Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Кравцов Иван Савельевич

Кравцов Иван Савельевич

Родился 19 февраля 1914 года в селе Новгородка, ныне посёлок Кировоградской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов начальной средней школы. Работал плановиком завода "Коммунист" в городе Кривой Рог. С 1936 года в Военно - Морском Флоте. В 1939 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище и был оставлен там же лётчиком инструктором.

С 19 ноября 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в составе 1-й авиаэскадрильи 5-го ИАП ВВС Балтийского флота, сначала пилотом, а с 19 мая 1943 года - командиром звена. С 17 июня 1943 года по 14 января 1944 года учился на КУНС ВМФ, затем вернулся в свой полк, ставший к тому времени 3-м Гвардейским ИАП.

К июню 1944 года командир звена 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота )  Гвардии старший лейтенант И. С. Кравцов совершил 315 боевых вылетов на сопровождение своих самолётов и прикрытие баз и аэродромов. Участвовал в 85 воздушных боях, в которых лично сбил 15 и в группе с товарищами 4 самолёта противника.

22 июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в морской авиации. С 1950 года Гвардии майор И. С. Кравцов - в запасе. Последние годы жил в городе Геленджик Краснодарского края. Умер 1 февраля 2005 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Нахимова 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ); медалями.

*     *     *

1 февраля 2005 года город Геленджик простился с Героем Советского Союза Иваном Савельевичем Кравцовым. 9 февраля ему бы исполнился 91 год. Из всех проживающих в Геленджике участников Великой Отечественной войны он был последний с таким высоким званием.

Кравцов И.С.

В Пору своей юности он очень любил авиацию. Но профессию лётчика Иван Савельевич полюбил по-настоящему только тогда, когда, по его словам, "понял, что все ходят по земле, а ты летаешь, словно птица".

У Кравцова не было раздумий - кем быть ?   Закончил лётное училище, и его как отличника учёбы оставили инструктором по практическим занятиям с курсантами. На личном счету - множество прыжков с парашютом. Впоследствии это умение спасло ему жизнь...

Один из самых результативных лётчиков морской авиации, Иван Кравцов родился 19 февраля 1914 года в селе Новгородка Елизаветградского уезда Херсонской губернии  ( ныне Днепропетровская область Украины ). После окончания в 1929 году школы - семилетки, работал плановиком в Кривом Роге. В 1933 году закончил 1 курс Финансового института в Киеве.

После призыва в ВМФ был направлен в Ейское военное авиационное училище морских лётчиков имени И. В. Сталина. Успешно окончив его в 1939 году, он был оставлен в училище лётчиком - инструктором. 30 ноября 1940 года переведён в 1-й запасной авиаполк ВВС КБФ также лётчиком - инструктором.

В ноябре 1941 года Иван Савельевич добился отправки на фронт. В составе 5-го истребительного авиаполка  ( позднее ставшего 3-м Гвардейским )  ВВС Краснознамённого Балтийского флота, он прошёл всю войну, охранял "Дорогу жизни", соединявшую блокадный Ленинград с тылом. В 1941 - 1942 годах провёл около 200 боевых вылетов на И-16, ЛаГГ-3, "Харрикейне" и Як-1.

Уже после войны Иван Савельевич вспоминал:

"Наши самолёты были обшиты фанерой, обтянутой парусиной, и покрашены защитной краской. Своими костями воевали с фашистами. Затем получили американские самолёты. Я летал на таком - ни удрать, ни догнать, самолёты тяжёлые, маневренность плохая. Сбили одного "Фокке - Вульфа", такие счастливые обратно на базу летели !   Вдруг слышу: пах !   пах !

Мотор моего самолёта стал глохнуть на высоте 500 метров. С парашютом выпрыгнуть нельзя - малая высота. Самолёт стал падать, как камень !   Быстро открыл кабину, задвижки. Затрещало. Загудело. Ударился о гущу леса, самортизировал. Удар о землю, потерял сознание. Спасли привязные ремни. Хорошо, что был на "своей" территории, у берега Невы. Вечером подобрали колхозники, доставили в госпиталь. Подлечили меня там, но ещё долго я потом заикался.

Наши самолёты разбивались и горели. Дали английские истребители - "Харркейны". Обрадовались, что они железные. Рано радовались. Наши ЛаГГ-3 тлели - дымишь, но летишь. А в английский попал снаряд - сразу взрыв, горит !

ЛаГГ-3 из состава 3-го ГвИАП ВВС КБФ.

Истребитель ЛаГГ-3 из состава 3-го Гвардейского ИАП ВВС КБФ.  Зима 1942 года.

