Главная | Источники | 

HSU

Копец Иван Иванович

И.И.Копец

Родился 19 Сентября 1908 года в Царском Селе, ныне город Пушкино ( Ленинградская область ), в семье рабочего. Окончив в 1925 году 8 классов школы 2-й ступени имени Карла Маркса в городе Ишиме ( Тюменская область ), работал секретарём окружного суда. В Красной Армии с 1927 года. Окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу в 1928 году, Качинскую военную авиационную школу пилотов в 1929 году, курсы усовершенствования высшего начсостава при Военной академии Генерального штаба в 1935 году. Служил младшим лётчиком 70-й отдельной истребительной авиационной бригады при Военно - Воздушной академии им. Жуковского.

Участник национально - революционной войны в Испании с Сентября 1936 года. Командир добровольческой авиационной группы Старший лейтенант И. И. Копец в воздушных боях уничтожил 6 самолётов противника. 21 Июня 1937 года за проявленные мужество и героизм при выполнении интернационального долга был удостоен звания Героя Советского Союза. После учреждения знака особого отличия "Золотая Звезда" ему была вручена медаль № 16.

В 1938 году, сразу по возвращении из Испании, получил назначение на пост заместителя командующего ВВС Ленинградского военного округа. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Командовал ВВС 8-й Армии. Накануне Великой Отечественной войны был Командующим ВВС Западного Особого Военного округа.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 4 Июня 1940 года И. И. Копецу присвоено воинское звание Генерал - майор авиации.

Великою Отечественную войну встретил в должности командующего ВВС Западного Особого Военного Округа, - принявшего в первый день войны главный удар немецких войск и преобразованного по мобилизационному плану в Западный фронт.

Узнав, что в первые часы войны воздушным налётам противника подверглись 26 аэродромов округа, и авиация, находящаяся под его командованием, потеряла 738 самолётов, из них 528 - на аэродромах, где базировались самолёты и новых типов, не уступавшие по своим тактико - техническим данным немецким, И. И. Копец застрелился в своём служебном кабинете. Тем самым он избежал не менее трагической судьбы нескольких членов командования Западным фронтом, приговорённых к расстрелу по приговору Верховного Суда Союза ССР от 22 Июля 1941 года. Предположительно, похоронен в Минске  ( Беларусь ).

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени; медалями.

6 Мая 2005 года в городе Ишиме Тюменской области открыта мемориальная доска на здании школы, в которой учился будущий Герой Советского Союза, Генерал - майор авиации И. И. Копец.

*     *     *

Он родился 19 Сентября 1908 года в Царском Селе, ныне город Пушкин Ленинградской области в семье моряка  ( по другим данным рабочего ). С 11 лет батрачил, ходил по дворам и паял посуду. Окончил 8  ( по другим данным 9 )  классов в Ишиме Тюменской области. Работал секретарём окружного суда. С 1927 года стал служить в Красной Армии. В 1928 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, а в 1929 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В 1935 году окончил курсы усовершенствования высшего начсостава при Военной академии Генштаба. Служил при Военно - Воздушной академии, как один из самых лучших лётчиков участвовал в альпиниаде на Кавказе.

"От Каспийского и до Чёрного моря протянулся Кавказский хребет. Громадные вершины его покрыты снегом и вечным льдом. Сложнейший лабиринт этого нагромождения скал прорезывают ущелья. В этом году по ущельям шли колонны командиров 4-й альпиниады РККА. Авиозвено альпиниады обслуживало эти колонны.

Среди лётчиков авиазвена особенно выделялся лётчик Иван Иванович Копец. За чёткую работу, за прекрасное освоение техники полётов командование авиационной части выделило его для полётов в горах.

Воздушные потоки ураганной силы бросают самолёт на острые выступы. Тут выручают лишь исключительное умение и мастерская техника полёта.

Лётчик Копец быстро "понял" и освоил горы. Узкой полоской ущелья он умеет шнырять на своём У-2. При перелётах через перевалы Кавказских хребтов, особенно на маломощном самолёте, как У-2, надо буквально в 10 метрах ползти над изломами льда, борясь с нисходящими потоками. Крепкая рука, упорная воля и зоркий глаз - вот какие качества требуются здесь от лётчика...

Все задания Копец выполнял блестяще. Он на своём самолёте пробирался к колоннам в такие места, что у стоящих внизу командиров захватывало дух. Крутым виражём спускался он к колоннам и доставлял им письма, газеты, снаряжение и продукты.

Он сумел "оседлать" воздушный поток у Эльбруса и на нём набрать 5400 метров. Это при потолке У-2 всего 4200 метров !

Это он отлично провёл буксировку планера Г-9 с Баксанского ущелья в центр Кавказских гор - в Сванетию. Одновременно товарищ Копец - и инструктор парашютного дела. Это он выбросился на парашюте над горами Сванетии и точно приземлился на Местийском аэродроме  ( высота 1650 метров ), изумив несколько тысяч сванов, собравшихся на праздник авиации.

Помнится мне взлёт в ущелье Карачая с высокогорной площадки на высоте 2200 метров. Садиться было хорошо, а взлетать...

