Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Кузнецов Анатолий Иванович

Кузнецов Анатолий Иванович

Родился в 1914 году в селе Караульная горка, ныне Октябрьского района Республики Татарстан, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и 3 курса Московского мукомольно - элеваторного техникума. С 1936 года в ВМФ. В 1938 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков. В ноябре 1938 года направлен в ВВС Краснознамённого Балтийского флота.

Участник Советско - Финляндской войны с декабря 1939 года по март 1940 года. Награждён орденом Красного Знамени.

С июня 1941 года сержант А. И. Кузнецов в действующей армии. Служил в составе 13-го ИАП  ( 4-го Гвардейского ИАП )  КБФ. Участник обороны полуострова Ханко и Таллина, защищал небо Ленинграда.

Штурман 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка   ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского Флота )  Гвардии капитан А. И. Кузнецов совершил 270 боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях и 57 штурмовых ударах по войскам и боевой технике противника. Сбил 8 самолётов в воздухе и 1 уничтожил на земле. 19 января 1943 года погиб при выполнении разведывательного полёта  ( сбит зенитным огнём с земли ).

22 февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ).

Похоронен в посёлке Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области, где установлена мемориальная доска. Имя Героя увековечено на мемориале Борки.

*     *     *

Чтобы ни у кого не возникло сомнения в достоверности случившегося, приведу точную дату. Произошло это 16 марта 1942 года. Осмотрев только что вернувшийся из боя самолёт, техник сказал:

- Будь моя воля, не стал бы ремонтировать эту машину. Рули поворота и глубины разбиты, элероны повреждены, козырёк кабины еле держится, в масляном баке дыра, винт прострелен, плоскости как решето...

Лётчик Кузнецов с тревогой посмотрел на техника:

- Ниужели ничего не сделать ?   Мне ведь летать не на чем.

- Летать не на чем ?   Да ты, Анатолий Иванович, и на бревне полетишь. Если на такой машине летел, значит, и на обычном бревне сумеешь. А этот истребитель, будь моя воля, я оставил бы для музея.

Рановато ещё о музеях думать, - ответил ему Кузнецов. - Вшестером дрались против двадцати трёх !

Техник промолчал. Действительно рановато. Придётся поставить заплаты на все 30 с лишним пробоин, и пусть машина снова летает.

Бой, из которого Кузнецов "привёз" более 30 пробоин, длился 46 минут. Анатолий и 5 его товарищей дрались против 15 "Юнкерсов" и 8 "Мессеров". Изрешечённая машина Кузнецова сделалась неповоротливой. На таком самолёте не то что воевать, впору только до аэродрома и добраться. Но как бы там ни было, Кузнецов помогал товарищам уже тем, что оттягивал на себя часть вражеских истребителей. Так общими усилиями и удалось сбить в том бою 5 "Юнкерсов" и 4 "Мессера".

И ещё об одном бое. Одном из очень многих. Произошёл он тоже в 1942 году - 29 мая. Вдвоём со своим ведомым Анатолий Кузнецов прикрывал ладожские пристани Кобону и Леднево.

Возможно, немцы узнали, что в то время там грузят продукты для Ленинграда, или послали бомбардировщиков просто случайно, но факт остаётся фактом - к пристани приближалось 15 пикировщиков Ju-87 под прикрытием нескольких истребителей, летевших выше. Они, видимо, ещё не разглядели пару наших истребителей. Этим и воспользовался Анатолий Кузнецов. Неожиданная атака застала "Юнкерсы" врасплох и помешала "Мессерам" вступить в бой. Попробуй атаковать 2 советских истребителя, которые, как вьюны, носятся среди пикировщиков...

Два "Юнкерса" загорелись. Один зажёг Кузнецов, второй - его ведомый. В это время 2 немецких истребителя, выскочив из облаков, очутились сзади Кузнецова. Ведомый, занятый "Юнкерсом", не успел прикрыть командира. Кузнецов оказался в прицеле. Его самолёт начал падать. "Мессеры" проскочили вперёд. Потом развернулись, чтобы посмотреть, что стало с русским. Истребитель Кузнецова продолжал отвесно пикировать. Можно было атаковать и его ведомого.

