Главная | Источники | 

HSU

Лиховид Михаил Степанович

М.С.Лиховид.

Родился 28 Февраля 1922 года в селе Могрица, ныне Сумского района Сумской области, в семье крестьянина. С 1934 года жил в городе Луганске   ( Ворошиловград ), работал на заводе. По окончании средней школы поступил в Московский институт инженеров Гражданского Воздушного Флота. С 1940 года в Красной Армии. год В 1941 году окончил военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с Июля 1941 года. Воевал в составе 298-го истребительного авиационного полка  ( 25 Августа 1943 года преобразован в 104-й Гвардейский ИАП ).

За период боевых действий заместитель командира эскадрильи 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант М. С. Лиховид совершил 208 боевых вылетов. Проведя 44 воздушных боя, лично сбил 16 и в составе группы 11 самолётов противника. Большой урон причинил врагу штурмовыми действиями, на земле уничтожил 6 вражеских самолётов.

12 Августа 1944 года при подготовке самолёта к эвакуации с места вынужденной посадки в районе города Рава - Русская  ( Львовская область )  вместе с 2-мя авиамеханиками был схвачен конной бандой бандеровцев, облит бензином и сожжён.

27 Июня 1945 года за мужество, проявленное в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), медалями. Первоначально был похоронен в городе Рава - Русская. После войны останки были перезахоронены на холме Славы во Львове. Именем Героя названа бригада на Ворошиловградском тепловозоремонтном заводе, жилой квартал и школа № 25 города Ворошиловграда.

*     *     *

Михаил Лиховид родился в 1922 году в селе Могрица Сумской области. Мальчика манили звезды... Они лукаво подмигивали, когда он шёл полевой тропинкой из Могринца на железнодорожную станцию; сопровождали в дороге с родной Сумщины в сказочный Донбасс... Там светились копры шахт, жаром пылал горизонт, и казалось, что небо упало на землю и люди здесь бродят между звёздами, словно между деревьями в лесу.

Михаил рано лишился родителей. В 1931 году Луганск приласкал 11-летнего сироту, согрел, накормил... Чужая, но очень милая тётка Валентина Небылицына повела Мишу прямо с вокзала в свою хату. Чужой, даже немного суровый дядька Василий Гаврющенко привёл позднее Мишу на паровозостроительный завод, чужие, но дружеские парни из комитета комсомола направили Мишу в школу...

Чужие и родные... Своим ребёнком Мишу нарекла Валентина Ивановна, сыном цеха назали его рабочие паровозо - механического, искренним другом - учащиеся средней школы № 25... Бывает счастливой и сиротская доля...

Учился парнишка прилежно, работал старательно, мечтал крылато... Любимым местом его отдыха стала Острая Могила. Когда Миша забирался на её шпиль, ему казалось, что он обрёл крылья... До звёзд близко, и от земли не оторвался...

Миша полюбил новый город, читал каменную книгу его славной истории. Вон там, у села Каменный Брод, на правом берегу Лугани в 1796 году был сооружён первый на Украине литейно - пушечный завод. Его строители и металлурги, вместе с приписанными к заводу крестьянами, явились основателями большого промышленного центра. Тут выросли шахты, запылали домны, жаром дохнули коксовые батареи...

Буйное воображение переносит Мишу в те далёкие времена, бросает в водоворот тогдашних событий. Он видит землянки - чёрные от слёз, холодные от эпидемий и смерти... Рабочие завода Гартмана, того самого паровозостроительного завода, который ныне носит имя Октябрьской революции, прадеды Михаила Лиховида первыми в Луганске, если не во всем Донбассе, подняли голос протеста против угнетения трудовых людей. Революционный порыв заводского пролетариата направляла подпольная организация, которую осенью 1903 года возглавил Климент Ефремович Ворошилов - машинист подъёмного крана чугунолитейного цеха.

Михаил посетил домик на улице Ломаной, где находилась подпольная большевистская типография, откуда листовки - вестники ленинской правды разлетались по всему Донбассу, по всей Украине. Смышлёному мальчишке, который привык всегда видеть на портретах Климента Ефремовича в военной форме, не легко было представить его за редакторским столом в доме на 11-й линии, где летом 1917 года начала выходить большевистская газета "Донецкий пролетарий".

