Главная | Источники | 

Межерауп Пётр Христофорович

П.Х.Межерауп

О Петре Межераупе ещё при жизни ходили легенды. И по праву. Он мог спокойно летать над яростно обстреливающими его врангелевцами и вести разведку или, стоя в одном из коридоров московской гостиницы "Метрополь" под дулом юнкерского пистолета, разоружить врага одним лишь добрым словом: "Сынок, не балуй, тебе ещё жить и жить... отдай оружие... вот и молодец...", мог внезапной атакой посеять панику среди неуловимых банд басмачей во главе с жестоким Агаджи - Ишаном.

Пётр Межерауп родился в 1895 году в бедной крестьянской семье. После смерти отца батрачил, а затем поступил на завод учеником слесаря и одновременно на ремесленные курсы. Военная жизнь для него началась в 1915 году в окопах Первой Мировой войны, которую он закончил в чине Унтер - офицера. В дальнейшем чуть ли не каждый год знаменовал новую веху в его жизни. В 1917-м он - член исполкома авиационных частей 12-й армии и солдатского комитета, делегат конференции авиаработников Ходынского аэродрома, участник Октябрьского вооруженного восстания в Москве. Здесь в составе отряда Центрального авиапарка он участвовал в штурме гостиницы "Метрополь".

В Гражданскую войну с Февраля 1918 года, теперь уже в рядах Красной Армии, он - военный комиссар 1-го отряда Смоленской авиагруппы, затем военный комиссар авиации и воздухоплавания 8-й армии, в 1919-м после окончания Егорьевской авиашколы - лётчик 213-го Казанского отряда 13-й Армии, с Октября 1919-го - командир того же отряда. За успешные действия в боях под Перекопом и личный героизм, проявленный при ведении разведки позиций противника, награждён орденом Красного Знамени. Так, в одной из сводок штаба 13-й армии, занимавшей тогда позиции у Перекопа, о Межераупе говорилось, что он неоднократно доставлял ценные сведения о противнике, выполняя разведку в глубоком тылу на полуисправном самолёте, ежеминутно рискуя при этом жизнью.

С Ноября 1921 года Пётр Христофорович командовал 5-м авиаотрядом в Карелии. В Августе 1923-го его назначают на должность Начальника ВВС Туркестанского фронта, где его талант военноначальника проявился особенно ярко. Так 19 Марта 1924 года в районе озера Тузсултан юго - восточнее Хивы 5 самолётов под командованием Пётра Межераупа сбросили бомбы на банду Агаджи - Ишана, а затем с высоты 75 - 100 метров обстреляли её из пулеметов. Понесшие большие потери, деморализованные басмачи были наголову разгромлены бойцами 4-го кавалерийского полка. За умелое применение авиации в боях с басмачами он награждается двумя орденами Красного Знамени, а также орденом Красного Знамени Хорезмской Народной Советской Республики и орденом Красной Звезды 2-й Степени Бухарской Народной Советской Республики.

Летом 1924 года, Пётр Христофорович становится лётчиком - испытателем Научно - опытного аэродрома в Москве и вскоре включается в перегонку самолётов в Афганистан  [ Ещё 28 Марта 1921 года Советское правительство первым признало независимость Афганистана. В тот же день был подписан договор о дружбе, после чего последовал ряд торговых соглашений. Согласно одному из них правительство Амануллы - Хана закупило у России несколько самолётов Р-1, небольшая часть которых уже осенью того же года была доставлена в Кабул в разобранном виде во вьюках на верблюдах, лошадях и даже слонах. Ещё несколько самолётов было передано Афганистану в Апреле 1922 года ].

Так, в период с 29 Сентября по 1 Октября этого же года был выполнен групповой перелёт 6 самолётов по маршруту Ташкент - Термез - Кабул протяженностью 1390 км. Маршрут перелёта был непростым, участок Термез - Кабул пролегал через горные хребты Гиндукуша, над которыми ещё никто не летал. Подниматься пришлось до высоты 5000 метров. Вынужденная посадка в таких условиях была равносильна гибели. Ветер свирепствовал, самолёты бросало во все стороны, как пушинки. Пришлось рассредоточиться - так было безопаснее. В Кабул прилетели с мокрыми от пота спинами... За этот перелёт всем лётчикам, в том числе и Межераупу, были вручены грамоты и высшие награды Афганистана.

20 Февраля 1926 года Пётр Христофорович Межерауп был повышен в должности - назначен заместителем начальника Научно - опытного института по лётной части. Он был не только хорошим лётчиком, но и опытным организатором и руководителем. Межерауп безошибочно угадывал талантливых людей и брал их к себе на работу. В том же году он выполняет несколько сверхдальних перелётов на самолётах отечественного производства. Так, 19 Июля на самолёте Р-1 "Красная Звезда" он вместе с механиком М. И. Головиным совершил перелёт по маршруту Москва - Харьков - Севастополь - Анкара протяженностью 1940 км. Это расстояние было пройдено за 11 часов 16 минут со средней скоростью 178 км/час.

Это был первый перелёт через Чёрное море на участке 290 км, совершённый на сухопутном самолёте. На этом этапе полёт был очень тяжёлым. Экипаж встретился в открытом море с грозовыми тучами, из - за чего пришлось неоднократно менять курс и высоту. Горы на Анатолийском берегу оказались окутанными облаками, что вынудило Межераупа ещё раз изменить маршрут. Но несмотря ни на что самолёт пришел в Анкару в заданное время. При этом 600-километровый участок пути был пройден за 3 часа 30 минут.

После окончания курсов Высшего начсостава при Военной Академии РККА  ( в 1927 году ), Пётр Межерауп некоторое время возглавлял ВВС Ленинградского Военного Округа, а с Сентября 1930 года, по преглашению заместителя начальника ВВС РККА Я. И. Алксниса, стал работать в лётной инспекции ВВС. Однако там он пробыл недолго. Спустя год П. Х. Межерауп и В. О. Писаренко в одном из маршрутных полётов неожиданно попали в тяжелейшие метеорологические условия. Этот день, 9 Сентября 1931 года, стал для них последним. Даже самые сильные и храбрые люди не бессмертны...

Возврат

Н а з а д

Информационные партнеры 


Главная |  | Источники | 

        © AirFighters.RU