Главная | Источники | 

HSU

Оскаленко Дмитрий Ефимович

Оскаленко Д.Е.

Родился 7 Ноября 1920 года в деревне Следюки, ныне Быховского района Могилёвской области, в семье крестьянина. Окончил 3 курса Минского политехнического техникума. С 1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Ленинградское военное авиационно - техническое училище. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. В 1941 году Окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года Лейтенант Д. Е. Оскаленко в действующей армии. По Октябрь 1941 года служил в 193-м ИАП; по Ноябрь 1941 года - в 194-м ИАП; по Сентябрь 1942 года - в 26-м ИАП. Отличился при обороне Ленинграда. Один из первых овладел техникой ночных полётов.

К Июню 1942 года командир звена 26-го истребительного авиационного полка  ( 7-й истребительный авиационный корпус, Ленинградская армия ПВО, Войска ПВО территории страны )  Старший лейтенант Д. Е. Оскаленко совершил 197 боевых вылетов, в 23 воздушных боях лично сбил 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 26 Сентября 1942 года погиб при выполнении боевого задания.

Всего совершил 230 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил 12 самолётов противника лично и 3 - в составе группы.

14 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды.

Похоронен в посёлке Дубровка Всеволожского района Ленинградской области. Его именем названы улицы в городах Санкт - Петербург и Быхов, площади в посёлке Дубровка и селе Следюки. На здании Дубровской средней школы установлена мемориальная доска.

*     *     *

"В нашей дружной боевой семье лётчиков, защищавших Ленинград, было много людей большой отваги и мужества, чьи подвиги яркой страницей вошли в историю Великой Отечественной войны. Один из них - Герой Советского Союза Дмитрий Ефимович Оскаленко. Он одним из первых на Ленинградском фронте освоил полёты в ночных условиях. В кромешной тьме, обходя огонь вражеских зениток, он и его товарищи наносили удары по вражеским аэродромам и пехоте. Воевал Оскаленко недолго. Он погиб, защищая Ленинград. Но сделал очень много: в воздушных боях сбил 23 вражеских самолёта. Имя Дмитрия Оскаленко было присвоено эскадрилье, в которой он служил".

Эти слова принадлежат бывшему лётчику - истребителю, активному участнику боёв за Ленинград, Герою Советского Союза Ивану Павловичу Неуструеву.

"Дмитрий ещё в Каче зарекомендовал себя способным слушателем. Он досконально изучил материальную часть, безукоризненно владел теорией, был примером для однокашников в технике пилотирования. По прибытии в Ленинградский военный округ его назначили в 26-й истребительный авиационный полк, на вооружении которого имелись самолёты И-16 и И-153  ( "Чайки" ). Два месяца учёбы в мирных условиях Оскаленко использовал с максимальной пользой для повышения своего лётного мастерства, а когда началась война, он сразу же включился в активные боевые действия. Вскоре имя 20-летнего Лейтенанта гремело не только в его родном полку, но и в других частях соединения".

А это пишет в своих воспоминаниях не менее известный лётчик - истребитель, дважды Герой Советского Союза Н. Ф. Кузнецов.

"Когда встал вопрос: кого из фронтовиков пригласить на митинг Ленинградской молодёжи, в числе других была названа фамилия лётчика - истребителя Дмитрия Оскаленко, позднее удостоенного звания Героя Советского Союза.

Митинг состоялся 14 Августа а Таврическом дворце. Из - за воздушных тревог трижды приходилось прерывать работу. Оскаленко приехал с опозданием, потому что принимал участие в отражении вражеских налётов. Он выступил на митинге после писателя Всеволода Вишневского и сказал, что, несмотря ни на какие трудности, воины полны решимости разгромить зарвавшегося врага. Затем рассказал о своём опыте ночных полётов и обратился с призывом ко всем воинам фронта: "Первым нападай на врагов, сколько бы их ни было. Выигрывай каждую секунду в бою. Этим и достигается победа".

Эти строки принадлежат бывшему помощнику начальника Политуправления Ленинградского фронта по комсомольской работе Полковник И. С. Бачурину.