Солнце, прежде чем встать в зените, очерчивает крутую траекторию. У каждого человека есть свой зенит. И своя траектория. Пологой была траектория жизни Михаила Лиховида от села Могрица на Сумщине, где он родился, до луганского завода имени Октябрьской революции, где встал на ноги и широко взглянул на мир.

А в мире тогда мутилось, видны были отблески новой войны. Мужественное сопротивление, оказанное фашизму в Испании. Первые взрывы бомб над Эфиопией... По приказу Гитлера в генеральном штабе Германии разрабатывался план "Барбаросса". Европа корчилась в эпидемии коричневой чумы... Все эти события звали Михаила Лиховида и его ровесников к боевой готовности.

Траектория жизни комсомольца Лиховида набирала крутизну. Московский институт гражданского воздушного флота, затем - лётное училище...

В Июле 1941 года молодой пилот стоял навытяжку перед командиром 298-го истребительного полка, который базировался в Вознесенске  ( на Южном фронте ), в районе южного участка реки Буг:

- Прибыл в ваше распоряжение. Готов выполнить любое задание Родины...

Лиховид был зачислен лётчиком во 2-ю эскадрильи, летал на И-16 с номером "8" на хвосте.

Тяжело было в первом бою, когда "Мессеры" наседали сверху, окружали, когда небо в разрывах снарядов и пулемётных очередей напоминало минное поле. Но молодой пилот выстоял и постепенно набирался опыта.

В конце 1942 года полк был отозван в тыл для перевооружения самолётами Р-39 "Аэрокобра", к боевым действиям вернулся в Марте 1943 года   ( на Северо - Кавказский фронт ), где принял участие в боях на Кубани.

Нелегко было над Кубанью, когда звено Лиховида, прикрывая наши наземные войска, уничтожало "Мессеры" и "Фокке-Вульфы", жгло осатаневшего врага огнём ненависти. Было нестерпимо больно, когда фашистская пуля прошила плечо и кровь закапала на штурвал. В то время было перехвачено сообщение немецкой радиостанции:

"На станицу Крымскую идти нельзя. Советские лётчики беспрерывно атакуют. Наши самолёты проявляют большую нервозность, ибо в воздухе безраздельно господствуют советские истребители".

"Не только сбили спесь, но и сломили их волю", - отмечал командующий 4-й Воздушной армией Генерал - майор авиации Вершинин в связи с предостережениями фашистского командования.

Сломить волю, сбить спесь, расстрелять веру в победу воздушных пиратов, которые безнаказанно мутили небесную синь Европы, Африки, Ближнего Востока, было нелёгкой задачей наших ВВС. Но лётчики успешно справились с этой задачей.

В Сентябре 1943 года полк был преобразован в 104-й Гвардейский ИАП. В начале 1944 года воевал на 4-м Украинском фронте, вёл бои за освобождение Крыма и Кишинёва. В Июле 1944 года полк был переброшен на 2-й Украинский фронт для участия в Львовско - Сандомирской операции.

Над Северным Кавказом, Донбассом, Перекопом, Молдавией, Польшей протянулась огненная траектория жизни Лиховида, не раз достигая зенита. И все укладывалось в формулу: высота - скорость - маневр - огонь. Эту формулу Александр Иванович Покрышкин сопровождает словами: "У кого крепкое сердце, кто владеет холодной рассудительностью, которая рождена верой в успех и правоту своего дела, - тот уничтожит врага". И враг был уничтожен...

...104-й Гвардейский истребительный авиаполк прикрывал с воздуха освободителей Львова, старинного украинского города. Освободителей прикрывал, а угнетателей жестоко карал, выкуривал с советской земли. Тесным был коридор, которым пытались выскользнуть из чужого дома непрошеные гости. Вдоль Самборской дороги проносились самолёты с красными звёздами на крыльях, они вражьей злою кровью окропляли свободу, мир, счастье.

О воздушных боях в небе Львовщины вспоминает бывший командир 2-й эскадрильи Герой Советского Союза Александр Александрович Вильямсон:

"Миша Лиховид в составе четвёрки блокировал с воздуха бродовский "котел". Во время патрулирования он заметил немецкую "Раму" под прикрытием 6 Ме-109. Несмотря на количественное превосходство врага, Миша вступил в бой. Среди вражеских машин главной была "Рама", и Миша решил во что бы то ни стало уничтожить её. Первая атака была безрезультатной - фашисты отбились. Тогда Миша скомандовал парам разойтись в разные стороны, а сам пошёл вниз. Немцы бросились догонять вторую пару, а он, набрав бешеную скорость, сделал большую "горку", атаковал "Раму" снизу и сбил её. Потом стал помогать второй своей паре, отбивая атаки "Мессеров". На помощь немцам подоспела ещё одна четвёрка, и они нахально лезли в драку.