Второй раз сбили меня именно на английском самолёте. Все 35 самолётов, что нам выделили на полк, были уничтожены, а мои друзья погибли. А было так: сообщили, что летит большое количество вражеских самолётов. Надо отбить атаку. Бензобак рассчитан на 1 час полёта. Поднялись на высоту 3000 метров. Смотрим, фашистов - тьма, а нас 25 - 30. Идём навстречу, в лобовую атаку. Надо сбить, вовремя увернуться от противника и помочь друзьям. Вижу, "Юнкерс-87" подбили, удирает. Хотел ему добавить. И тут взорвался резервный бак, который находится спереди. Все загорелось, самолёт перевернулся вверх колёсами, начали обгорать лицо, руки, шея. Вывалился с парашютом, вокруг - стрельба. До земли далеко, головой кручу, как бы не подстрелили. Приземлился на берегу Невы - сплошной лёд. Из траншеи солдат бежит, кричит: "Руки вверх !"   Думал, что фашист. Всё на мне обгорело до неузнаваемости !

В госпитале пролежал 1,5 месяца. Когда там лежишь, есть что вспомнить, рассказать о товарищах боевых, о своей нелёгкой, но интересной и, главное, необходимой профессии лётчика".

Решительность Кравцова проявлялась во многих боях. Так, 26 Сентября 1942 года он во главе четвёрки вступил в бой с 12 бомбардировщиками и 8 прикрывавшими их истребителями врага. В ходе боя 3 немецкие машины были сбиты. Таких примеров в боевой практике балтийского аса немало.

Кравцов И.С.

Однажды, увидев, что два немецких самолёта атаковали машину командира эскадрильи, старший лейтенант Кравцов кинулся ему на помощь. Удар, предназначавшийся командиру, он решил принять на себя. Однако нанести этот удар немцы так и не успели. Кравцов опередил их - первым открыл огонь и сбил ведущего FW-190, ведомый ушёл крутым пикированием...

В июле 1943 года Иван Кравцов был отправлен учиться на Курсы усовершенствования начальствующего состава ВМФ, где пробыл до января 1944 года. Вскоре после возвращения в полк он был назначен командиром 2-й эскадрильи 3-го Гвардейского ИАП, где сменил Героя Советского Союза И. И. Цапова.

К июню 1944 года совершил 315 успешных боевых вылетов, в ходе которых 117 раз сопровождал штурмовики и бомбардировщики, 131 раз отражал атаки вражеской авиации, 56 раз прикрывал боевые действия стрелковых войск, 8 раз летал на разведку и 3 раза блокировал аэродромы противника. В 61 воздушном бою лично сбил 16 и в составе группы 3 самолёта противника. 30 июня 1944 года ему присвоено очередное воинское звание - "Капитан".

Иван Кравцов особенно отличился в воздушных боях весной - летом 1944 года. К тому времени он был уже настоящим асом, умеющим сражаться с любым противником, прекрасно знающим сильные и слабые стороны вражеских самолётов. Примером его боевой доблести могут служить следующие примеры.

Ла-5Ф Ивана Кравцова
Ла-5Ф И. С. Кравцова.  3-й ГвИАП, 1944 год.

Сразу же после окончания наступления войск Ленинградского фронта, в марте 1944 года, вся наша авиация была перенацелена на морское направление. Используя каждый лётный день пилоты наносили удары по вражеским кораблям в Нарвском заливе и по ближайшим пунктам их стоянок.

Горячие это были денёчки !   Так, 16 июня наши лётчики совершили 800 боевых вылетов. Группа истребителей, ведомая Гвардии старшим лейтенантом Кравцовым, прикрывая корабли, встретила 4 вражеских самолёта FW-190. В завязавшемся бою Кравцов и его ведомый Прасолов сбили по одному "Фоккеру", затем совместно - ещё один.

19 июня 1944 года в воздушном бою северо - восточнее Лавенсаари встретились лётчики знаменитой немецкой истребительной эскадры JG 54 "Grunherz" и 3-го Гвардейского авиаполка. В напряжённом бою победу одержали балтийцы: по одному "Фокке - Вульфу" сбили старшие лейтенанты Кравцов и Шестопалов.

По результатам этого боя немецкие пилоты, хауптман Херберт Алоэ   ( имевший 31 победу )  и унтер - офицер Эрих Кнобель, были признаны пропавшими без вести, хотя уже вечером 21 июня стало ясно, что на авиабазу в Котку они не вернутся...

