09.1943 г.1  Do-217Новоявленка
1502.02.1944 г.1  Ju-52сев. Марьинское
1624.03.1944 г.1  FW-190зап. Ковалевка
1709.10.1944 г.1  Hs-126Добровацин
1817.11.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Дубоненевица
1920.12.1944 г.1  Ме-109Каполнаш - Ниек
2022.12.1944 г.1  Ju-87сев - зап. Вартешача
211  Ju-87зап. Чаквар
2225.12.1944 г.1  Ju-52вост. Тардош
2316.01.1945 г.1  Ju-88Будапешт
241  Ме-109зап. Будапешт
251  Ju-52вост. Маргонвашар
2619.01.1945 г.1  FW-190юж. Шарашдь
2721.01.1945 г.1  Ме-109юж. Лавашберень
2823.01.1945 г.2  FW-190Фельшебешнье
2918.02.1945 г.1  Ме-109вост. Ньергелицийфалу

      Всего сбитых самолётов - 32 + 8  [ 29 + 1 ];  боевых вылетов - 510;  воздушных боёв - 129.

*     *     *

Вспоминая боевых друзей...

У нас в полку были люди, о которых можно фильмы снимать. Например, Виктор Кирилюк. Это он учил меня воевать. Хулиган был - никого не признавал, но меня любил. У него когда лётчиков в звене побили, он меня с собой брал.

У меня в училище был хороший друг, Долин Володя. Его оставили инструктором, на фронт не отпустили. Когда Одессу весной 1944 года взяли, нас отправили за новыми самолётами в Лебедин. Там в учебно - тренировочном авиаполку Володя и был инструктором. Встретились. Спрашиваю его: "Ты чем занимаешься ?" - "Тренирую молодёжь, новые самолёты перегоняем. На фронт хочу, но не пускают. Возьмите меня, ради бога, надоело мне !"

А мы прилетели всей эскадрильей. Я пошёл к замкомэска Кирилюку и рассказал про Долина. Он говорит: "Возьмём, жалко парня. Давай мы его украдём. Нам хорошие лётчики в полку нужны. Только тихо".

Посадили мы Володю к нему в фюзеляж и полетели. Не долетая Первомайска, Кирилюк стал отставать, от его двигателя пошёл шлейф чёрного дыма. Скоморохов, ведший группу, развернулся. Смотрим, Кирилюк пошёл на посадку. Плюхнулся он в деревне прямо на огороды - один огород перескочил, второй, облако пыли - и всё, ничего не видно. Ну, точку посадки отметили, полетели в полк. Выяснилось, что Кирилюк попал в госпиталь с ранением челюсти и переломом руки. Вернулся он в полк уже в Июне. Спрашиваем его: "А где же Долин ?" - "Как где ?   Он ведь живой был. Его колхозники на телегу посадили и повезли тоже в Одессу". Оказалось, что при посадке ему отбило что-то внутри - его нельзя было трясти на телеге, и он умер по дороге. Кирилюка за это понизили. Однако ему не привыкать - его то снимут, то обратно поставят. Хулиган !

Другой с ним случай расскажу. Когда Румыния капитулировала и румыны перешли на нашу сторону, в Каралаше идём по городу вчетвером: Калашонок, Кирилюк, Орлов и я. Навстречу нам 2 румынских офицера в лётной форме. Такие важные. Честь не отдали. Кирилюк их останавливает: "Вы что не приветствуете советских освободителей ?"   Те что-то сказали так свысока. Он разозлился: "Ах, ты ещё обзываешься !" - как даст одному в морду !   Мы Кирилюку: "Идём, что ты связываешься". Он стоит на своём: "Они должны нас приветствовать !"   Командует румынам: "А ну пройдите мимо нас строевым !"

Пока мы с ними разбирались, приехал комендантский взвод, и на нас: "Вы чего себе позволяете ?!"  Тут Кирилюк разошёлся: "Вы что ?!   Мы же их сбивали  ( да и мне пришлось сбить румынский "Фоккер" под Одессой ), а они..."   В общем, объяснились. Командир взвода нам сказал: "Вот что, ребята, я вас подвезу до окраины города, а вы уж там пешочком до аэродрома дойдёте. Но я вас прошу в городе больше не появляться". Отвёз нас и отпустил.

Лётчики 1-й эскадрильи 31-го ИАП.

Помню, под Будапештом нас мало оставалось. Скоморохов составил одно звено. Взлетели мы. А там "Мессера". У меня таджик Абраров Рафик ведомый. Хороший был парень, но его над аэродромом "Мессер" сбил. Пришли "охотники", они, как глисты, друг за другом вытянутся, не как мы - фронтом. Он заходил на посадку, а они из облаков вывалились... А тогда мы только за Дунай перелетели, к озеру Веленце идём, у него забарахлил мотор. Я ему: "Иди быстрее домой, что ещё с тобой делать, собьют же". Остался я один. Без пары некомфортно. Тройку вёл Кирилюк, а с ним как идёшь, обязательно что-то случится. Он бесстрашный, сначала ввяжется, а потом подумает...

Он чуть выше, я чуть ниже. Начался бой, и тут меня зажучили 4 "Мессера". Я встал в вираж "За Родину": мы так называли, когда крутишься на одном месте, а эти 4 Ме-109 меня атаковали сверху. Ну, по виражащему самолёту попасть не просто, тем более я слежу и подворачиваю под атакующий истребитель, быстро проскакивая у него в прицеле. Я потихоньку теряю высоту. Начали 3000 - 4000, тут уже горы, а выйти из виража нельзя - собьют. Сам кричу: "Кирим, - такой был позывной у Кирилюка. - Зажали четверо сволочей !   Хоть кто - нибудь на подмогу". Отвечает: "Ничего - ничего. Держись !". Вроде ему некогда, надо там наверху сбивать...

Крутился я, крутился. Оглянулся, а один "Мессер" уже горит. Кирилюк сверху свалился и его с ходу сбил. Тут один "Мессер" промахнулся и недалеко проскакивает. Ага, думаю, всё, теперь я с тобой справлюсь. Я подвернул машину, как дал ему. Он задымил, вниз пошёл. Кирилюк: "Молодец !"   Остальные двое Ме-109 удрали.

Кирилюк был асом по сравнению с нами: 32 или 33 самолёта лично сбил. Старше меня года на два, он раньше пошёл на войну. Опыт у него был. Прилетели мы, я ему говорю: "Кирим, что же ты раньше не пришёл ?   Я же тебя просил пораньше. Высота на пределе, горючего мало". Отвечает: "Я смотрел, как ты выкрутишься". Я говорю: "Ничего себе !.."   Вот такой он был, в критический момент только пришёл. Царство ему небесное, хороший был мужик.

( Из воспоминаний бывшего лётчика 31-го ИАП Леонида Захаровича Маслова. )


Возврат

Н а з а д