Моя четвёрка в это время подходила на смену Мишиной. Понимая исключительную сложность положения, я предложил Мише выйти из боя. Он снизился и дал возможность мне, Брюханозу и Анищенко атаковать фашистов сверху... Тогда под Бродами мы сбили 6 вражеских самолётов !

Утром на КП полка собрали командиров эскадрилий. Там уже были командир корпуса Утин, командир дивизии Покрышкин и командир полка Крюков. Задание, как мы поняли, было очень ответственным: прикрывать юго - восточный район Каменки - Бугской всем составом эскадрилий, меняя патрули над целью. На каждый вылет был новый пароль для командной рации.

Над указанным районом мы "висели" несколько суток. Всюду было спокойно, враг не давал о себе знать. На очередное патрулирование мы вышли в полном составе. Ходили на небольшой скорости, экономя горючее. По рации слышу - подходит на смену эскадрилья Комелькова. В это же время приближается плотный строй бомбардировщиков под усиленным конвоем истребителей. Я даю команду Мише Лиховиду прикрывать меня своей четвёркой, а сам веду в атаку восьмёрку. Наспех сообщаю на землю о появлении врага, а Миша уже ведёт бой. Нас атакуют истребители, а мы бьём бомбардировщиков. Выпускаю длинную очередь по "Юнкерсу", и он сваливается на правое крыло, из фюзеляжа вырываются дым и пламя. "Сработала" и Мишина четвёрка - сверху падает подбитый истребитель. Выйдя из атаки, увидел 2 бомбардировщика, охваченных пламенем. Чудесно !

Отстреливаясь от истребителей, хочу атаковать ещё одну девятку "бомбёров". Но тут меня опережает пара Лиховида. За ним - фашистские истребители. Я сразу же понял Мишин маневр, иду наперерез истребителям, а Миша врезается в шеренгу "бомбёров". Те, паникуя, сбрасывают бомбы где попало, круто разворачиваются и удирают, а один из них, развалившись на куски, падает.

Я взглянул на землю и облегчённо вздохнул: изо всех рощ, оврагов, сёл, по всем дорогам и полям лавиной шли наши войска..."

Если бы следы самолёта - истребителя, ведомого Лиховидом, оставляли свои замысловатые черты в воздухе, ими было бы густо исписано небо над Донбассом и Северным Кавказом, над Крымом и Правобережной Украиной, над Молдавией, Румынией и Польшей. Тесно было красным звёздочкам на фюзеляже его самолёта. В 44 воздушных боях советский ас лично сбил 16 вражеских машин, а в групповых схватках - ещё 11.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 18 личных и 9 групповых побед. ]  При штурмовках расстрелял более 30 солдат и офицеров противника, разбомбил 7 паровозов, сжёг 6 самолётов, 6 бензоцистерн и 23 грузовых автомобиля, потопил речной катер...

Воздушный же бой в один из дней Августа 1944 года у Равы - Русской во Львовской области для 22-летнего Михаила Лиховида, к тому времени Гвардии старшего лейтенанта, стал последним. Восьмёрка истребителей, ведомая Лиховидом, которого сам Покрышкин называл "рыцарем неба", разметав эскадрилью врага, возвратилась на аэродром без одного из товарищей, который был вынужден посадить свою подбитую машину на вязкое поле. Надо было спасти боевого побратима. Но поднять самолёт на крыло с того топкого места, почти болота, мог только очень опытный лётчик. Сделать это решил сам Лиховид. Захватив с собой механиков для ремонта подбитой машины товарища, он выехал к месту посадки, где, по данным разведки, врагов не было.

Кто в тот час мог подумать, что самыми беспощадными врагами могут стать "украинские партизаны", как величали себя молодчики Бандеры. Когда ремонт подбитого самолёта подходил к концу, целый конный отряд их вырвался из-за кустарников и, стреляя на ходу, с воинственным гиком устремился к самолёту. Три отважных авиатора уложили более десятка бандеровцев, но их оставалось ещё с полсотни.

Израненных героев националисты схватили, долго по-зверски избивали, а затем разожгли костер и, повязав свои жертвы, швыряли их в пламя, наслаждаясь предсмертными муками "москалей - коммунистов".

