Главная | Источники | 

HSU

Князев Василий Александрович

Князев В.А.

Родился 9 Января 1920 года в деревне Княжица, ныне Крупского района Минской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем - автоматчиком вагоноремонтного пункта 6-го участка станции Витебск. Окончил аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков и курсы командиров звеньев.

С Июня 1941 года Младший лейтенант В. А. Князев в действующей армии. По Ноябрь 1944 года воевал в 88-м ИАП  ( позднее ставший 159-м Гвардейским ИАП ); по Май 1945 года - в 163-м Гвардейском ИАП. Участник освобождения Северного Кавказа, Украины, Белоруссии.

К середине Июня 1943 года командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка  ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  Старший лейтенант В. А. Князев произвёл 576 боевых вылетов, в 122 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 9 самолётов противника.

24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны совершил около 600 успешных боевых вылетов. Проведя 139 воздушных боёв, сбил 18 самолётов противника лично и 11 - в составе группы.

После войны Василий Александрович продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. С 1962 года Гвардии полковник В. А. Князев - в запасе. Жил в Одессе. Умер 22 Июля 1968 года. Его именем названа улица в Витебске.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Многие ветераны Великой Отечественной войны носят на груди медаль "За оборону Кавказа". Она напоминает об одном из наиболее напряжённых сражений, развернувшемся в сложнейших географических условиях на огромном пространстве. Советкая авиация принимала в этих сражениях самое активное участие. Тысячи авиаторов были награждены орденами и медалями СССР, а многие из них удостоены звания Героя Советского Союза. Об одном из них и будет этот рассказ.

Василий Князев hодился 9 Января 1920 года в деревне Княжица Крупского района Минской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем - автоматчиком вагоноремонтного пункта 6-го участка станции Витебск. Окончил аэроклуб. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков и курсы командиров звеньев. Служил командиром звена одной из эскадрилий 88-го истребительного авиаполка, базировавшегося в районе города Винницы.

Эта часть была создана в 1940 году на основе 6-й отдельной авиационной эскадрильи. Командование полком на первое время приняли командир эскадрильи Герой Советского Союза Капитан М. А. Федосеев и его помощник Капитан А. И. Халутин.

Вскоре эскадрилья перебазировалась с полевого аэродрома близ Житомира на грунтовую площадку неподалёку от Винницы. Там и было положено начало формированию 88-го авиаполка. Его командиром был назначен Майор М. А. Булгаков. Михаил Федосеев стал его помощником, а Александр Халутин - инспектором по технике пилотирования. В полку были сформированы 4 эскадрильи общим числом 58 самолётов И-16 последних модификаций.

В Мае 1941 года командование полком принял Майор А. Г. Меркулов - опытный лётчик, участник боёв с японскими захватчиками в небе Китая. В то время полк входил в состав 44-й истребительной авиадивизии. А вскоре началась война...

Первый вражеский самолёт в полку сбил командир звена Младший лейтенант Василий Князев. Вспоминает бывший начальник штаба 88-го истребительного авиационного полка Доктор военных наук, профессор Г. А. Пшеняник:

"Хорошо помню этого голубоглазого белорусского парня, по сути ещё совсем мальчишку. Невысокого роста, неширокий в плечах. Когда он объяснял товарищам какой - нибудь маневр, то слова его едва поспевали за руками, рисовавшими в воздухе замысловатые развороты, заходы, пилотажные фигуры. До войны Князев жил в Витебске, работал слесарем в железнодорожных мастерских. В Декабре 1938 года был зачислен курсантом в Одесскую школу военных пилотов, а с Января 1940 года служил в 12-м истребительном авиаполку. Василий быстро обратил на себя внимание командования каким - то особым, поистине романтическим отношением к боевой технике. Вскоре его направили на окружные 3-месячные курсы командиров звеньев, которые он успешно окончил и прибыл к нам в 88-й авиаполк".

Самолёт И-16.

Истребитель И-16.  На такой машине В. Князев встретил войну.

С утра 23 Июня звено Князева находилось у боевых машин. Собрав лётчиков, командир звена провёл инструктаж, проиграл на земле возможные варианты атак вражеских самолётов и назначил наблюдателей за воздухом. После обеда в небе появился одиночный Ju-88. Василий поднялся в воздух, догнал противника и атаковал его. Пулемётной очередью прошил крыло, задымил левый мотор. Ещё через мгновение "Юнкерс" перешёл в крутое пике и врезался в землю.

