Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Кобылецкий Иван Иванович

Кобылецкий Иван Иванович

Родился 10 августа 1916 года в городе Бирзула, ныне город Котовск Одесской области, в семье рабочего. В 1930 - 1938 годах жил в Оренбурге. Окончил 7 классов средней школы в Котовске и школу ФЗУ в Оренбурге. Работал слесарем, кочегаром и помощником машиниста паровоза на станции Оренбург. В 1936 году по комсомольской путёвке поступил в Оренбургскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1938 году.

Участвовал в национально - освободительной войне китайского народа против японских захватчиков 1938 - 1940 годов.

С июня 1941 года в действующей армии. По август 1942 года служил в составе 43-го ИАП; по 1944 год - в 237-м ИАП  ( 54-м Гвардейском ИАП ); по май 1945 года - в 53-м Гвардейском ИАП. Сражался в составе 8-й, 16-й Воздушных армий на Юго - Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Летал на И-16, Як-1 и "Аэрокобре".

Принимал участие в обороне Киева, в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Был тяжело ранен.

К февралю 1945 года заместитель командира 53-го Гвардейского истребительного Сталинградского ордена Ленина авиационного полка  ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт )  Гвардии майор И. И. Кобылецкий произвёл 451 боевой вылет, в 94 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 9 самолётов противника.

15 мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. С сентября 1948 года Гвардии подполковник И. И. Кобылецкий - в отставке по болезни. Жил в Киеве. Работал слесарем - лекальщиком, старшим контрольным мастером, инженером. Умер 25 июля 1986 года.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   ( дважды ); медалями.

*     *     *

В 1938 году, после окончания лётной школы, Иван Кобылецкий в числе других советских авиаторов - добровольцев был направлен в Китай, народ которого вёл в ту пору борьбу с японским милитаризмом. Именно там молодой пилот получил боевое крещение и закалку под руководством опытных командиров, прошедших войну в республиканской Испании.

Начало Великой Отечественной войны И. И. Кобылецкий встретил на юго - западе страны. За сравнительно короткое время он совершил несколько десятков боевых вылетов. Только на Киевском направлении и непосредственно в районе Украинской столицы смелый, находчивый лётчик 50 раз водил свою крылатую машину на разведку войск противника.

В воздушных боях - а они были в ту пору весьма ожесточёнными - Кобылецкий сбил лично 2 неприятельских самолёта. За мужество и отвагу он был награждён орденом Ленина и двумя орденами Красной Звезды.

С Юго - Западного фронта Иван Иванович был направлен под Сталинград. Там старший лейтенант И. И. Кобылецкий, не жалея своих сил и самой жизни, самоотверженно дрался с врагами и снискал славу незаурядного воздушного бойца. В небе Сталинграда он сбил ещё 5 вражеских самолетов лично и 6 в составе группы.

22 мая 1942 года Иван Кобылецкий провёл с товарищами блестящий воздушный бой. Тогда он, в составе четвёрки истребителей, прикрывал действия наших наземных войск. Противник решил нанести по одному из участков фронта мощный бомбовый удар. Когда появились вражеские самолеты, наши пилоты насчитали 24 бомбардировщика и истребителя прикрытия. 24 против 4 !   Но советских лётчиков такое соотношение не испугало. Дерзкая, ошеломляющая атака строя вражеских бомбардировщиков, расстроила планы противника. Побросав бомбы на головы своих же солдат, бомбардировщики повернули назад.

К тому времени опомнились истребители прикрытия. В течение 26 минут они пытались отогнать отважную четвёрку от своих подопечных, но сами получали удар за ударом. Задымил, снижаясь, один из "Хейнкелей". Взорвался в воздухе "Мессер". Второй, распоротый меткой очередью, врезался в землю... Рассеянная армада врагов позорно убралась с места боя на глазах тысяч людей, наблюдавших за ходом этой схватки с земли. За этот бой, вся четвёрка наших пилотов - Бенделиани, Костин, Кобылецкий и Бугаев, были награждены орденами Ленина.

16 августа 1942 года заместитель командира эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка  ( 220-я истребительная авиадивизия, 8-я Воздушная армия, Юго - Восточный фронт )  старший лейтенант И. И. Кобылецкий в воздушном бою над своим аэродромом на самолёте Як-1 таранил вражеский истребитель. Сам благополучно произвёл посадку.

Як-1 И.И.Кобылецкого.

17 августа 1942 года в 3 часа 15 минут отважный лётчик вновь поднял свой истребитель в воздух. Это был его 401 боевой вылет...