Едва немцы приблизились ко второму советскому самолёту, невесть откуда появился первый. Кузнецов лишь имитировал падение. Над самой землёй он вывел машину из пике и снова вступил в бой. А следом за ним шли в атаку только что взлетевшие с аэродрома другие наши истребители. Теперь противнику нечего было и думать о бомбёжке пристаней...

Он родился 27 января  ( 9 февраля )  1914 года в селе Егоркино  ( Караульная гора )  Чистопольского уезда Казанской губернии в семье крестьянина. Отец: Кузнецов Иван Афиногенович 1876 года рождения. Мать: Кузнецова Мария Ефимовна 1878 года рождения. Сёстры: Кузнецова Надежда Ивановна 1908 года рождения, Кузнецова Ольга Ивановна 1910 года рождения, Кузнецова Таисия Ивановна 1912 года рождения. После окончания 7 классов в 1933 году поступил в Мукомольно - элеваторный техникум в городе Москве, откуда по комсомольской путёвке после окончания 3 курсов был направлен в Ейское военно - морское авиационное училище. После его окончания, в Ноябре 1938 года, был направлен в ВВС КБФ, на должность младшего лётчика 1-й эскадрильи 13-го ИАП.

Боевое крещение Анатолий Кузнецов получил в период Советско - Финляндской войны. 21 апреля 1940 года за мужество и героизм, проявленные в боях награждён орденом Красного Знамени.

Великую Отечественнею войну встретил в должности командира звена 3-й эскадрильи 13-го ИАП ВВС КБФ, участвовал в обороне полуострова Ханко.

Лётчики авиагруппы ВМБ Ханко, несмотря на исключительно трудные условия боевых действий и базирования, проявили образцы мужества, храбрости и беззаветной преданности Родине. В период обороны Ханко истребители решали следующие задачи: оборона базы от воздушного противника, обеспечение входа и выхода кораблей, обеспечение действий самолётов МБР-2, ведение воздушной разведки и корректировки огня береговых батарей, обеспечение десантов при захвате островов и нанесение бомбовых ударов по отдельным объектам.

Авиации приходилось действовать в исключительно тяжёлых условиях. Отсутствовали далеко вынесенные от базы посты ВНОС для своевременного предупреждения о налётах авиации противника. Аэродром всё время находился под воздействием артиллерии противника, выпускавшей по нему до 500 снарядов в день. Каждый день приходилось заново приводить в порядок лётное поле, дорожки и укрытия для самолётов. Тем не менее, авиация прекрасно справлялась с поставленными ей задачами. Самолёты противника боялись летать над Ханко, так как ни один полёт безнаказанно для них не проходил.

Авиагруппа значительно ослабила воздушную опасность, заставив противника держаться на значительном расстоянии от базы. Активную помощь авиация оказала также десантным войскам при захвате финских островов.

Много самолётов было потеряно в воздушных боях с немцами над островами Моонзунда. Много потеряли, но ещё больше за месяцы обороны сбили вражеских самолётов. По официальным данным нашими истребителями с 22 июня до 1 декабря 1941 года сбито: 3 бомбардировщика Ju-88 и 1 Ju-86, 12 истребителей Fokker D-XXI, 1 гидросамолёт Не-60, 4 исребителя "Бристоль - Бульдог", 30 Ме-109, 1 "Фиат" и 3 "Спитфайера"  ( скорее всего это были финские MS-406 ). Всего 54 самолёта. На воде сожгли 2 гидросамолёта Не-60 и 5 таких же повредили.

Кроме того, авиацией Ханко потоплено: 2 торпедных катера, 14 катеров  ( из них 10 с солдатами ), 1 баржа и 4 шхуны. Уничтожено: кавалерийская группа в составе 60 человек, группа солдат в 80 человек и на плавсредствах до 250 человек. Разрушено 3 наблюдательных вышки и в 4-х местах железнодорожное полотно. Подожжено 2 торпедных катера, много служебных зданий и нанесены значительные повреждения финским батареям.

Действия нашей авиации были исключительно смелыми и инициативными. В воздушных боях не было потеряно ни одного самолёта. Так 5 июля 1941 года на разведку района Турку вылетели на И-16 А. Байсултанов и А. Кузнецов. Заметив взлетающие с аэродрома 4 истребителя Fokker D-XXI, они атаковали противника на высоте 200 - 300 метров и сбили 2 самолёта, которые упали на свой же аэродром. Два других уклонились от боя. Возвращаясь на Ханко, А. Байсултанов и А. Кузнецов обнаружили в шхерах катер с солдатами, атаковали его и потопили.