В начале Августа начались ожесточённые бои к югу от Киева. Лётчики 88-го авиполка сражались на участке фронта 26-й армии, прикрывая переправы через Днепр у Канева и Черкасс, а также сопровождая в боевых вылетах штурмовики и бомбардировщики. А 30 Августа воздушные бои велись уже в районе Днепропетровска...

В этот день 3 истребителя, ведомые командиром полка Майором А. Г. Маркеловым, поднялись в воздух для прикрытия наших войск. По сообщению с пункта наведения к городу, якобы, направлялась группа вражеских бомбардировщиков. Прибыв в указанный район тройка обнаружила 2 пары новых немецких истребителей Ме-109F, подкрадывавшихся к 2-м нашим "тихоходам" Р-5.

Звено устремилось на врага. Один из "Мессеров", попав под сосредоточенный заградительный огонь, завалился на левое крыло и заштопорил до самой земли, окутавшись дымом. В этот момент новая четвёрка вражеских истребителей внезапно атаковала машину Князева. Тот смело пошёл в лобовую атаку и несколькими пулемётными очередями пробил бензобак одного из "Мессеров", вспыхнувшего ярким факелом. Но И-16 Князева тоже был подбит и на глазах товарищей, окутанный клубами чёрного дыма, перешёл в штопор.

Маркелов и Карданов, маневрируя на встречных курсах, прикрывали машину товарища от атак 6 Ме-109. Князев, тем временем, сумел выйти из штопора, глубоким скольжением сбил пламя и взял курс за Днепр. Там он сумел благополучно посадить повреждённую машину. Пара наших истребителей продолжила бой. Но потеря ешё одного "Мессера", которого сбил Карданов, решила исход этой схватки. Противник вышел из боя...

А спустя ещё несколько дней самолёт Василия Князева был повреждён во время штурмовки вражеской мотоколонны. Лётчику пришлось совершить вынужденную посадку на вражеской территории. Почти двое суток шёл он к своим. Сплошной линии фронта ещё не было - враг продвигался по основным дорогам. Поэтому Князев, выбирая просёлочные дороги, без особых сложностей добрался до расположения наших войск. На другой день он разыскал полк, который к тому времени базировался уже в Таганроге.

В Ноябре 1941 года Василий Князев, имевший на своём счету уже 6 воздушных побед, в числе других наиболее отличившихся пилотов полка был награждён орденом Красного Знамени. В те дни лётчики 88-го авиаполка занимались, как правило, штурмовкой вражеских войск. Они вывели из строя 5 танков, 129 машин с живой силой и боеприпасами, 10 зенитных орудий, 2 цистерны с горючим, сбили 3 самолёта.

С каждым днём Василий набирался опыта. Совершенствовалось его лётное мастерство, тактическое мышление. В смертельных схватках с врагом мужал характер, закалялась воля. Решительность, точный расчёт, изобретательность, умение в считанные секунды верно оценить обстановку, принять граммотное решение в сочетании с личной храбростью, неукротимым боевым порывом помогали ему с честью выходить из самых сложных ситуаций, брать верх над противником.

В Феврале 1942 года, к празднику Красной Армии, Василий Князев получил "в подарок" ещё один орден Красного Знамени. А в Марте начались новые бои, уже в районе Барвенково. В один из дней четвёрка Ме-109 неожиданно блокировала наш аэродром. Василий Князев, выбрав благоприятный момент, всё же сумел подняться в воздух. Сблизившись с врагом, дал залп реактивными снарядами. Связав "Мессеры" боем, он дал возможность подняться в воздух дежурным истребителям. Налёт врага был сорван. А спустя несколько дней, Василий в тяжёлом бою с превосходящими силами противника сбил очередной "Мессер".

Летом 1942 года лётчики 88-го авиаполка приняли участие в боях за Северный Кавказ. В период обороны и наступления лётчики истребительной авиации часто вылетали на воздушную разведку. В Августе 1942 года противник пытался на нескольких участках форсировать Терек. Утром 16 Августа стояла плохая погода. Нашему командованию крайне нужны были данные о намерениях противника. Группа истребителей под командованием Василия Князева вылетела на разведку северного берега и её притоков. В районе аэродрома облачность держалась на высоте 600 - 800 метров, а по мере приближения к Тереку снизилась до 20 метров. Предстояло пролететь через ущелье. Командир передал решение: "Задание выполняю я, остальным вернуться на аэродром".