Задание было таким: сопровождать группу Ил-2 для нанесения бомбово - штурмового удара по переправе, восстановленной противником предыдущей ночью в районе Калача. В случае появления немецких истребителей Кобылецкому и его ведомому следовало принять бой и отвлечь их.

...Сначала появились 8 истребителей Ме-109. Наши лётчики вступили с ними в бой. Кобылецкий сбил 2 неприятельские машины, но врагу удалось поджечь самолёт его ведомого. Когда лётчик выпрыгнул с парашютом, "Мессеры" попытались расстрелять его в воздухе, но Иван не допустил их к нему.

Однако, защищая ведомого, Кобылецкий оторвался от основной группы. Оставшись один, он продолжал вести ожесточённый бой. Но вот осколки снаряда попали в мотор его самолёта и повредили бензосистему. Загорелся двигатель, хотя работал он бесперебойно.

Внизу была территория противника, поэтому о прыжке с парашютом не могло быть и речи. Убедившись, что управление самолётом ещё действует, пилот продолжал вести бой. При этом старался оттягивать неприятеля в сторону наземных войск, к востоку.

Пламя начало обжигать руки и лицо... Сбить пламя маневрированием самолёта не удалось. Пожар перекинулся с мотора на правую плоскость. А вскоре запылала и левая. При таком положении бензобаки могли взорваться в любую минуту. Не дожидаясь этого, Кобылецкий сделал переворот. При выводе из пикирования правой плоскостью зацепил за верхушку высокого дерева, и самолёт качнуло вправо. Выполняя петлю Нестерова, он выбрал момент, когда машина находилась вверх колёсами, оторвал ручку управления от себя, отстегнул ремни и вниз головой вывалился из кабины. Парашют выпустил, когда до земли оставалось не более 500 метров. Шёлковый купол не сразу наполнился воздухом, а когда произошёл аэродинамический хлопок, было уже поздно: момент раскрытия парашюта совпал с ударом о землю...

Старший Лейтенант Кобылецкий, потерявший сознание, пролежал на нейтральной полосе до темноты. Ночью к лётчику сумели пробраться наши танкисты и доставили его в медсанбат. У него были перебиты обе ноги, деформирован позвоночник, сломаны два ребра, обожжены правая нога, руки, шея, лицо, голова... После перевязки Кобылецкого отправили на пристань, чтобы отвезти пароходом по Волге в госпиталь. О том, что произошло потом, вспоминает сам Иван Иванович:

"Примерно через час плавания мы услышали гул самолётов. Появились Ме-109 и стали обстреливать наш параход, подожгли его. Ходячие раненые начали прыгать в воду. А как быть мне, лежачему, да притом в шинах ?   Не могу ни сесть, ни встать. И тут я вспоминил, что в моём узелке лежат лезвия безопасной бритвы. Сполз с носилок, развязал узелок, достал лезвия и начал обрезать бинты. Меня обдало пламенем горящего парахода. Тогда упираюсь щекой о стенку и рывком срываю бинты. На руках передвигаюсь по коридору к одной из коют. С трудом влезаю на диван, тянусь к иллюминатору, выжимаюсь на руках, подтягиваюсь вверх, преодолеваю перила и лечу в воду.

Изо всех сил стараюсь как можно дальше отплыть от парахода. Плавал я хорошо. Лёг на спину и стал грести одними руками. Ноги при малейшем движении мучительно болели. Нагнал одного товарища с доской и положил на неё правую ногу. А немецкие самолёты поливали раненых свинцовым огнём. Кое - как добрался до острова. На берегу сидел раненый боец и пытался остановить кровь из правой ноги. Я ему помог: зубами разорвал сорочку, оторвал полоску, завязал ногу и туго скрутил палкой жгут. Через некоторое время за нами на лодке приехала медсестра со стариком лодочником".

Кобылецкий попросил сначала доставить в безопасное место бойца, а затем переправился и сам. Потом был госпиталь, длительное лечение. И вот однажды его навестил Командующий Воздушной армией генерал Т. Т. Хрюкин. Он поздравил лётчика с присвоением воинского звания "Капитан". А вскоре, на имя начальника госпиталя, от него пришла телеграмма, в которой говорилось: "У Вас на излечении находится капитан Кобылецкий Иван Иванович. Приложите все усилия, его нужно вернуть в строй".

Отважный лётчик вернулся в строй. Но это стоило врачам больших усилий, потребовало огромной выдержки и воли самого Кобылецкого. Наконец, спустя 4 месяца, распахнулись ворота госпиталя. Лётчик вышел прихрамывая. Одна нога на несколько сантиметров была короче другой.

После излечения капитана И. И. Кобылецкого на год отстранили от лётной работы и направили в санаторий. Уезжая туда, Иван Иванович достал из чемодана выданную ему историю болезни, почитал, подумал. Потом взял и сжёг её - чтобы не было препятствий к возвращению в строй.

В декабре 1942 года капитан И. И. Кобылецкий прибыл к новому месту своей службы - он был назначен заместителем командира 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе. На правую педаль управления рулём поворота его самолёта техник сделал деревянную подставку. И снова начались боевые вылеты, воздушные схватки. Кобылецкий, как и прежде, водил в бой группы истребителей и храбро сражался с врагами. В части о нём говорили: "Человек, победивший смерть" и добавляли: "И в воде не утонет, и в огне не сгорит".

Однажды, было это летом 1943 года на Курской Дуге, Гвардии капитан И. И. Кобылецкий вылетел в составе четвёрки для патрулирования в заданном районе. В момент разворота в сторону солнца, он заметил большую группу вражеских самолётов. Группами по 4 - 6 машин, FW-190 приближались к району Понырей.

Видимо противник рассчитывал неожиданно напасть на наших истребителей, расчистить небо для своих бомбардировщиков. Но "Яки" упредили врага. Со стороны солнца они перешли в атаку на ту группу "Фоккеров", которая несколько приотстала от общего боевого порядка. Снайперской очередью Кобылецкий сбил одного FW-190. Его напарники подожгли второй, который, не долетев до земли, взорвался в воздухе.

Первая группа "Фоккеров" ушла куда - то под облака, а с остальными завязался ожесточённый бой. Победителями вышли из него наши лётчики - потеряв ещё 3 машины, противник пикированием покинул поле боя...

Потом было ещё много других боёв. Так, 17 июля 1944 года Кобылецкий вылетел во главе 6 истребителей на штурмовку переправы через реку Вислу в районе Демблина. В воздушном бою над переправой он уничтожил 2 самолёта FW-190, разбил переправу и уничтожил до взвода пехоты противника. За 4 дня боёв, с 18 по 22 июля 1944 года, он сбил 6 самолётов противника FW-190.

В августе 1944 года Гвардии майор И. И. Кобылецкий был назначен заместителем командира 53-го Гвардейского истребительного авиационного полка, войну закончил в небе Берлина. Всего Иван Иванович Кобылецкий совершил 464 успешных боевых вылета, участвовал в 94 воздушных боях, в которых сбил 15 вражеских самолётов лично и 9 - в группе с товарищами. В его наградном листе, в частности, указывалось:

И.И.Кобылецкий.

"На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. За время пребывания на фронтах проявил себя мужественным, бесстрашным воздушным бойцом, не знающим страха перед смертью, умеющим побеждать не числом, а умением. Вся боевая работа Гвардии майора Кобылецкого характерна героическими подвигами, всегда сопровождается одержанием побед над воздушным врагом..."

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за 465 боевых вылетов, участие в 94 воздушных боях, 15 лично сбитых самолётов противника и 9 в групповых боях и проявленные при этом доблесть и мужество заместитель командира 53-го Гвардейского истребительного авиационного Сталинградского ордена Ленина полка Гвардии майор Кобылецкий Иван Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 2872 ).

После окончания войны Гвардии подполковник И. И. Кобылецкий продолжал служить в одном из полков Военно - Воздушных Сил, передавая молодёжи свой богатый боевой опыт. С сентября 1948 года - в отставке по болезни. Работал слесарем - лекальщиком, старшим контрольным мастером, инженером. Жил в Киеве. Скончался 24 июля 1986 года. Похоронен на Лукьяновском военном кладбище в Киеве.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора И. И. Кобылецкого:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
117.08.1942 г.2  Ме-109КалачИ-16, Як-1,

"Аэрокобра".

207.06.1943 г.1  FW-190вост. Покровское
31  Ме-109Воронец
418.07.1944 г.1  FW-190юж. ст. Любомль
519.07.1944 г.1  FW-190юго - зап. Штунь
622.07.1944 г.1  FW-190Выжсковиск

      Всего сбитых самолётов - 15 + 9  [ 7 + 0 ];  боевых вылетов - 464;  воздушных боёв - 94.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

         © AirFighters.RU