В октябре 1941 года А. Кузнецов получил контузию при аварийной посадке подбитого самолёта. Проходил лечение в военно - морском госпитале. В ноябре 1941 года был награждён вторым орденом Красного Знамени.

А.И.Кузнецов

В марте 1942 года был назначен на должность заместителя командира эскадрилии 4-го Гвардейского ИАП ВВС КБФ. В апреле 1942 года был награждён третьим орденом Красного Знамени. 3 июля 1943 года Гвардии капитан А. И. Кузнецов был назначен штурманом 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ.

Лётчик Краснознамённого Балтийского Флота Анатолий Иванович Кузнецов воевал над сушей, пожалуй, не меньше, чем над морем. Он был одним из тех, кто зимой 1943 года с воздуха помогал прорывать кольцо блокады. И именно после этой победы - 22 февраля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Но за 3 дня до этого он совершил свой последний боевой вылет.

В тот день Кузнецов вылетел на разведку вражеских позиций. Его самолёт, попав под сильный зенитный огонь, начал падать. Последнее, что Анатолий Кузнецов успел сделать, это послать по радио сведения о противнике. Его самолёт упал в Кировском районе Ленинградской области, севернее посёлка Мга  ( деревня Арбузово ).

Похоронен в посёлке городского типа Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области, где в честь Героя установлена мемориальная доска.

Окончательные итоги боевой деятельности Анатолия Кузнецова в различных источниках трактуются совершенно по разному. Так, в 2-томном издании "Герои Советского Союза" указывется на 8 побед  ( ещё 1 самолёт уничтожен на земле ). Михаил Быков в своих исследованиях указывает на 5 личных и 6 групповых побед, зарубежные авторы Томас Полак и Кристофер Шоурс  ( в книге "Асы Сталина" ) - на 8 личных и 8 групповых побед, однополчанин А. И. Кузнецова, бывший командир 4-го Гвардейского ИАП ВВС КБФ Герой Советского Союза Василий Фёдорович Голубев в своих мемуарах  ( отрывок из которых приведён ниже ) - уже на 14 личных и 19 групповых побед лётчика !..

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана А. И. Кузнецова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
129.06.1941 г.1  Fokker D.XXI  ( в паре - 1 / 2 )Турку  ( ночью )И-16.
202.08.1941 г.1  Ме-110аэродром Лагсберг
305.08.1941 г.1  бомбардировщикст. Тапа
405.09.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 ) 
517.03.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Жарок
604.04.1942 г.1  Ju-87Зенино
728.05.1942 г.1  Ju-87р-н ВМБ Кобона
829.05.1942 г.2  Ju-87  ( в паре - 2 / 2 )р-н ВМБ Кобона

      Всего сбитых самолётов - 5 + 6  [ 4 + 5 ];  боевых вылетов - 290;  воздушных боёв - 60.

*    *   *

Последний вылет Анатолия Кузнецова.

Тяжёлыми для наземных войск и авиаторов были бои в начале 1943 года. Но вот настал долгожданный день 18 января. Летая на прикрытие, мы своими глазами видели, как на различных участках соединялись войска Ленинградского и Волховского фронтов, совместно добивая врага в его укреплениях и блиндажах.

К концу дня противник был уничтожен и в окружённом Шлиссельбурге, южное побережье Ладожского озера полностью освобождено, коридор шириной в 11 километров находился в руках наших войск. В этот вечер с нетерпением ждали сообщения московского радио. Лишь около часа ночи, когда все уже крепко спали, раздались близкие сердцу позывные центральной радиостанции и дежурная служба разбудила всех как по тревоге. Звучал сдержанно - ликующий голос Левитана, сообщавшего сводку Совинформбюро... Блокада прорвана !

С рассветом все были готовы лететь в бой на врага, пытавшегося оттеснить наши войска с захваченных позиций. Опять была скверная погода, падал мокрый снег, нижний край облаков опускался до 150 метров, и улучшения не предвиделось. Это было на руку врагам, которые, пользуясь тем, что наша авиация на приколе, предприняли сильное артиллерийское наступление в районе Белявского болота, Невской Дубровки и маленького плацдарма на левом берегу Невы у Московской Дубровки.

