Главная | Источники | 

HSU

Наржимский Владимир Александрович

В.А.Наржимский.

Родился 1 (14) Февраля 1915 года в деревне Тимковичи, ныне Копыльского района Минской области  ( Белоруссия ), в семье служащего. Окончил 10 классов средней школы. Работал на Московском механическом заводе. Был инструктором в Московском аэроклубе Метростроя. В 1935 году окончил Ульяновскую лётно - техническую школу. В 1936 - 1938 годах и с 1940 года служил в Военно - Морском Флоте. В 1941 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

С Июня 1941 года Старший лейтенант В. А. Наржимский на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 32-го ИАП  ( 11-го Гвардейского ИАП )  ВВС ЧФ.

К Августу 1944 года заместитель командира эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 2-я Гвардейская минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота )  Гвардии капитан В. А. Наржимский совершил 339 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 5 самолётов противника.

6 Марта 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в частях авиации ВМФ. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, а с 1958 года работал в ней же преподавателем. С 1960 года - заместитель начальника Центрального аэроклуба СССР, с 1962 года - старший преподаватель Военно - Политической академии. Кандидат военных наук, доцент. С 1970 года Гвардии полковник В. А. Наржимский - в запасе. Работал в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ. Жил в Москве. Умер 17 Октября 1988 года. Похоронен на Николо - Архангельском кладбище в Москве.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( трижды ); медалями. Бюст Героя установлен в Севастополе.

*     *     *

Владимир Наржимский родился 14 Февраля 1915 года в деревне Тимковичи, ныне Копыльского района Минской области, в семье служащего. Окончил 10 классов средней школы, работал на Московском механическом заводе. Был инструктором в Московском аэроклубе Метростроя. В 1935 году окончил Ульяновскую лётно - техническую школу. В 1936 - 1938 годах и с 1940 года - проходил службу в Военно - Морском Флоте. В 1941 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков.

В.А.Наржимский

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года, сражался в составе 32-го истребительного авиационного полка. Участвовал в обороне Кавказа, Крыма, освобождения Румынии, Болгарии, Австрии. Прикрывал военно - морские базы Керчь, Туапсе, Новороссийск. Особенно отличился в период боёв за Новороссийск и Таманский полуостров, где являлся старшим группы истребителей прикрытия.

Следует отметить, что налёты вражеской авиации на Новороссийск начались значительно раньше битвы за Кавказ. Так, уже в Апреле 1942 года в воздушных боях лётчики 7-го истребительного авиаполка  ( командир Подполковник А. З. Душин )  совершили много героических подвигов, в том числе - 3 воздушных тарана.

Пилоты же 32-го истребительного авиаполка, только в Июле - Августе, базируясь на аэродроме Лазаревское, сбили в воздушных боях 60 самолётов противника. Командиры звеньев 2-й эскадрильи этого полка Старший лейтенант В. А. Наржимский и Лейтенант Д. А. Стариков только за несколько Августовских дней лично сбили по 5 самолётов и по 3 в паре.

В боевой деятельности Наржимского был даже такой случай, когда ему сдался в плен целый эскадрон румынской кавалерии. Дело было так. Возвращаясь с боевого задания со своим ведомым, Наржимский увидел скачущую по дороге конницу. Боезапас был не полностью израсходован. А раз есть цель, значит следует пустить его в дело. В атаку !   Но румыны быстро смекнули, чем это пахнет, и подняли руки к небу. Лётчикам ничего не оставалось, как показать направление к ближайшей советской части...

Август 1942 года, когда немецкая авиация беспрерывно совершала налёты на наши корабли, базы и приморские города, стал наиболее тяжёлым периодом в боевой деятельности Владимира Наржимского, но и наиболее результатиыным. Только за 2 недели этого месяца Наржимский сбил 9 немецких бомбардировщиков. А звено, которым он тогда командовал, за 45 дней уничтожило 25 машин противника, не потеряв ни одной своей. В очередной сводке Советского Информбюро  ( от 22 Августа 1942 года ), там, где сообщалось о боях на южном участке фронта, сообщалось:

"Активно действует наша авиация. Лётчики Н-ской части за 5 дней сбили 34 немецких самолёта. Лейтенант Владимир Наржимский в течение одного дня сбил 3 немецких бомбардировщика..."

В Октябре - Ноябре 1942 года разыгрались ожесточённые бои на подступах к Туапсе. Черноморские лётчики оказали большую поддержку нашим сухопутным войскам, оборонявшим город. В воздушных боях особенно отличились лётчики 32-го истребительного авиаполка. Только за 2 недели боёв они сбили 50 вражеских самолётов.

Лейтенант Владимир Наржимский за 2 дня уничтожил 6 вражеских самолётов, Лейтенант Дмитрий Зюзин в одном бою сбил 2 бомбардировщика, а Константин Егоров за один день сбил 4 самолёта противника.

22 Cентября 1943 года эскадрилья Пе-2 40-го авиационного полка под прикрытием 12 истребителей 11-го Гвардейского истребительного авиаполка вылетела на бомбовой удар по плавсредствам в порту Тамань. Девятку пикировщиков вёл комэск Капитан А. К. Кондрашин, группу истребителей - командир 11-го полка Подполковник И. С. Любимов. Истребители рассредоточились по высоте в группах непосредственного прикрытия и ударной; группы возглавляли прославленные мастера воздушного боя Дмитрий Стариков, Владимир Снесарёв, Владимир Наржимский.

