Главная | Источники | 

HSU

Китаев Николай Трофимович

Н.Т.Китаев

Родился 22 Ноября 1917 года в селе Пичуга, ныне Дубовского района Волгоградской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал в литейном цехе Сталинградского тракторного завода слесарем по ремонту оборудования. Окончил аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. После чего, в звании Младшего лейтенанта, служил в частях ВВС Западного Особого военного округа.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, произвёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

С Ноября 1941 года Старший лейтенант Н. Т. Китаев на фронтах Великой Отечественной войны. По Сентябрь 1942 года служил в 25-м ИАП, летал на МиГ-3. С Ноября 1942 года по Июль 1944 года - в 131-м ИАП  ( 40-м Гвардейском ИАП ), летал на ЛаГГ-3 и Ла-5.

К Марту 1943 года командир эскадрильи 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  Гвардии старший лейтенант Н. Т. Китаев выполнил 183 боевых вылета, в 45 воздушных боях сбил 8 самолётов лично 8 - в составе группы.

1 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В Июле 1944 года командир 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Н. Т. Китаев был сбит огнём с земли, попал в плен и освобождён в 1945 году.

С 1946 года Гвардии подполковник Н. Т. Китаев - в запасе. Жил в посёлке Белыничи Могилёвской области. Умер 24 Марта 2000 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Николая Китаева называют одним из лучших воздушных бойцов советских ВВС. Его фамилию можно встретить в числе 30 самых результативных лётчиков - истребителей.

Свои первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне Николай Китаев выполнил на самолёте МиГ-3 в Декабре 1941 года в составе 25-го истребительного авиационного полка.

С осени 1942 года служил уже в составе 131-го авиаполка, летал на ЛаГГ-3. Позднее полк был перевооружён на более совершенные Ла-5.

В составе этого полка Китаев прошёл с боями от Москвы до западной границы страны. Воевал на Северном Кавказе, сражался на Курском направлении, освобождал Украину. В Марте 1943 года, к моменту подписания представления на звание Героя Советского Союза, Китаев в 45 воздушных боях лияно сбил 8 и в группе 5 самолётов противника.

В 1943 году его боевые вылеты были особенно результативны, он одерживал победы в каждом втором бою, а среди сбитых им машин более половины составляли бомбардировщики. К концу года провёл уже около 100 воздушных боёв, одержал 27 личных и 8 групповых побед. Так, с Мая по Ноябрь 1943 года Гвардии капитан Н. Т. Китаев в 118 боевых вылетах провёл 48 воздушных боёв, лично сбил 17 самолётов  ( 5 He-111, 1 Ju-88, 4 Ju-87, 4 Ме-109, 3 FW-190 )  и 3 - в группе  ( 2 He-111 и Ju-87 ).

В ожесточённых боях в период Курской битвы он проявил себя блестяще, выдвинувшись в число наиболее ярких и талантливых воздушных бойцов. В Гостелерадиофонде сохранились его воспоминания об этих боях.

Согласно отчёта 8-й Гвардейской ИАД по итогам боёв в Июле 1943 года Гвардии капитан Н. Т. Китаев лично сбил 6 самолётов противника.

В 1943 году фамилия Китаева довольно часто упоминалась в газетах, боевых листках и "листовках - молниях". В одной их них, например, говорилось, что лётчики - истребители лейтенант Новиков и старший лейтенант Китаев всего за несколько дней боёв сбили вдвоем 9 вражеских машин. Слава о нём гремела по всем фронтам.

О тех днях вспоминает бывший командир 8-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии полковник И. П. Ларюшкин:

"В Июне 1943 года, во время одного из воздушных боёв юго - восточнее города Суджа, мы рассеяли группу немецких истребителей, а 2 из них загнали на бреющем полёте в сторону Курска и потеряли из виду... Спустя некоторое время нам сообщили, что оба Ме-109 совершили вынужденную посадку на нашей территории.

Н.Т.Китаев

Немедленно вылетевшие на По-2 Капитан Комоса и Герой Советского Союза Капитан Китаев нашли на большом, несколько заболоченном поле и на опушке леса 2 исправных истребителя Ме-109F последней модернизации. Оказалось, что на этих машинах летали немецкие лётчики - испытатели, решившие опробовать их в реальном бою. Но, после полученной встряски, удрали, а Курская магнитная аномалия "помогла" им потерять ориентировку, израсходовать горючее и сделать вынужденную посадку. Увидев бежавших к ним наших солдат, один из лётчиков застрелился, а другой сдался в плен.

Капитаны Комоса и Китаев решили лететь парой. Однако при выруливании для взлёта с опушки леса самолёт Китаева увяз в заболоченном месте. Комоса взлетел благополучно. Но по пути встретил группу "Яков". Пришлось уходить от них на бреющем. Вскоре он приземлился на базовом аэродроме у станции Солнечная. Правда там его не ждали и, приняв за немецкого пилота, чуть не побили...