Надо было срочно разведать позиции вражеских батарей, чтобы скорректировать по ним огонь нашей артиллерии. Собрав наиболее подготовленных лётчиков - "всепогодников", я сообщил, что от нас требуется. Анатолий Иванович Кузнецов попросил поручить это задание ему. Словно опасаясь отказа, он с горечью стал убеждать меня, что именно ему, штурману полка, хорошо знающему район, много летавшему на разведку не только днём, но и ночью в сложных метеоусловиях, под силу выполнить эту задачу.

- Через 40 минут я готов к вылету, только прошу ведомого мне не давать, он не удержится рядом а такую погоду, да и мне в одиночку будет легче маневрировать на малой высоте, - закончил Анатолий и улыбнулся, будто собирался на приятную прогулку.

А погода всё ухудшалась, и вылет Кузнецову разрешили только во второй половине дня. Хотя Кузнецов и возражал, но я обязал его взять ведомым старшего сержанта Гурьянова - боевого пилота, ранее не раз летавшего вместе с ним.

...Пара И-16 взлетела и тотчас канула в белую мглу. Уже через несколько минут Капитан Кузнецов сообщил по радио:

- Обнаружил артбатареи между деревнями Келколово, Мусталово и южным изгибом реки Мойки. Через 3 минуты начну выполнять задание.

Под сильным огнём зениток он успешно корректировал стрельбу нашей тяжёлой артиллерии.

А.И.Кузнецов с товарищами.

А. И. Кузнецов  ( крайний слева )  с боевыми товарищами.  1942 год.

Истребителей противника в такую погоду быть не могло, и Кузнецов, боясь потерять ведомого в этой огненной заварухе, приказал ему удалиться к Невской Дубровке и ждать его там. Всё это слышали на командном пункте аэродрома Гражданка комбриг Кондратьев, командиры полков и эскадрилий. С затаенным дыханием ловили они и чёткие, спокойные команды и поправки, посылаемые нашим артиллеристам.

Какие же нужно иметь нервы и выдержку, каким обладать умением, чтобы на высоте 200 метров среди зенитных разрывов всё видеть, управлять самолётом да ещё выверять по планшету корректировку. Но вот очередная команда Кузнецова оборвалась на полуслове - прямое попадание снаряда. Погиб храбрейший, всеми любимый человек, наш боевой друг...

А.И.Кузнецов

Сержант Гурьянов, всё время слушавший радио, понял, что стряслась беда, и тут же рванулся на поиски своего ведущего. Восточное Мусталова, на левом берегу Мойки, увидел он пылающий самолёт Кузнецова...

Гвардейский полковой коллектив тяжело переживал потерю прославленного аса, сбившего за 20 месяцев войны 14 самолётов врага лично и 19 в группе. Особую тяжесть утраты чувствовали лётчики - гангутцы, на долго которых на Ханко выпали самые тяжкие испытания в воздухе и на земле. И вот уже нет Кузнецова, лётчика - истребителя, превосходно воевавшего на самолёте боевого друга Алексея Лазукина. Потери боевых друзей всегда надолго оставляют глубокие душевные раны. У меня и через 40 лет они не зарубцевались.

22 февраля 1943 года, в канун 25-й годовщины Советской Армии и Военно - Морского флота, Указом Президиума Верховного Совета нашему однополчанину - Гвардии капитану Анатолию Ивановичу Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Этим подвигом и закончилась для 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка операция "Искра".

( Из воспоминаний Героя Советского Союза В. Ф. Голубева. )

*     *     *

Эпизоды из боевой деятельности А. И. Кузнецова:

А.И.Кузнецов

29 июня 1941 года ночью на разведку в Турку и Сабо вылетали 2 И-16 из 1-й эскадрильи 13-го ИАП  ( А. Ю. Байсултанов и А. И. Кузнецов ). На световой дорожке аэродрома они обнаружили 4 взлетающих самолёта Fokker D-XXI. Прицельным огнём на высоте 200 - 300 метров подожгли 2 из них, один из которых упал на аэродром. При отходе от аэродрома зенитная артиллерия открыла сильный заградительный огонь. Несмотря на полученные пробоины, самолёты продолжили разведку и на обратном пути уничтожили шюцкоровский катер.

