Главная | Источники | 

Ковалевский Антон Викентьевич

А.В.Ковалевский.

Родился в 1909  ( по другим данным в 1908 )  году в городе Черепаново Новосибирской области. Занимался планеризмом, был начальником планерной станции. Смастерил планер собственной конструкции, за что получил премию в 500 рублей. С 1927 года служил в Красной Армии. Окончил лётную школу в Вольске, затем Оренбургскую школу пилотов и лётчиков - наблюдателей весной 1931 года, после чего получил назначение в особую авиационную бригаду при Военно - Воздушной академии им. Жуковского на должность инструктора лётного обучения. Установил несколько рекордов при полётах на большой высоте и прыжков с парашютом.

"Это было 25 Июня. Ровно в 13 часов в воздух поднялся самолёт Р-5, пилотируемый лётчиком Ковалевским, имея на борту лётчика - наблюдателя Аминтаева. Командиры и слушатели академии стояли на аэродроме до тех пор, пока самолёт не скрылся из виду.

А в это время 2 отважных лётчика шли всё выше и выше. Через некоторое время они уже были на высоте 8126 метров. На эту высоту без кислородного прибора ещё никто не забирался. Это новая победа, завоеванная советскими лётчиками, наглядно показывает, насколько быстро овладевает авиационной техникой советская молодёжь.

Лётчик Ковалевский и лётчик - наблюдатель Аминтаев относятся к нашей растущей молодёжи. Оба они родились в 1908 году.

Комсомолец Ковалевский в авиации с 1927 года. Он один из лучших лётчиков части, которой командует тов. Ионов. Как лучший ударник, прекрасно овладевший техникой, он занесён в Книгу Почёта. Ковалевский совершил 5 высотных прыжков с высоты 6000 метров. Прекрасные физические данные позволили ему отлично переносить трудности высотного полёта.

Мой потолок, - говорит он, - значительно выше.

Вот что рассказывает о своём замечательном полёте тов. Ковалевский:

- Ясное небо. Видимость земли прекрасная. Изредка землю заслоняли маленькие облачка, но ненадолго.

Самолёт упорно пробивался сквозь ветер вперед. Альтиметр показывает потолок - 6500 метров. Дышать становится немного труднее. Проверяю по часам - идём ровно 40 минут. Дальше самолёт набирает высоту уже с пониженной скоростью.

Температура минус 38. Высота 8000 метров. Однако самочувствие прекрасное. Смотрю в зеркало, оказывается, лицо у меня побелело от мороза. Начинаю оттирать перчаткой - больно. Снимаю - начинают мёрзнуть руки. В это время теряю высоту. Бросаю оттирать, набираю снова высоту до 8200 метров по альтиметру.

Мотор начинает чихать, винт останавливается - не хватает бензина. Аминтаев показывает знаками, чтобы я шёл выше. А я показываю на винт, который беспомощно повис. Перехожу в планирование. Условия трудные. Справа - огромный лесной массив. Слева - озеро, которое тянется на 15 километров, и только под самолётом узкая полоска поля. Принимаю решение спланировать на лес. Расчёт оказался правильным. Благополучно приземляемся..."

( Из газеты "Красная Звезда", 28 Июня 1935 года. )

Затем в звании Старшего лейтенанта командовал отрядом в 1-й лёгкобомбардировочной авиационной эскадрилье Московского военного округа.

Осенью 1936 года, в числе одной из первых групп советских лётчиков - довровольцев, Антон Ковалевский добился права отправиться в Испанию для оказания помощи Республиканскому правительству. В Испании был с 29 Сентября 1936 года по 1 Февраля 1937 года. Был лётчиком, командиром звена. Имел псевдонимы "Капитан Казимир", "Казимиро" и "Бенгольд". За невероятную храбрость его называли также "Красным дьяволом".

В Сентябре - Октябре 1936 года летал на иностранных типах истребителей в составе ИАЭ "Испания", в том числе и на устаревшем "Ньюпоре-52"  ( они строились в Испании по лицензии )  и "Луар-46", а в Ноябре пересел на новенький И-15 в составе 1-й ИАЭ.

С начала 1937 года под Малагой действовала группа из 10 советских лётчиков. Среди них был и Антон Ковалевский. По состоянию на 9 Декабря 1936 года имел 1 сбитый "Хейнкель". 2 Января 1937 года награждён орденом Красного Знамени. Всего сбил 3 самолёта противника  ( по другим данным - 5 ), в том числе:


п/п
Дата
победы
Сбитый
самолёт
Район боя
( падения )
Примечание
1??.09.19351 "Юнкерс-52"-( лично )
201.02.19371 "Савойя-81"Алаурин-де-Гранде( лично )

1 Февраля 1937 года погиб в воздушном бою.

Истребитель Ньюпор-52
И на такой машине летал А. В. Ковалевский
Двигатель - HS12-HB, 500 л.с. Размах крыльев - 12,0 м.