При подходе пикировщиков к цели группа была встречена четвёркой Me-109. За ними вдали "паслась" группа FW-190. Пара "Мессеров" пошла в атаку на левое звено Пе-2. Снесарёв кинулся на выручку, открыл заградительный огонь. "Мессеры" отвернули. Им на смену пришла вторая пара. Снесарёв спикировал на ведущего, ударил из пушки. "Мессершмитт" вспыхнул и завертелся, падая...

Яростно забили зенитки противника. Комэск Кондрашин перевёл машину в почти отвесное пикирование, вслед ему заскользили его боевые друзья. Удар был разящим. В порту полыхнули взрывы: часть барж была нагружена горючим. Один из пикировщиков получил повреждения, к нему устремилась пара "Фоккеров". Навстречу - Любимов и Наржимский. Первым успел Любимов. Сблизившись с ведущим до предела, ударил из всего бортового оружия. "Фоккер" взорвался. Наржимский круто взмыл вверх, нацелился и тремя очередями зажёг второй.

Появилось ещё четыре FW-190. Бросились на тот же подбитый Пе-2, он уже снизился до 500 метров. Стариков и Тащиев бросили машины в пике. Перехватили атаку врага в самый последний момент. Меткой пушечной очередью с ходу Дмитрий буквально развалил один из "Фоккеров". Итогом этого боя было 3 сбитых FW-190 и один Me-109. Все наши пикировщики и истребители благополучно вернулись на свой аэродром...

23 Сентября 1943 года Советское информбюро передало:

"Авиация Черноморского флота атаковала в районе Керченского пролива и порта Керчь транспортные средства противника и уничтожила 10 быстроходных десантных барж и 3 сторожевых катера противника".

Было это так. Группу из 24 пикировщиков Пе-2 возглавлял Андрей Кузьмич Кондрашин. Их сопровождали 16 истребителей 11-го Гвардейского авиаполка, их ведущим был Капитан Семён Евстигнеевич Карасев. Он же - командир ударного звена. С каждой группой бомбардировщиков шли по 4 истребителя непосредственного прикрытия, их командирами были Лейтенант Пётр Краснов, Старший лейтенант Владимир Наржимский, Майор Борис Юдин.

Р-39Q из 11-го ГвИАП ЧФ.

Маршрут прошли, не встретив противодействия. Вблизи района цели появились 4 Me-109, но в бой не вступили, ушли в сторону Азовского моря. Внизу то справа, то слева виднелись дымы пожаров: наши войска вели бой в районе лимана Кизилташского. В небе повисли серые шапки разрывов. Их становилось всё больше и больше. Осколки достигали самолётов, однако никто не нарушал строй.

Показался порт. Он был забит судами. "Петляковы" начали работать... Бомбы разорвались на баржах и между ними. Когда вся группа развернулась на обратный курс, замыкающий доложил: порт объят огнём. Горели и взрывались суда, цистерны с бензином на берегу, склады с боеприпасами...

Появились вражеские истребители. Один из Ме-110 устремился к замыкающей строй "Пешке". Пётр Краснов атаковал "Стодесятый" и сбил с дистанции 100 метров  ( к концу войны на его счету будет 8 немецких самолётов сбитых лично и 7 - в группе с товарищами ).

В.А.Наржимский.

В районе Курчанского лимана Владимир Наржимский, догонявший основную группу после воздушного боя, был атакован двумя Me-109. В завязавшемся бою, он сбил одного из них, второй поспешил ретироваться в сторону Темрюка...

К Августу 1944 года заместитель командира эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан В. А. Наржимский совершил 339 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 самолётов противника и 5 в составе группы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 Марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко - фашистскими захватчиками Гвардии капитану Владимиру Александровичу Наржимскому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 4036 ).

Войну закончил на Дальнем востоке, участвуя в боевых действиях против японских милитаристов.

Всего совершил 427 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 18 самолётов противника  ( 13 лично и 5 - в группе ).

После войны Владимир Александрович продолжил службу в частях авиации ВМФ. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, а с 1958 года работал в ней же преподавателем. С 1960 года - заместитель начальника Центрального аэроклуба СССР, с 1962 года - старший преподаватель Военно - Политической академии. Кандидат военных наук, доцент. С 1970 года Гвардии Полковник В. А. Наржимский - в отставке. Жил в Москве. Работал в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ, на кафедре военно - патриотического воспитания.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора В. А. Наржимского:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
106.08.1942 г.1  Не-111траверз мыса ИдокопасЛаГГ-3, Як-1,

"Аэрокобра".

21  Не-111траверз Геленджик
308.08.1942 г.1  Не-111Икупс
409.08.1942 г.1  Не-111траверз Новороссийск
510.08.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )траверз Туапсе
61  Ju-88траверз Туапсе
71  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Туапсе
812.08.1942 г.1  Ju-88траверз мыса Идокопас
915.08.1942 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )траверз Фальшивый Геленджик
1019.08.1942 г.1  Не-111траверз Геленджик
1114.08.1943 г.1  FW-190траверз мыса Идокопас
1222.09.1943 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )мыс Железный Рог
1323.09.1943 г.1  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )Голубицкая
141  Ме-109Перекопская коса
1506.10.1943 г.3  Ju-87"сбиты над кораблями, упали в море"
1611.05.1944 г.1  "Арадо-196"р-н Севастополя

      Всего сбитых самолётов - 13 + 5;  боевых вылетов - 339;   воздушных боёв - 35.




Звёздный час Владимира Наржимского

Возврат

Н а з а д