Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Kрупский Виктор Иосифович

Kрупский Виктор Иосифович

Родился 21 декабря 1921 года в Кременчуге, ныне Полтавской области, в семье рабочего. Окончил 1-й курс механического техникума и аэроклуб. Работал на заводе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году закончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С июля 1941 года младший лейтенант В. И. Крупский в действующей армии. По январь 1942 года сражался в составе 147-го ИАП; по декабрь 1942 года - в 760-м ИАП; по август 1944 года - в 20-м Гвардейском ИАП; по май 1945 года - в Управлении 257-й ИАД. Защищал небо Заполярья.

К июлю 1942 года заместитель командира эскадрильи 760-го истребительного авиационного полка  ( 26-я армия, Карельский фронт )  старший лейтенант В. И. Крупский совершил 240 боевых вылетов. Участвуя в 28 воздушных боях, лично сбил 3 самолёта противника и 8 в группе.

22 февраля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1946 года Гвардии полковник В. И. Крупский - в запасе. В 1952 году окончил Высшую школу Министерства Заготовок СССР. Депутат Верховного Совета РСФСР. Работал заместителем уполномоченного Министерства Заготовок в Полтавской области. Был Председателем Орловского облисполкома. Умер 10 сентября 2000 года. Похоронен на Троицком кладбище в городе Орле.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени  ( трижды ), Дружбы народов; медалями.

*     *     *

Виктор Крупский родился 21 декабря 1921 года в городе Кременчуге, ныне Полтавской области Украины, в семье рабочего. Окончил 1 курс механического техникума и аэроклуб. Работал на заводе. В 1939 году призван в ряды Красной Армии   ( Кременчугским горвоенкоматом Украинской ССР ). В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

В июле 1941 года был направлен в 147-й истребительный авиационный полк на Kaрельский фронт, где одержал первую победу летая на биплане И-153. Произошло это 10 июля 1941 года.

Возвращаясь с боевого задания на своей "Чайке", Крупский встретился с одиночным "Мессершмиттом". Уклониться от боя было не в правилах советского лётчика, и он принял дерзкое решение: подойти к вражескому самолёту как можно ближе и резко свернуть. "Мессершмитт", обладавший большей скоростью, должен был проскочить вперёд. Расчёт Крупского оказался правильным. Когда "Мессер" подошёл почти вплотную, отважный лётчик круто свернул и оказался в хвосте немецкого истребителя, а потом метким огнём сбил врага.

И-153 ведут бой с Ме-109.

Истребители - бипланы И-153 "Чайка" ведут бой с немецкими Ме-109.

Лейтенант В. И. Крупский быстро выдвинулся в число лучших лётчиков полка. Личная отвага сочеталась у него с мастерством воздушного боя и отличным знанием техники.

В начале 1942 года старший лейтенант Виктор Крупский был переведён на должность командира звена в 760-й авиаполк, действовавший в том же районе и вооружённый английскими "Харрикейнами".

760-й истребительный авиационный полк, в котором он теперь служил, нёс боевую вахту по защите Кировской железной дороги и её объектов, оказывая большую помощь наземным войскам Карельского фронта. В боях апреля - мая 1942 года авиационное звено под командованием лейтенанта В. И. Крупского успешно штурмовало скопления вражеских войск на Кестеньгском направлении: было уничтожено 2 танка, 5 автомашин с боеприпасами, расстреляно с воздуха более сотни гитлеровцев.

Летом 1942 года нападениям на Мурманск и объекты Кировской железной дороги обычно предшествовало появление над ними вражеских самолётов - разведчиков. Вести с ними борьбу было трудно, так как немецкие пилоты, летавшие обычно на больших высотах, при обнаружении советских истребителей часто успевали уйти на свою территорию. Тем не менее, с воздушными разведчиками успешно сражались многие советские лётчики и в том числе, заместитель командира эскадрильи 760-го истребительного авиационного полка старший лейтенант В. И. Крупский. Так, прикрывая объекты железной дороги, он лишь за 5 дней июля 1942 года уничтожил 3 вражеских самолёта Ju-88.