Прижимаясь к земле, Князев настойчиво продолжал полёт к району разведки. Умело маневрируя, он на бреющем пролетел ущелье по Тереку. Затем облачность стала повышаться, появились разрывы в облаках. В лесах в районе Прохладного, Князев обнаружил крупную группировку противника и быстро скрылся за облаками. Немцы готовились к форсированию реки. Доставленные лётчиком ценные сведения помогли нашему командованию оперативно ввести в действие части 4-й Воздушной армии.

Первую группу штурмовиков повёл к цели отважный разведчик Василий Князев. После взлёта он набрал высоту и над облаками быстро привёл группу самолётов в район цели. В одно из окон облачности самолёты снизились и внезапно обрушились на противника. Только в этот день по вражеской группировке нанесли удары более 400 самолётов. Три дня наша авиация во взаимодействии с пехотой вела борьбу с попытками противника прорваться на южный берег Терека. Понеся большие потери, немецкие войска отказались от своих замыслов.

После "кавказского" периода 88-й авиаполк был переброшен на Кубань, где вошёл в состав 229-й истребительной авиационной дивизии. К Маю 1943 года лётчики уже освоили новые истребители ЛаГГ-3. Старший лейтенант Василий Князев стал командиром эскадрильи.

Прибыв на Кубанскую землю 23 Мая, уже через 3 дня лётчики полка включились в боевую работу. Уже в первый же день, 26 Мая, они сделали 56 боевых вылетов, одержав первые победы. Последующие дни были ещё более горячими. Так, 27 Мая шестёрка истребителей, ведомая Василием Князевым, провела успешный бой с 30 бомбардировщиками врага. Было сбито 6 самолётов противника, один из которых записал на свой счёт командир группы.

...Кубанское небо дышало летним зноем и жаром тяжёлых боёв. Прошла всего неделя, как 88-й истребительный авиаполк обосновался на полевом аэродроме в окрестностях одной из станиц, а в журнале боевых действий уже значилось свыше 150 боевых вылетов. Более половины из них - с воздушными боями, и все с превосходящим по численности противником.

В тот Июньский день 1943 года сигнал тревоги поднял лётчиков с рассветом. Первую шестёрку "ЛаГГов" повёл командир эскадрильи Старший лейтенант Василий Князев. До полудня он успел совершить 2 боевых вылета. И вот сигнальная ракета 3-й раз позвала авиаторов в бой. Задание полкучили уже в воздухе: идти в район населённых пунктов Благодатное - Подгорный, где постами воздушного наблюдения обнаружены самолёты врага.

Князев В.А.

Вскоре комэск увидел "Юнкерсы". Они шли клином - тремя группами по 9 машин в каждой. Численный перевес врага не смутил ведущего. У него созрел план: при столь значительном неравенстве сил ошеломить противника дерзкой атакой.

Замысел удался. Немцы спешно перешли к обороне. Вместо того чтобы продвигаться к переднему краю, они построились в 2 оборонительных круга. Расчёт был прост: отбиться от истребителей, затянув бой. За это время к ним на помощь подойдут "Мессеры", а советские самолёты, израсходовав горючее, вынуждены будут уйти. Тогда можно будет спокойно выйти на цель и сбросить бомбы...

Опытный воздушный боец Князев понял это и решил нанести удар изнутри кругового строя врага. Он решительно направил истребитель в середину одного из кругов. За ним устремились Лейтенант А. Лукин, Старшие сержанты А. Огородников и В. Собин. Третья пара в составе Капитана В. Савельева и Младшего лейтенанта Г. Афанасенко прикрывала товарищей.

Как и рассчитывал комэск, "Юнкерсы", в боевые порядки которых ворвались наши истребители, шарахнулись в разные стороны и сразу же лишились взаимной боевой поддержки. Воспользовавшись этим, Князев и его ведомые стали расстреливать врагов в упор. "Юнкерсы" развернулись на обратный курс. Уйти, однако, удалось не всем. Штаб наземной части, вблизи которой проходил бой, телеграммой подтвердил, что шестёрка "ЛаГГов" сбила 6 бомбардировщиков противника.

В замечательной победе, одержанной нашими лётчиками, была большая заслуга их командира - Василия Князева. Ведущий группы, как всегда, заранее определял каждому пилоту задание, в ходе боя не выпускал из поля зрения своих подчинённых, руководил ими, личным примером воодушевлял на решительные действия.

