Главная | Источники | 

Золотая Звезда Героя Советского Союза

Панин Павел Алексеевич

Панин Павел Алексеевич

Павел Панин родился в 1908 году в городе Царицыне  ( Волгоград ), в семье рабочего. С 1932 года в рядах Красной Армии. Окончил военную авиационную школу лётчиков и лётчиков - наблюдателей. В 1938 году принимал участие в боях с японскими захватчиками в небе Китая.  [ Согласно некоторым источникам участвовал в гражданской войне в Испании 1936 - 1939 годов, что не соответствует действительности. ]

Зимой 1939 - 1940 годов участвовал в Советско - Финляндской войне.

С 1941 года капитан П. А. Панин на фронтах Великой Отечественной войны, сражался в составе 255-го ИАП. Эта часть была сформирована в мае 1941 года и первоначально входила в состав 36-й авиационной дивизии Киевского особого военного округа.

С 22 июня по 20 августа 1941 года полк участвовал в боях на Юго - Западном фронте. За это время лётчики совершили 815 боевых вылетов, провели 54 воздушных боя, в которых сбили 16 самолётов и 2 аэростата наблюдения противника. Кроме того, полк произвёл свыше 60 вылетов на штурмовку техники и живой силы противника.

С 20 августа 1941 года по 20 марта 1942 года 255-й истребительный авиаполк находился в составе 2-й запасной авиационной бригады на доукомплектовании. Личный состав осваивал новую материальную часть - самолеты ЛаГГ-3.

7 мая 1942 года полк влился в ударную авиагруппу Ставки Верховного Главнокомандования. Авиагруппа обороняла Ленинград и его пригородные районы. 2 июля 1942 года 255-й истребительный авиаполк в составе этой авиагруппы  ( переименованной 19 Июля 1942 года в Особую морскую ), перебазировался на Северный флот.

Особая морская авиагруппа  ( командующий генерал - майор авиации Н. Т. Петрухин )  в составе 13, 20 и 255-го истребительных авиационных полков, 28, 29 и 221-го бомбардировочных авиаполков и 32-го минно - торпедного авиаполка, действовала на Северном флоте с июля по октябрь 1942 года. Позднее полк был перевооружён американскими истребителями Р-39 "Аэрокобра" и продолжал действовать в составе ВВС Сеферного флота.

П.А.Панин у самолёта Р-39.

Майор П. А. Панин у своей "Аэрокобры".  Весна 1943 года.

26 августа 1943 года командир 255-го истребительного авиационного полка  ( 5-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Северного флота )  майор П. А. Панин поднял по тревоге 6 истребителей, которые вступили в бой с 30 вражескими самолётами. В ходе боя 8 немецких машин удалось сбить, враг отступил, но и наша группа вернулось с задания без своего командира: он прикрыл от "Мессершмитта" атакующий торпедоносец, и был сбит вместо него...

К тому времени отважный лётчик - истребитель выполнил 114 боевых вылетов. Участвуя в 18 воздушных боях, сбил 13 самолётов.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 6 личных побед лётчика. ]

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года майор Панин Павел Алексеевич посмерьно удостоен звания Героя Советского Союза.

Улица имени П.А.Панина.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, а также иностранным орденом.

Бюст П. А. Панина, в числе 53-х лётчиков - североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее Героев - авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области  ( автор Э. И. Китайчук ). Фамилия П. А. Панина выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле, - в память лётчиков, штурманов, стрелков - радистов ВВС Краснознамённого Северного флота погибших в море в 1941 - 1945 годах, открытого 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново  ( скульптор Э. И. Китайчук, архитектор В. В. Алексеев ). Его именем названа одна из улиц.

На родине Героя - в городе Волгограде в его честь установлена мемориальная доска.


*     *     *

Список всех известных побед майора П. А. Панина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
129.09.1942 г.1  Ме-109р-н МурманскаИ-16, ЛаГГ-3, Як-1,

Р-39 "Аэрокобра".

207.05.1943 г.1  Ме-110р-н Мурманска
303.06.1943 г.1  Ме-109мыс Шарапов
412.07.1943 г.1  Ме-109Вардэ
517.07.1943 г.1  Ме-109Бос - фиорд
626.08.1943 г.1  FW-190Сюльте - фиорд

      Всего сбитых самолётов - 6 + 0;  боевых вылетов - 114;   воздушных боёв - 18.

[ В представлении к званию Героя Советского Союза говорится, что лётчик одержал 13 побед.
Однако, данный факт не подтверждается оперативными документами, хранящимися в архивах. ]

*     *     *

Последний вылет майора П. А. Панина.

День 26 августа 1943 года выдался на редкость ясным и погожим. На море стоял полнейший штиль. Сверху особенно чётко просматривался крупный караван вражеских судов, прижимавшихся к скалистым берегам. К нему и держала курс группа наших самолётов, состоявшая из торпедоносцев 9-го Гвардейского полка во главе с Гвардии капитаном А. И. Островским и штурмовиков 46-го полка во главе с капитаном Д. Д. Комиссаровым. Сопровождали ударную группу истребители 255-го полка  ( ведущий - командир полка майор П. А. Панин )  и 20-го полка  ( ведущий - командир эскадрильи капитан Н. М. Соколов ).

Самолёты в чётком боевом порядке приближались к тёмным громадинам транспортов, осевших под тяжестью грузов до самой ватерлинии. Цепочку транспортов, медленно продвигавшихся вперёд, опоясывало со стороны моря тройное полукольцо боевых кораблей. Над караваном повисли истребители сопровождения. С нескольких десятков корабельных палуб и с высокого скалистого берега ощетинились навстречу североморцам сотни стволов орудий и пулемётов разного калибра.

На боевой курс наши самолёты выходили под огнём. А сверху на ударную группу свалилась шестёрка FW-190. Лётчик 255-го полка лейтенант Ф. Е. Самарков со своим ведомым получили задание отсечь атакующие "Фоккеры". В лобовой атаке Самарков первой же очередью сбил одного из них. Остальные в боевом порядке пошли на Самаркова. На выручку товарищу подоспел капитан А. Н. Калашников со своим ведомым комсоргом эскадрильи младшим лейтенантом А. А. Борисовым.

Калашников обрушился внезапно и в упор расстрелял один из "Фоккеров", когда тот отвернул вправо, подставив свой бок. Борисов зашёл в хвост второго самолёта и, нажав на газ, рванул машину вперёд. Голубоватые трассы впились в чёрные кресты на крыльях. Плоскости "Фоккера" покрылись языками пламени.

Но эта атака оказалась гибельной и для комсорга. Не успел он лечь в вираж, как оказавшиеся в хвосте его "ястребка" сразу 3 FW-190 мощными очередями свалили самолёт в море...

Увидев гибель своего любимца, североморцы с удвоенной энергией пошли на врага. Гвардейцы - торпедоносцы уже вышли на расчётный рубеж сброса торпед. В самый последний момент атака оказалась под угрозой срыва. С двух направлений на торпедоносцы свалилось 2 группы вражеских самолётов: 6 FW-190 и 8 Mе-110. "Сто десятых" четвёрка североморцев во главе с капитаном Калашниковым перехватила заблаговременно и связала боем. Лейтенант Самарков с ходу врезался в их строй и расчленил его. На развороте он с короткой дистанции расстрелял один "Мессершмитт". Ведомый Самаркова младший лейтенант А. Ф. Горбачёв свалил ещё одного. Третьего с близкого расстояния прошил очередью капитан Калашников. На выручку "Сто десятым" подоспело 4 Mе-109. Встреченные в лоб капитаном Калашниковым, они потеряли ведущего и повернули следом за уходившими с поля боя "Сто десятыми".

А в это время неравная схватка произошла и на другом фланге. "Фоккеры" были уже близки к цели, заняв выгодную позицию для удара по торпедоносцам. Но между ними внезапно появилась пара североморских ястребков. То были машины командира полка Павла Панина и его ведомого полкового поэта Николая Сосновского. Майор Панин рванул свою машину в сторону первой пары "Фоккеров". Ведомый следовал за ним. Немцы уклонились от встречи и отвернули с боевого курса. Тогда Панин атаковал вторую пару FW-190, вышедших на линию огня. С нескольких десятков метров он прицельно открыл огонь. Один самолёт мгновенно вспыхнул и перешёл в отвесное пике. Второй фашист бросился наутёк.