Я посмотрел на него. Прогрев мотор, прислушавшись к его знакомому голосу, Копец взялся за ручку. Взлетели на бурную речку Улукам. Указатель скорости не доходил до 50 километров. Машина "сыплется" ниже и ниже... Но опытная рука лётчика подчинила себе машину: мы низко прошли над пенистой речкой, плавно развернулись и вышли на склон ущелья. В это время нас так болтало, что был риск зацепиться за утесы. Когда тов. Копец оглянулся, я увидел капельки пота на его лице...

В другой раз, когда тучи захлопнули перевал и отрезали путь на аэродром, Копец сумел проскользнуть в узкую щель облаков, направив свой самолёт, как снайпер направляет пулю. У этого лётчика нет страха, потому что он знает, что он может сделать. А может он многое, потому что он всё заранее рассчитывает..."

( Из газеты "Красная Звезда", 26 Октября 1935 года. )

Находился на различных командных должностях и за выдающиеся успехи по освоению авиационной техники в 1936 году был награждён орденом Ленина.

В звании Старшего лейтенанта командовал 70-м ОИАО специального назначения при Военно - Воздушной академии им. Жуковского.

С Сентября 1936 года по 17 Июня 1937 года был в Испании воевал пилотом на разных типах самолётах. С Ноября - уже в составе эскадрильи П. В. Рычагова на И-15. Позже стал командиром 26-й группы истребителей И-15. Летал также на трофейном итальянском истребителе "Фиат-32". Имел псевдоним "Генерал Хосе".

К 9 Декабря 1936 года имел на счету 2 сбитых самолёта   ( 4 Ноября, утром в районе Мадрида, сбил Fiat CR-32. 13 Ноября ещё один Fiat CR-32 ).

Всего совершил более 200 боевых вылетов, сбил 6 самолётов   ( 2 лично и 4 в составе группы ). Награждён орденом Красного Знамени  ( 2.01.1937 ).

21 Июня 1937 года за мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза  ( "Золотая Звезда" № 16 )  с награждением ордена Ленина.

После возвращения из Испании в 1937 году получил сначала звание Майора, а затем и Полковника. В 1939 году был заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа.

В Ноябре 1939 года был назначен командующим ВВС 8-й армии и участвовал в Советско - Финляндской войне. Награжден орденом Ленина  ( 1940 год ).

В 1940 году временно командовал 121-м бомбардировочным авиационным полком.

4 Июня 1940 года ему было присвоено воинское звание Генерал - майора авиации.

В 1941 году был назначен командующим ВВС Западного особого Военного округа.

В первый же день Великой Отечественной войны 22 Июня 1941 года авиация округа понесла катастрофические потери - из 1560 самолётов было уничтожено 738, что составило почти половину боевых самолётов. Потрясённый трагедией, Генерал - майор И. И. Копец вечером того же дня  ( по другим данным на следующий день ), не дожидаясь ареста и предания суду, застрелился в своем штабе в Минске.

Иван Иванович Копец по складу характера был молчаливый, но отзывчивый, сердечный человек. О храбрых людях иногда говорят: он не знает страха в борьбе. Эту поговорку можно было отнести без всяких колебаний и к Ивану Ивановичу. Вот что пишет в своих воспоминаниях Генерал - полковник авиации А. Г. Рытов:

Истребитель И-16

"Герой Советского Союза Иван Иванович Копец воевал в Испании, быстро продвинулся по служебной лестнице. Но в душе он оставался рядовым храбрым бойцом, для которого схватка с врагом в небе была лучшей отрадой. Во время Финской компании мне не раз приходилось его упрашивать, когда он без особой надобности вылетал на боевые задания:

- Ну зачем ты рискуешь ?   Разве без тебя не найдётся кому слетать на разведку ?   Ты же командующий, а не комэск.

А он посмотрит этак осуждающе, махнет рукой и пойдёт на взлёт. В этом человеке жила какая - то неистребимая страсть быть всё время в боевом напряжении, идти навстречу опасности. И если ему по каким - то причинам приходилось оставаться на земле - он просто не находил себе места. Это не было стремлением показать свою отвагу. Такой уж характер был у него.

В канун Великой Отечественной войны Иван Иванович командовал ВВС Белорусского Военного округа. Генерал И. И. Копец был храбрым лётчиком - истребителем. Однако приобрести необходимый опыт командования столь крупным авиационным соединением он не успел. Занимая высокую должность, Копец преимущественно занимался контролем переучивания лётного состава, часто сам пилотировал истребитель. В округе была в значительной степени упущена работа по организации управления авиацией.

Когда немецкая авиация в первый день наступления нанесла массированный удар по аэродромам, Копец сел в самолёт и решил посмотреть, что с ними сталось. Потери оказались огромные. И старый честный солдат не выдержал. Он вернулся в штаб, закрылся в кабинете и застрелился... Сейчас можно о нём говорить всякое: и малодушие проявил, и веру, мол, потерял. Не знаю. В одном я твёрдо убежден: сделал он это не из трусости".




Дополнительная информация о И. И. Копеце.

Возврат

Н а з а д