Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Красилов Алексей Павлович

Красилов Алексей Павлович

Родился 15 марта 1921 года в селе Горохово, ныне Юргамышского района Курганской области, в семье крестьянина. Окончил неполную сельскую среднюю школу. Работал в Юргамышской конторе "Заготзерно" счетоводом - таксировщиком. Окончил школу ФЗУ в городе Челябинске, работал электриком на Челябинском заводе имени Серго Орджоникидзе  ( ныне завод "Станкомаш" ). Без отрыва от производства окончил аэроклуб. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов.

С августа 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. В звании сержанта получил назначение на Калининский фронт в 235-й штурмовой авиационный полк на должность лётчика самолёта Ил-2. Воевал также на Воронежском, 1-м и 2-м Украинском фронтах.

К маю 1945 года командир эскадрильи 235-го штурмового авиационного полка  ( 264-я штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  капитан А. П. Красилов совершил 157 боевых вылетов на разведку, для нанесения бомбовых и штурмовых ударов. Уничтожил 22 танка, 5 бронемашин, 2 железнодорожных состава, до 10 зенитных орудий и большое количество живой силы противника. В воздушных боях сбил 2 истребителя.

Последний боевой вылет, во главе восьмёрки штурмовиков, сделал 9 мая 1945 года в районе города Брно  ( Чехословакия ).

15 мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 полковник А. П. Красилов - в запасе. Жил в Кишинёве. Умер 26 сентября 1996 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Алексей Павлович Красилов родился 15 марта 1921 года в селе Горохово Юргамышского района Курганской области в бедной крестьянской семье. Окончил Гороховскую начальную школу и продолжил учёбу в средней школе села Петровского. Но закончить её не пришлось: умерла мать, и Алексей устроился на работу в Юргамышскую контору "Заготзерно" счетоводом - таксировщиком. Работа эта не устраивала молодого и энергичного парня. Он попросил направление на учёбу в ФЗУ завода имени Серго Орджоникидзе города Челябинска. Учился хорошо. Занятия в училище совмещал с учёбой на курсах пилотов при Челябинском аэроклубе.

Осенью 1940 года поступил учиться в Оренбургскую военную авиационную школу пилотов. Окончил её в июле 1942 года и в звании сержанта получил назначение на Калининский фронт на должность лётчика самолёта Ил-2.

Среди молодых пилотов, прибывших летом 1942 года в 235-й штурмовой авиационный полк, Алексей Красилов внешне ничем особенно не выделялся: среднего роста, коренастый, на твёрдом подбородке характерная ямочка. Открытый и мужественный взгляд. Его, как и всех, тепло и сердечно встретила дружная семья лётчиков. К маленькому и не очень удобному аэродрому, расположенному на лесной поляне, новички приспособились быстро. А через несколько дней, 5 августа, Алексей Красилов получает первое боевое задание: вылететь в район города Ржева и произвести разведку войск противника.

Небо в тёмных облаках, низко нависших над землей. Порывистый встречный ветер. Но лётчик уверенно ведёт свой Ил-2 к району разведки. Цель близка. И вдруг впереди, откуда-то сверху неожиданно вынырнул "Мессершмитт". Что делать ?   Враг в более выгодном положении. Немецкому пилоту удобнее атаковать. Решение созрело мгновенно: Красилов нажал на газ и направил машину в облака, там в считанные секунды развернул её. Расчёт оказался точным. Выскочив из облаков, Алексей определил, что "Мессер" находится в зоне огня. Точный прицел, нажим на гашетку пулемётов и пушек - и Ме-109, охваченный пламенем, падает вниз, оставляя за собой след густого чёрного дыма. Победа !   Первая победа !   Сердце молодого лётчика ликовало от удачи и радости.

Разведка продолжалась. Достигнув цели и выполнив задание, Красилов с ценными сведениями благополучно возвратился на свой аэродром. Сколько было радости у его боевых товарищей за успех Алексея.

С каждым днём его полёты в район боевых действий становились увереннее и расчётливее. Всего на Калининском фронте Алексей Красилов сделал 30 боевых вылетов. Здесь же он впервые встретился с прославленными Героями Советского Союза Михаилом Михайловичем Громовым и Николаем Павловичем Каманиным. Знакомство с ними, их опыт и знания помогли ему совершенствовать боевое мастерство, быстрее стать тактически грамотным, волевым и мужественным человеком и командиром. Позднее генерал - лейтенант Каманин сформировал и командовал 5-м штурмовым авиационным корпусом. В его состав вошёл и 235-й полк, в котором до дня победы над фашистской Германией воевал Алексей Красилов.

Атакует штурмовик Ил-2.

В жаркий июльский день 1944 года, выполняя боевое задание по разведке войск противника в районе Львова, старший лейтенант Красилов обнаружил большую колонну фашистских танков, направляющихся к фронту. Передав сообщение об этом по радио на командный пункт своего полка, он в одиночку атаковал колонну, а вскоре подоспела и помощь - 12 штурмовиков. В результате 6 танков противника уничтожено, движение колонны дезорганизовано. За отличное выполнение задания командование наземных войск объявило лётчикам благодарность.

В упорных боях в районе Вислы большую роль сыграли лётчики штурмового авиационного полка, среди которых отличился и Алексей Красилов. Он наносил точные удары по огневым точкам противника, за что снискал заслуженную славу мастера штурмового удара.

Будапештское направление. Враг упорствует, цепляется за каждый метр земли. Разведка установила, что на помощь гитлеровцам, засевшим в Венгерской столице, движется большая колонна вражеской техники. По приказу командования в воздух поднимается девятка "Илов". Ведёт её старший лейтенант Денисенко. Его заместитель - Красилов.

Небо чистое, светлое. Видимость отличная. Штурмовики вот-вот должны выйти на цель. Но враг не дремал. В небе появилась шестёрка "Фоккеров". Не приняв боя, она развернулась и ушла. Замысел врага ясен: ожидается подкрепление. И действительно, через несколько минут в небе появилось ещё 10 вражеских машин. Против советской девятки 16 истребителей врага !   Силы неравные, но первая же атака немецких лётчиков кончилась для них потерей двух самолётов. Один попал под пули и снаряды, посланные Алексеем Красиловым, второй свалился от метких выстрелов его воздушного стрелка Чарыева. Неудачен был и второй заход "Фоккеров" для атаки советских штурмовиков. Ещё три FW-190 кувырком полетели на землю, поражённые девяткой наших лётчиков.

Алексей Красилов позднее вспоминал: "Воспользовавшись замешательством и бегством гитлеровских лётчиков, быстро идём на цель и наносим удар за ударом... Взметнулись к небу глыбы земли, волчком завертелись танки и самоходки, вверх колёсами перевёртывались автомашины... Пробка заставила колонну остановиться". Фашистская техника, исковерканная огнём штурмовиков, осталась лежать на подходе к Будапешту.

За время боевых действий в небе Венгрии эскадрилья под командованием Алексея Красилова совершила без единой потери 80 боевых вылетов. В наградном листе читаем:

"За героизм и мужество, проявленные в 157 успешных боевых вылетах по уничтожению живой силы и техники противника, за умелое ведение группы на боевое задание и за 2 лично сбитых самолёта противника, Алексей Павлович Красилов достоин присвоения звания Героя Советского Союза".

Красилов Алексей Павлович

Этот вывод единодушно поддержали, поставили свои подписи в наградном листе командир 5-го штурмового авиационного корпуса генерал - лейтенант Каманин и командующий 2-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза Малиновский.

Родина достойно оценила ратный подвиг бесстрашного лётчика - штурмовика. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитан Алексей Павлович Красилов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 9046 ).

После войны продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года полковник А. П. Красилов - в запасе. В 1965 году окончил Кишинёвский политехнический институт имени Сергея Лазо, преподавал в нём политэкономию. В последующие годы преподавал в республиканском межотраслевом институте повышения квалификации специалистов народного хозяйства при Госплане Молдавии. Жил в Кишинёве. Умер 26 сентября 1996 года. Похоронен на кладбище "Дойна" в Кишинёве. Имя Героя носила бригада швейной фабрики имени XXIII съезда КПСС.

Павел Устюжанин.

( Из материалов зборника - "Золотое созвездие Зауралья".  Курган, "Парус", 2000 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU