Главная | Источники | 

Махлапу Ян М.

Махлапуу Я.М.

Он родился 9 Ноября 1894 года в эстонском городе Валга, был старшим ребёнком в многодетной семье  ( 6 детей ) железнодорожного техника. После окончания начальной школы и училища работал слесарем в паровозном депо.

С началом войны пошёл добровольцем в армию. В Июле 1915 года, благодаря своей специальности, был зачислен в авиацию и направлен во Псков для учёбы на механика. Ян сумел добиться перевода в лётную школу где прошёл курс тренировок на аппаратах типа "Депердюссен ТТ" и трофейных типах. По окончании учёбы в Августе 1916 года Махлапу произвели в ефрейтора и направили под Ригу в 12-й авиаотряд истребителей на Северный фронт.

Первый бой Ян провёл в паре прапорщиком Гарлинским 25 Августа 1916 года, прогнав вражеского двухместного разведчика из пределов наших линий. 4 Сентября эта же пара сумела совершить новый удачный перехват противника, где Яну удалось даже пострелять по удиравшему в глубоком пике немцу. За Август ( 5 ) и Сентябрь ( 13 ) Махлапу совершил 18 боевых вылетов, был произведён в старшие унтер - офицеры и был награждён Георгиевским крестом. В конце Октября Ян уже был фельдфебелем, бывалым фронтовиком, но побед ещё не имел. Во многом это было связано с техническим оснащением отряда. Первыми аппаратами, поступившими на вооружение наших истребителей летом 1916 года были в основном двухместные "Ньюпоры 10", которые в войсках переделывали на одноместные и вооружали курсовыми пулемётами.

Так как синхронизаторов и лёгких ручных пулемётов системы Льюиса ещё не было, приходилось приспосабливать для этой цели тяжёлые станковые пулемёты Максима и Кольта. Пулемётная установка располагалась на верхнем крыле, дабы избежать при стрельбе вращающегося пропеллера и если возникала задержка, устранить её возможности у пилота не было. К осени эти машины и так не отличавшиеся высокими лётными данными, изрядно поизносились, а наставшие холода добавили хлопот с замерзающим маслом в карбюраторах двигателей. Тем не менее удача чуть не улыбнулась отважному авиатору: 22 Октября в патруле над Ригой он сумел перехватить в районе Икскуля вражеский самолёт и навязать ему бой. К досаде Яна вражеский экипаж спасся бегством в результате очередного отказа пулемёта, его "десятки".

Зимние холода значительно уменьшили активность вражеской авиации, хотя Махлапу с Гарлинским иногда всё же выпадала удача погонять "колбасников" в Рижском небе. В канун нового года прибыли долгожданные новые истребители. Это были аппараты системы "Ньюпор 11", за небольшие размеры они получили ласковое прозвище "Бебе", что в переводе с французского означало - "малышка". Благодаря меньшим размерам и весу новая модель при том же двигателе, была гораздо резвее и проворнее, а главное была оснащена установкой с пулемётом Льюиса, позволявшей менять магазины и устранять отказы и задержки.

Я. Махлапу у своего 'Ньюпора 11'
Ян Махлапу у своего "Ньюпора 11".

В процессе освоения новой машины Яну пришлось поучаствовать в довольно необычной миссии: 4 Февраля нашим истребителям было приказано уничтожить неожиданно появившийся над Рижским заливом вражеский аэростат. Найдя последний, пилоты не обнаружили в его гондоле присутствия экипажа, вероятно баллон оторвало сильным порывом ветра и унесло в залив. Своенравная фортуна подарила Яну редкую возможность, безнаказанно попрактиковаться в стрельбе по "колбасе", чем он и воспользовался. После того как Махлапу израсходовал два магазина своего "Льюиса", баллон стал снижаться, затем его оболочка разорвалась и упала на воду. Кончавшееся горючее не позволило далее продолжать наблюдение, а продолжение поисков 3-мя днями позже ни к чему не привело.

Первая подтверждённая победа произошла 25 Февраля, но её подробности практически неизвестны. Через 2 недели - 11 Марта - патруль в составе прапорщика Жеребцова и фельдфебеля Махлапу взлетел для перехвата аппарата шедшего от вражеского расположения с сторону Риги. Первым противника заметил Жеребцов, осматривая Митавскую дорогу, он заметил, что в направлении озера Бебит летит большой германский самолёт. После первой атаки Жеребцов был вынужден заменить магазин своего "Льюиса", он оставил своего противника летящим вдоль железнодорожных путей в сторону товарной станции Риги, неподалёку от которой находись большие склады, и преследуемым другим истребителем.

Заменив магазин, Жеребцов оглядевшись, заметил над собой своего напарника, самолёта противника нигде не было видно. Фельдфебель Махлапу так же заметил 2 самолёта на одной высоте с собою, убедившись что это его напарник атакует противника, Ян решил "принять участие в представлении". Нагнав вражеский аппарат уже в районе товарной станции, Махлапу дважды атаковал последнего, после чего "Альбатрос" сорвался в штопор, попытался выровняться и вновь заштопорив разбился в районе деревни Лида. Сев рядом с обломками, Ян выскочил из кабины самолёта горя желанием увидеть тех, кто несколько мнгновений назад стрелял в него. Вражеский пилот был тяжело ранен в голову и вскоре умер, наблюдателем оказался почти не пострадавший совсем юный 18-ти летний Лейтенант, в обломках машины лежали 3 бомбы, которые германцы так и не успели сбросить на свою цель. Наградой за успех были: поздравление великого князя Александра Михайловича, следующий Георгиевский крест и производство в первый офицерский чин.

Ян Махлапу у своей жертвы

Тем временем весна вступала в свои права, погода становилась теплее иногда Яну удавалось совержать по несколько вылетов в день. В течении Мая - Июня прапорщик Махлапу совершил несколько удачных перехватов, немецких самолётов и только отказы оружия позволили их экипажам благополучно завершить свои вояжи. Понимая как важно не допускать возможности разведки противником наших укреплений и ближних тылов, Ян продолжал настойчиво атаковать своих оппонентов уже с заклинившим пулемётом, пока у непрошенных гостей не сдавали нервы, и они обращались в бегство за свои линии.

2 Июля фортуна вновь улыбнулась храбрецу, к сожалению подбитый им германский аппарат всё же сумел перетянуть линю фронта и победа оказалась официально не засчитанной.

В конце Июля в отряд прибыли новые аэропланы. Яну достался "Ньюпор 21", он имел тот же 80-сильный мотор "Рон" как и его прежние машины, но несколько увеличенную несущую площадь крыльев. К этому моменту Ян совершил больше 40 боевых вылетов, налетав в общей сложности 45 часов.

'Ньюпор 21' Яна Махлапу

Истребитель "Ньюпор 21"  Яна Махлапу - его последняя машина, на которой он разбился.

2 Августа 1917 года, в 8 часов 35 минут, прапорщик Махлапу вылетел на перехват самолёта противника. Сразу же после взлёта в момент набора высоты у его аппарата сложилась правая часть бипланной коробки крыльев и самолёт вошёл в неуправляемый штопор, пилот погиб в результате удара о землю...


( Источник: книга A. Durkota, T. Darcey, V. Kulikov - "The Imperial
Russian Air Servis. Famous Pilots and Aircraft of World War I" )

*     *     *

Информацию прислал Борис Степанов.

Возврат

Н а з а д

Информационные партнеры 


Главная |  | Источники | 

        © AirFighters.RU