Виктор Иосифович отличался необыкновенным упорством и настойчивостью, высоким лётным мастерством. Именно эти качества принесли ему победу 8 июля над разведчиком Ju-88.

Немецкий самолёт на высоте 8000 метров кружил над нашей территорией, наблюдал и фотографировал военные объекты. Враги считали себя в безопасности, думая, что советские истребители не заберутся на такую высоту, а если и достигнут её, то хватит времени удрать. Но Виктор Крупский после сигнала с постов ВНОС за короткий срок сумел на своём истребителе набрать необходимую высоту, отыскать в безбрежном небе маленькую тёмную точку, оказавшуюся двухмоторным самолётом Ju-88, и атаковать врага. Немецкий пилот сначала пытался уйти в облака, потом прикинулся подбитым и перевёл самолёт в резкое пикирование. Но Крупский ни на минуту не выпускал врага из виду, преследовал его и бил из пулемётов. В конце концов, "Юнкерс" загорелся и упал на землю.

'Харрикейн' В.Крупского.

К июлю 1942 года, за год своей боевой деятельности, В. И. Крупский совершил 240 боевых вылетов, провёл 28 воздушных боёв, одержал 3 победы лично и 8 в группе с товарищами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Крупскому Виктору Иосифовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 897 ).

А вскоре, 25 марта, словно отмечая это знаменательное событие, он уничтожил ещё один самолёт противника. В тот же день лётчик получил тяжёлое ранение, после которого долго лечился.

Согласно записи в лётной книжке В. И. Крупского, хранящейся в фондах Кременчугского краеведческого музея, 25 марта 1943 года он выполнял уже второй вылет за день. Главная задача состояла в сопровождении 5 Ил-2 на штурмовку вражеского аэродрома в районе Лоустари  ( Финляндия ). Вылет выполнялся на истребителе Р-40 "Киттихаук". Во время этого вылета Крупский вёл воздушный бой с 2 Ме-109. Один самолёт врага, Ме-109F он сбил в районе Лоустари, но в районе деревни Юркино был и сам был подбит немецким истребителем. Записи в лётных книжках лётчиков никогда не фиксируют драматизм событий и что произошло после того как самолёт Крупского был подбит поведала А. И. Петракову, краеведу из посёлка Лесозаводского, его землячка Юлия Ефимовна Чулкова. На глазах молоденькой девушки  ( тогда ещё жительницы посёлка Ковды )  всё и произошло.

Немецкий истребитель вывалился из-за облаков как-то внезапно и с ходу шарахнул из пушек и пулемётов по нашему самолёту. Став практически неуправляемым, истребитель камнем пошёл вниз. С большим трудом Крупскому удалось направить машину в сторону запасного зимнего аэродрома, располагавшегося на льду реки Ковды при впадении её в море. Самолёт едва дотянул до места и не приземлился, а просто свалился с грохотом на лёд, пробив его. При этом отлетели шасси и крылья, а оставшийся фюзеляж стал погружаться в воду. Правда, какие-то обломки, упершиеся в лёд, не дали самолёту затонуть мгновенно. Зато почти мгновенно к месту его падения прибежали колхозники, ставшие свидетелями происшествия.

Чей это самолёт - было не понять: хвостовая часть с опознавательными знаками отсутствовала, да и другие звёзды оказались стёртыми струями вытекавшего топлива. Решили, раз сбит, значит, вражеский. А к фашистским пилотам отношение у наших людей было однозначное: враги. К тому же, когда немецкие самолёты пролетали над деревней, то нередко стреляли по мирным селянам и по скоту.

И вот, едва вскрыли мужики фонарь кабины, как какая-то женщина, прибежавшая со своим оружием против врага - лопатой, огрела лётчика по голове со словами: "Ах ты, фриц, проклятый, не ты ли мою бурёнку застрелил !". Голова контуженного, находившегося без сознания пилота покрылась кровью. Ухватив за ворот, сельчане вытащили его из кабины и ахнули: на гимнастёрке сверкали ордена Красной Звезды и Красного Знамени, медали.

