Главная | Источники | 

HSU

Красавин Константин Алексеевич

К.А.Красавин

Родился 20 Мая 1917 года в селе Царицыно - Дачное  ( ныне в черте Москвы ), в семье рабочего. Окончив 9 классов и школу ФЗУ завода имени Войтовича в 1936 году, был рабочим - тестомесом на хлебозаводе в городе Тбилиси. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Сталинградское военное авиационное училище.

С Декабря 1941 года Младший лейтенант К. А. Красавин в действующей армии. По Май 1943 года сражался в 485-м ИАП на Западном фронте под Москвой. С Июня 1943 года воевал в составе 32-го Гвардейского ИАП, участвовал в боях на Брянском фронте. С Ноября 1943 года воевал в составе 63-го Гвардейского ИАП. С Февраля 1945 года - в составе 150-го Гвардейского ИАП. Последние боевые вылеты совершил в небе Германии.

К Апрелю 1945 года заместитель командира 150-го Гвардейского истребительного авиационного полка, инспектор - лётчик по технике пилотирования и теории полётов  ( 13-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Гвардии майор К. А. Красавин совершил 376 боевых вылетов, в 106 воздушных боях лично сбил 21 самолёт противника и 4 в составе группы.

15 Мая 1946 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС, командовал истребительной дивизией. С 1955 года Подполковник К. А. Красавин - в запасе. Жил и работал в городе Калинин  ( ныне Тверь ). Умер в 1988 году.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ); медалями.

*     *     *

"Воздушный бой - его стихия" - так сказано в наградном листе о Майоре К. А. Красавине, одном из лучших истребителей 150-го Гвардейского истребительного авиационного полка. С врагом Красавин дрался дерзко, всегда без колебаний вступал в бой, не взирая на количество самолётов противника. Летая ведущим групп, он чётко, умело руководил ведомыми, увлекал их на смелые, решительные атаки, и часто добивался победы над врагом. Потерь в его группах, как правило, не бывало. Сам же лётчик - инспектор считался.

Свои первые воздушные победы Константин Красавин одержал весной - летом 1942 года, сражаясь на Западном фронте в составе 485-го истребительного авиационного полка.

...25 Апреля 1942 года. На аэродром Макарово, где базировался полк, налетели 12 бомбардировщиков в сопровождении 10 Ме-109. Константин Красавин, не дожидаясь сигнала, немедленно взлетел в воздух. Уйдя на бреющем в сторону, он набрал высоту, скорость и со стороны солнца врезался в армаду "Юнкерсов". Он дерзко атаковал их одного за другим, заставляя беспорядочно сбрасывать бомбы. Меткой очередью Красавин сбил головной "Юнкерс", который, загоревшись, упал в районе аэродрома.

Истребители противника, опомнившись, атаковали смельчака. Наш лётчик не растерялся. Он мастерски отбивался в неравной схватке и с честью выдержал вражеский натиск. Немецкие самолёты улетели. Искалеченный истребитель Красавина приземлился на повреждённом бомбами аэродроме. Техники насчитали в его машине около 100 пробоин, в том числе была пробита пневматика. В таких случаях фронтовики говорят: "Был на волосок от смерти"...

А вот что пишет в своих воспоминаниях бывший командир 485-го истребительного авиационного полка Маршал авиации Герой Советского Союза Г. В. Зимин:

"К лету 1942 года относится беспримерная по дерзости и мастерству атака двух наших лётчиков, которую они провели 9 Июля в районе населённого пункта Васильевщина. В тот день Старший лейтенант Виктор Едкин и Младший лейтенант Константин Красавин встретили до 20 вражеских бомбардировщиков Ju-88, шедших под кприкрытием Ме-109. "Юнкерсы" шли плотным строем.

Вся группа выглядела настолько внушительно, что на двух наших истребителей противник не обратил никакого внимания: им, вероятно, и в голову не могло прийти, что наша пара рискнёт атаковать такую армаду. Что же касается наших авиаторов, то у них на этот счёт никаких колебаний не было. Их атака была совершенно неожиданной для врага и, на первый взгляд, нелогичной, никакой схемой не предусмотренной.

Немцы растерялись. Строй "Юнкерсов" распался. Бомбёжка наших войск была сорвана. На Едкина и Красавина, конечно тут же, ринулись "Мессеры", но наши лётчики действовали хладнокровно, без ошибок, очень чётко провели бой, и каждый из них сбил по одному вражескому истребителю. За этот беспримерный бой, который с земли наблюдал Командующий фронтом, оба лётчика были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени".

Летом 1943 года он прибыл в прославленный 32-й Гвардейский ИАП.

12 Июля лётчики полка заявили об уничтожении 21 самолёта противника, в том числе 10 бомбардировщиков. В числе отличившихся был и Красавин, сбивший один самолёт.

23 Июля на Орловском направлении 18 истребителей 32-го Гвардейского ИАП, эшелонированные по высоте, встретили до 30 бомбардировщиков под прикрытием 12 истребителей противника. Несмотря на превосходство противника, Гвардейцы вступили в бой. Четвёрка Ла-5, ведомая Красавиным, пошла на сближение. "Лавочкины" врезались в боевые порядки противника. Красавин сбил один "Хейнкель". Вражеские бомбардировщики, сбросив свой груз вне цели, повернули назад.

В бой вступили истребители прикрытия. В неравной воздушной схватке наши лётчики проявили выдержку и мастерство. Ведущий и здесь добился победы - поджёг один из "Фоккеров", который упал в районе Домнино.

