Главная | Источники | 

HSU

Лавицкий Николай Ефимович

Н.Е.Лавицкий

Родился 7 Декабря 1919 года в деревне Слобода, ныне Монастырщинского района Смоленской области. Окончил 8 классов, работал продавцом универмага в Свердловском районе Москвы, окончил аэроклуб. С 1939 года в Красной Армии. Был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил в 1939 году.

С Декабря 1941 года Младший лейтенант Н. Е. Лавицкий в действующей армии. По Май 1943 года служил 270-м ИАП; с Июня 1943 года по Март 1944 года - в 45-м ИАП  ( 100-м Гвардейском ИАП ).

К Июлю 1943 года командир звена 45-го истребительного авиационного полка ( 216-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  Лейтенант Н. Е. Лавицкий совершил 185 боевых вылетов, в 66 воздушных боях лично сбил 11 и в составе группы 1 самолёт противника.

24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Погиб 10 Марта 1944 года в авиационной катастрофе.

После войны останки Николая Лавицкого перезахоронили в парке города Мариуполь  ( Жданов ) Донецкой области, где на берегу Азовского моря воздвигли памятник бесстрашному лётчику - истребителю. Его имя носят улица в городе Гудермес и школа в селе Шиловичи Духовщинского района Смоленской области, где он учился. На родине создан музей Героя.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной Войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Николай Лавицкий родился 7 Декабря 1919 года в деревне Слобода, ныне Монастырщинского района Смоленской области. Отец его Ефим Егорович и мать Анастасия Федоровна, потомственные крестьянине, воспитали в сыне большое трудолюбие, честность, любовь к родной земле и природе.

Учителем светлоголового худенького Коли в его родной деревеньке был Венниамин Петрович Грищенко, у которого двое сыновей стали лётчиками. Об этом знали все деревенские мальчишки, и все до одного хотели, как братья Грищенко, летать в небе. Когда же мужественные пилоты, сыновья старого учителя, погибли в небе Испании, решение Николая, окончившего тогда 7-й класс, утвердилось окончательно - только в небо.

Родители же решили по - другому и отправили сына к тётке в Москву - работать в торговле. Но узнав о наборе в Смоленский аэроклуб, Николай немедленно записывается туда. Так начался его путь в авиацию: аэроклуб, Борисоглебская военная школа лётчиков.

Боевой крещение Младший лейтенант Н. Лавицкий принял осенью 1941 года в небе под Одессой. А к первой военной весне Николай был уже одним из лучших воздушных бойцов полка. В Декабре 1941 года Младший лейтенант Н. Лавицкий был направлен в Крым защищать Севастополь. Свою первую победу Лавицкий одержал 30 Декабря 1941 года в районе Феодосии. Этот бой был замечателен тем, что на своей "Чайке", на биплане, ему удалось сбить современнейшую по тем временам машину - истребитель Ме-109F...

И-153 ведёт бой с Ме-109.

Как - то в Апреле 1942 года, увлекшись воздушным боем, Лавицкий почти без бензина произвёл вынужденную посадку на аэродром 45-го истребительного авиаполка. На войне это не было редкостью. И пока техники заправляли его самолёт, Николай познакомился со многими лётчиками, с большой радостью встретил Лейтенанта Павла Берестнёва - своего старого друга. Но вот с КП полка взвилась красная ракета - сигнал группе Капитана Забоштана, которая вылетела на выполнение боевого задания. Пристроился к этой группе и Николай Лавицкий. Правда, без разрешения командования. Где там было искать кого - то !

Вскоре после взлёта группа Забоштана вступила в бой с бомбардировщиками противника, шедших под прикрытием истребителей. Прибывшие на КП Генералы Белецкий и Климов никак не могли понять, откуда в наших боевых порядках лишний самолёт. К тому же чужак вызывал у них немалое восхищение дерзостью своих атак, грамотным маневром, метким огнём. В этом бою наши лётчики одержали крупную победу, весомый вклад в которую внёс и Николай.

Через несколько дней Лейтенант Н. Е. Лавицкий был официально переведён в 45-й истребительный авиаполк. С каждым вылетом зрело мастерство лётчика. Так, 11 Июня в бою с большой группой самолётов противника он уничтожил истребитель Ме-109, который рухнул в районе Балаклавы. 29 Июня 1942 года, во время свободного патрулирования в паре с Иваном Сапрыкиным, сбил бомбардировщик Ju-87, подведя черту победам лётчиков - истребителей 3-й особой авиагруппы.