...Представление М. Лиховида на звание Героя Советского Союза подписали Командующий воздушной армией С. А. Красовский, командир авиадивизии А. И. Покрышкин и командир полка В. И. Бобров.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года Гвардии старший лейтенант Лиховид Михаил Степанович был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта М. С. Лиховида:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
121.03.1943 г.1  Ju-52  ( в группе - 1 / 5 )вост. Красная ГоркаИ-16, "Аэрокобра".
23  Ju-52  ( в группе - 3 / 5 )лиман Большой Разнокол
324.03.1943 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )юж. окр. Курчанская
431.03.1943 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )зап. Анастасиевская
529.04.1943 г.1  Ме-109зап. Крымская
61  FW-189юго - вост. Горно - Весёлый
703.05.1943 г.1  Ме-109юж. Крымская
804.05.1943 г.1  Ме-109Киевское
926.05.1943 г.1  Ме-109Сиротинский
1028.05.1943 г.1  Ме-109вост. Некрасов
1130.05.1943 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )лиман Гнилой
1202.06.1943 г.1  Ме-109Калиновский - Некрасов
131  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )вост. Плавненский
1415.09.1943 г.1  FW-189Дивенская
1518.09.1943 г.1  "Шторх"вост. окр. Мелитополь
1608.10.1943 г.1  Ju-87  ( в группе - 1 / 3 )сев - вост. Дмитриевка
1710.10.1943 г.1  Ju-87юж. Вассарау
1824.10.1943 г.1  Ме-109зап. Бурчак
1926.11.1943 г.1  Ме-109вост. Филатовка
2028.11.1943 г.1  FW-189вост. Солдатские Хутора
2101.06.1944 г.1  Не-111сев. Яссы
221  FW-190Томешти
2303.06.1944 г.1  Ме-109Мовилени - Захорна
2422.07.1944 г.1  Ме-109Новины
2526.07.1944 г.1  FW-190сев - вост. Пшевурск

      Всего сбитых самолётов - 18 + 9;  боевых вылетов - 208;   воздушных боёв - 44.

Первоначально был похоронен в городе Рава - Русская. После войны останки были перезахоронены на холме Славы во Львове. Именем Героя названа бригада на Ворошиловградском тепловозоремонтном заводе, жилой квартал и школа № 25 города Ворошиловграда.

*     *     *

Памятник М.С.Лиховиду.

Памятник Герою Советского Союза М. С. Лиховиду в посёлке Магеров Жовковского района Львовской области, Республика Украина  ( в 100 метрах от шоссе Магеров - Рава-Русская, за церковью, в глубине парка ).

Табличка на памятнике.

*     *     *

СЕРДЦЕ ГЕРОЯ.

М.С.Лиховид

Заместитель командира эскадрильи Герой Советского Союза, Старший лейтенант Михаил Лиховид... В те далёкие огненные годы мне не раз приходилось с ним встречаться на аэродромах совместного базирования, слышать его позывной в воздушных боях. Это был энергичный, жизнерадостный человек, храбрый лётчик, беспредельно преданный нашей Родине.

В Мае 1941 года 19-летний Михаил Лиховид окончил Качинскую лётную школу в звании старшего сержанта, а в самом начале войны с группой однокашников прибыл в город Вознесенск, где формировался 298-й истребительный авиационный полк, и попал в эскадрилью Старшего лейтенанта Ф. Большакова. Но в бой с фашистскими захватчиками старшему сержанту Михаилу Лиховиду пришлось вступить нескоро. Молодые пилоты не только не имели боевого опыта, но даже не проходили подготовки по боевому применению. Командованию предстояло, исходя из обстановки на фронтах и имеющихся возможностей в полку, подготовить лётчиков к боевым действиям.

На второй день эскадрилья Большакова собралась на аэродроме у стоянки истребителей И-16, которых всего-то и было 4 машины.

- Я ознакомился с вашей лётной подготовкой, - сказал командир эскадрильи,- и пришёл к выводу, что всем надо отработать групповую слётанность, стрельбу по наземным целям, воздушный бой.

Наступил Август 1941 года. Михаил Лиховид и его друзья Николай Калганов, Василий Дрыгин, Алексей Луканцов сдали зачёты по материальной части, стали отрабатывать технику лётного мастерства.