Бой закончился поражением противника - было сбито 5 Не-111 и 4 FW-190. Наша группа, выполнив труднейшее задание, благополучно вернулась на аэродром.

Всего в этот день лётчики полка сбили 12 самолётов противника. Старший лейтенант Красавин сбил в этот день один бомбардировщик и один истребитель противника.

1 Сентября войска Брянского фронта перешли в наступление: теперь уже на Брянском направлении. В этот день капитан Шишкин и старший лейтенант Красавин сбили по одному FW-190.

В Ноябре 1943 года Старший лейтенант Красавин Константин Алексеевич, сбивший во время своей короткой службы в 32-м Гвардейском ИАП уже 4 самолёта противника, был переведён в "братский" 63-й Гвардейский ИАП.

Константин Красавин участвовал в боях под Москвой, в схватках с немецкими лётчиками, пытавшимися деблокировать демянский "мешок", в освобождении Орла, Брянска, Минска, Вильнюса. Последние боевые вылеты провёл уже в небе Германии. Начав войну рядовым пилотом, он вскоре стал командиром звена, затем - заместителем командира эскадрильи, заместителем командира 150-го Гвардейского истребительного авиационного полка.

"Своими смелыми и дерзкими действиями увлекает ведомых на успешное выполнение заданий. Противника бьёт с коротких дистанций и только прицельным огнём. Смелость, внезапность и дерзость - стиль боевой работы тов. Красавина", - писал в наградном листе командир 150-го Гвардейского ИАП А. Д. Якименко.

Так же отважно сражался Майор К. А. Красавин и в заключительных боях войны. Обучая молодых лётчиков своему мастерству, лётчик - инспектор только с Февраля 1945 года совершил 34 боевых вылета, участвовал в 4 воздушных боях, в которых сбил 3 самолёта противника.

К.А.Красавин

К Апрелю 1945 года заместитель командира 150-го Гвардейского истребительного авиационного полка, инспектор - лётчик по технике пилотирования и теории полётов  ( 13-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Гвардии майор К. А. Красавин совершил 376 боевых вылетов на И-15, ЛаГГ-3, Як-1, Ла-5, Як-3. Участвуя в 106 воздушных боях, лично сбил 21 самолёт врага  ( 2 Не-111, 2 Ju-88, 7 Ме-109, 10 FW-190 )  и 4 в составе группы  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 3 групповые победы. ]

Всего за годы войны Константин Алексеевич выполнил 378 боевых вылетов. 15 Мая 1946 года, в первую годовщину Победы, за мужество и отвагу проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны К. А. Красавин ещё долго продолжал служить в ВВС. В 1953 году получил квалификацию "Военный лётчик 1-го класса", а спустя 2 года был уволен в запас по болезни.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора К. А. Красавина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
101.07.1942 г.1  Ме-109Пустынька"Харрикейн", Як-7,

Ла-5, Ла-7, Як-3.
218.07.1942 г.1  Не-111Присморжье
319.07.1942 г.1  Ме-109Васильевщина
420.07.1942 г.1  Ме-109Васильевщина - Налючи
510.08.1942 г.1  Ме-109оз. Табачное
611.08.1942 г.1  Ме-109Шеребуть
722.08.1942 г.1  Ме-109Васильевщина
813.09.1942 г.1  Ме-109Ямница
912.07.1943 г.1  FW-190Евтихов
1023.07.1943 г.1  Не-111Павлово
111  FW-190Домнино
1201.09.1943 г.1  FW-190Верхополье
1315.12.1943 г.1  FW-190Букакино
1417.12.1943 г.1  FW-190Клещево
1510.03.1944 г.1  Ме-109Лапино
1620.08.1944 г.1  FW-190зап. Шауляй
1725.08.1944 г.1  FW-190Бакишты
1814.09.1944 г.1  FW-190Гоныки
1921.02.1945 г.1  Ме-109Солдины
2002.04.1945 г.1  Ме-109сев. - вост. Рачишторд
2116.04.1945 г.1  FW-190Розарчини

       Всего сбитых самолётов - 21 + 3  [ 21 + 0 ];  боевых вылетов - 274;  воздушных боёв - 106.

*   *   *

К. А. Красавин, лично сбивший к концу войны 21 самолёт противника, Героем Советского Союза стал лишь через год после победы. Причина, видимо, кроется в том, что в 1944 году он был осуждён военным трибуналом с отсрочкой исполнения приговора. Установить, за что его судили, пока не удалось. Хотя сам факт его осуждения сомнений не вызывает. Например, в книге С. В. Грибанова "Василий Сталин" можно почерпнуть информацию о том, что командир авиадивизии Полковник В. И. Сталин в 1944 году ходатайствовал перед председателем военного трибунала 3-й Воздушной армии о снятии судимости с инспектора - лётчика К. А. Красавина:

"Вообще - то Василий старался не наказывать людей. Искал другие пути для поддержания в полках своей 3-й Гвардейской истребительной авиационной Брянской Краснознамённой, ордена Суворова 2-й степени дивизии. Так, за Сентябрь 1944 года он объявил 53 поощрения и только 1 взыскание. Сохранилось, например, его обращение к председателю военного ирибунала 3-й Воздушной армии о снятии судимости с лётчика 32-го авиаполка Лейтенанта Урюпина Евгения Ивановича, искупившего свою вину в боях с врагами.

Ходатайствовал Василий и о снятии приговора с инспектора - лётчика Красавина Константина Алексеевича - на его счету было уже свыше 300 боевых вылетов".


Возврат

Н а з а д