2 августа 1941 года противник нанёс бомбовый удар по аэродрому Лагсберг, на котором базировался 71-й ИАП КБФ. К моменту подхода группы из 23-х Ju-88 и Ме-110 в воздухе патрулировала пара И-153. Зенитная артиллерия и зенитные пулемёты в момент пикирования открыли заградительный огонь, мешая производить повторные заходы и разбивая замкнутое кольцо, в которое встали самолёты противника. Для отражения налёта с аэродрома поднялись 16 И-16 и И-153. Группа Блинова перехватила головное звено "Юнкерсов" и залпами РСов заставила его свернуть с курса. Один Ju-88 был подбит, при снижении он загорелся и взорвался в воздухе. Сделав заход по второй группе "Юнкерсов", истребители вынудили их сбросить бомбы, не доходя до цели.

В дальнейшем истребители производили атаки по одиночным самолётам противника, которые после бомбоудара с набором высоты стали уходить на восток. Поднявшиеся с аэродрома Яговаль истребители перехватили отходящего противника. Всего противник потерял 3 самолёта. Одного из Ме-110 сбил лично А. И. Кузнецов из 13-го ИАП.

5 октября 1941 года в 16:25 А. И. Кузнецов и Кулаков из 13-го ИАП на высоте 1200 метров вели бой с 6 Ме-109. После первой же атаки снизу один из "Мессеров" был сбит.

17 марта 1942 года шестёрка И-16 из 4-го ГвИАП вылетали на прикрытие войск 54-й армии. В районе Жарок - Шала на высоте 1200 метров встретили 8 Ме-109. Самолёт А. И. Кузнецова был атакован из-за облаков одним из "Мессеров". Н. М. Щеголев, защищая хвост ведущего, контратакой в лоб сбил его. Цоколаев и Герасименко атаковали 2 Ме-109 в лоб и, сделав переворот, в хвост. Оба "Мессера" загорелись и упали в районе Жарок. Ниже пара Кузнецов - Щеголев атаковала 3 Ме-109 из пушек и пулемётов с дистанции 300 - 50 метров. После атаки один "Мессер" задымил и упал в районе Жарок.

4 апреля 1942 года с раннего утра до позднего вечера лётчики 61-й ИАБР КБФ производили разведку войск противника и вылетали на прикрытие своих войск по маршруту маяк Шепелев - остров Сейскар.

8 И-16 двумя четвёрками: 1-я группа разведчиков  ( Г. Д. Цоколаев, В. М. Дмитриев, А. Ю. Байсултанов и А. И. Кузнецов )  и 2-я группа прикрытия  ( И. Л. Творогов, Литвиненко, Е. И. Дмитриев и А. В. Байдраков )  из 2-й эскадрильи 4-го ГвИАП вели разведку войск противника в районе Макарьевская Пустынь - Вериговщина - Рамцы - Ляды. В 10:45 при возвращении в районе Зенино на высоте 1200 метроа заметили 15 Ju-87 под прикрытием 4 Ме-109. Пара "Мессеров" была сзади выше, а 2 других - спереди сбоку от Ju-87, которые пытались бомбить войска в районе Костово - Вериговщины. Группа прикрытия, которая шла выше, связала боем Ме-109. Творогов, Литвиненко, Дмитриев и Байдраков сбили Ме-109.

Нижняя группа в это время атаковала бомбардировщиков. Цоколаев спереди с дистанции 50 метров из БС атаковал и сбил одного Ju-87. Второго Ju-87 спереди сверху с дистанции 600 метров атаковал РСами. От самолёта противника оторвались какие-то куски, и он с дымом и резким снижением пошёл на юго - запад и упал. Кузнецов спереди сверху с дистанции 100 - 70 метров пушечно - пулемётным огнём атаковал Ju-87, который со снижением пошёл на запад - сбит. Строй бомбардировщиков рассыпался, многие стали отваливать. В районе Виняголово Байсултанов и Дмитриев спереди сверху с дистанции 700 метров атаковали РСами двух Ju-87, а с дистанции 100 метров открыли огонь из ШКАС и БС. Два РСа легли между мотором и плоскостью самолёта, и он с чёрным дымом и снижением пошёл на юго - запад. Сделав разворот, эти же лётчики сверху сбоку с дистанции 700 метров РСами атаковали ещё 2 Ju-87. Два снаряда разорвались в 10 метрах от одного из "Юнкерсов", и он со снижением пошёл на северо - запад.

