Главная | Источники | 

HSU

Онискевич Григорий Демьянович

Г.Д.Онискевич.

Родился 16 Февраля 1918 года в городе Чита в семье рабочего. Окончил 7 классов школы № 2 города Читы, школу фабрично - заводского ученичества, аэроклуб. В 14 лет поступил работать на Читинский паровозовагоноремонтный завод   ( ныне - вагоноремонтный завод ), затем работал лётчиком - инструктором в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов.

С Декабря 1941 года Младший лейтенант Г. Д. Онискевич на фронтах Великой Отечественной войны. По Октябрь 1942 года служил в 25-м ИАП, летал на МиГ-3. С Октября 1942 года по Май 1945 года - в 164-м ИАП, летал на ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7.

К весне 1944 года заместитель командиpa эскадрильи 164-го истребительного авиационного полка  ( 295-я истребительная авиационная дивизия, 9-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт )  Старший лейтенант Г. Д. Онискевич совершил 372 боевых вылета, в 57 воздушных боях лично сбил 15 и в группе 8 самолётов противника.

1 Июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава при Военно - Воздушной академии. С 1956 года Полковник Г. Д. Онискевич - в запасе. Жил в городе Воронеже. Умер 1 Января 1968 года. ГПТУ № 1 в городе Чита носит имя Героя.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

День объявления войны выпускник школы лётчиков - истребителей Григорий Онискевич встретил под Баку. В первые месяцы войны вместе с другими молодыми лётчиками он патрулировал над нефтяными промыслами, оберегая их от возможных налётов врага.

Потом - фронт...

С Декабря 1941 года по Октябрь 1942 года - изматывающие бои за каждую пядь родной земли на одном из участков фронта. Потом, Ноябрь 1942 года - Крымский фронт... Март 1943 года - Закавказский, Май 1943 года - Северо-Кавказский... Затем - Юго-Западный... И, наконец, 3-й Украинский фронт. Сотни боевых вылетов в дождь и снег, в хмарь и непогодь. Часто - ни сна, ни отдыха. И всё бои, бои, бои...

Многое врезалось в память... 1942 год. Город Анапа. Здесь базируется полк, в котором служит Младший лейтенант Г. Онискевич. Он несёт патрульную службу, прикрывает боевые действия кораблей, а в нужную минуту приходит на помощь наземным войскам. И вот тут-то боевое крещение. Ненастным Февральским днём  ( почти в день своего рождения )  по сигналу боевой тревоги поднял он в небо свой "ястребок". Рядом краснозвёздные машины его молодых друзей. Кажется, день не сулит опасности. Но в наушниках раздался спокойный голос командира звена. Он первым заметил самолёты врага: "Приготовиться к бою !"

Патрульные звенья быстро перестраиваются в боевой клин. Взбираются ввысь. А оттуда один за другим, как с крутой горы, бросаются на врага. И вот, 6 быстрокрылых, отчаянных до дерзости "ястребков" вихрем мчатся навстречу 30 фашистским стервятникам. Отличная атака. Внезапность, как всегда, приносит успех: 2 охваченных пламенем "Мессера" сваливаются вниз. Строй вражеских самолётов нарушен.

Увлекшись атакой, Онискевич не заметил, как сзади на него "навалились" сразу 2 истребителя противника. Попав в прицел, его самолёт, как живое существо, вдруг вздрогнул и даже будто застонал от боли. Но тут на выручку поспешили верные друзья. Они отогнали врагов, надёжно прикрыли самолёт товарища и проводили его до самого аэродрома. Так закончился этот первый воздушный бой Младшего лейтенанта Г. Онискeвича.

Г.Д.Онискевич.

Потом ещё один успех и ещё. И после каждого боя всё уверенней и крепче чувствует себя Григорий. Растёт его боевое мастерство, боевыми наградами отмечаются его фронтовые победы. Рядом с медалью "За отвагу" сначала засиял орден Красного Знамени - за 3 сбитых вражеских самолёта и 30 боевых вылетов. Затем вторым таким же орденом были отмечены его заслуги уже за 7 сбитых самолётов противника. Младший лейтенант повышается в звании.

Радуются дома, радуется Григорий. И, окрылённый доверием, взлетает он по тревоге в лазурную синь неба навстречу опасностям. Навстречу врагу.

Отступление давно закончено. Советские войска победно двигаются на запад. А враг злобно огрызается. В бессильной ярости уничтожает он целые города и сёла. Обугленныe пепелища оставляет после себя. И всё с большим ожесточением бьёт ненавистного врага парень с читинской улицы. Он уже совершил 372 боевых вылета. Позади остались 57 воздушных боёв. И... 15 сбитых самолётов противника.

Каких только "птичек" всех марок, что были в арсенале Геринга, не сбивал он. В том числе и 3 знаменитые "Рамы" - корректировщик FW-189, очень трудный для лётчиков - истребителей самолёт. Так же умело дрались и его товарищи.

19 Августа 1943 года. Шестёрка советских "Лавочкиных", ведомая Майором Г. Д. Онискевичем, барражировала над линией фронта. Лётчики были готовы в любую минуту вступить в бой с противником. И вот с земли прозвучало короткое сообщение.

- Курсом 110 выше вас пара "Фоккеров".

- Вас понял, - немедленно ответил ведущий.

- "Фоккеры", - предупредил он ведомых. - Наверняка хотят отвлечь нас. Ищем "Юнкерсов" !

И, действительно, вскоре появились 9 Ju-88 под прикрытием 4 FW-190. К этому времени наши "ястребки" уже успели набрать высоту и оказались в более выгодном положении. Приказав одной паре боем сковать "Фоккеров", Онискевич с небольшим снижением повёл свою четвёрку в атаку.

У одного из бомбардировщиков загорелся левый мотор. Немец, пытаясь сбить пламя, сблизился с ведущим группы. Чтобы не столкнуться, тот сделал крутую "горку". На какое-то мгновение "Юнкерс", потеряв скорость, как бы застыл в воздухе. И его тут же, чуть ли не в упор, расстрелял Григорий Онискевич.

Почти одновременно другой парой "Лавочкиных" был сбит ещё один бомбардировщик. Беспорядочно сбросив бомбы, потеряв 2 машины, фашисты бросились наутёк. А "Лавочкины" тем временем дружно атаковали четвёрку "Фоккеров" и сумели сбить один из них. Остальные, круто спикировав, вышли из боя.

- Молодцы !   Идите домой. Вам смена пришла, - услышали лётчики знакомый голос.

Так закончился ещё один из боевых вылетов командира 164-го истребительного авиационного полка Майора Григория Демьяновича Онискевича.

Александр Алешкин.

( Взято из материалов книги - "Сердцем на амбразуру", изданной в Чите. )

*     *     *

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Старшему лейтенанту Онискевичу Григорию Демьяновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 3468 ).

К концу войны Майор Г. Д. Онискевич выполнил 482 успешных боевых вылета, провёл 106 воздушных боёв, сбил 19 самолётов лично и 8 - в составе группы.

Г.Д.Онискевич.

После воины отважный лётчик - истребитель продолжал службу в Советской Армии. В 1955 году он окончил Курсы усовершенствования офицерского состава при Военно - Воздушной академии имени Г. К. Жуковского. С 1956 года Полковник Г. Д. Онискевич - в запасе. Жил в городе Воронеже. Скончался 1 Января 1968 года. Похоронен в Воронеже на Коминтерновском кладбище. Имя Героя носят улица и ГПТУ № 1 в городе Чита, улица в городе Киеве, на одном из домов которой установлена мемориальная доска. В 2004 году мемориальная доска установлена и на здании школы № 2 города Читы, в старом здании которой с 1927 по 1934 годы обучался будущий Герой.

6 Мая 2006 года в Железнодорожном административном районе города Читы впервые состоялась легкоатлетическая эстафета среди школьников района, посвящённая памяти прославленного земляка Героя Советского Союза Г. Д. Онискевича.

*     *     *

Список всех известных побед Майора Г. Д. Онискевича:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
102.01.1943 г.1  Ме-109Юго - Западный фронтМиГ-3, ЛаГГ-3,

Ла-5, Ла-7.
202.02.1943 г.1  Ме-109Армянский - Тубы
305.07.1943 г.1  FW-190Безлюдовка - Шебекино
411.08.1943 г.1  FW-190Богородичное
517.08.1943 г.1  Ме-109Долгенькая
619.08.1943 г.1  Ju-87Долгенькая
731.08.1943 г.1  FW-189Краматорская
809.09.1943 г.1  FW-189Долгенькая
919.09.1943 г.1  Ме-109Красноармейский
1027.11.1943 г.1  Ме-109Кошкаревка
1128.11.1943 г.1  Ме-109Павловка
1222.04.1944 г.1  FW-189юж. Гырбовец
1310.05.1944 г.1  Ju-88Аснашени
1415.05.1944 г.1  FW-190Чемишени
151  Ju-87Коржева

      Всего сбитых самолётов - 19 + 8  [ 15 + 0 ];  боевых вылетов - 482;  воздушных боёв - 206.


Возврат

Н а з а д