Во время прикрытия моста через Буг, Старший лейтенант Большаков, возглавляя звено И-16, встретил 4 Ju-88, прилетевших бомбить мост. Ведущий смело атаковал правого крайнего "Юнкерса" и несколькими очередями подбил его. Фашистский бомбардировщик, потеряв управление, упал на землю и взорвался. Так командир 2-й эскадрильи Большаков первым в 298-м полку открыл счёт сбитым фашистским самолётам.

Враг приблизился к Воскресенску, пришлось отступить в направлении Николаева и далее на Херсон. Вместе с первыми победами полк нёс и большие потери. 6 Августа в воздушном бою был сбит командир звена Младший лейтенант А. Карпов, а на следующий день при выполнении штурмовки фашистской танковой колонны в районе Первомайска погиб командир 2-й эскадрильи Старший лейтенант Ф. Большаков.

Во время перебазирования молодые лётчики всё больше ощущали на себе тяжесть войны, втягивались в фронтовую жизнь, полную неожиданностей, тревог и лишений.

Полк получил несколько самолётов И-16. Один из них с хвостовым номером "8" достался на двоих Лиховиду и Калганову. "Восьмёрка" после ремонта на вид была как новенькая. Лиховид, воодушевлённый тем, что он впервые получил личный самолёт и стал командиром хотя и маленького, но всё же экипажа, подумал, что теперь-то и он скоро будет летать на боевые задания...

Вскоре механик самолёта подошёл к нему, доложил:

- Товарищ старший сержант, самолёт, инструмент и техдокументацию принял !   Всё в порядке !   Можете переруливать на свою стоянку.

Поставив свою "восьмёрку" на отведённое для неё место, Лиховид пошёл к командиру звена лейтенанту Нефедову. Тот готовился к вылету на боевое задание.

- Товарищ Лейтенант, а когда возьмёте меня с собой ? - нетерпеливо спросил Лиховид.

- Получил самолёт, значит, скоро полетишь...

И вот первый боевой вылет !   Ведущий группы командир эскадрильи Старший лейтенант Зотов прошёл над самой землёй по курсу взлёта, пристроил к себе второе звено лейтенанта Нефедова, набрал скорость и левым крутым боевым разворотом пошёл вверх в набор высоты.

Старший лейтенант Зотов - лётчик обстрелянный, уже выполнил более 30 боевых вылетов, штурмовал наземного противника на дорогах, в местах сосредоточения, вёл воздушную разведку в тылу войск противника, прикрывал мосты и переправы от ударов фашистской авиации. Не один раз пришлось драться с "Мессерами".

...Шестёрка на высоте 800 метров подходила к линии фронта. В составе второго звена у лейтенанта Нефедова одним из ведомых был старший сержант Лиховид. Михаил точно выдерживал своё место в строю, внимательно осматривал воздушное пространство. Впереди вдоль Днепра он отчётливо видел огненную линию пожарищ. Там была линия фронта. Сердце как-то сразу сжалось. На душе стало тревожно. Он сидел в кабине своего истребителя и с болью думал, сколько горя и страдания принесли фашистские полчища советским людям; куда ни посмотрит на землю - везде огонь, руины, пепелища...

Ведущий шестёрки Старший лейтенант Зотов двумя кивками вниз носа самолёта предупредил о подходе к цели и готовности к штурмовке. По дороге двигалась колонна фашистских автомашин с пехотой, горючим и боеприпасами. Справа в стороне, на высоте около 2000 метров появилась группа самолётов. Видимо, Ме-109 спешили прикрыть свои войска на переправе.

Не успел Михаил подробнее рассмотреть цель, как со всех сторон ударили фашистские зенитки. Вокруг шестёрки И-16 стали рваться снаряды. Первое звено Зотова, перестроившись в правый пеленг, пошло в атаку на колонну. Через несколько секунд второе звено лейтенанта Нефедова, повторив маневр ведущего группы, тоже вошло в пикирование.

Старший сержант Лиховид большим пальцем правой руки нащупал гашетку пулемётов, приготовился к открытию огня. В сетке его прицела отчётливо проектировалась и быстро приближалась серо-зеленоватая колонна машин. "Пора открывать огонь !" - решил Лиховид и нажал на гашетку. Заработали одновременно оба пулемёта... Охваченный азартом боя, Лиховид не заметил, как израсходовал весь боекомплект. Пулемёты замолкли. "А вдруг сейчас появятся истребители противника ? - подумал он. - Что тогда ?   Даже огрызнуться нечем !"

