Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Мерквиладзе Гарри Александрович

Мерквиладзе Гарри Александрович

Родился 17 февраля 1923 года в городе Батуми Аджарской АССР. Окончил 9 классов средней школы. С 1941 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил Тбилисскую, а в 1942 году - Армавирскую военную авиационную школу пилотов.

С марта 1943 года сержант Г. А. Мерквиладзе на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в составе 270-го ИАП  ( с февраля 1944 года - 152-й Гвардейский ИАП ). Сражался на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах.

К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант Г. А. Мерквиладзе совершил 386 боевых вылетов, в 87 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 2 самолёта противника. В марте 1945 года сбил реактивный самолёт Ме-262.

27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1961 году - Военную академию Генерального штаба. Летал на реактивных самолётах. С 1970 года генерал - майор авиации Г. А. Мерквиладзе - в запасе. Жил в городе Тбилиси. Умер 2 апреля 1971 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( трижды ); медалями. Имя Героя носит танкер Грузинского МП.

*     *     *

Г.А.Мерквиладзе.

Пилот 152-го Гвардейского истребительного авиаполка Гарри Александрович Мерквиладзе один из очень немногих советских лётчиков, имевших на своём боевом счету сбитый реактивный самолёт Ме-262.

Бой этот происходил в марте 1945 года следующим образом: Гарри Александрович, выполняя полёт, заметил неизвестный ему самолёт, по описанию походящий на Ме-262. Немецкий пилот также заметил советский истребитель, и приготовился к атаке. Мерквиладзе понял, что без хитрости этот самолёт "с небес на землю" не спустить.

Вражеский истребитель зашёл в хвост истребителю Мерквиладзе и приготовился стрелять, советский лётчик использовал преимущество маневренности своего истребителя, и когда Ме-262 мчался на большой скорости в хвост самолёта Гарри Александровича, он и применил ту самую хитрость, совершив резкий рывок в сторону.

Мерквиладзе изменил траекторию полёта своего самолёта, а истребитель врага на бешеной скорости промчался мимо и ушёл вперёд. Советскому лётчику оставалось лишь поймать в прицел истребитель врага и выпустить по врагу очередь пулемётно - пушечного огня, что Гарри Александрович и сделал, записав на свой счёт "чудо инженерной мысли Германии".

Сбитый самолёт осматривала специальная комиссия из Москвы. Гарри Мерквиладзе получил за этот бой орден Красного Знамени...

Немецкий реактивный самолёт Me-262A-1

К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант Г. А. Мерквиладзе совершил 386 боевых вылетов на истребителях Як-1, Як-7 и Як-9, в 87 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 2 самолёта противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Гвардии старший лейтенант Мерквиладзе Гарри Александрович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 7919 ).

Як-1Б Гв.ст.лейтенанта Мерквиладзе.

Г.А.Мерквиладзе.

Один из эпизодов своей боевой деятельности Мерквиладзе описывает так:

"В марте 1945 года я в составе четвёрки истребителей Як-9 вылетел на прикрытие 9 Ил-2, получивших задание атаковать танки противника в районе города Бунцлау  ( Германия ). Ведущий "Илов" - капитан Евсюков. Погода была плохая, высота облачности 450 - 500 метров, 8 - 9 баллов, что затрудняло прикрытие штурмовиков.

Штурмовики шли под нижней кромкой облачности, и, чтобы не выпустить их из виду, мне пришлось четвёрку истребителей построить так: я парой шёл сзади "Илов" на дистанции 150 - 200 метров и ниже на 50 - 100 метров, вторая пара сзади моей на дистанции 100 - 150 метров под облачностью.

При подходе к линии фронта четвёрка Ме-109 пыталась атаковать "Илов", но их атаки были отбиты. По радио со станции наведения мы были предупреждены, что в районе цели патрулирует группа истребителей противника. Моя четвёрка, увеличив скорость, стала попарно переходить ножницами сзади "Илов", для того чтобы обе полусферы были всё время под нашим наблюдением.

Подходя к цели, я перешёл на бреющий полёт  ( 5 - 10 метров ), чтобы не стеснять действий второй пары, которую оставил непосредственно у "Илов", приказав по радио ведущему действовать самостоятельно и сходиться в зрительной связи со мной.

В момент перехода "Илов" впереди слева от меня на высоте 300 - 400 метров, с бреющего полёта с кабрирования под ракурсом 1/4 я атаковал ведомого второй пары истребителей противника и с дистанции 50 - 70 метров сбил его. В это же время я был атакован третьей парой Ме-109, но безрезультатно. Мой ведомый, отбив атаку ведущего истребителя противника, быстро сблизился с ведомым Ме-109 и сбил его.

Герои 152-го ГвИАП.

Е. П. Меншутин, В. М. Шевчук, Г. А. Мерквиладзе  ( слева направо ).

Г.А.Мерквиладзе.

Штурмуя цель, наши "Илы" находились на высоте 350 - 400 метров, что затрудняло их прикрытие, так как Ме-109 в большинстве случаев пытались атаковать из-за облаков. Поэтому я передал ведущему девятки "Илов", чтобы он снизился до бреющего полёта, что он и сделал.

После изменения высоты боевого порядка все атаки истребителей противника отбивались легко.

В 300 метрах от "Илов" я заметил 12 Ju-87 под прикрытием Ме-109. Оставив пару у "Илов", сам непрерывными атаками не дал произвести прицельное бомбометание по нашим войскам на переднем крае.

Штурмовики и наша четвёрка потерь не имела. Противник потерял в этом бою 2 Ме-109, и ему не удалось атаковать наши наземные войска".

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию, а в 1961 году и Военную академию Генерального штаба. Летал на реактивных машинах. С 1970 года генерал - майор авиации Г. А. Мерквиладзе - в запасе. Жил в городе Тбилиси. Умер 2 апреля 1971 года. Похоронен на Сабурталинском кладбище в Тбилиси.

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта Г. А. Мерквиладзе:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
104.08.1943 г.1  Ме-109Красная ПолянаЯк-7, Як-1.
206.08.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Красное
315.12.1943 г.1  Ме-109Бурдзенковка
414.07.1944 г.1  FW-190Перепельники
516.07.1944 г.1  FW-190зап. Золочев
617.07.1944 г.1  FW-190Застава
725.08.1944 г.1  FW-190Карвув - Тодорув
809.02.1945 г.1  FW-190Бауденсдорф
918.02.1945 г.1  FW-190зап. Лаубан
1003.03.1945 г.1  FW-190Левенберг

       Всего сбитых самолётов - 13 + 2  [ 9 + 1 ];  боевых вылетов - 400;  воздушных боёв - 72.

*     *     *

Як-9УТ Г.А.Мерквиладзе.

Як-9УТ Героя Советского Союза Гвардии капитана Г. А. Мерквиладзе, замкомэска 152-го
Гвардейского Сандомирского, орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского
истребительного авиационного полка  ( 12-я ГвИАД ).  Прага, Чехословакия, Май 1945 года.
Данный Як-9УТ выпуска Новосибирского авиазавода № 153 был вооружён пушкой Н-37 калибра
37-мм и двумя пулемётами УБС калибра 12,7-мм. Реконструкция облика истребителя выполнена
по архивным фотографиям и описаниям ветеранов 152-го Гвардейского ИАП.

[ Возможно, что это самолёт и не Г. А. Мерквиладзе. Почему на борту 18 отметок о победах,
если на счету лётчика всего официально числится 15  ( 13 + 2 )  сбитых самолётов ?.. ]

*     *     *

Памятник Г. А. Мерквиладзе

Танкер 'Генерал Г. А. Мерквиладзе'

Памятник Герою Советского Союза Г. А. Мерквиладзе установленный на Сабурталинском кладбище в городе Тбилиси.  Фото А. А. Симонова, 15 мая 2007 года.

*     *     *

Имя Героя носит танкер Грузинского Морского Пароходства - "Генерал Мерквиладзе".

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

    -->      © AirFighters.RU