Летая на самолёте Як-1 Лавицкий в составе 45-го ИАП сражался в Крыму и на юге Украины.

В боях за Крым Николай уничтожил 60 автомашин, 2 зенитно - пулемётные установки, батарею зенитных орудий и до 200 солдат и офицеров врага. Только во время героической обороны Севастополя отважный лётчик сбил 4 немецких самолёта.

В одном из боёв в его машину угодил крупный осколок зенитного снаряда, но истребитель ещё держался в воздухе. Николай продолжал выполнять задание и штурмовыми ударами уничтожил несколько орудий противника.

В Октябре 1942 года лётчики полка отбыли на переформирование в город Орджоникидзе, где освоили американские истребители P-40 "Киттихаук". В Феврале 1943 года 45-й ИАП вернулся на фронт и Старший лейтенант Н. Е. Лавицкий был назначен командиром звена. Весной 1943 года начались новые воздушные схватки, теперь уже в небе Северного Кавказа.

22 Марта в районе станции Анастасиевская звено Лавицкого встретило 20 немецких самолётов. Лётчики приняли бой и сбили 6 вражеских машин. Лично командир звена сбил 2 самолёта.

И.М.Дзусов с лётчиками

Командир 45-го  ( 100-го Гвардейского )  ИАП И. М. Дзусов с лётчиками.
На снимке слева от командира - Герой Советского Союза Н. Е. Лавицкий.
За командиром во втором ряду - Герой Советского Союза В. Д. Шаренко.

Настоящая известность к Лавицкому пришла во время боёв на Кубани. Николай быстро стал одним из лучших бойцов, о которых писали в газетах, передавали по радио.

На Кубани было сосредоточено 1400 самолётов противника. Больше 2-х месяцев длились ожесточённые бои за господство в воздухе. Враг потерял 1100 самолётов, из них более 800 - в воздушных боях. В результате воздушной битвы наша авиация достигла превосходства в воздухе. Наши лётчики стали хозяевами неба. Необычайно велик был успех 45-го авиаполка в битве над Кубанью. За 2 месяца боёв лётчики сбили 118 фашистских самолётов !   Лавицкий - в числе лучших лётчиков.

15 Апреля 1943 года около 60 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 25 истребителей пытались нанести удар по боевым порядкам наших войск. 8 наших лётчиков смело атаковали врага и в завязавшемся бою уничтожили 1 истребитель и 5 бомбардировщиков. Неприятельская атака была сорвана. Лавицкий сбил один бомбардировщик Ju-88.

К Июлю 1943 года он одержал 11 личных и 1 групповую победы в 185 боевых вылетах и 66 воздушных боях. Затем полк был переброшен на Южный Фронт, под Донбас. В Августе 1943 года 45-й ИАП был переименован в 100-й Гвардейский.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко - фашистскими захватчиками Лейтенанту Николаю Ефимовичу Лавицкому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 1133 ).

Мужественный и дерзкий лётчик, он обладал нервной, чувствительной натурой. При выполнении заданий был исключительно азартен и смел. Его семейные отношения, а женат он был на яркой красавице, отнюдь не были спокойными. В 1943 году после их разрыва комэск 3-й эскадрильи Н. Е. Лавицкий, и до того "не выбиравший" себе заданий, в боях стал беспредельно рискован, даже бесшабашен. Его боевой счёт быстро рос. Один из любимых бойцов комдива И. Дзусова, он после назначения последнего командиром корпуса, был назначен заместителем командира 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии по воздушно - стрелковой службе.

Р-39L-1 из 100-го ГвИАП

Истребитель Р-39L-1 "Аэрокобра" из состава 100-го Гвардейского ИАП.  Осень 1943 года.

К концу 1943 года на боевом счету пилота было 22 сбитых вражеских самолёта, около 300 боевых вылетов, десятки штурмовок. Нисмотря на громкую славу, Николай ничем не выделялся среди других лётчиков полка - разве что лентой боевых орденов. К тому времени он был награждён орденами Ленина и Александра Невского, а сверху - сияла Золотая Звезда. К весне 1944 года Николай был уже опытным воздушным бойцом, но 10 Марта оказалось для него трагическим...