Но всё обошлось. Ведущий шестёрки после 3-го захода прекратил атаку, подал сигнал на сбор группы и, отходя от цели, лёг на обратный курс.

За первым боевым вылетом последовал второй, третий, четвёртый. Потянулись тяжёлые, изнурительные будни войны. Приходилось делать по нескольку вылетов в день, быть зачастую между жизнью и смертью, переносить тяжёлые потери своих боевых друзей.

В конце 1942 года личный состав 298-го полка убывал переучиваться на новые самолёты "Аэрокобра". А к весне 1943 года лётчики снова вылетели на фронт.

Шли жаркие бои в небе Кубани. Михаил за короткий срок успел сделать 45 боевых вылетов, выполнил 11 успешных штурмовок войск противника, провёл 8 воздушных боёв, сбил 4 вражеских самолёта и 1 сжёг на аэродроме, за что был награждён орденом Красного Знамени. Затем этой высокой награды он был удостоен вторично.

От Северного Кавказа через освобожденные Донбасс, Украину, Молдавию Михаил Лиховид дошёл со своим полком до Вислы.

В Июле 1944 года, прикрывая переправу в районе Родымно, шестёрка наших истребителей была атакована двумя FW-190, но фашисты, проскочив вниз, сами оказались под ударами наших лётчиков, и одного из них сбил Лиховид. Это был уже 16-й сбитый им фашистский самолёт.

Вскоре командир полка Подполковник П. Крюков послал Михаила и техника-лейтенанта Краснянского для перегонки самолёта, севшего на вынужденную в районе, недавно освобожденном от оккупантов.

В полосе 1-го Украинского фронта в это время шли ожесточённые бои за освобождение Западной Украины. Враг изо всех сил пытался приостановить успешное наступление советских войск. В упорных боях был освобождён Львов, наши войска форсировали реку Сан, вышли к большому водному рубежу в Польше - Висле, захватили на её левобережье плацдарм...

6 Августа с продвижением на запад наземных войск перелетели и части 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии. 16-й и 104-й Гвардейские авиаполки перебазировались с аэродрома Гуйче на аэродромы в Польшу. Лётному составу потребовались новые лётные карты западной части Польши и всей Германии, которых в полку не оказалось.

Начальник штаба полка Гвардии майор Шуляк попросил Алексея Закалюка зайти на КП.

- У меня для тебя есть задание, - сказал начальник штаба. - Нужно будет слетать в Лисьи Ямы, в штаб дивизии, отвезти боевое донесение Гвардии майору Бычкову и получить топокарты для полка.

Прилетев в Лисьи Ямы, Закалюк первым делом зашёл в штаб дивизии, вручил боевое донесение Бычкову, потом пошёл на склад за полётными картами. Пока подбирали ему нужные листы, Алексей сидел и думал о своём друге Мише Лиховиде. Почему он так долго не прилетает с Краснянским ?   Ведь прошло уже несколько дней. Что случилось ?

Получив всё необходимое, Закалюк приехал на аэродром, погрузил карты в самолёт и взлетел в сторону Майдана. При полёте на малой высоте Алексей внимательно осматривал сильно пересечённую со множеством площадных и точечных ориентиров местность. В этой пестроте не сразу заметишь самолёт, который должен был перегонять Михаил. Но вот показался в небольшой лощине хутор Майдан, на полянке - самолёт. И рядом - ни души. Где же Лиховид с Краснянским ?   Куда они запропастились ?   Закалюк снизился до бреющего полёта. От увиденного сердце похолодело... Самолёт был весь изуродован !   Значит, с Лиховидом и Краснянским случилось какое-то несчастье...

Вернувшись на свой аэродром, Закалюк поехал на КП, доложил о том, что увидел, командиру полка Подполковнику П. П. Крюкову и командиру дивизии Полковнику А. И. Покрышкину. Выслушав Капитана, они долго молчали. Наконец командир дивизии спросил:

- Товарищ Закалюк, а вы точно установили, что самолёт наш ?

- Установил по номеру...

- Значит, это дело рук бандеровцев ! - сказал Александр Иванович Покрышкин. - Надо срочно ехать туда и расследовать.

Командир полка поручил это дело Гвардии капитану Соколову, сержанту Есегулову и двум солдатам. В одной машине с Соколовым поехали попутчиками Гвардии майор Полухин и Гвардиии капитан Закалюк. Они должны перегнать готовые после ремонта "Аэрокобру" и Як-9.