И.С.Кравцов у своего Ла-5Ф.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года старший лейтенант Иван Савельевич Кравцов удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Кравцов И.С.

С 1 ноября 1944 года был заместителем командира, а с 26 ноября и до конца службы  ( 31 августа 1950 года )  - командиром 2-й авиаэскадрильи.

К концу войны, сражаясь под Ленинградом, в Прибалтике и Восточной Пруссии, заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского Флота Гвардии капитан И. С. Кравцов совершил 375 успешных боевых вылетов на сопровождение и прикрытие баз, кораблей и самолётов Балтийского флота, проведя около 100 воздушных боёв, уничтожил 31 вражеский самолёт лично и 3 в составе группы.  [ По другим источникам имел 29 личных и 4 групповые победы. ]  Лётчики его эскадрильи сбили 135 самолётов противника.

В трудный час испытаний И. С. Кравцов проявлял чудеса мужества и отчаянной храбрости. Эти качества сочетались в нём с высокими командирскими и организаторскими способностями. В одном из его наградных листов 1944 года сказано следующее:

Кравцов И.С.

"В проведённых воздушных боях демонстрирует высочайшее мастерство в технике пилотирования и воздушной стрельбе. Летая на Ла-5, полностью использует его тактические свойства, неоднократно в воздушных боях с численно превосходящим противником Кравцов на глазах всего лётного состава доказал, что Ла-5 превосходит германские самолёты. Всегда ищет врага и... навязывает ему бой".

В наградном списке И. С. Кравцова, помимо "Золотой Звезды" Героя, также орден Ленина  ( 22.07.1944 г. ), четыре ордена Красного Знамени   ( 21.10.1942, 12.06.1944, 18.07.1944, 04.04.1945 гг. ), орден Нахимова 2-й степени   ( 15.05.1946 г. ), орден Отечественной войны 1-й степени  ( 10.11.1945 г. ) и много медалей.

В 1950 году Гвардии майор И. С. Кравцов демобилизовался. Преклонные годы И. Кравцова связаны с Геленджиком. С семьёй он переехал на курорт в 1965 году. Ивана Савельевича всегда знали и будут помнить как активного общественника и лектора общества "Знание", наставника подрастающего поколения в деле военно - патриотического воспитания.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана И. С. Кравцова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
129.09.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )сев. МгаЛаГГ-3, "Харрикейн",

Ла-5, Ла-7.
230.09.1942 г.1  Ме-109Арбузово
31  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Арбузово
421.03.1943 г.1  FW-190юго - вост. Красный Бор
502.05.1943 г.1  "Фиат"о. Лавансаари
624.04.1944 г.1  FW-190о. Большой Тютерс
71  FW-190юго - вост. о. Большой Тютерс
807.05.1944 г.1  FW-190сев. о. Мохни
916.05.1944 г.1  FW-190сев - вост. Азери
1026.05.1944 г.1  FW-190Гакково
1128.05.1944 г.1  Ju-87юго - зап. Лавансаари
1229.05.1944 г.1  FW-190р-н аэродрома Раквере
1330.05.1944 г.1  FW-190р-н Балласте
1402.06.1944 г.1  FW-190траверз Курголово
141  Ju-87траверз Курголово
1505.06.1944 г.1  FW-190о. Большой Тютерс
161  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )о. Большой Тютерс
1721.06.1944 г.3  FW-190сев - зап. о. Койвисто
1807.07.1944 г.1  FW-190р-н о. Койвисто
1908.07.1944 г.1  FW-190зап. о. Пийсаари
2020.07.1944 г.1  Ju-88банка Вигрунд - губа Кунда
2101.08.1944 г.1  FW-190аэродром Раквере
2202.08.1944 г.1  FW-190вост. о. Большой Тютерс
231  Ju-87вост. о. Большой Тютерс
2405.08.1944 г.1  FW-190банка Кунда
2518.08.1944 г.1  FW-190юго - зап. банка Вигрунд
2615.09.1944 г.1  FW-190сев. о. Малый Тютерс
2723.11.1944 г.2  FW-190зап. Колкасраге
2905.03.1945 г.3  FW-190р-н Либавы

      Всего сбитых самолётов - 31 + 3;  боевых вылетов - 375;   воздушных боёв - около 100.

По данным исторического исследования "Гвардейцы Балтики крылатой" И. Цапова, В. Конева и Ю. Мясникова, боевой счёт лётчика составляет 29 + 4 победы. Возможно, какие-то из побед, приведённых в списке, не были зачтены официально или квалифицированы как групповые.



Дополнительная информация о И. С. Кравцове.

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU