Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Орехов Владимир Александрович

Орехов Владимир Александрович

Родился 8 января 1921 года в городе Тула, в семье рабочего. Окончил 8 классов. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года иладший лейтенант В. А. Орехов в действующей армии. По июль 1941 года служил в составе 87-го ИАП; с августа 1941 года по май 1945 года - в 434-м ИАП  ( 21 ноября 1942 года преобразован в 32-й Гвардейский ИАП ).

К марту 1943 года командир звена 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 210-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт )  Гвардии старший лейтенант В. А. Орехов совершил 235 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 8 и уничтожил на земле 2 самолёта противника.

1 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы штурманов. С 1968 года Гвардии полковник В. А. Орехов - в запасе. Жил в Минске. Работал в ГВФ. Умер 4 февраля 1997 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( трижды ), 18 медалями.

*     *     *

"Типичный" малоизвестный советский ас Владимир Орехов родился 8 января 1921 года в городе Туле в семье рабочего. Окончил 8 классов неполной средней школы. В январе 1939 года, в возрасте 18 лет, поступил в знаменитую Качу, в 1940 году окончил военную авиационную школу лётчиков и начал службу в составе 87-го истребительного авиационного полка  ( 16-я САД Киевского особого военного округа ), дислоцирующимся на Украине.

В первый же день войны его И-16 с бортовым номером "33" был уничтожен на земле, какое - то время Орехов оставался "безлошадным", иногда летая на боевые задания на самолётах других лётчиков.

И-16 тип 24 мл.лейтенанта В.А.Орехова. 1941 г.

В тылу, куда он вскоре был отправлен, Владимир получил назначение во вновь сформированный 434-й истребительный авиационный полк, куда прибыл в августе 1941 года.

434-й ИАП был укомплектован, как отмечается в историческом формуляре полка, "из лётчиков и техников расформированных частей на различных фронтах Отечественной войны".

В состав формируемого полка вошли младший лейтенант В. А. Орехов, братья лейтенанты Михаил и Виктор, прибывшие из 2-го ИАП и воевавшие с первого дня войны на Юго - Западном фронте, другие уже побывавшие в боях пилоты, но по разным причинам оставшиеся "безлошадными" и направленные в тыл на переформирование.

434-й ИАП получил на вооружение истребители ЛаГГ-3 первых серий, вооружённые одной пушкой, двумя 12,7-мм пулемётами БС и двумя 7,62-мм пулемётами ШКАС и имевшие большой запас топлива в пяти баках. В первых же боях ЛаГГ-3 с Ме-109 стало ясно, что советский истребитель проигрывает противнику в максимальной скорости, скороподъёмности и маневренности. Кроме того, выяснилось, что ЛаГГ-3 легко срывался в штопор при резком перетягивании ручки на себя на любых режимах полёта.

Уже в первых вылетах Орехов сбил над Любанью вражеский истребитель Ме-109, застав его врасплох во время взлёта.

26 сентября 434-й истребительный авиаполк в составе 5 ( ! ) исправных самолётов ЛаГГ-3, ведомый капитаном Панчевым, лётчики - Корзников, Гарам Михаил, Никифоров и Орехов - вылетел на штурмовку аэродрома противника Любань. Во время внезапного штурмового удара нашим лётчикам удалось уничтожить на земле 14 самолётов противника. Возвращаясь на свой аэродром, советские лётчики встретили 10 Me-109 и вступили с ними в бой, во время которого капитан Панчев и старший лейтенант Корзников сбили по одному "Мессеру". Лейтенант Михаил Гарам и младший лейтенант Орехов в этом воздушном бою также сбили по одному Ме-109.

Сам Владимир Александрович Орехов о штурмовке 26 сентября вспоминает так:

"Взлетели мы в утренние сумерки. Линию фронта пролетели на малой высоте, летели в стороне от дорог и населённых пунктов над лесисто - болотистой местностью. На аэродром вышли внезапно для противника. Мы горкой набрали высоту, довернув свои самолёты на стоянки, забитые самолётами. Наша группа начала расстреливать их. Над стоянками выросли чёрные клубы дыма и пламя загоревшихся самолётов. Было видно, как забегали гитлеровцы, спешили укрыться, занять боевые позиции.

Уже на втором заходе зенитки открыли яростный огонь. Навстречу потянулись гирлянды трасс. Но перед нами враг, и мы бьём его. На выходе из атаки я заметил взлетающий истребитель противника Ме-109, довернул свой самолёт, с близкого расстояния прицельно всей мощью огня всадил в него длинную очередь. Самолёт загорелся, окутался пламенем, рухнул на землю и взорвался за аэродромом.

Над аэродромом появились истребители противника. У нас кончались горючее и боезапас. Мы с боем отходили на свою территорию. По данным разведки и партизан, мы уничтожили 14 самолётов на земле и 5 сбили в воздухе. Наши потери - 2 самолёта".

29 сентября полк, сдав оставшиеся 5 самолётов, был выведен на новое формирование: лётный состав вылетел на станцию Сейма для пополнения и получения новых самолётов; технический состав приступил к оборудованию аэродрома вблизи деревни Железная Гора Будгощенского района Ленинградской области.

Во 2-м запасном полку 434-й ИАП был пополнен новыми лётчиками. Получил полк и новые ЛаГГ-3 производства горьковского завода № 21. На них были сняты пулемёты ШКАС, демонтированы оба крыльевых топливных бака и установлены предкрылки, повышавшие устойчивость самолёта на малых скоростях и его взлётно - посадочные характеристики. На новых самолётах были смонтированы направляющие для 6 реактивных снарядов РС-82.

ЛаГГ-3 из 434-го ИАП.

6 ноября 1941 года на новом ЛаГГ-3 лейтенант В. А. Орехов сбил Ju-88 в районе станции Пчежва.

С 30 октября по 1 декабря 434-й ИАП потерял 15 самолётов, из которых небоевые потери составили 9 самолётов.

За участие в разгроме Тихвинской группировки противника всему личному составу 434-го ИАП была объявлена благодарность. Орденами Красного Знамени были награждены капитан С. Корзников, старший лейтенант Митрошин, лейтенанты Коровченко и Орехов.

11 января 1942 года звено в составе старшего лейтенанта И. Избинского, лейтенанта В. Орехова и младшего лейтенанта Таняшина уничтожило разведчик Hs-126 в районе Чудово.

3 февраля лётчики М. Гарам и В. Орехов вылетели на прикрытие своих войск. Во время патрулирования в районе Спасская Полисть наша пара была атакована пятёркой Ме-109. В результате воздушного боя самолёты Гарама и Орехова были подбиты, лётчики совершили вынужденную посадку и вернулись в полк через 3 дня.

10 марта 1942 года 434-й ИАП, сдав оставшиеся 7 самолётов ЛаГГ-3, был направлен на переформирование в 6-й запасной авиационный полк на аэродром в городе Рассказово  ( Тамбовская область )  для укомплектования и перевооружения на новую материальную часть - самолёты Як-1.

Всего с 24 августа 1941 года по 10 марта 1942 года 434-й истребительный авиационный полк произвёл 745 боевых вылетов и записал на свой счёт 28 сбитых в воздушных боях самолётов противника. Наиболее результативными лётчиками полка стали: капитан С. Корзников - 4 сбитых самолёта лично и 2 - в группе, старший лейтенант И. Избинский - 2 лично и 2 - в группе, лейтенант В. Орехов - 3 лично и 1 - в группе, младший лейтенант М. Гарам - 2 лично и 1 - в группе, майор Корягин - 2 самолёта лично, младший лейтенант Чернов - 2 самолёта лично, младший лейтенант Коровченко - 1 лично и 2 - в группе.

Як-1 В.А.Орехова

10 июня 1942 года, после очередного переформирования, 434-й ИАП получил приказ командующего ВВС генерал - лейтенанта авиации А. А. Новикова передислоцироваться на Юго - Западный фронт. На фронт были направлены 1-я авиационная эскадрилья под командованием капитана В. П. Бабкова и 2-я эскадрилья под командованием капитана А. И. Якимова  ( по 10 самолётов Як-1 в каждой ). 3-я эскадрилья полка в тот момент была укомплектована только техническим составом и поэтому осталась в Люберцах.

12 июня 434-й истребительный авиационный полк в составе 19 самолётов перебазировался на полевой аэродром Песчанка вблизи города Валуйки и вошёл в состав ВВС Юго - Западного фронта.

13 июня майор И. И. Клещёв открыл счёт победам своего полка, сбив Ме-109 в районе Шиповатое. В этот же день полковая группа из 14 истребителей, ведомая Клещёвым, в составе лётчиков Бабкова, Якимова, Избинского, Захватаева, Каюка, Алкидова, Карначёнка, Котова, Орехова, Савельева, Хользунова, Парфенова и Ходакова встретила более 15 истребителей противника и вступила в бой, в результате которого был сбит один Ме-109, засчитанный всем лётчикам как одна групповая победа.

Во время боя лейтенант В. Алкидов был ранен, но не вышел из боя, а затем, проявив самообладание, смог посадить самолёт на аэродроме Уразово. В этом же бою был повреждён и самолёт Орехова, а сам лётчик был ранен в руку и ногу. Лётчику удалось посадить подбитую машину "на брюхо" в расположении своих войск, после чего Владимир был отправлен в госпиталь. Однако выздоровление затянулось - лейтенант В. Орехов вернулся в свой полк только в августе 1942 года, когда 434-й ИАП находился на очередном переформировании в Люберцах.

Участвуя в ожесточённых боях за Сталинград, Орехов одержал ещё несколько побед. Так, 18 сентября в 7:00 25 истребителей 434-го авиаполка вылетели в район станции Котлубань. В воздушных боях было сбито 3 самолёта противника: по одному Ме-109 записали на свой счёт старший лейтенант Орехов и младший лейтенант Паушев, майор А. Ф. Семёнов сбил разведчик FW-189. После выполнения задания вся группа без потерь приземлилась на аэродром Большая Ивановка, на котором полк стал базировался до вывода на переформирование.

Андрей Яковлевич Баклан вспоминал о тех днях:

"Володя Орехов обладал ценнейшим для лётчика качеством - видеть в воздухе всё. Бывало, летим группой, и никто ещё ничем не обеспокоен, небо кажется чистым, а Орехов уже передает по радио предупреждение: "Вижу "Мессеров". Очень много значит - заметить противника раньше, чем он заметит тебя, - это можно считать залогом победы".

После Сталинграда Владимир Орехов сражался в составе Северо - Западного и Калининских фронтов.

В начале 1943 года командование полком принял полковник В. И. Сталин - сын Иосифа Виссарионовича. Орехов к тому времени был Старшим лейтенантом, командиром звена. Начались упорнейшие бои в районе Демьянска.

28 января в районе озера Большой Иван старший лейтенант Орехов сбил Ме-109.

Одну из своих побед Владимир Орехов одержал 21 февраля. В тот день погода значительно улучшилась, поэтому с утра над полем боя происходили жаркие схватки. Лётчики полка за день совершили 47 самолёто - вылетов на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и в воздушных боях уничтожили 4 самолёта противника, один из которых сбил командир звена старший лейтенант Орехов.

Як-7 В.А.Орехова

Василий Сталин, несмотря на малый боевой опыт, тоже поднимался в воздух. Летал он обычно в звене Героя Советского Союза Сергея Долгушина, ведущим второй пары. Всего совершил около 30 боевых вылетов и имел 2 личные победы. Его ведомым часто был Владимир Орехов. В одном из боёв, оторвавшись от ведомого, Василий Сталин едва не был сбит. Вот как описывает это С. Ф. Долгушин:

"Дело было между Демьянском и Старой Руссой. Мы были восьмёркой или десяткой, а немцев - около 30. Я оттягивал бой на свою территорию. Вдруг замечаю, какому - то "Яку" заходит в хвост "Фоккер" и вот - вот ударит. Я был в невыгодном положении и стрелять прицельно не мог. Даже сейчас не пойму, как я вывернул, чуть не сломал машину, но "Фоккера" из хвоста выбил. Вгляделся - на "Яке" цифра "12" - Вася. Он погнался за немцем и оторвался от "каши", а его ведомый Володька Орехов отстал от него. Бой прошёл нормально, никого не потеряли, у Василия даже пробоин нет. Когда сели, я доложил, как положено, потом отошли в сторону, и я ему высказал всё, что думал, не стесняясь в выражениях. Василий слушал, слушал, потом говорит - "Сергей, может хватит ?" -   А сам смеётся...".

К марту 1943 года командир звена 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 210-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт )  Гвардии старший лейтенант В. А. Орехов совершил 235 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 8 самолётов противника и 2 уничтожил на земле.

В марте 1943 года 32-й ГвИАП получил новейшие тогда истребители Ла-5ФН. Владимир Орехов летал на самолётах с бортовыми номерами "93" и "23".

7 марта лётчики полка провели несколько успешных боёв, во время которых Владимир Орехов сбил один истребитель противника.

15 марта 32-й ГвИАП совершил несколько боевых вылетов на прикрытие переправ через реку Ловать. Во время вылета восьмёрка Як-1 под командованием командира эскадрильи капитана С. Долгушина встретила 14 истребителей противника. Немецкие лётчики, имея численное превосходство, вступили в бой с нашей восьмёркой, надеясь на лёгкую победу. Но ведущий группы так организовал бой, что противнику не удалось воспользоваться своим превосходством. Сбив 3 самолёта противника, наша группа без потерь вернулась на свой аэродром. Победителями стали С. Долгушин, В. Орехов и А. Шишкин.

21 марта группа лётчиков 32-го Гвардейского авиаполка в составе полковника В. Сталина, подполковника Н. Власова, майора В. Бабкова, капитана В. Орехова и старшего лейтенанта В. Луцкого сопровождала правительственный "Дуглас", на котором летел командующий ПВО генерал М. С. Громадин, на участке Калинин - Москва.

В начале апреля 1943 года 32-й ГвИАП перебазировался на аэродром у подмосковного города Малино, где в целях унификации авиационной техники в 3-й ГвИАД лётчики полка приступили к переучиванию на истребители Ла-5. Первая эскадрилья полка получила самолёты Ла-5ФН, вторая и третья - Ла-5Ф.

"На самолётах Ла-5, - вспоминал Владимир Орехов, - наши лётчики не боялись лобовых атак. Мотор достаточно надёжно защищал лётчика от пулемётно - пушечного огня противника. В целом это был отличный истребитель".

В.А.Орехов

1 мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу" Гвардии старшему лейтенанту Владимиру Александровичу Орехову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К тому времени на его боевом счету числилось уже 11 личных и 1 групповая победы.

Летом 1943 году он участвовал в боях под Курском, где сбил 4 FW-190.

Так, утром 8 июля мощная группировка противника при поддержке авиации, пытаясь обойти стойкую оборону 13-й армии, нанесла удар по её правому флангу. На земле и воздухе разгорелись ожесточённые бои. В бой вступили истребители 1-го ГвИАК, которые прилагали все усилия, чтобы надежно прикрыть наземные войска и не допустить прорыва противника в зоне своей ответственности. Старший лейтенант Орехов уничтожил FW-190 в районе Елизаветино.

12 июля лётчики 32-го ГвИАП заявил об уничтожении 21 самолёта противника, в том числе 10 бомбардировщиков. В числе мноших других отличился и В. Орехов, сбивший 1 самолёт.

13 июля лётчики полка заявили об уничтожении 17 самолётов противника. Отличились лётчики Горшков и Корчаченко, сбившие по 2 самолёта. Орехов добавил к своему счёту ещё один.

15 июля войска Центрального фронта перешли в контрнаступление. С этого момента Орловская группировка противника оказалась под комбинированными ударами войск Брянского, Центрального и Западного фронтов. Вновь начались тяжёлые воздушные бои. В этот день лётчики Келейников, Орехов и Шульженко записали на свой счёт по одному FW-190.

Группа лётчиков 32-го ГвИАП. Лето 1943 г.

Участники войсковых испытаний Ла-5ФН из 32-го ГвИАП  ( слева направо ):
Гвардии старший лейтенант В. А. Орехов, Гвардии подполковник В. И. Давидков,
Гвардии старший лейтенант Н. Н. Шульженко, Гвардии капитан В. И. Гаранин.

Владимир Орехов был не только отважным истребителем, он обладал и редким талантом воздушного разведчика, его хорошо знали даже в наземных войсках. Ведение воздушной разведки - дело далеко не лёгкое. Длительный полёт над вражеской территорией всегда опасен: можно встретить истребителей противника, попасть в зону зенитного огня, даже заблудиться, поскольку местность зачастую незнакомая. Особенно трудно приходилось при фотографировании: аппарат включался обычно на малой высоте, где огонь немецких "Эрликонов" бывал достаточно точен. Поэтому на разведывательные задания посылались лишь опытные лётчики, обладавшие к тому же острым зрением, наблюдательностью и цепкой памятью. Не каждый хороший лётчик способен был стать хорошим разведчиком. Владимир Александрович по праву считался одним из лучших разведчиков не только в своём полку, но и во всей дивизии.

Ла-5ФН В.А.Орехова

Герой Советского Союза Андрея Яковлевич Баклан, служивший некоторое время в одном полку с Ореховым, писал после войны:

"Володя в полной мере обладал ценнейшим для лётчика качеством - видеть в воздухе всё. Бывало, летим группой, и никто ещё ничем не обеспокоен, небо кажется чистым, а Орехов уже передаёт всем по радио предупреждение: "Вижу противника !". Очень много значит - заметить врага раньше, чем он заметит тебя, - это уже можно считать залогом победы. За весь период войны мне попался лишь один лётчик более "глазастый" чем Орехов - Иван Кожедуб".

15 декабря 1943 года тяжёлый бой пришлось выдержать восьмёрке Ла-5ФН 1-й эскадрильи 32-го Гвардейского ИАП с 18 Ju-87 и 8 FW-190. В этом бою Владимир Орехов был подбит, но сумел благополучно приземлиться на своём аэродроме. Позднее он вспоминал:

"Когда вышел из кабины, то увидел, что вся левая хвостовая часть побита, стабилизатора не было, руль высоты держался на одном узле, весь киль побит, на руле поворота одни лохмотья. Всё хорошо кончилось, противник взял малое упреждение, и очередь пришлась по хвостовой части самолёта, а наш "Лавочкин" живуч и с такими повреждениями летает".

В начале 1944 года лётчики 32-го Гвардейского полка вели напряжённые бои. 8 января восьмёрка Ла-5, возглавляемая майором Ореховым, патрулировала в районе озёр Зароповское и Лосвида. С пункта наведения ей сообщили, что к линии фронта приближается большая группа вражеских самолётов. Орехов приказал своим лётчикам занять разомкнутый боевой порядок и следовать за ним в указанный район.

Через несколько минут они обнаружили около 25 бомбардировщиков Не-111, идущих клином под прикрытием 6 истребителей FW-190. Решение у Владимира созрело мгновенно. Группе Сергея Долгушина он приказал связать боем истребители прикрытия, а сам атаковал "Хейнкели".

Долгушин повёл свою четвёрку навстречу "Фоккерам", находившимся несколько в стороне, в плотном боевом порядке. Четвёрка же Орехова, имея преимущество в высоте, спикировала на "Хейнкели". Те встретили наших лётчиков беспорядочным огнём: очень уж стремительной была атака. От точных пушечных очередей майора В. А. Орехова и младшего лейтенанта С. А. Романова загорелись, а затем врезались в землю флагманский "Хейнкель" и ещё один, находящийся рядом с ним. Остальные, освобождаясь от бомбового груза, стали разворачиваться и со снижением уходить на запад. За ними последовали и "Фоккеры", не принявшие боя с Долгушиным. Преследовать их не имело смысла - в баках наших истребителей оставалось мало горючего. Главное же было сделано: намерение противника нанести удар по наземным войскам удалось сорвать. И Орехов повёл свою восьмёрку на аэродром...

В июне 1944 года 32-й Гвардейский ИАП действовал на Оршанском направлении. Вспоминая бои в небе Белоруссии, Владимир Орехов отмечал, что господство в воздухе было у советских лётчиков. Воздушные бои происходили не так часто, немецкие лётчики уклонялись от схваток. Но не всегда...

28 июня 6 Ла-5ФН под командованием командира эскадрильи Гвардии майора Орехова встретили большую группу немецких самолётов: 27 Ju-87 и 10 FW-190. Внезапная атака со стороны солнца удалась, и в ходе боя было сбито 6 самолётов противника. Один "Фоккер" сбил Владимир Орехов.

С начала января 1944 года противник предпринимал настойчивые попытки восстановить утраченное положение. Его авиация активно поддерживала свои войска, пытавшиеся перейти в наступление. Поэтому в воздухе не прекращались жаркие бои. В отдельные дни в воздухе одновременно патрулировало над полем боя до 30 - 40 истребителей 1-го ГвИАК.

В феврале выдалось лишь несколько лётных дней. Лётчики 32-го Гвардейского ИАП вели ограниченные боевые действия. Исключением явился день 6 февраля, когда лётчики провели несколько воздушных боев, в которых сбили 5 самолётов противника. Владимир Орехов записал на свой счёт один FW-190.

В 9 часов утра 23 июня 1944 года ударные группировки 3-го Белорусского фронта перешли в наступление. В целом наступление развивалось успешно. Но на левом крыле фронта, на направлении главного удара, противник оказывал упорное сопротивление. Полки 1-го Гвардейского авиакорпуса группами по 4 - 12 самолётов блокировали аэродромы противника, прикрывали наступающие войска фронта и вели воздушную разведку. Летчики, возвращавшиеся с боевых заданий, с воодушевлением докладывали о результатах успешных действий наших штурмовиков и бомбардировщиков.

Однако, несмотря на превосходство в силах и средствах, наши наземные войска в первый день боёв не смогли прорвать оборону противника. Только с 26 Июня наступление стало развиваться более успешно. 28 июня в воздушных боях майор В. Гаранин, капитан В. Орехов, старшие лейтенанты Корчаченко и Боровик сбили по одному FW-190.

5 августа лётчики 32-го Гвардейского ИАП уничтожили 5 FW-190, один из которых записал на свой счёт Гвардии капитан В. А. Орехов.

12 августа 1-я эскадрилья полка под командованием Владимира Орехова отбыла в Тулу для переучивания на новые самолёты Ла-7. К 8 сентября лётчики, переучившиеся на новый самолёт Ла-7 на аэродроме Мяснова под Тулой, перегнали в полк новые машины. 2-я и 3-я эскадрильи полка переучивались на новые истребители под руководством пилотов 1-й эскадрильи непосредственно на оперативном аэродроме Балкайцы. Переучивание лётного состава на Ла-7 особого труда не представляло: новый "Лавочкин" мало чем отличался по технике пилотирования от Ла-5ФН, но был, правда, строже на разбеге и пробеге.

15 сентября 1944 года, уже на новеньком Ла-7, Орехов сбил ещё один FW-190. Сам Владимир Александрович вспоминал о том бое так:

"Во второй половине дня получил задачу парой в свободном полёте прикрыть наземные войска в районе Бауски, Латвия. В этом же районе находились 2 группы по 8 Ла-5 нашего братского 137-о Гвардейского полка. После взлёта группы мы с ведомым лейтенантом П. И. Павловым взлетели и, набрав высоту 4000 метров, вышли в заданный район. Мы заметили пару истребителей FW-190 на одной высоте. Подав команду ведомому приготовиться к бою, с набором высоты пошёл на сближение с противником. Мы атаковали его, и с первой атаки я сбил ведущего, а Павлов - ведомого. Но в это время сами попали под огонь звена истребителей FW-190. Во время боя Павлов немного отстал, и его атаковала пара "Фоккеров". Заметив это, я передал ему по радио, чтобы он сорвал свой самолёт в штопор, в хвосте противник, а сам энергичным маневром пошёл на выручку. Но истребители противника успели поджечь самолёт Павлова. Пётр Иванович выпрыгнул из горящего самолёта с парашютом. Я не успел выбить противника из-под хвоста его машины. "Фоккеры", видя, что их атакуют, со снижением ушли на запад. Прикрыв спускающегося парашютиста  ( он приземлился в расположении наших войск ), я вернулся на свой аэродром.

Настроение было удручённое, первый бой на новом самолёте окончился неудачно: хотя мы сбили 2 самолёта противника, но и сами потеряли один. Пётр Иванович получил ожоги лица и рук, но после лечения в госпитале вернулся в полк и продолжал бить врага до конца войны".

Ла-7 Гв.майора В.А.Орехова

20 сентября 1944 года В. Орехов уничтожил FW-190, который оказался последним самолётом противника, сбитым им во время войны.

В.А.Орехов

В конце декабря 1944 года Герой Советского Союза Гвардии майор Владимир Александрович Орехов был направлен на курсы повышения квалификации в Полтавскую высшую офицерскую школу штурманов ВВС Красной Армии и участия в боевых действиях против Германии уже не принимал.

После окончания школы получил назначение штурманом 246-й ИАД, которая в составе Забайкальского фронта участвовала в войне с Японией. Сопротивления противника в воздухе не было, истребители занимались штурмовкой японских войск и разведкой. Гвардии майор Орехов совершил в небе Маньчжурии 3 боевых вылета.

Всего за годы войны В. А. Орехов совершил 420 боевых вылетов, в том числе 40 - на штурмовку, 25 - на разведку, провёл 105 воздушных боев, в которых сбил 19 самолётов лично и 3 - в группе, 2 аэростата, уничтожил на земле 4 самолёта.

В послевоенное время продолжил службу в ВВС. До 1950 года служил штурманом 246-й ИАД. В 1950 - 1951 годах - командир 356-го истребительного авиационного полка 246-й ИАД 45-й Воздушной армии Забайкальского военного округа. В 1951 - 1953 годах - главный штурман 65-го истребительного авиакорпуса. В 1953 - 1959 годах - старший штурман 182-й истребительной авиационной дивизии Дальней авиации. В 1960 - 1968 годах - старший, главный штурман 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 61-го ГвИАК  ( 24-й Воздушная армия, Группа советских войск в Германии ).

В 1967 году Гвардии полковнику В. А. Орехову присвоено почётное звание "Заслуженный военный лётчик СССР". За время своей лётной работы освоил около 30 типов самолётов, в том числе сверхзвуковые МиГ-21ПФМ и Су-7Б. Общий налет - 4 225 часов.

Владимир Алексеевич Орехов уволился в запас в 1968 году. Жил в Минске, работал в Гражданской авиации.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора В. А. Орехова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".   Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
126.09.1941 г.1  Ме-109севернее ЛюбаньЛаГГ-3, Як-1, Як-7,

Як-9, Ла-5, Ла-7.
228.09.1941 г.1  Do-215  ( в паре - 1 / 2 )Северо - Западный фронт
306.11.1941 г.1  Ju-88станция Пчежва
412.11.1941 г.1  Ju-88севернее Перница
511.01.1942 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 )Липовик
613.06.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 14 )Шиповатое - Средний Бурлу
718.09.1942 г.1  Ме-109станция Котлубань
820.09.1942 г.1  Ме-109Котлубань
906.01.1943 г.1  Не-111Тележниково
1028.01.1943 г.1  Ме-109озеро Большой Иван
1121.02.1943 г.1  Ме-109севернее Годиново
1207.03.1943 г.1  FW-190Ручьи
1315.03.1943 г.1  FW-190Хмели
1408.07.1943 г.1  FW-190Елизаветино - Майская 3opя
1512.07.1943 г.1  FW-190Вяжи
1613.07.1943 г.1  FW-190Кочеты
1715.07.1943 г.1  FW-190Веселье
1812.11.1943 г.1  аэростатСтарое Никулино
1908.01.1944 г.1  Не-111станция Боровляне
2006.02.1944 г.1  FW-190Старое Село
2128.06.1944 г.1  FW-190Холопеничи
2205.08.1944 г.1  FW-190Гриэзес
2315.09.1944 г.1  FW-190Элиячи
2420.09.1944 г.1  аэростатОгре

       Всего сбитых самолётов - 19 + 3  ( + 2 аэростата );   боевых вылетов - 420;  воздушных боёв - 102.


Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

         © AirFighters.RU