Длина - 7,5 м. Высота - 3 м. Площадь крыльев - 29,3 кв.м.

Вес пустого  -  1365 кг.     Вес полётный  -  1800 кг.

Скороподъёмность - 7 м/с. Потолок практич. - 8200 м.

Дальность полёта - 700 км. Скорость макс. - 270 км/час.

Вооружение - 2 пулемёта  ( калибром 7,7 мм ).

В тот день, ровно в 12:00 над Малагой появилась одна "Савойя" - SM.81, на её перехват поднялись 2 дежуривших истребителя. На одном из них, которым управлял "Карлос", сразу после взлёта отказал двигатель, и он произвёл вынужденную посадку. Второй пилот Антон Ковалевский в одиночку атаковал бомбардировщик. Из воспоминаний Емельяна Кондрата, который был вынужден наблюдать за боем с земли:

А.В.Ковалевский

"Малага... в 5 км северо - западнее от неё расположен наш аэродром. Мы сидим с Антоном на круглых булыжниках, рядом с его самолётом. Разговор не клеется. Никогда я не видел Антона таким грустным. Я смотрю на него, обычно весёлого и неугомонного, шутника и балагура, и мне становится не по себе...

Доносится гул моторов. Это вражеский бомбардировщик приближается со стороны Севильи к порту. Ковалевский на ходу натягивает шлем и устраивается в кабине "Чайки". Я бегу к своей машине, взлетаю. Самолёт Антона уже в воздухе. Мне хорошо видно, как, лавируя, что бы избежать огня бомбардировщика, он заходит в хвост "Капрони". Вижу, как от длинной очереди загорелся бомбардировщик. "Всё !", - вырывается из моей груди радостный вздох облегчения.

Похоже, "Капрони" подбит. Но что это ?   Ковалевский берёт стремительную горку, нависая над "Капрони".

"Куда же ты, Антон ?!"   Возможно, я и в самом деле заорал, настолько всё было нелепо. Чёрный дымок начинал тянуться за "Капрони", и тот, снижаясь, шёл на скалы. Что хотел Ковалевский, когда догнал его и пошёл поверху ?   Ведь это стать под пулемёт стрелка !   Я съежился и похолодел, и точно - от "Капрони" тотчас брызнула струйка огня.

Самолёт Loire Lo.46

Машина Ковалевского накренилась, развернулась, пошла круто вниз к нашему аэродрому. Она из последних сил забирала к тому клочку чужой земли, где было что-то для неё родное. Птица хотела умереть поближе к стае..."

Антону Ковалевскому хватило сил развернуть самолёт в сторону аэродрома, после чего потерявший управление истребитель упал с высоты 1200 метров.

По воспоминаниям Кондрата, последние дни Ковалевский был охвачен сильными душевными переживаниями, которые, возможно, сказались на его поведении в этом последнем для него бою.

Самым обидным оказалось то, что подбитая "Савойя" сбросила горящий топливный бак и спокойно ушла на свою территорию...

Самолёт SM.81

А вот что пишет в своих воспоминаниях Мария Моисеевна Левина - работавшая в Испании переводчицей и хорошо знавшая Антона Ковалевского:

"Самолёты противника бомбили город и позиции войск совершенно безнаказанно. От налётов немецких "Юнкерсов" и итальянских "Капрони" в Малаге погибло много мирных жителей. Лишь когда над городом нависла серьёзная угроза, в распоряжение Малагского фронта прибыло несколько самолётов республиканской истребительной авиации.

С этой группой лётчиков приехал и советский доброволец Антон Ковалевский. Высокий, весёлый, он отличался незаурядной храбростью и имел уже большой боевой опыт, который приобрёл в боях под Мадридом.

В первые же дни пребывания на нашем фронте Ковалевский во время разведки увидел в горном ущелье отряд марокканской конницы, атаковал её и своим пулемётным огнём нанёс ощутимый урон франкистам.

Наступило 1 Февраля 1937 года. Стояло ясное солнечное утро. Но вот, в небе показался бомбардировщик "Капрони". Фашист начал снижаться, чтобы обстрелять шоссе. В ту же минуту появился наш истребитель. Дежурным на аэродроме оставался один Ковалевский, у которого самолёт был не совсем исправен, но мы сразу догадались, что это он. Не прошло и нескольких секунд, как Антон приблизился к итальянцу и дал по нему очередь из пулемётов. "Капрони" сразу загорелся. Мы ожидали, что он рухнет на землю, но бомбардировщик, оставляя дымный след, всё - таки потянул к своим, а наш самолёт начал падать. Холодея от ужаса, я проводила его глазами до самой земли, не в силах поверить, что Антон погибнет".

Антона хоронили на городском кладбище Малаги. Тысячи горожан пришли проводить в последний путь отважного советского лётчика. Толпы народа заполнили улицы, по которым шла похоронная процессия...


Возврат

Н а з а д