ЛаГГ-3

Сколько их, таких суровых испытаний на стойкость, мастерство и командирскую зрелость, довелось выдержать Василию во фронтовом небе !   В небе Кубани Василий не раз водил в бой большие группы истребителей. Как командир он всегда был на острие атаки. Вспоминает бывший лётчик полка Николай Иванович Филатов:

- В полку Василия Александровича любили и уважали все. Однажды, чтобы дать возможность ведомому посадить сильно повреждённую в бою машину, комэск один дрался с 6-ю "Мессерами". Он не только выдержал неравный поединок, но и сбил один Ме-109. В другой раз Князева зажали в тиски 4 Ме-110. Искусно маневрируя, он оттянул их в стророну действия нашей ПВО, и противник вынужден был повернуть, спасаясь от зенитного огня.

Через несколькго дней Василий вновь провёл бой с "Мессерами". Преимущество врага было тройным, но Князев всё же сумел сразить одного Ме-109.

Ветеранам полка памятен и бой над станицей Крымской, мастерски проведённый Князевым в паре с Младшим лейтенантом Базуновым. Тогда, по сигналу радиостанции наведения, они были нацелены на группу бомбардировщиков Не-111, которую прикрывали 6 истребителей Ме-109F. Доложив на КП о значительном превосходстве врага в силах, Князев, увлекая за собой ведомого, смело атаковал неприятеля. С первых очередей загорелись 2 "Хейнкеля". Остальные стали сбрасывать бомбы куда попало.

Истребители прикрытия навалились на пару "ЛаГГов" четвёркой. Два из них, выскочив из облаков, оказались в хвосте самолёта комэска. Базунов в это время вёл бой со второй парой Ме-109 и не мог прикрыть командира. Огненные очереди потянулись к машине Князева, и она начала падать. Истребители противника проскочили вперёд, потом развернулись. Видимо, немцы решили убедиться, действительно ли русский самолёт сбит. А он продолжал отвесно пикировать... И тогда противник бросился на Базунова.

Вдруг, откуда ни возьмись, появился советский истребитель и меткой очередью ударил по врагу. Это был Князев. Он лишь имитировал падение, а над самой землёй вывел ЛаГГ-3 из пике и снова вступил в бой. Противник растерялся. В это время на помощь нашим лётчикам пришли товарищи. Врагу не оставалось ничего другого как уйти, бросив догорать один "Мессер", сбитый Князевым.

Самолёт ЛаГГ-3.

Самолёт ЛаГГ-3.  На такой машине дрался В. Князев в небе Кубани летом 1943 года.

В Кубанском небе лётчики 88-го полка уничтожили более 40 вражеских самолётов, 4 из них - Василий Князев.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Старшему лейтенанту Василию Александровичу Князеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 1146 ).

К тому времени на счету крылатого богатыря было уже 23 воздушные победы. На митинге, который состоялся в полку в честь награждённых лётчиков, Василий заверил, что с честью оправдает столь высокую награду Родины. И он сдержал слово. К концу войны на его счету значились около 140 воздушных боёв и 29 сбитых вражеских самолётов. Но всё это было ещё впереди...

После Кубани, вместе с боевыми товарищами, Василий Князев дрался в небе Новороссийска. В приказе Верховного Главнокомандующего среди наиболее отличившихся частей и соединений, получивших почётное наименование "Новороссийских", был и 88-й истребительный авиаполк, а 229-я авиационная дивизия, в которую он входил, получила почётное наименование "Таманской".

20 Января 1944 года 4-я Воздушная армия получила боевую задачу: за час до подхода Керченского десанта подавить огонь артиллерии противника и уничтожить его прожекторы. Кроме того, надлежало прикрыть плавучие средства на переходе и в районе авысадки десанта. Началась битва за Керчь...

22 Января около 16 часов наземной станцией наведения была обнаружена в районе Семь Колодезей группа из 23 "Юнкерсов". В этом же районе как раз патрулировали наши истребители: 2 пары ходили под аблаками и 2 - над ними. Первыми бомбардировщиков врага атаковали лётчики, барражировавшие внизу. "Юнкерсы" бросились к облакам, но это не спасло их. Используя "окна", их настигли и атаковали находившиеся вверху истребители Героя Советского Союза Капитана В. А. Князева. В ходе боя один "Юнкерс" был им сбит, другой подбит.