Я долго думал, с какого эпизода начать рассказ об этом человеке. Может, с того, как Дмитрий Оскаленко дрался один против 7 вражеских самолётов ?   Или как он отметил День авиации 18 Августа 1941 года, когда сбил сразу 3 немецких самолёта ?   Впрочем, не менее интересны и его ночные бои. Вот, например, что пишет в своей известной книге "Под крылом - Ленинград" кандидат исторических наук И. Г. Иноземцев:

"Не сумев уничтожить корабли Краснознамённого Балтийского флота, немецкое командование решило запереть их в восточной части Финского Залива. В Мае - Июне 1942 года оно предприняло попытку с помощью авиации заминировать фарватеры в районе военно - морской базы Кронштадт. С 27 Мая по 14 Июня немецкие бомбардировщики Ju-88 и He-111 в целях минирования произвели 306 самолёто - вылетов... Минные постановки велись ночью, сначала с высоты 800 - 1200 метров, но из - за больших потерь врагу пришлось увеличить высоту до 3000 - 4000 метров. Но и эта операция ему не удалась. При минных постановках противник потерял несколько десятков самолётов. Особенно отличились в те дни лётчики 26-го истребительного авиаполка Капитан В. А. Мациевич и Старший лейтенант Д. Е. Оскаленко".

А что, если рассказать о Дмитрии Оскаленко не языком боевых эпизодов, а его собственными словами ?

То, что писал Дмитрий, вовсе не предназначалось для опубликования. Это его письма жене. Всего их было 12. Первое датировано 20 Июля 1941 года, последнее - 21 Сентября 1942 года. Вот короткие выдержки из этих писем:

Первое письмо Дмитрия Оскаленко:

"Не удивляйся этому письму и тому месту, откуда я пишу. Ведь это неизбежно на войне. Через 3 часа после нашего расставания моя машина было подбита, я кое - как дотянул до линии фронта и приземлился на огороде, где, к великой радости, были наши. Сейчас чувствую себя хорошо. Лишь небольшой осколок повредил мне нос и лоб: придётся полечить..."

Второе письмо Дмитрия Оскаленко:

"Знаешь, Нина, сегодня бесчисленное множество посетителей совершенно меня расстроило. Хорошо быть здоровым... Я жду не дождусь, когда выпишусь и снова в бой. Скорее бы драться..."

Третье письмо Дмитрия Оскаленко:

"Я на старом месте. Снова влился в настоящую авиационную жизнь, немного подлетнул, как говорится, душу отвёл. Тянет меня в бой. Скорее бы !..."

Четвёртое письмо Дмитрия Оскаленко:

"Получил твоё письмо от 14 Марта. Как я был рад !  В эту же ночь летал первый на штурмовку, заставил замолчать одну зенитку и потом работали беспрепятственно. От хорошего настроения зависит и успех в работе..."

Оскаленко Д.Е.

Пятое письмо Дмитрия Оскаленко:

"На днях получил твоё письмо и очень был рад ему... Ты пишешь насчёт леса, где по пояс лазаешь по снегу, валишь деревья. Насчёт жизни где - нибудь в лесу, ты в точности узнала мои мысли. Я в нём родился и вырос, но несколько лет назад уехал из своих родных лесных краёв... Я сейчас буду всеми силами и средствами драться за каждую минуту жизни. Но не только своей..."

Шестое письмо Дмитрия Оскаленко:

"Ниночка, ты не знаешь характера нашей семьи. Мы много говорить не можем. Никто... Я люблю людей крепких, неболтливых, с серьёзным умом и чистым сердцем. Что уж сказал, так сделал. Такие люди по мне. Вот что я любля в своих ребятах - так умение быть хозяевами своего слова. С такими людьми хоть куда - на бой и подвиг..."

Седьмое письмо Дмитрия Оскаленко:

"Работать приходится день и ночь. Ночью самому, а днём вывозить молодёж, чтобы быстрее могли вместе со "стариками" бить врага. А той ночью, когда я писал письмо, все говорят, что я здорово отличился..."

В ту ночь Дмитрий Оскаленко сбил вражеский самолёт. Это была одна из первых ночных побед под Ленинградом.

Готовя летнее наступление на Ленинград, немецкое командование решило в первую очередь уничтожить корабли Балтийского флота, пока скованные льдом на Неве, они были лишены возможности маневра.

4 Апреля 1942 года в 18 часов 05 минут РЛС "Редут" обнаружила крупные группы немецких самолётов, идущие курсом к городу. В налёте участвовало 132 бомбардировщика под прикрытием 20 истребителей.

Оскаленко Д.Е.

В считанные минуты система ПВО была приведена в боевую готовность, 20 советских истребителей поднялись в воздух и пошли навстречу врагу. Над Финским заливом разыгрался напряжённый воздушный бой, в котором лётчики Мациевич, Оскаленко, Апполонин и Беликов сбили по одному бомбардировщику. Однако удержать такую армаду противника они не смогли и около 60 вражеских самолётов сумели прорваться к стоянкам кораблей, где были встречены интенсивным заградительным огнём зенитной артиллерии. В результате, немецкие лётчики не смогли нанести прицельного удара и наши корабли почти не пострадали.

В конце Апреля ночные налёты на Ленинград возобновились. В одну из ночей, наши лётчики - ночники, вылетев навстречу трём немецким бомбардировщикам, пытавшимся минировать Финский залив, в коротком бою уничтожили всю группу противника: один был сбит Капитаном В. А. Мациевичем и два - Старшим лейтенантом Д. Е. Осталенко...

Восьмое письмо Дмитрия Оскаленко:

"Нового в моей жизни ничего нет. Всё собираюсь съездить на ренген, что - то уж слишком болит в правом боку. А в общем - ничего, даже совестно болеть. Как вылетишь в бой - все болезни разом проходят..."

Девятое письмо Дмитрия Оскаленко:

"Жив здоров, и вообще всё в порядке. Третьего числа ещё подрался и ещё увеличил счёт на одного стервятника. Приходится тяжеловато, потому что вожу молодёжь, а учить её драться не так легко. Сегодня пока спокойно. Наверное, будем работать ночью, потому что слишком ясная погода..."

Десятое письмо Дмитрия Оскаленко:

"Пишу тебе после очень жаркого дня. Вот уже темнеет, писать почти невозможно, да и ночная работа предстоит. День прошёл в жестоких боях, одного парнишку потерял на глазах, сам зверски устал, 4 часа дрались, шею натёр - не повернуть. Но немцам изрядно надавали. Свой счёт увеличил ещё на один..."

Оскаленко Д.Е.

Одиннадцатое письмо Дмитрия Оскаленко:

"Вчера, почти в это время, я написал одно письмо, сейчас решил продолжить, так как тогда меня прервали. За прошедший день произошли кое - какие события, из - за которых пришлось немного пережить. Думали уже всё, что не стало Гришина, но его спас друг - белый купол. Только пришлось бедняге выкупаться. А так всё прошло благополучно..."

Двенадцатое письмо Дмитрия Оскаленко:

"Только что получил от тебя письмо. Слушай, ну как тебе не совестно упрекать меня: "Или ты мне не хочешь писать". Поверь, что 2 дня назад я написал сразу же письмо, хотя времени почти не было. Молодёжь возил ночью, вводил в строй. Толковые ребята. Хорошие будут помощники в боях. Сегодня как - то скучновато. Поужинали, пропели кое - какие песни, и все разбежались...

Я подсчитал свои дела: ни много ни мало, а 14 фашистов я уже срубил, причём троих ночью. И всё же мало. Надо больше, без счёта. Ненавижу их, а потому и рука моя так страшна для врага, поэтому я и недоволен тем, что достиг в боях. До тех пор, пока я жив, буду без устали бить ненавистных врагов..."

*   *   *

Через 5 дней после написания этого письма командир 2-й эскадрильи 26-го истребительного авиационного полка Капитан Д. Е. Оскаленко погиб. В воздушном бою в районе Невской Дубровки ( Ленинградская область )  он был сбит. Дмитрий выпрыгнул с парашютом, но высота оказалась слишком мала... Было ему тогда 22 года. Эскадрилье, которой он командовал, было присвоено имя Героя.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана Д. Е. Оскаленко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
112.08.1941 г.1  Ме-110ВитиноИ-16.
21  Ме-109Спасская Полисть
31  Ju-88Чудово
416.08.1941 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / ? )Невская Дубравка
525.08.1941 г.1  Ju-88Любань
609.09.1941 г.1  Ju-88Волосово
714.09.1941 г.1  Ju-88Красногвардейск
819.09.1941 г.1  Ju-88Мга
904.04.1942 г.1  Ju-88Стрельна
1002.06.1942 г.1  Ju-88Уусикюля  ( ночью )
1105.06.1942 г.1  Ju-88сев - зап. о. Котлин  ( ночью )
1210.06.1942 г.1  Не-111Терийоки - Уусикюля  ( ночью )
1302.08.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Ново - Паново
1403.08.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 5 )Красное Село
1510.09.1942 г.1  Ме-109сев - зап. Мга

      Сбитых самолётов - 12 + 3;  боевых вылетов - более 200;   воздушных боёв - около 30.


Возврат

Н а з а д



Главная |  | Источники | 

     © AirFighters.RU