Ме-109, находившиеся сзади бомбардировщиков, пытались сзади сверху атаковать первую четвёрку, но четвёрка группы прикрытия спереди сверху пушечно - пулемётным огнём атаковала их. Ведомый "Мессер" загорелся и со снижением пошёл на запад и упал в 4 км от деревни Васькины Нивы. Вторая пара также пыталась всё время заходить сзади сверху группе разведчиков, но выбивалась группой прикрытия. Бой длился 15 минут. Без потерь восьмёрка И-16 возвратилась на свой аэродром.

Для срыва перевозок и удара по портам на Ладожском озере противник в середине и конце мая 1942 г. осуществил несколько массированных налётов. В отражении налётов активное участие приняли лётчики 4-го ГвИАП. Самый крупный налёт противника состоялся 28 Мая 1942 года. Утром 104 самолёта Ju-88, Hе-111 и Ме-109 пытались нанести удар по Кобоно - Кареджскому порту.

В ходе боя А. И. Кузнецов спереди из БС и ШКАС с дистанции 150 метров атаковал Ju-88 спереди сверху. До дистанции 50 метров атаковал Ме-109. Сзади снизу с дистанции 150 метров атаковал Ju-88 в момент выхода его из пикирования. Бомбардировщик с большим чёрным дымом ушёл в направлении острова Зеленец.

Наши лётчики заявили о сбитии 13 самолётов, после уточнения и получения подтверждения от наземных войск на боевой счёт лётчиков 4-го ГвИАП было записано 11 самолётов, в том числе А. И. Кузнецову - 1 Ju-88.

29 мая 1942 года пара И-16 из 4-го Гвардейского ИАП  ( А. В. Ильин и А. И. Кузнецов )  вылетали на свободный поиск в район трассы Ладожского озера. В районе дереавни Кивгода приняли по радио с КП полка: "К Кобоне выше облачности идёт группа бомбардировщиков". Прилетев в указанный район, в ожидании противника начали маневрировать вокруг объекта.

В 14:50 заметили в разрывах облачности 5 Ju-87, которые выскочили из облаков впереди наших самолётов на удалении 1 км. Советские лётчики видя, что с атакой запаздывают и нагнать противника не могут, срезав курс, сбоку начали доворотами на группу противника имитировать атаки, стараясь привлечь внимание, чего и достигли. Бомбардировщики беспорядочно сбросили бомбы в лес и со снижением до бреющего ушли на свою территорию.

В это время из облаков выскочила вторая группа из 5 Ju-87, которые оказались впереди советских самолётов на удалении 400 метров. Они были атакованы сзади с дистанции 300 - 250 метров огнём БС и ШКАС. Пятёрка противника разбилась на 2 группы: 3 самолёта развернулись в лобовую и пара в обратную сторону. Ильин и Кузнецов атаковали звено Ju-87 в лоб, а после догнали пару и атаковали её сзади. Из этой группы некоторые сбросили бомбы неприцельно, другие ушли не сбросив.

Из облаков сзади вывалилась третья пятёрка Ju-87. Советская пара, заметив их, прекратила преследование второй группы и спереди с незначительным принижением атаковала бомбардировщики с дистанции 300 метров до полного сближения, проскочив их в 2 - 3 метрах сверху.

Пятёрка противника развернулась влево на 90 градусов и построилась совместно со звеном второй группы в оборонительное кольцо. Ильин с дистанции 500 метров по ходу кольца выпустил 2 РСа, из которых один взорвался в самолёте противника. Он же атаковал самолёты в кольце сзади с дистанции 200 метров. Два Ме-109 сверху сзади пытались его атаковать. Кузнецов поздно заметил их и, имея большую скорость, довернуть на них не смог. Истребители противника открыли огонь с большой дистанции. Кузнецов сделал переворот, ввёл самолёт в отвесное пике и имитировал падение. В 100 метрах от земли вывел самолёт из пике.

Ввиду большого напряжения боя лётчики результаты своих атак не наблюдали. По донесению НП бригадного участка ПВО 2 Ju-87 сбиты и упали в Ладожское озеро.

( Информация с сайта В. Харина - "Авиаторы Второй Мировой..." )


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

         © AirFighters.RU