До Равы - Русской команда добралась к исходу дня без всяких приключений, но при выезде на Гуйчу, куда должны были завезти Полухина с Закалюком, солдаты НКВД задержали машину, мотивируя это тем, что выезд из города запрещён комендантом города. Пришлось ехать в комендатуру, но и комендант советовал отложить поездку: весь район контролируется украинскими националистическими бандами - бандеровцами... Однако Соколову всё же удалось уговорить коменданта. Отъехав от Равы - Русской не более 10 километров, Соколов и Закалюк увидели на окраине села Сеньковице сгоревший дом. В саду на деревьях были повешены 3 человека. Это было дело рук бандитов.

Наконец наши добрались до Гуйче, и тут их поразило безлюдье. Когда-то стоял здесь полк, было много жителей, сейчас - ни одной души !   Подъехав к школе, где размещался штаб полка, встретили небольшой отряд войск НКВД во главе с Лейтенантом. Тот, узнав, что лётчики приехали за самолётами, очень обрадовался, просил скорее забрать их, а то бандеровцы почти каждую ночь делают налёты на место расположения его отряда. Закалюк и Полухин договорились, что если всё нормально с материальной частью, то сразу же выруливают на старт и взлетают. Осмотрев самолёты, они сели в кабины, связались по радио с командным пунктом дивизии. Запустили моторы и тут Закалюк обнаружил недодачу оборотов винта на полном газу.

Майор Полухин улетел один. Закалюк решил ехать вместе с Соколовым к самолёту, который должен был перегнать Лиховид, и снять с него винт для замены.

По приезде они увидели истребитель, увязший глубоко колёсами в грунт. Недалеко от него лежали старый винт и передняя стойка шасси. По колее было видно, как Лиховид пытался рулить, но безуспешно. Самолёт был весь ободран, снято полностью оружие с боеприпасами, демонтирована радиостанция, все электро- и радиокабели перерезаны, в моторе виднелись пулевые пробоины, обшивка фюзеляжа и крыльев в нескольких местах пробита топором, горловины бензобаков открыты. Бандеровцы, очевидно, пытались поджечь самолёт. В кабине Закалюк обнаружил следы засохшей крови и несколько стреляных гильз от пистолёта ТТ.

Он подозвал Соколова, показал ему на пятна крови, передал гильзы.

- Значит, Лиховид сидел в кабине, отстреливался и получил ранение, - предположил Соколов, глядя на гильзы.

Отойдя от самолёта в направлении стоявшего неподалёку шалаша, Соколов с грустью сказал:

- Вот и всё, Алексей. Если у нас и была хоть какая-то надежда, то теперь она рухнула...

Заглянув в шалаш, они обнаружили сумку с инструментами и комбинезон, свернутый рулоном. Прошли ещё дальше, нашли в траве гофрированную трубку от противогаза, взяв её в руки, почувствовали запах бензина. Почему она здесь оказалась ?

Внимательно осмотрели вокруг площадку. Нашли следы лошадей, прошли по ним и обнаружили обгоревший человеческий труп. При осмотре с трудом опознали по блестящей металлической, коронке на зубе техника-лейтенанта Краснянского. Стало сразу понятно, почему здесь валялась трубка от противогаза. Бандиты набирали ею из бензобака горючее и обливали свою жертву...

Лиховида нашли метрах в 150 от самолёта. Он лежал в канаве ничком, без гимнастёрки, в белой майке, весь окровавленный, в бриджах, без сапог. Отчётливо было видно пулевое ранение в грудь с правой стороны и 2 сабельные глубокие раны в голове. В левом кармане брюк находилась пустая обойма из-под патронов пистолета ТТ. Здесь же, рядом валялись стреляные гильзы...

- Выродки рода человеческого ! - потрясённый увиденным, сказал Закалюк, - фашистские бандиты !   Вы дорого заплатите за смерть наших боевых друзей !

Прошли годы... От лютых врагов украинского и русского народов, подлых предателей - бандеровцев давно и след простыл. А память о бесстрашном лётчике Герое Советского Союза Михаиле Степановиче Лиховиде жива. Почтить её приходят люди к Холму Славы во Львове, где похоронен герой.

( Из книги воспоминаний Г. Г. Голубева - "Друзья мои лётчики".  Москва, 1986 год.)


Возврат

Н а з а д