Не успели Панин с Сосновским развернуться для новой атаки, как увидели пару FW-190, с нарастающей скоростью заходивших в хвост торпедоносцам. Втянуть противника в бой не хватало времени. Но ещё не поздно было сорвать замысел врага. И командир решил принять удар на себя, прикрыть своим самолётом торпедоносцы. Ведомый не отстал от командира. Путь вражеским снарядам был преграждён. Ужаленные огненными струями, оба краснозвёздных "ястребка" в крутом пике упали в море. Подошедший к месту боя капитан Калашников услышал в наушниках слова командира: "Бейте гадов до последнего !".

В то же мгновение на водной глади взметнулись к небу фонтаны, прогрохотали взрывы. Экипаж капитана Островского торпедировал головной транспорт. На нём вспыхнул пожар. Ещё один транспорт быстро уходил под воду. Это сработали торпеды, сброшенные экипажами молодых лётчиков старших лейтенантов Н. И. Зайцева и В. В. Пирогова.

Торпедоносцы потерь не понесли. Успех им обеспечила группа штурмовиков Комиссарова. "Илы" нанесли бомбово - штурмовой удар по кораблям охранения. Подавляя огневые точки, они расчистили путь торпедоносцам. В воздушном бою совместно с истребителями капитана Соколова штурмовики сбили 10 вражеских самолётов.

В результате удара противник понёс значительные потери. Через 2 дня в сводке Совинформбюро сообщалось об успешном развитии наступления советских войск на Ворошиловградском направлении, а далее говорилось:

"В Баренцевом море наша авиация потопила транспорт противника водоизмещением в 6000 тонн. Другой немецкий транспорт серьёзно повреждён. В воздушных боях морские лётчики сбили 18 самолётов противника".

А 29 августа в очередной сводке Совинформбюро наряду с сообщениями о победах частей и соединений Красной Армии под Таганрогом было и такое:

"В Баренцевом море наша авиация потопила 2 транспорта общим водоизмещением в 8000 тонн и сторожевой корабль противника. В воздушных боях над конвоем сбито 6 немецких самолётов".

В тот день одержал победу экипаж самолёта - торпедоносца старшего лейтенанта В. В. Пирогова, проявивший в первых же вылетах смелость и волю, решительность и настойчивость при выполнении торпедных атак.

А 4 из 6 вражеских самолётов сбили лётчики 255-го полка капитан М. И. Харламов, старший лейтенант Ф. Е. Самарков, лейтенант В. А. Бурматов и младший лейтенант А. Ф. Горбачев. Это был их первый взнос в счёт мести за гибель командира полка майора Панина, младшего лейтенанта Сосновского и младшего лейтенанта Борисова.

Каждого из погибших однополчане хорошо знали и любили. Павел Алексеевич Панин был душой сплочённого боевого коллектива полка. Волжский богатырь, выросший в семье потомственного рабочего, он стал не только лётчиком высшего класса, но и умелым руководителем. Имея за плечами опыт двух войн, Панин делал всё чтобы воспитать у своих лётчиков выносливость, воинскую мудрость, жгучую ненависть к врагу и стремление к победе.

Сражаясь с первых дней Великой Отечественной войны под Киевом, он отстаивая город Ленина на Неве, а затем воюя в небе Заполярья, Панин защищал тем самым и свой родной Сталинград, где у него осталась семья, сын, родившийся, когда он уже воевал.

На Северном флоте Панин воевал с 7 июня 1942 года, стал мастером сопровождения торпедоносцев и штурмовиков. Перед последним вылетом командир напутствовал ведомых:

- У врага много преимуществ - огонь кораблей и береговых батарей, десятки самолётов над конвоями. А мы противопоставим фашистам своё умение, смелость и дерзость. Торпедоносцы прикроем своим телом, но задачу выполним.

Командир 255-го истребительного авиационного полка майор П. А. Панин совершил 114 боевых вылетов, провёл 26 воздушных боёв, сбил 13 вражеских самолётов. На его счету 7 лично сбитых немецких истребителей. Полк под его руководством уничтожил 87 самолётов противника. Сопровождаемые им торпедоносцы потопили 4 транспорта, 2 танкера, сторожевик и повредили 4 корабля.

(Из материалов книги В. С. Бойко - "Крылья Северного флота". Мурманское книжное издательство, 1976 год.)





"Аэрокобры" в 255-м ИАП Северного Флота.

Возврат

Н а з а д



Главная |  |  | Источники | 

         © AirFighters.RU