Очнувшись от изумления, мужики давай срочно звонить в Кандалакшу, вызывать дрезину с врачами. А когда приехавшие сообщили им, что лётчик этот - Виктор Иосифович Крупский - ещё и Герой Советского Союза, то и вовсе смутились ковдяне.

В сознание Виктор Крупский пришёл уже в кандалакшском госпитале и после сложной операции. Весь перебинтованный, открыл глаза и спросил у сотоварищей по палате, где он, что с ним. Ему рассказали. Виктор поморщился - голова раскалывалась от боли на части. А вот причину этого раненые пояснили уже с улыбкой: приходила, мол, тут справиться о тебе одна "дамочка" деревенская, да всё сетовала: "Ведь я его бедняжку приголубила, да только - лопатой, экая дура !"

Рассказывают, что, когда Крупский пришёл в себя, ему предложили перейти в отдельную палату. Но не привыкший к почестям герой отказался. Да и Героем Советского Союза лётчик стал в свои 23 года - за отличие в боях на Мурманском направлении - всего за месяц до описанного эпизода.

Так описаны те уже далёкие события журналистом И. Чесноковым в газете "Мурманский вестник" от 15 октября 2004 года.

Внук же В. И. Крупского сообщает, что по воспоминаниям деда, били его пока тащили почти безжизненное тело в сельсовет  ( расстояние более 1 км )  и только там стащив верхнюю одежду увидели, что это советский лётчик. Травма у Крупского была очень серьёзной - оскольчатый пролом лобной кости. Но как она была получена, установить уже наверное невозможно. Дело в том, что на уровне лица в кабине самолёта стоит оптический прицел, и пролом лобной кости мог быть как результатом удара головы об этот прибор при падении самолёта на землю, так и результатом ударов лопатой по голове. После такой травмы летать Крупскому на истребителях уже было нельзя.

В.И.Крупский с врачами после операции.

В. И. Крупский с лечащами врачами в госпитале через 2 - 3 месяца
после операции  ( удаление фрагмента раздробленной лобной кости ).

Вернувшись в родной полк, он стал помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе, затем служил в Управлении 257-й истребительной авиационной дивизии.

В.И.Крупский

К концу войны на боевом счету Гвардии подполковника В. И. Крупского числилось 330 боевых вылетов, 19 уничтоженных самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных и 10 групповых побед. ]

После войны, в 1946 году, Гвардии полковник В. И. Крупский уволен в запас по болезни. Непродолжительное время жил в Кременчуге, затем переехал в город Орёл. В 1952 году он окончил Высшую школу Министерства заготовок СССР. Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР. Работал заместителем уполномоченного Министерства заготовок в Полтавской области Украины. С 1978 года по 17 сентября 1985 года занимал пост председателя Орловского облисполкома.

В послевоенные годы награждён тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, несколькими медалями. С 1996 года - Почётный гражданин города Орёл.

Полковник в отставке В. И. Крупский скончался 10 сентября 2000 года. Похоронен на воинском участке Троицкого кладбища в Орле.

Памятник на могиле В.И.Крупского.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника В. И. Крупского:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
103.09.1941 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 5 )АлакурттиИ-153, "Харрикейн",

"Киттихаук", "Аэрокобра".

224.01.1942 г.1  Ме-109ст. Ковда
321.02.1942 г.4  Ме-109  ( в группе - 4 / 6 )Ковда - Княжая
423.02.1942 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )сев - зап. ст. Полярный Круг
509.06.1942 г.1  Ju-88ст. Сиг
613.06.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )оз. Поньгома
71  Ju-88Пингосальма
808.07.1942 г.1  Ju-88оз. Кереть
914.07.1942 г.1  Ju-88зап. ст. Кереть
1020.03.1943 г.3  Ме-109  ( в группе - 3 / 8 )Мурмаши - Шонгуй - Тайбола
1124.03.1943 г.1  Ме-109аэродром Маятало
1225.03.1943 г.1  Ме-109аэродром Луостари

      Всего сбитых самолётов - 7 + 10;  боевых вылетов - 330.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU