Главная | Источники | 

HSU

Конев Георгий Николаевич

Конев Г.Н.

Родился 25 Мая 1912 года в селе Кардаиловка, ныне Поворинского района Воронежской области, в семье крестьянина. Окончил Песковскую среднюю школу. Работал секретарём Кардаиловского сельсовета, посыльным фельдсвязи райотдела ОГПУ. С 1931 года в рядах Красной Армии. В 1936 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

В 1937 - 1938 годах участвовал в оказании интернациональной помощи Китаю в отражении японской агрессии. Сбил 1 самолёт противника.

С Июня 1941 года Капитан Г. Н. Конев на фронтах Великой Отечественной войны. По Июль 1941 года служил в 20-м ИАП; по 1942 год - в 20(2)  ( 744-м )  ИАП; по Декабрь 1942 года - в 21-м Гвардейском ИАП.

К концу 1942 года командир 21-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 240-я истребительная авиационная дивизия, 6-я Воздушная армия, Северо - Западный фронт )  Гвардии подполковник Г. И. Конев совершил 312 боевых вылетов, в 98 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 18 самолётов противника.

30 Декабря 1942 года в ступив в неравный бой, сбил 2 новейших вражеских самолёта. Погиб в этом бою.

1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен в деревне Кузьминское Парфинского района Новгородской области, где установлен обелиск.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ).

*     *     *

Георгий Конев родился 25 Мая 1912 года в селе Кардаиловка, ныне Поворинского района Воронежской области, в семье крестьянина. Окончил Песковскую среднюю школу. Работал секретарем Кардаиловского сельсовета, посыльным фельдсвязи райотдела ОГПУ. В 1931 году был призван в ряды Красной Армии, а в 1936 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.

В 1937 - 1938 годах Георгий Конев участвовал в оказании интернациональной помощи Китаю в отражении японской агрессии. Проявив мужество и высокое лётное мастерство одержал, как минимум, одну воздушную победу.

18 Февраля 1938 года японские бомбардировщики под прикрытием истребителей пытались прорваться к Ухани - крупнейшему промышленному центру Китая, узлу дорог. На их пути встал истребительный заслон. Разыгралось ожесточённое воздушное сражение. Когда оно закончилось, на земле пылало 12 костров - горели сбитые японские самолёты. Это была внушительная победа советских лётчиков - добровольцев. Такого количества самолётов за один бой японцы ещё на теряли. Одну из побед записал в тот день на свой боевой счёт и Георгий Конев.

С Июня 1941 года Капитан Г. Н. Конев на фронтах Великой Отечественной войны. Боевую деятельность начал в битве под Москвой, где одержал немало блестящих побед. Сначала он командовал эскадрильей 20-го истребительного авиаполка, а вскоре был назначен заместителем командира по лётной подготовке. Георгий Николаевич был храбрым воздушным бойцом, авторитетным командиром. В бой с ним лётчики шли с большой охотой. Не в его характере было уступать даже численно превосходящему противнику. Он никогда не оставлял в беде своих товарищей.

Вспоминая о боях на Брянском фронте, Генерал - лейтенант авиации в отставке С. Н. Ромазанов пишет и о Г. Н. Коневе:

"Военные газеты часто помещали короткие корреспонденции или очерки о воздушных боях в небе над Брянщиной. Но сколько подвигов, имён оставалось в совершенной безвестности !

Не помню подробностей, но однажды случилось так, что моя машина оказалась рядом с полевой землянкой, возле которой стояла группа пехотинцев. Я подошёл к ним и попросил прикурить. Обратив внимание на мою авиационную форму, один молодой солдат сказал:

- А Конев-то у вас, поди, Геройскую звезду носит ?

- Это кто же такой Конев ? - спросил я.

- А лётчик такой есть, - пояснил всё тот же солдат. - Очень героический лётчик !   А мы думали, вы его знаете. Его тут у нас и то все знают. Как он бьёт этих воздушных гадов - аж дым идёт !   Очень технично он их колотит.

Капитана Г. Н. Конева я знал и пообещал передать ему похвалы товарищей - пехотинцев.

Вскоре вместе с командующим мы выехали в истребительный полк, чтобы провести лётно - тактическую конференцию по распространению боевого опыта лучших воздушных бойцов фронта. В этом полку и служил лётчик - истребитель Конев.

Задолго до того как подъехать к аэродрому, на котором базировался истребительный полк, мы увидели в воздухе много вражеских самолётов и наших истребителей, которые вылетели им навстречу. Мы увидели, как к большой группе немецких бомбардировщиков подлетели несколько наших истребителя и навязали им воздушный бой. Вскоре с аэродрома поднялись ещё 2 истребителя Як-1 и на форсированном газу устремились на запад. А через минуту в том же направлении мы различили в воздухе 3 точки. Они быстро увеличивались: шли 3 бомбардировщика типа "Юнкерс-88". Наши истребители, быстро набрав высоту, пошли в атаку.

Это была дерзкая, стремительная атака. Помню, с каким волнением и азартом наблюдал за ней командующий. Я, затаив дыхание, с восхищением тоже смотрел в ясное небо. Было особенно приятно видеть, что наши лётчики атакуют стремительно и грамотно.

Заметив истребителей, фашистские лётчики сомкнули строй, приготовились к отражению атаки. Истребители выбрали для первой атаки левый задний бомбардировщик. Сохраняя между собой дистанцию и интервал, они увеличили скорость. Нам было видно, как сокращается расстояние до цели. Ведущий истребитель делает горку и уклоняется вправо, чтобы зайти со стороны. Ведомый заходит сверху и сзади. Вот они устремляются на цель и одновременно открывают огонь по левому "Юнкерсу". В тот же миг вражеский бомбардировщик загорается и сваливается на крыло.

Як-1 Майора Г.Н.Конева, осень 1942 г.

В небе раздался звенящий гул мотора: то ведущий истребитель устремился в боевой разворот и затем как бы на минуту завис в воздухе, сделал разворот через левое крыло и уже ястребом спикировал на головной бомбардировщик, который сбросил беспорядочно бомбы и стал уходить на юго - запад.

Советский истребитель, выйдя из пике, снова устремился в разворот и снова красивым и точным маневром повторил атаку. На этот раз "Юнкерс" клюнул носом и, свалившись на крыло, стал беспорядочно падать. Под бомбардировщиком показались 2 парашютиста.

- Как воюют, а ?.. Молодцы ! - воскликнул восхищённо командующий.

Через несколько минут мы были на аэродроме и узнали, что на ведущем истребителе был Капитан Г. Н. Конев. Мне захотелось немедленно с ним встретиться, поздравить его с очередной победой, но его самолёт снова готовился к вылету, и Конев сам руководил подвеской "эрэсов".

С Коневым я встретился вечером. Едва открыв дверь столовой, услышал дружный смех лётчиков: посредине сидел худощавый белокурый Конев и что-то рассказывал. Увидев меня, он смолк.

- Продолжайте рассказывать, - попросил я Капитана, но он почему-то молчал.

Я сделал вид, что ничего не знаю о нём, и задал ему вопрос:

- Ну как, товарищ Конев, воюете ?

- Ничего, товарищ бригадный комиссар, как все.

- И сбитые самолёты имеете на счету ?

- Немного. Всего 8.

Это была рекордная цифра в полку.

...Час спустя я проходил мимо землянки, в которой жил Конев. У входа в неё сидели всё те же лётчики и слушали баяниста. Я присмотрелся к лётчику, склонившемуся над баяном, и снова узнал в нём Конева. Подивился его замечательной игре. Он играл что-то протяжное, русское. Несколько голосов негромко подпевало. Величаво - грустная мелодия напоминала каждому о близком и родном.

Великое дело - песня на войне !   Она особенно волнующе звучит в устах солдата, в устах того, кто всего лишь час назад мужественно дрался с врагом, каждую минуту рисковал жизнью. Но прошла эта минута, солдат победил, он остался жив и вот теперь сидит среди друзей, растягивает баян и поёт о любви и счастье. Признаться, я любовался в ту минуту Коневым. Сердце наполнилось верой в силу и непобедимость народа, у которого есть такие сыны".

Отличился он и в боях на Северо - Западном фронте. Особое хлоднокровие и мужество проявил штурман 744-го истребительного авиаполка Майор Г. Н. Конев в бою 22 Февраля 1942 года. 23 Февраля сбил ещё один бомбардировщик Ju-88. Несмотря на интенсивный огонь вражеских стрелков, он подошёл к 5 "Юнкерсам"и с дистанции 150 метров сбил один из них. Он дважды ещё атаковал и разогнал оставшиеся 4 самолёта. На поздравления товарищей с успешным выполнением боевого задания в честь 24-й годовщины Красной Армии он ответил:

- Я бы и второго сбил, но у меня одна лыжня не убралась...

Як-1 Майора Г.Н.Конеап, 1942 г.

Отважный лётчик был членом партийного бюро полка. Он внимательно следил за совершенствованием боевого мастерства молодых пилотов. Например, комсомолец Поляков в одном из воздушных боёв вёл огонь по вражеским самолётам с большой дистанции. Конев указал ему на этот недостаток, дал нужный совет. 23 Февраля Поляков в очередном бою сбил вражеский самолёт. Это была его первая победа. Он на всю жизнь сохранил память о старшем боевом товарище.

Вскоре Майор Г. Н. Конев был назначен командиром истребительного авиаполка. Участвуя в наступательных операциях на Среднем Дону, он значительно увеличил счёт своих побед.

К концу 1942 года командир 21-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Г. Н. Конев совершил 312 боевых вылетов, провёл 98 воздушных боёв, в которых сбил лично 14 и в группе 18 вражеских самолётов.  [ Н. Г. Бодрихин в своих исследованиях указывает на 17 личных и 18 групповых побед, в более чем 400 боевых вылетах и 120 воздушных боях. Возможно, с учётом его боевой деятельности в Китае. ]  Последняя цифра говорит о большой скромности Георгия Николаевича. Многие личные победы он вписал в графу успехов всей группы.

Но, война есть война... 30 Декабря 1942 года, вступив в неравный бой с большой группой вражеских самолётов, Георгий Конев погиб.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Мая 1943 года Гвардии подполковник Конев Георгий Николаевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Похоронен отважный воздушный боец в деревне Кузьминское Парфинского района Новгородской области, где установлен обелиск. Имя его свято чтут земляки.

Весной 1944 года, в память о своём племяннике, колхозник В. В. Конев на собственные сбережения приобрел истребитель Ла-5Ф. Это машина вскоре была передана одному из лучших советских пилотов, будущему трижды Герою Советского Союза, Капитану И. Н. Кожедубу. На "Лавочкине" с бортовым номером "14" и надписями, выведенными белым с красной окантовкой: на левом борту - "Имени Героя Советского Союза Подполковника Конева Г. Н.", на правом - "От колхозника Конева Василия Викторовича", Иван Кожедуб уничтожил 8 самолётов противника.

Ла-5ФН имени Г.Н.Конева

Ла-5Ф имени Г. Н. Конева. 240-й ИАП, лето 1944 года.

После перевода Кожедуба в другой полк, на "именном" Ла-5ФН воевал сначала Кирилл Евстигнеев, закончивший войну с 53 личными и 3 групповыми победами и ставший дважды Героем Советского Союза, а затем - Павел Брызгалов, одержавший к концу войны 19 личных побед и ставший Героем Советского Союза.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника Г. Н. Конева:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
130.06.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )ТарнопольЯк-1, Ла-5.
201.07.1941 г.1  Ju-88Тарнополь
322.08.1941 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 9 )Мглинск
426.08.1941 г.1  Hs-126Мглинск - Ильбов
527.08.1941 г.1  Ju-88ст. Евдоколье
628.08.1941 г.1  Hs-126зап. Карачев
71  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )вост. Брянск
806.09.1941 г.1  "Хе-113"Почеп
907.09.1941 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )сев. Брянск
1001.10.1941 г.1  Hs-126Севск
1129.10.1941 г.1  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )Чернь
1204.11.1941 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Косая Гора
1319.02.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )сев - вост. Шишмарево
141  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Утошкино
1522.02.1942 г.1  "Ме-115"Борки
1623.02.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 5 )Кутынка - Дубовицы
1725.02.1942 г.1  Ju-87Боловино
1812.12.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )вост. оз. Вершинское
1930.12.1942 г.1  Ме-109Ольховец

      Всего сбитых самолётов - 14 + 18  [ 9 + 10 ];  боевых вылетов - 312;  воздушных боёв - 98.



История некоторых именных самолётов.

Один из боёв Георгия Конева.

Тайна одного экспоната.

Возврат

Н а з а д