Ещё в начале Марта группа лётчиков во главе с Гвардии капитаном Н. Е. Лавицким убыла в глубокий тыл, в Заковказье, откуда должна была перегнать для пополнения полков дивизии новую партию самолётов. 10 Марта группа Николая, собравшись после взлёта в боевой порядок, взяла курс на запад. Вот уже позади и справа остался Каспий. Слева - отроги Главного Кавказского хребта. Погода прекрасная. Ровно, монотонно, без перебоев гудели моторы новых машин. Казалось, что неоткуда прийти беде.

И вдруг скорее чутьём пилота, чем по показаниям приборов, Николай догадался о неполадках в моторе. Аварийная обстановка быстро нарастала: упала тяга, самолёт, теряя скорость, пошёл на снижение. В кабине появился предательский едкий дым. А внизу - Гудермес, небольшой кавказский городок. Взглянув на землю, Лавицкий увидел впереди крупную железнодорожную станцию и множество цистерн с бензином.

Н.Е.Лавицкий

Значит, надо отвернуть, а то случится беда... Покинуть самолёт, выбросившись на парашюте, уже невозможно - поздно. Плавный отворот - только бы не упасть на составы !   В кабине огонь - жжёт руки, лицо. Неимоверными усилиями воли и мускулов Николай отвернул самолёт от железнодорожных составов, выровнял его, но тут же без скорости упал на вспаханное поле, рядом с железной дорогой. Николай всё - таки пытался вылезти из горящей машины, но не успел - оглушительный взрыв потряс воздух...

К этому времени отважный лётчик провёл более 100 воздушных боёв, сбил 24 самолёта лично и 2 в паре с ведомым.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 20 личных и 2 групповые победы. ]

После войны однополчане перезахоронили останки Николая Лавицкого в Мариуполе. На берегу Азовского моря, в парке, воздвигнут памятник бесстрашному лётчику. На Смоленщине, в селе Шиловичи именем Лавицкого названа средняя школа.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана Н. Е. Лавицкого:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
130.12.1941 г.1  Ме-109ФеодосияИ-153, Як-1,

"Киттихаук",

"Аэрокобра".
228.03.1942 г.1  Hs-126Джантора
311.06.1942 г.1  Ме-109Балаклава
413.06.1942 г.1  Ме-109Макензиевы Горы
516.06.1942 г.1  Ме-110Байдары
629.06.1942 г.1  Ju-87Чёрная Речка
729.08.1942 г.1  Ме-109Зибар - Юрт
828.02.1943 г.1  Ju-88Успенское
919.03.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )сев. - зап. Анастасиевская
1022.03.1943 г.1  Ме-109Анастасиевская - Славянская
111  FW-189сев. - зап. Анастасиевская
1227.03.1943 г.1  Ме-109юж. Прорва
1310.04.1943 г.1  Ме-109Крымская
1415.04.1943 г.1  Ju-88зап. Крымская
1516.04.1943 г.1  Ju-88Крымская
1626.05.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Киевское
171  Ме-109Адагум
1804.08.1943 г.1  FW-189юж. Чистяково
1913.08.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )сев. - зап. Штергрэс
2017.08.1943 г.1  Ju-88Сухая Каменка
211  Ме-109зап. Красный Лиман
2230.09.1943 г.1  Ju-87Пришиб

      Всего сбитых самолётов - 20 + 2;  боевых вылетов - около 250;  воздушных боёв - более 100.

*     *     *

Один вылет на штурмовку.

Н.Е.Лавицкий

На рассвете 23 Сентября 1943 года меня долго будили.

- Вот чёрт, Гришка не просыпается !   Наелся чего - то сонного, что ли, или пилюлю какую врач дал ?.. - ворчал Женя Денисов, пытаясь поднять меня с постели, но я всякий раз падал обратно, сломленный крепким сном.

- Гриша, вставай !   Лавицкий мотор запускает, на охоту тебя берёт. Дуй побыстрей, а то сам полечу ! - Эти слова Денисова подействовали на меня, и через пару минут я уже бежал к самолёту.

На стоянке действительно ждал комэск.

- Продирай глаза пошире, Григорий, смотри на карту. Пойдём в район Мелитополя, может, с рассветом где эшелон с фашистами прихватим, а нет - так прогуляемся по траншеям, фрицам настроение поднимем.

Комэск разъяснял мне задачу, показывая на карте участок железнодорожного перегона, передовой линии фронта.

"Свободная охота" как способ боевых действий применялась в последнее время всё чаще и чаще. Как правило, пара специально подготовленных лётчиков скрытно и внезапно вылетала в заранее намеченный район. К таким объектам относились железнодорожные перегоны, узлы, полевые аэродромы и многое другое. Что же касается слов "прогуляемся по траншеям", то это было что - то новое в задумке Лавицкого.

Когда мы взлетели, солнце ещё не появилось на горизонте, а на высоте 2000 метров его красно - белый диск уже был виден наполовину. У линии фронта снизились до бреющего. На железнодорожном перегоне к северу от Мелитополя оказалось пусто. Мы прошли во вражеский тыл вдоль шоссе на Асканию - Нову. На одном из участков заметили несколько автомашин, направлявшихся к фронту, и обстреляли их. Две машины сразу загорелись, и солдаты разбежались, прячась по кюветам.

Вернувшись к передовой, Лавицкий скомандовал:

- Будем работать здесь. Смотри за воздухом !

При первом заходе фашисты в траншеях ещё, видимо, спали. Когда же прогремели наши пулемёты и пушки, паника у немцев поднялась невообразимая - внезапность ошеломила противника. Похоже было, что мы попали на участок передовой, где сосредоточилось много вражеских войск и техники, готовящихся держать оборону.

Н.Лавицкий и В.Шаренко.

После трёх заходов вдоль траншей боеприпасы у нас иссякли, но Лавицкий продолжает штурмовку вхолостую. Я заметил, что у самолёта ведущего выпущено шасси, хотя и не полностью. А мы все снижаемся на недопустимо малую высоту, и гитлеровцы разбегаются в разные стороны, падают, прижимаясь к земле.

- Николай, боеприпасы кончились, начинают обстреливать - пошли домой... - попытался было я охладить боевой задор комэска.

Погоди, Григорий !   Ещё заходик. Видишь, стервы окопались, вышибем их отсюда !   Давай за мной...

Машина Лавицкого опускалась настолько низко, что за самолётом вздымалась пыль, и казалось, он вот - вот врежется в землю в азарте атаки. На мои предостережения Николай не реагирует. Тогда я решил слукавить:

- Что - то мотор чихает, а у тебя шасси выпало. Давай к аэродрому поближе...

Подействовало. Делаем небольшую горку, разворот на курс 90 градусов - и я вздыхаю облегчённо.

Когда зарулили на стоянку, мотор моей машины действительно стал чихать и остановился. Бензина в баках уже не было. Я вылез из кабины на плоскость, и тут к моему мотористу подбежал механик Лавицкого:

- Иван, осмотри самолёт внимательно - мой весь в грязи, а в колёсах шасси трава и кустарник !   Откуда бы ?..

Так и осталось для меня загадкой, всерьёз ли намеревался тогда наш комэск рубить головы фашистам шасси своей машины. Зная характер Николая, его азарт, ненависть к врагу, неугасимое желание мстить за родных и близких, думаю, что Лавицкий не шутил...

( Из книги воспоминаний Г. У. Дольникова - "Летит стальная эскадрилья". )

*     *     *

Вспоминая о боевом товарище...

Н.Е.Лавицкий

На моём столе стояла фотография Коли Лавицкого. Вот уж кого никогда не представишь мёртвым !   Это был жизнерадостный белорусский парень, улыбка никогда не сходила с его лица. На фотографии Коля запечатлен именно таким, каким он был всегда.

- А ты хорошо знал, Ибрагим, капитана Лавицкого ? - спросил меня начальник политотдела корпуса Полковник Н. А. Никулин, видя, что я смотрю на портрет.

- Он один из ветеранов 9-й Гвардейской Мариупольской дивизии, - ответил я. - Как же не знать такого парня ?

И я рассказал ему о Лавицком.

...На центральной площади города Мариуполя стоит величественный монумент из серого мрамора с надписью: "Герою Советского Союза Гвардии капитану Лавицкому Николаю Ефимовичу от трудящихся города Мариуполя". Здесь его могила.

Коля Лавицкий учился в Кременчуге, был самым активным членом кружка юных авиамоделистов городского Дома пионеров. А в 16 лет, прибавив себе 2 года  ( он был рослым юношей ), Коля уже летал на планерах. Это помогло ему поступить в Ейскую лётную школу. Он был способным курсантом и накануне войны с отличием окончил школу по классу истребителя.

Помню, в одном из жарких воздушных боёв, в Крыму комсомолец Лавицкий задержался в воздухе больше положенного - увлёкся боем, как любимым спортом, и потерял счёт времени. Все его товарищи давно вернулись на свой аэродром. Но вот, на вертикальном маневре, мотор самолёта сделал перебой - это значит кончался бензин. Лавицкий сбил ещё одного "Мессершмитта" и крутым пикированием вышел из боя. В то время Лавицкий служил в соседней с нами части. Из-за отсутствия бензина он не долетел до своей базы и сделал вынужденную посадку на нашем аэродроме. Такие случаи нередко бывали на войне, и я не обратил на это внимания. Сам Лавицкий отнёсся к этой посадке, как к счастливой случайности. Он уже кое-что слышал о боевых делах нашего полка, летавшего на самых лучших в то время самолётах - Як-1.

Пока заправляли самолет, Лавицкий успел переговорить с некоторыми нашими лётчиками. Через несколько минут в воздух поднялась девятка капитана Забоштина на боевое задание. Николай тоже взлетел без чьего-либо разрешения. А на своём аэродроме его, видимо, считали уже погибшим.

На КП присутствовали генералы Белецкий и Климов. Мы не сразу поняли - откуда в небе взялся один лишний самолёт среди наших боевых порядков. Между тем в небе завязался групповой бой с гитлеровскими бомбардировщиками, которых сопровождали "Мессершмитты". Наблюдая за боем, мы восхищались поведением одиночного лётчика. В этом бою было сбито 4 "Юнкерса" и 1 "Мессершмитт", при этом мы точно засекли, что 2 самолёта противника - бомбардировщика и истребителя - сбил "сверхштатный" лётчик. На разборе это подтвердилось.

На вопрос генерала Белецкого: "Кто здесь из вас гость ?" - поднялся сидевший в углу лейтенант Лавицкий - высокий, стройный офицер с золотистой шевелюрой.

- Почему вы совершили самовольный вылет, находясь в другой части ? - спросил генерал.

- Была подана команда, и я машинально включился в боевой строй...

- Ох, и брешешь же ты, хлопец, - вздохнул Белецкий. - Но бил стервятников ты классически, виртуозно...

- За погибшего отца они ещё поплатятся... - тихо ответил Николай.

- У вас погиб отец ?

- Да.

Пауза... Все переглянулись. Лавицкий попросил генерала:

- Накажите меня, как следует, за нарушение, но переведите в этот полк.

Просьба молодого лётчика о переводе в наш полк была удовлетворена.

Н.Е.Лавицкий

К этому времени Лавицкий уже имел на своём счету 7 сбитых вражеских самолётов. У нас в полку была такая традиция: после удачного боя повар преподносил за обедом "художественно оформленного" гуся герою дня. На этом обеде лётчики сидели по достоинствам - кто сколько "срубил" стервятников. Мы посадили нового боевого товарища рядом с Дмитрием Глинка.

За короткое время Николай Ефимович Лавицкий довёл свой боевой счёт до 26 самолётов.

Ведя неравный бой в Апреле 1943 года на Миусском фронте   ( накануне взятия Мариуполя )  Герой Советского Союза Лавицкий, сбив 2-х "Мессершмиттов", был вынужден покинуть горящий самолёт. Фашистские лётчики начали стрелять из пушек по летящему на парашюте Николаю. Бережно донёс парашют до родной земли сотни раз пробитое тело героя...

Накануне этого боя комсомолец Лавицкий был принят в ряды КПСС. Он погиб коммунистом.

Я побывал в Мариуполе. Ездил на ту поляну, где, когда-то приземлялся, чтобы встретиться с тысячами граждан, спасённых от фашистского рабства. Там, на этой поляне, нарвал цветов и, вернувшись в город, положил их на могилу Коли Лавицкого.

( Из книги воспоминаний И. М. Дзусова - "В семье отважных". )


Возврат

Н а з а д