Вскоре Отдельная Приморская армия влилась в состав 4-го Украинского фронта, и 88-й авиаполк временно был переведён в 8-ю Воздушную армию. 18 Апреля он начал боевые действия в районе Севастополя. В ходе решающих боёв за легендарный город русской воинской славы за 4 дня работы лётчики полка сбили 14 вражеских самолётов.

13 Мая 1944 года, после полного изгнания с Крымской земли немецких войск, полк передал свои ЛаГГ-3 в другую часть и отправился на один из тыловых аэродромов для переучивания на новые истребители Ла-5.

И вот наконец наступил особенно долгожданный момент в жизни воинов полка. В составе 2-го Белорусского фронта они пересекли Государственную границу СССР, взяв курс на Восточную Пруссию. Путь следования полка проходил через Польшу...

В канун Первомая 1945 года Новороссийский истребительный авиационный полк, ставший к тому времени уже 159-м Гвардейским, перебазировался на 85-й по счёту за годы войны аэродром - Пазевальк, расположенный в 115 км от Берлина. Отсюда Князев и другие лётчики полка совершали последние боевые вылеты, сопровождая штурмовики в район Штеттина  ( Щецын, Польша ). Этим и закончились их боевые действия в Великой Отечественной войне.

Ранним утром аэродром Пазевальк, на котором располагалось несколько авиационных частей, бурлил ликованием. В 10 часов личный состав Новороссийского авиаполка был построен на торжественный митинг. В строю полка стояли лётчики, ставшие гордостью части, Герои Советского Союза. Был в их числе и Василий Князев, хотя к тому времени он уже служил в другом полку, День Победы не мог не встретить с боевыми друзьями, с которыми прошёл почти всю войну.

Князев В.А.

Внушителен вклад Новороссийского истребительного авиационного полка в победу нашего народа. Лётчики - Гвардейцы совершили 18 193 боевых вылета, сбили в воздушных боях 268 самолётов, уничтожили штурмовыми действиями 48 самолётов, 158 артиллерийских орудий, 69 танков, 2775 автомашин, множество другой военной техники и живой силы противника. В полку выросло 16 Героев Советского Союза, многие другие отмечены высокими правительственными наградами.

Василий Князев обратился к однополчанам с такими словами:

- Тяжела была наша борьба, но мы знали, что победим. И победили. Сегодня мы недосчитываемся многих боевых друзей, павших в боях за Родину. Им не довелось встретить этот исторический день. Но это и их победа. Мы обещаем, что никогда не забудем их подвигов, что сами они в нашей памяти будут всегда...

После окончания войны Гвардии полковник В. А. Князев ещё много лет служил в Военно - Воздушных Силах, передавал богатый фронтовой опыт молодому поколению авиаторов. Он командовал истребительным авиационным полком, а уволился в запас с должности командира дивизии.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора В. А. Князева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
123.06.1941 г.1  Ju-88ЖмеринкаИ-16, ЛаГГ-3, Ла-5.
226.07.1941 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 )Володарка
328.07.1941 г.1  Ju-88Теплик
413.08.1941 г.2  Ме-109Яблонов - Литвинец
515.08.1941 г.1  FW-189зап. Хоцки
619.08.1941 г.2  "Хе-113"  ( в группе - 2 / 3 )Баглей
703.03.1942 г.1  Hs-126Каховка - Хорошее
828.03.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )Осадчий
915.05.1942 г.1  Hs-126Успенская
1019.08.1942 г.2  Ме-109  ( в группе - 2 / 17 )Эльхотово
1123.08.1942 г.2  Ме-109  ( в группе - 2 / 8 )Моздок
1204.09.1942 г.1  Ме-109Предмостный
131  Ме-109Нижний Бекович
1426.05.1943 г.1  Ме-109Горищный
1527.05.1943 г.1  Не-111Благодарный
1602.06.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Молдаванское
1703.06.1943 г.1  Ju-87Киевское
1830.07.1943 г.1  FW-190вост. Киевское
1908.08.1943 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )юго - вост. Крымская
2009.08.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Крымская
2117.09.1943 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Новороссийская бухта
2203.01.1944 г.1  Не-111Катерлез
2323.01.1944 г.1  Ju-87выс. 164  ( Крым )
2426.02.1944 г.1  Ju-87Катерлез
2522.03.1944 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 4 )Грязевая Пучина

       Всего сбитых самолётов - 18 + 11;  боевых вылетов - более 500.




Почерк крылатого бойца.

Возврат

Н а з а д