Мы решили создать свой дивизионный учебный центр: полетать на немецких машинах, провести с ними воздушные бои, выяснить их лётные характеристики. Но из этой затеи ничего не вышло... Как только поднимались в воздух наши Ме-109, по ним начиналась стрельба с земли от наземных войск. Не помогли и закрашенные на них кресты. Проведя с "Мессерами" всего пару воздушных боёв, мы отправили их в Москву.

А Николай Китаев вскоре отличился в боях на Курской дуге. 7 Июля 1943 года с утра было пасмурно, сплошная низкая облачность и дожди сковали действия авации с обеих сторон. Но лишь только слегка рассеялись облака и в небе появились "окна", вновь вспыхнули напряжённые воздушные схватки, которые повторялись 17 раз. В этот день Капитан Н. Т. Китаев сбил 2 бомбардировщика Ju-88 и ещё 2 подбил. Всего за день лётчиками дивизии было сбито 45 самолётов противника и подбито ещё 14..."

К концу 1943 года, проведя 320 боевых вылетов и 100 воздушных боёв, имея на своём счету около 30 воздушных побед, Николай Китаев становится одним из лучших воздушных бойцов советских ВВС.

Несмотря на это, о послевоенной судьбе Героя практически ничего не известно.

Н. Т. Китаев родился 22 Ноября 1917 года в селе Пичуга Саратовской губернии  ( ныне Волгоградской области ). После окончания школы ФЗУ и аэроклуба в Сталинграде в 1938 году был зачислен курсантом Борисоглебской военной авиационной школы. После её окончания в том же году в звании Младшего лейтенанта служил лётчиком в частях ВВС Западного особого военного округа. В ходе Советско - Финляндской войны произвел несколько десятков вылетов на штурмовку противника. На фронтах Великой Отечественной воевал с Декабря 1941 года.

В Апреле 1944 года Гвардии майор Н. Т. Китаев был назначен командиром 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Но командовать этим прославленным полком ему довелось всего 3 месяца...

Н.Китаев с товарищами.

Боевой путь отважного лётчика - истребителя трагически прервался в одном из Июльских вылетов. В паре с Гвардии майором А. Шварёвым он вылетел на рекогносцировку войск противника в районе Тернополя. На обратном пути, неподалёку от линии фронта, они сделали штурмовой заход на неприятельскую колонну. При этом самолёт Китаева был подбит шальным снарядом, он приземлил его, не выпуская шасси, но при посадке потерял сознание и попал в плен. В плену Николай Трофимович не потерял присутствия духа, с честью вынес все его тяготы и в 1945 году был освобождён советскими солдатами.

За время Великой Отечественной войны совершил около 400 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв. Количество же его побед в различных источниках трактуется по-разному. Так Н. Г. Бодрихин в своих исследованиях указывает на 34 личные победы и 8 групповых, а М. Ю. Быков - только на 24 личные и 5 групповых...

В 1946 году Гвардии подполковник Н. Т. Китаев был демобилизован. Жил и работал в посёлке Белыничи Могилевской области. Умер 24 Марта 2000 года.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника Н. Т. Китаева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
129.12.1941 г.1  Ju-88ФеодосияМиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5.
201.01.1942 г.1  Не-111Семь Колодезей
325.02.1942 г.1  Ме-109Киянлы
415.03.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Арабат
519.04.1942 г.1  Ме-109Киет
618.07.1942 г.1  FW-189Коп - Такыл
712.08.1942 г.1  Hs-126Казачий Ерик
827.11.1942 г.1  Ме-109Заманкул
928.11.1942 г.1  Ме-109юго - вост. Карджин
1015.02.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )сев. - зап. Красноармейская
1122.05.1943 г.1  Ju-88Ивня
1202.06.1943 г.1  Ме-109Богдановка
131  Ме-109вост. Обоянь
141  Не-111Березуцкая
1503.06.1943 г.1  Ме-109вост. Уды
1608.06.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Белгород
1706.07.1943 г.1  Не-111Раково
1807.07.1943 г.1  Ju-87юго - вост. Прохоровка
191  Ме-109юго - вост. Прохоровка
2008.07.1943 г.1  Не-111Беленихино
211  Не-111  ( в группе - 1 / 3 )сев. - зап. Яковлево
2210.08.1943 г.2  Ju-87  ( в группе - 2 / 5 )сев. - зап. Ахтырка
2323.09.1943 г.1  FW-190вост. Козенцы
2426.09.1943 г.1  Ju-87зап. Зарубенцы
2506.10.1943 г.1  FW-190юго - зап. окр. Зорино
2613.10.1943 г.1  Не-111Григоровка
2729.10.1943 г.1  Не-111аэр. Жуляны
2828.01.1944 г.1  Ju-87зап. Конюшевка

      Всего сбитых самолётов - 24 + 5;  боевых вылетов - около 400;   воздушных боёв - 120.




Дополнительная информация о Н. Т. Китаеве.

Возврат

Н а з а д